Отбор песенного материала на уроках 10-го класса на тему становления советского государства
статья по истории (10 класс)

Данная статья содержит информацию о отборе песенного материала для уроков истории 10-го класса, связанных с советским государством (его становление и развитие). Использование описанных приемов поможет учителю - предметнику обогатить свою преподавательскую деятельность новыми методическими приемами, связанными с аудиальными источниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отбор песенного материала на уроках 10-го класса на тему становления советского государства

Современному поколению со своими идеалами и устремлениями сложно сопоставить настоящий день с историческим советским прошлым без конкретных примеров и ярких образов. В этом, на наш взгляд, состоит важнейшая роль учителя, на помощь которому приходит разнообразный методический аппарат. Особого внимания в этой связи заслуживает работа с аудио документами, в частности песенным творчеством прошлого. Повышая достоверность исторического материала, оно способствуют погружению в эпоху, служит эмоциональной иллюстрацией. С помощью определенных песен можно проверять знание исторического содержания учащихся, учить приемам источниковедческого анализа,  преподавать новые единицы из историко – культурного стандарта. История, с помощью таких методических приемов, перестает быть мертвой наукой, «оживая» в глазах учащихся.

Интеграция методических приемов, связанных с работой с песенными композициями советского периода, позволяет учащимся не только прочувствовать дух времени, но и способствует формированию собственного мировоззрения и пополняет багаж исторического знания.

В рамках данной статьи мы  акцентируем внимание на песнетворчестве начального советского периода. Актуальность темы обуславливается тем, что огромный потенциал песенной культуры 1920 – х годов не получил в методическом мире должного освещения.  Можно говорить о том, что приемы использования песен на уроках истории в общих чертах освещены в  работе А.А. Вагина.  Он говорил о том, что для работы с грамзаписями могут быть применены следующие типы работы: прослушивание музыкальных произведений, доклады учащихся, комментарии учителя на основе знакомства с популярной литературой, которая содержит разбор произведений. Для погружения в эпоху методист советовал прибегать к песням времен Гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, народным песням о Степане Разине[1].  Солидаризируясь с Вагиным в осознании методической целесообразности использования аудио документов, мы предложим ряд песен, которые можно использовать на уроках истории в 10 классе, посвященных образованию СССР и культурному пространству в 1920 – е годы.  

Наш анализ осуществляется по следующим параметрам: название песни, автор слов, композитор и краткое содержание.

1. «Смело мы в бой пойдём» (музыка – М. Штейнберг, первая дата создания – 1917 год, вторая дата - 1919)

Содержание: речь в песне идет уже не о сокрушении самодержавии, а о создании нового государства,  которое нуждается в защите («Смело, мы в бой пойдем, /за власть Советов, и как один умрем в борьбе за это…»). А главная угроза исходит от «белых цепей».

2. «Красная Армия всех сильней» (музыка – С. Покрасс, слова – П. Григорьев,  дата создания – 1920 год).

Содержание: в данной песне воплощен милитаризированный образ несгибаемых красноармейцев, стремящихся в великому будущему, в которой не будет церковных институтов и тюрем: «Мы раздуваем пожар мировой, / Церкви и тюрьмы сровняем с землей...»[2].

3. «Наш паровоз вперед лети» (музыка – П. Зубаков, слова – Б. Скорбин и А. Спивак, дата создания – 1922 год)

 Содержание: данная песня абсолютно отражает чаяния тех, кто вступает в новый этап своего развития. Подчеркивается историческая преемственность между людьми, которые делали революцию, боролись за красных в период Гражданской войны и теми, кто начал активное строительство нового общества коммунистического порядка: «Мы дети тех, кто наступал // На белые отряды, // Кто паровозы оставлял // И шел на баррикады». Авторы акцентируют внимание на воинственном характере строителей нового общества, готовых отстаивать свое будущее в кровавых боях: «Иного нет у нас пути, // В руках у нас винтовка». Отличительной чертой песен данного периода является и постоянное упоминание тяжелого заводского труда, который обязан восприниматься как необходимый фундамент: «Мы в недрах наших мастерских // Куем, строгаем, рубим // Не покладая рук своих, // Мы труд фабричный любим».\

4.  «Взвейтесь кострами, синие ночи» (музыка – С. Кайдан – Дёшкин, слова – А. Жарова, дата создания – 1922 год)

Содержание: первая песня пионеров, являющаяся официальным гимном данной организации. В ней ярко продемонстрирован идеологический образ подрастающего поколения, которое должно быть «всегда готово» к защите нового будущего советской действительности («Мы пионеры – дети рабочих!», «Мы поднимаем красное знамя // Дети рабочих, смело за нами! // Близится время светлых годов»).  

