Викторина "Время Ивана IV".
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Викторина "Время Ивана IV" проводится в виде командной игры. В ней представлены 30 вопросов по различным направлениям деятельности Ивана Грозного. Тип урока: повторительно обобщающий.Цель урока: закрепить изученные ранее темы, связанные с внешней и внутренней политикой Ивана IV и сформировать устойчивое представление о периоде его правления. Викторина рассчитана на 40 минут учебного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 254.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Викторина « Время Ивана IV»
Цель урока: Закрепить изученные ранее темы, связанные с внешней и внутренней политикой Ивана IV и сформировать устойчивое представление о периоде его правления.
Задачи урока:
Обучающие:
- Актуализировать у учащихся знания о биографии и начальном периоде правления Ивана Грозного
- Способствовать формированию целостного представления о реформах Ивана Грозного
- Проследить изменения во внутренней политике во второй половине правления Ивана Грозного и их причины
- Закрепить в сознании учащихся результаты и последствия военных компаний Ивана Грозного
- Способствовать закреплению знаний относительно событий, дат и терминов по данной теме.
Развивающие:
- Способствовать совершенствованию умений применять полученные знания на практике
- Продолжить формирование навыков взаимодействия в команде
- Совершенствовать умение давать ответ на поставленный вопрос
Воспитательные:
- Способствовать развитию познавательного интереса к истории своей страны
- Формирование патриотического сознания учащихся
- Воспитание уважительного отношения к культурным традициям России
- Формирование собственной оценки происходящих событий и политических деятелей
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-викторина
План урока: Викторина пройдет в несколько этапов
1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного. Начало царствования. Первые реформы
2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного
3 Этап Опричнина
4 Этап Заключительный этап правления Ивана Грозного. Итоги правления
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация: Викторина «Время Ивана IV».
Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, сословно-представительная монархия, местничество, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, опричнина, земщина.
Основные даты: 1547-1560 - Деятельность Избранной Рады, 1549 - Созыв первого Земского собора, 1550 - Принятие Судебника, 1552 г. — Взятие Казани русскими войсками. Присоединение Казанского ханства, 1556 г. — Присоединение Астрахани к России, 1558–1583 гг. — Ливонская война, 1565–1572 гг. — Опричнина, 1581г – начало похода Ермака в Сибирь,1581г - Указ о заповедных летах, 1582 г. 15 января — Перемирие Русского государства с Речью Посполитой в Запольском Яме, 1583 – Плюсское перемирие со Швецией, 1533 (1547) – 1584 – правление Ивана 4
Персоналии: Иван IV, Андрей Курбский, митрополит Макарий, Сильвестр, Адашев, Стефан Баторий
Методы: практический, наглядный, метод закрепления и контрол
Методологические приемы: командная игра, работа с источниками и картами.
Дидактическая структура урока/этап урока/цель этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | 5 мин | Приветствие учеников. Проверка посещаемости Учитель сообщает формат урока, знакомит с правилами проведения викторины, отвечает на вопросы учащихся | Приветствие учителя, подготовка рабочего места Учащиеся знакомятся с правилами, задают вопросы по проведению викторины |
Мотивационно целевой этап | 2 мин | Учитель представляет ученикам вводную часть и предлагает учащимся разделиться на команды, придумать своим командам названия | Ученики делятся на команды, сообщают названия |
Содержательно-операционный | 30 мин | Учитель с помощью презентации проводит викторину, которая содержит устные и письменные вопросы, а также задания на соотнесение фактов, установление хронологической последовательности событий и т.д. Параллельно учитель ведет подсчет баллов каждой команды и поясняет ответы, данные участниками викторины. | Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания викторины, при необходимости задают вопросы учителю |
Подведение итога | 3мин | Учитель подводит итог урока, объявляет победившую команду и оценивает активность и вовлеченность каждого учащегося Учитель сообщает домашнее задание: составить небольшой кроссворд, ребус, загадку на выбор по изученным темам | Учащиеся записывают домашнее задание |
Вопросы викторины:
1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного. Начало царствования. Первые реформы
- Родителями Ивана Грозного были Иван 3 и Елена Глинская
Неверно: Иван 3 был дедом Ивана Грозного, а отцом был Василий 3, мать – Елена Глинская
- У Ивана Грозного было много братьев и сестер
Неверно: у него был 1 младший брат Юрий, глухонемой и очень больной
- Иван Грозный венчался на царство в 1547г, чтобы получить неограниченные права
Верно: принятие царского титула поднимало международный авторитет России.
