Патриотическое воспитание в условиях ФГОС
методическая разработка по истории (11 класс)

Стебенёв Александр Васильевич

Развитие  личности  выдвигается  как  основная цель  образования , а  патриотизм –как  одна  из  основных  ценностных  характеристик  личности. История как и другие  учебные предметы  гуманитарного  цикла,  играет  важную  роль  в  воспитании  патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

            Патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС

 План  работы

1. Роль  и  значение  патриотического  воспитания

2. Современные  подходы к  патриотическому воспитанию 

3. Принципы и система  патриотического  воспитания

1. Роль  и  значение  патриотического  воспитания

     В  современных условиях  реализации  ФГОС,  как  и  всегда,  необычайно  велика  роль  патриотического  воспитания  в  духовном  развитии  личности. Развитие  личности  выдвигается  как  основная  

цель  образования , а  патриотизм –как  одна  из  основных  ценностных  характеристик  личности. История как и другие  учебные предметы  гуманитарного  цикла,  играет  важную  роль  в  воспитании  патриотизма. 

         Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников. проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества.

        Появление патриотизма как сложнейшего социально- психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме.

        В  основе  объективного  стремления  к  патриотизму лежат  глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян  и   русской  армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно.

      Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм, идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские организации, семья и конечно школа. В статье «О комсомольском воспитании»  «всесоюзный староста» М.И. Калинин так обозначает цели воспитания: «Мы должны воспитывать всех трудящихся в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине». Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали  советские  люди   в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания.

        В  период реформ 90- х гг. ХХ века чувство  патриотизма  испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, стало возможным говорить об утрате этого исконного русского и российского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России. Примечательно, что в Краткой философской энциклопедии (576 страниц!) 1994 года издания, раздел «Патриотизм» отсутствует.

       С 2000-х  годов  с  началом   экономического, социального  и  политического  возрождения  России  возросло  внимание  государства к  патриотическому  воспитанию  граждан  и  особенно-молодёжи. Соответственно  современные (последних семнадцати  лет) трактовки понятия патриотизм содержательно отличаются от определений предыдущих лет и отражают происходящие в обществе глубокие изменения. Наблюдается  рост  внимания  к  воспитанию патриотизма.

       Патриотизм представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности или системное качество: социальное чувство (любовь к Отечеству), патриотическая идеология, социокультурная ценность (одна из системообразующих ценностей общегосударственного уровня), критерий и одновременно итог гражданской идентификации, морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение), вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям.

       Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма, исследователями были выделены следующие.

     Вo-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества.

      Во-вторых, патриотизм - своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

          В-третьих, патриотизм - это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала.

          В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национально - культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присущие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.

          В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы» было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Основными  документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; образовательный стандарт общего среднего образования,

В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества.

2. Современные подходы  к патриотическому воспитанию

     Анализ подходов к определению и сущности воспитания; изучение Концепции патриотического воспитания граждан РФ, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015гг.», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Содержания Государственного образовательного стандарта второго поколения, Программы воспитания и социализации школьников; осмысление идей научных трудов вышеназванных исследователей по проблеме дает нам основание рассматривать патриотическое воспитание школьников в широком и узком смыслах; а также как процесс, систему и деятельность.

. Патриотическое воспитание в самом широком смысле - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле исследователи рассматривают патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание как сложная управляемая система, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательноrо, организационного и проявляются, и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Патриотическое воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность школьника, окружающий коллектив (группу людей), общество в целом.

Кратко рассмотрим вопрос о месте патриотического воспитания в современной системе образования и соотношении его с другими направлениями (видами) воспитания.

Анализ литературы по проблеме позволил установить, что в психолого- педагогической научной и учебной литературе отсутствует однозначное понимание содержания патриотического воспитания и его соотношения с другими направлениями (видами) воспитания. Численность и набор компонентов, характеризующих базовую культуру личности, разнится, в ряде учебников по педагогике 90-х, 2000-х, 2010-х годов патриотическое воспитание как особый вид воспитания просто отсутствует.

Одни авторы рассматривают патриотическое воспитание как компонент гражданского.

Другие выделяют такой вид воспитания как гражданско-патриотическое, признавая эти направления равноправными компонентами внутри гражанско - патриотического. Третьи - обозначают только такой вид воспитания как военно- патриотическое, значительно сужая содержание и воспитательный потенциал патриотического воспитания.

Четвертые вообще не упоминают о таком направлении. Последняя тенденция просматривается в целом ряде учебников по педагогике, авторы которых как будто стесняются заявить о патриотических целях воспитания.

Пятая группа определяет место патриотического воспитания, как части духовно-нравственного воспитания, что на наш взгляд сужает деятельностное поле патриотического воспитания.

Шестая группа исследователей вместе с целью патриотического воспитания предлагает решать и цели воспитания культуры межнациональных отношений (И.Ф.Харламов) и толерантности (Н.М. Снопко), что представляется нам целесообразным в условиях актуальности развития общероссийской государственно-патриотической идеологии.

Седьмой подход к соотношению видов воспитания характеризуют А.Н. Варщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов.  Особенностью представлений о роли и месте патриотического воспитания в современном отечественном образовании отмечают исследователи, является то, что оно определяется как системообразующий компонентом всей системы воспитания.

Системообразующие признаки, заключаются в следующих характеристиках:

1. Патриотическое воспитание - это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы - это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.

2. Патриотическое воспитание в системе образования конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определённая форма.

3. Патриотическое воспитание - это репрезентативная система. С одной стороны, это "место встречи" индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.

3.Принципы и система  патриотического  воспитания

Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Основные  принципы  любого  воспитания, в том числе-патриотического, следующие :

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде.

3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

5. Принцип воспитания в труде, отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира.

6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.

8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками.

10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса - семьи школьника и социальных институтов, школы.

Сущность как внутреннее  содержание  главного  в  предмете  предполагает  кроме  принципов, наличие  сущностных  характеристик. Таковыми  в патриотическом  воспитании  являются  многофакторность, системность, перспективность комплексность, ступенчатость, активность, полифункциональный характер.

        Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Системность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания школьников;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.

Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные.

Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.

Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.

Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.

Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:

– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;

– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;

– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.

Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

– целостность;

– систематичность и длительность,

– перспективность,

– комплексность,

– ступенчатость,

– активность,

– полифункциональный характер.

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.

     Выделяется следующий перечень функций патриотического  воспитания :

1) ориентирующая функция,

2) мотивационно-мобилизационная функция,

3) информационно- гностическая функция,

4) организационная функция,

5) преобразующая функция,

6) координирующая функция

7) контролирующая функция,

8) прогностическая функция,

9) коррекционная функция

       Таким  образом  патриотическому  воспитанию  в  современных  условиях  реализации  ФГОС  уделяется  очень  большое  внимание,  тщательно  и  детально   исследуются  теоретические  аспекты  его. Это  является  показателем  повышенного внимания  государства  и  общества  к  воспитанию  личности  современного  россиянина  и  к  образованию  в  целом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников в дополнительном образовании в условиях ФГОС.

В данной презентации я отразила как происходит воспитание школьников в дополнительном образовании на примере хореографического кружка. Какие изменения происходят в этом процессе при переходе на новые ...

Физкультурно-оздоровительные занятия в условиях ФГОС

Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это, во-первых, связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья дет...

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

“Образовательный квест как инновационная форма освоения музыкальной культуры Кольского края в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО”.

   XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для того...

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутст...