Урок "Письменность и знания древних Египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кочегова Ульяна Викторовна

Данный материал предредставляет разработку в системно-деятельностьном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая

Предполагаемые результаты:

Личностные: Осознавать важность культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации.

Метапредметные:

(Работа с информацией)

- Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации.

- Извлекать информацию из источника.

(коммуникативные)

- выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании или письменном.

(универсальные исследовательские)

- определять познавательную задачу; намечать путь ее решения

- соотносить полученный результат с имеющимся знанием

 (Регулятивные)

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов

(познавательные)

Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материалы)

Рассказывать в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов.

Объяснять в чем состоял вклад Ж.Ф.Шампальона в изучение истории древнего Египта.

Объяснять понятия: папирус, иероглиф, пиктография.

Цель: создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации, умения высказывать свою точку зрения, умения оценивать свой ответ и ответы одноклассников, соотносить результаты своей работы с имеющимся знанием.

Д/З прочитать параграф 12, устно ответить на вопросы.

  • Найти современные страны в которых пользуются иероглифами при письме, рассказать о ней.
  • Написать на древнем египетском языке письмо другу.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Актуализация (5 мин)

Проверка домашнего задания (вспоминаем про религию древнего Египта – горячий стул 1 ученик по желанию выходит и отвечает на 3 вопроса от других ребят – условие – 2 вопроса тонких, 1 толстый)

Постановка проблемного вопроса и вызов на затруднение (5мин)

1. Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.
Чуть больше, чем 200 лет назад, тогда ещё мало известный французский генерал Наполеон во главе войска отправился на завоевание Египта. Его военный поход потерпел поражение, но имел положительные результаты другого свойства, а именно – знакомство с древнеегипетской культурой. В составе экспедиции были не только воины, но и учёные, художники, архитекторы, которые тщательно исследовали находки, зарисовывали и записывали всё найденное. В результате было положено начало исследованиям погибшей древнееегипетской цивилизации. Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. 
(Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры). 

2. Но вот какая дилемма: 
С одной стороны мы имеем обилие вещественных источников в виде пирамид, храмов, стел, скульптур, рисунков и надписей на стенах этих сооружений, папирусных рукописей, по которым можно было бы восстановить историю Древнего Египта.
(Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта).
Но, в то же время, эти источники были безмолвны. Сами по себе они не сообщали ни имён фараонов, ни информации о конкретных войнах, походах, событиях. Фактическая история Древнего Египта оставалась неизвестной. Обычно такую информацию дают именно письменные источники. Но в данном случае они ничего не давали, потому что их невозможно было прочитать.

 (Фиксируем 2-й факт: история Др. Египта оставалась неизвестной).
Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?
Какой возникает вопрос? 
Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Почему в Древнем Египте была создана столь сложная письменная система ? Как она была разгадана и расшифрована? Какие научные данные стали доступны человечеству?

3. Записываем тему урока «Письменность и знания древних египтян»

Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

4. Я предлагаю вам решение, посмотрите на утверждения и поставьте знак + или -, то есть согласны вы или нет.

Утверждения

Ответ

Примечание

1. В древнем Египте учиться могли не все, так как обучение стоило дорого, да и выучить около 700 иероглифов было нелегко.

2. Египетское письмо было впервые расшифровано немецким историком Генри Шлиманом.

3. Египтяне писали на бамбуковых дощечках, скрепленных вместе. С помощью палочек из тростника.

4. Египтяне были выдающимися астрономами и математиками, а также изобрели солнечные и водяные часы.

5. Египтяне многого достигли в медицине, так как часто занимались мумификацией.

Как вы считаете, все – мы разрешили возникшую проблему? (нет)

А почему? (мы не знаем правильно ли мы отметили или нет)

Для того чтобы проверить свои догадки, я предлагаю познакомиться с материалом

Приобретение нового знания

Работаем в группах  по инструкции. (8 мин) и мы проверим правильность ваших догадок.

Инструкция для работы в группах

1. Командир распределяет задания в группе.

2. Каждый работает со своим заданием (устно) 5 мин.

3. В течение 2 мин каждый кратко пересказывает результаты своей работы членам группы

4. В течение 1 мин группа готовит выступление по своему вопросу.

5. Отчет групп и выставление оценок другим группам.

РАЗДАЕТ ПАКЕТЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ С ИНСТРУКЦИЕЙ

ГРУППЫ РАБОТАЮТ 8 МИНУТ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

Предъявление своих знаний (10 мин)

ВЫСТУПАЮТ 10 МИН ( ПО 2 МИНУТЫ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Задание 1

1. Прочитайте текст.

2. Ответьтте на вопросы:

- Дайте определение понятию «иероглиф»

- Что является основой египетской письменности?

- Кто мог обучаться в школах? Сколько это занимало времени?

Задание 2

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы: Кто в каком году и каким способом расшифровал египетские иероглифы?