- Неофициальным правительством молодого царя стала Избранная рада – кружок единомышленников
Верно: опираясь на это правительство, царь начал проводить первые реформы
- Для противостояния боярам царь созвал в 1549г Земский собор – собрание стрельцов, которые должны были его отныне защищать
Неверно: Земский собор был собранием представителей всех русских земель. На нем присутствовали бояре, духовенства и служилые люди, позже на него стали приглашать представителей всех слоев населения, кроме крепостных крестьян. Цель собора – обсуждение преобразований
- В 1550г на Земском соборе был утвержден Судебник, в нем был увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день
Верно
- В ходе военной реформы 1550г Иван Грозный отменил местничество – систему распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков
Неверно: царь ограничил местничество только на время военных походов
- В 1556г была проведена реформа местного управления, в ходе которого был изменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с нее повинностей (тягло)
Верно
- Уложение о службе, принятое в 1556г, уравнивало во многом бояр и дворян и способствовало формированию общерусского служилого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу
Верно
2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного
- Каковы были цели присоединения Казанского ханства?
Ответ: 1. Прекращение набегов на русские земли 2. Освобождение русских пленников 3. Получение плодородных земель для раздачи дворянам 4. Получение волжского торгового пути
- Выберите из списка территории, присоединенные Иваном Грозным:
1)Сибирское ханство
2)Крымское ханство
3)Казанское ханство
4)Астраханское ханство
5)Ингрия
6)Большие ногаи
7)Территория Ливонского ордена
Ответ: 1,3,4,6
- Для защиты от набегов крымских татар на южных рубежах страны было начато строительство _________________ черты
Ответ: засечной
- Поход против сибирского хана Кучума возглавил атаман __________________
Ответ: Ермак Тимофеевич
- Укажите название войны, события которой показаны на карте.
Ответ: На карте показаны события Ливонской войны
- Ливонская война началась в 1558г и длилась 25 лет
Верно
- Причиной войны стала неуплата дани орденом за город Юрьев
Неверно: это был повод. Причиной являлось ослабление ордена и желание заполучить гаван на Балтийском море
- Ход Ливонской войны резко изменило перемирие 1559г
Верно: за время перемирия орден перешел под покровительство Литвы и Польши, а в 1561г прекратил свое существование.
- В 1569г в результате Люблинской унии Польша и Швеция объединились и создали государство Речь Посполитая
Неверно: объединились Польша и Литва
- Какое событие в ходе войны привело к ее окончанию?
Ответ: осада Пскова войсками Стефана Батория
- По Плюсскому 1583г договору с Польшей Россия сохранила побережье Балтийского моря
Неверно: Плюсский договор был подписан со Швецией. Россия потеряла выход на Балтийское море
3 Этап Опричнина
- Опричнина была введена царем в 1565г для ослабления боярства
Верно
- Символами опричников были метла и голова собаки
Верно. Они должны были грызть царских изменников и выметать измену из государства
- Страна в ходе опричнины была поделена на опричнину, где правил царь и земщину, которой ведали бояре
Верно
- С каким событием была связана отмена опричнины в 172г?
(набегом Девлет – Гирея на Москву)
4 Этап Заключительный этап правления Ивана Грозного. Итоги правления
- В 1581г правительство ввело___________ лета, запретив тем самым крестьянам уходить из вотчин и поместий
Ответ: заповедные
- В результате деятельности Ивана Грозного к концу его правления бояре попали в полную зависимость от царя
Верно
- Прочитать документ на с. 87. Как оценивает автор деятельность царя?
Ответ: отрицательно
- О каком термине идет речь?
Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца ____________________-
Ответ: крепостное право
- Иван Грозный был современником английской королевы Елизаветы 1
Верно. Он даже к ней сватался
- Итоги царствования Ивана Грозного были печальны
Верно: страна была разорена Ливонской войной и опричниной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Рецензия информирует о произведении В.Г.Распутина, содержит его краткий анализ и оценку. ...
Презентация к уроку по повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
Урок по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" проходил в форме читательской конференции, где ребята делали свои сообшения по темам: " Противостояние", "белое и черное", "мужское и женское" и...
Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Тест по истории 10 класс. правление Ивана III и Ивана IV
Тестовая работа по истории 10 класс -правление Ивана 3 и Ивана 4...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...