Задание 3

1. Прочитайте текст, рассмотрите изображения и выполните задание.

- Какими материалами пользовались при письме в древнем Египте?

- Расскажите, как делают папирус (составьте алгоритм действия создания папируса).

Задание 4

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы:

- Сколько дней в году было у египтян? Какая звезда была ориентиром?

- Как работали водяные часы?

- Для чего нужна была египтянам математика?

- Каким способом они делали измерения?

Измерьте свою парту, учебник!

Задание 5

1. Прочитайте текст.

2. Выполните задание: составьте алгоритм процесса мумификации.

Решение проблемы (1 мин)

А сейчас проверьте свои предположения и сделайте необходимые пометки в поле примечания.

Рефлексия (работы в группе) (1 мин)

Заполните рефлексивные листы работы в группе.

Рефлексия урока (2)

Мы смогли проверить на уроке предположения?

Что нового мы узнали о письменности египтян?

Домашнее задание (1 мин)

Д/З прочитать параграф 12, устно ответить на вопросы.

  • Найти современные страны в которых пользуются иероглифами при письме, рассказать о ней.
  • Написать на древнем египетском языке письмо другу.

Лист самооценки работы в группе ________________________________________

Критерии

да

нет

  1. Я был активен в группе

  1. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

  1. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

  1. Я не отвлекался от основной работы

  1. Я очень хотел успешно выполнить задание

  1. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают участники группы

  1. Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Я могу поставить себе оценку

Оцени выступления других групп:

Группа

Группа полностью ответила на поставленный вопрос

Группа не полностью ответила на поставленный вопрос

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

1. В древнем Египте учиться могли не все, так как обучение стоило дорого, да и выучить около 700 иероглифов было нелегко.

2. Египетское письмо было впервые расшифровано немецким историком Генри Шлиманом.

3. Египтяне писали на бамбуковых дощечках, скрепленных вместе. С помощью палочек из тростника.

4. Египтяне были выдающимися астрономами и математиками, а также изобрели солнечные и водяные часы.

5. Египтяне многого достигли в медицине, так как часто занимались мумификацией.

.

Лист самооценки работы в группе ________________________________________

Критерии

да

нет

  1. Я был активен в группе

  1. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

  1. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

  1. Я не отвлекался от основной работы

  1. Я очень хотел успешно выполнить задание

  1. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают участники группы

  1. Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Я могу поставить себе оценку

Оцени выступления других групп:

Группа

Группа полностью ответила на поставленный вопрос

Группа не полностью ответила на поставленный вопрос

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Задание 1

1. Прочитайте текст.

2. Ответьтте на вопросы:

- Дайте определение понятию «иероглиф»

- Что является основой египетской письменности?

- Кто мог обучаться в школах? Сколько это занимало времени?

Стены египетских гробниц покрыты загадочными знаками, здесь и змея кобра, и ибис, и пирамида. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами — «священными письменами».

 Основой египетской письменности является рисуночное письмо, или пиктография (каждое слово изображалось в виде рисунка – изображение ног означало «идти» и т.п.). Египтяне стремились зарисовать то, что хотели запомнить. Так возникли знаки-рисунки.

Со временем рисунки стали изображать не только отдельные слова (солнце, дом, быка и т.п.), но и слоги (звуковые сочетания).

Египетская письменность представляла собой набор знаков, передающих звуки произносимых слов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов (иероглифическое письмо). В египетском языке было более 700 иероглифов.

Учиться в Древнем Египте могли только представители знати. Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил. 

Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты.

3. Рассмотрите рисунки и попробуйте составить предложение. Сделайте вывод: удобно ли такое письмо?

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5682ec82256e3/konspiekturokaistoriiv5klassiepotiemiepismiennostiznaniiadrievnikhieghiptian_10.png

Задание 2

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы: Кто в каком году и каким способом расшифровал египетские иероглифы?

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности. Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампольону. Он исследовал знаменитый Розеттский камень — плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э. Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Шампольону удалось прочитать обведённые картушем иероглифы, обозначавшие имена «Птолемей» и «Клеопатра». В итоге Жан-Франсуа Шампольон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия- пиктографическое письмо; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5682ec82256e3/konspiekturokaistoriiv5klassiepotiemiepismiennostiznaniiadrievnikhieghiptian_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5682ec82256e3/konspiekturokaistoriiv5klassiepotiemiepismiennostiznaniiadrievnikhieghiptian_2.jpeg

Задание 3

1. Прочитайте текст, рассмотрите изображения и выполните задание.

- Какими материалами пользовались при письме в древнем Египте?

- Расскажите как делают папирус (составьте алгоритм действия создания папируса).

Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника . Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком. Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1–2 см.).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5682ec82256e3/konspiekturokaistoriiv5klassiepotiemiepismiennostiznaniiadrievnikhieghiptian_38.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5682ec82256e3/konspiekturokaistoriiv5klassiepotiemiepismiennostiznaniiadrievnikhieghiptian_39.png

Задание 4

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы:

- Сколько дней в году было у египтян? Какая звезда была ориентиром?

- Как работали водяные часы?

- Для чего нужна была египтянам математика?

- Каким способом они делали измерения?

Измерьте свою парту, учебник!

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

(Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони? Сколько пальцев в локте? и т.д.)

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Водяные часы были обнаружены в египетском храме и датируются 1330 годом до нашей эры. Металлический или глиняный, а позже стеклянный сосуд наполняли водой. Вода медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, а деления на сосуде указывали который час.

C:\Users\HP\Desktop\6e3893965687cc6884bfe3b45b8d6034d84ef3.jpg

Задание 5

1. Прочитайте текст.

2. Выполните задание: составьте алгоритм процесса мумификации.

Медицина имела высокий для того времени уровень. Связано это было с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Процесс мумификации:

Из тел удалялись внутренние органы через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней масло из тела сливалось.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным.

Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней.

После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного.

Затем над телом работали парикмахеры и косметологи.

Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны.

Затем мумию обматывали бинтами. как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Физминутка!!!! (после письменной работы)

Заслушиваем отчеты групп

5. А сейчас проверьте свои предположения и сделайте необходимые пометки в поле примечания.

Утверждения

Ответ

Примечание

1. В древнем Египте учиться могли не все, так как обучение стоило дорого, да и выучить около 700 иероглифов было нелегко.

2. Египетское письмо было впервые расшифровано немецким историком Генри Шлиманом.

3. Египтяне писали на бамбуковых дощечках, скрепленных вместе. С помощью палочек из тростника.

4. Египтяне были выдающимися астрономами и математиками, а также изобрели солнечные и водяные часы.

5. Египтяне многого достигли в медицине, так как часто занимались мумификацией.

Рефлексия

Заполните рефлексивные листы работы в группе.

Мы смогли проверить на уроке предположения?

Что нового мы узнали о письменности египтян?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Сопоставление фактов Первый факт Обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта Второй факт История древнего Египта оставалась неизвестной

Слайд 8

Какие вопросы возникают?

Слайд 9

Письменность и знания древних египтян

Слайд 10

Утверждения (верно-неверно) 1. В древнем Египте учиться могли не все, так как обучение стоило дорого, да и выучить около 700 иероглифов было нелегко. 2. Египетское письмо было впервые расшифровано немецким историком Генри Шлиманом . 3. Египтяне писали на бамбуковых дощечках, скрепленных вместе. С помощью палочек из тростника. 4. Египтяне были выдающимися астрономами и математиками, а также изобрели солнечные и водяные часы. 5. Египтяне многого достигли в медицине, так как часто занимались мумификацией.

Слайд 11

Инструкция для работы в группах 1 . Командир распределяет задания в группе. 2. Каждый работает со своим заданием (устно) 5 мин. 3. В течение 2 мин каждый кратко пересказывает результаты своей работы членам группы 4. В течение 1 мин группа готовит выступление по своему вопросу. 5. Отчет групп и выставление оценок другим группам (выступление группы не более 2 мин).

Слайд 12

Релакс для глаз, пальчиков и тела

Слайд 13

Первыми знаками для письма были рисунки - пиктограммы. Иероглифы – «священные письмена»

Слайд 14

Жан-Франсуа Шампольон 14 августа 1822 года рассказал всему миру о том, что он смог расшифровать египетские надписи.

Слайд 18

Проверим утверждения Утверждения Ответ Примечание 1. В древнем Египте учиться могли не все, так как обучение стоило дорого, да и выучить около 700 иероглифов было нелегко. 2. Египетское письмо было впервые расшифровано немецким историком Генри Шлиманом. 3. Египтяне писали на бамбуковых дощечках, скрепленных вместе. С помощью палочек из тростника. 4. Египтяне были выдающимися астрономами и математиками, а также изобрели солнечные и водяные часы. 5. Египтяне многого достигли в медицине, так как часто занимались мумификацией.

Слайд 19

Рефлексия 1. Заполните рефлексивные листы работы в группе Критерии да нет Я был активен в группе Я сразу понял, как нужно выполнить задание Я предложил несколько вариантов выполнения работы Я не отвлекался от основной работы Я очень хотел успешно выполнить задание Я внимательно слушал, какие идеи предлагают участники группы Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально Я могу поставить себе оценку

Слайд 20

Рефлексия Мы смогли проверить на уроке предположения? Что нового мы узнали о письменности египтян?

Слайд 21

Домашнее задание Для всех: параграф 12 читать, ответить на вопросы устно. На выбор: Найти современные страны в которых пользуются при письме иероглифами, рассказать о них. Написать на древнем египетском языке письмо другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...