5. «Вперёд, Краснофлотцы» (музыка -  К. Корчмарев, слова – А. Безыменский, дата создания – 1926 год)

Содержание:  воинственный образ коммунистов, способных в ожесточенных схватке противостоять внешнему и внутреннему врагу. Важным представляется идея мировой революции: «По всем океанам и странам развеем // Мы алое знамя труда.»

6.  «Конная Буденная» (музыка – А. Давиденко, слова – Н. Асеева, дата создания – 1923 год)

Содержание:  походная песня, которая отличается незамысловатостью сюжета и образов, однако она дает фундамент для интересной дискуссии. Она предоставляет учащимся музыкальный портрет конной дивизии Буденного Семена Михайловича, которая должна перейти в решительное наступление после затишья в степи[3].

Каждая из вышеприведенных песен может быть использована в качестве мотивационного модуля по изучению советской культуры 1920 – х годов. Важным представляется осознание методических рисков и условий, связанных с данной работой. В первую очередь, необходимо обеспечить класс средствами обучения: листами с текстами песен, необходимых к прослушиванию, рабочими листами с заданиями и вопросами и непосредственно самими аудио или видеозаписями советских песен. Неотделимым условием для успешной работы с данной методической формой будет четкое осознание учителем познавательных возможностей учащихся, которым предстоит критическая работа с историческим источником. Преподаватель самостоятельно будет регулировать степень собственной включенности в образовательный процесс и помощи десятиклассникам в решении поставленной задачи. Принимая во внимание факт того, что на отбор песенного содержания и создание актуального методического аппарата к нему уйдет определенное количество времени, мы предлагаем несколько готовых сценариев, с помощью которых можно дополнительно стимулировать учащихся на изучение исторического материала.

После того как будут освещены основные вехи, сопутствующие успеху Красной армии в победе над белым движением, мы можем предложить учащимся следующий методический алгоритм работы с песней «Конная Буденная». Урок продолжится словами песни: «Когда несется конница рабочих и крестьян, никто пути пройденного у нас не отберет!». Учитель предложит поразмышлять и высказать предположение, про кого могла быть спета данная песня. Используя контекстные знания, учащиеся должны догадаться, что речь идет об основателе Конной армии РККА Семене Буденном, на это их подтолкнет акцент песни на несущейся коннице. Далее, учитель может предложить десятиклассникам подумать, когда и кем могла быть создана данная песня, был ли ангажирован автор? Почему именно Буденный мог стать ключевой фигурой песни, которая обрела популярность в качестве массового продукта советского государства? Эталонными ответами в данном случае будут служить подобные формулировки: Буденный стал ключевой фигурой данной песни потому, что автор, очевидным образом, был на стороне красноармейцев, был советским композитором, в его время было важно освещать темы, которые закрепляли бы в советском сознании победу красноармейцев, несокрушимость советских идеалов и твердую веру в светлое будущее.

 Потенциал мотивации этой песни высок: учащиеся будут решать некую историческую задачу, им нужно будет разгадать, кто скрывается за данными словами (узнать, насколько пристрастным является автор слов), кому данные слова посвящены (Семену Буденному, легендарному маршалу Советского Союза) и для кого они предназначались (для советских людей, которым необходимо было взращивать себя на героических идеалах).

Интересным в рамках данного модуля будет и разбор следующих строк песни: «Не сынки у маменьки в помещичьем дому, // Выросли мы в пламени, в пороховом дыму». Учащиеся должны будут понять, кто и кому противопоставлен в данных строках, о чем это может нам говорить? Здесь раскрывается образ врага, популярный ход для песнетворчества того периода, идеологически подталкивавший слушателей на «верные» умозаключения. «Маменькины сынки» в данном случае олицетворяют белое движение, которое заранее было обречено, ведь против них те, кто вырос «в пороховом дыму». Мощный идеологический инструмент разжигает в слушателях уничижительное отношение к белогвардейцем и горделивое – за красных. Учащиеся могут сделать выводы о миропонимании советского человека этого периода.

Учитель, также, может обратиться к заглавной песне всего пионерского движения, первой его композиции «Маршу юных пионеров»[4]. Предполагается, что учитель вступит в диалог с учащимися на предмет ассоциаций. Так, на уроке, посвященному советской культуре 1920 – х годов, учитель спросит, что приходит на ум десятиклассникам при словосочетании «детская советская песня». При необходимости он может помочь с нахождением ответа посредством наводящих вопросов. После того как «пионеры» будут определены,  на экране будет выведен ряд вопросов, на которые необходимо будет ответить после прослушивания «Марша юных пионеров»:

1. Ознакомившись с первой песней пионеров, предположите цель создания детской пионерской организации.

2. Докажите, используя текст песни, что пионерская культура была ангажирована.

Эталонные ответы должны смотивировать обучающихся на дальнейшее изучение всей совокупности культурных, общественных, политических аспектов советской жизни. В первую очередь, учащиеся должны определить, что создание пионерской организации – это идеологически обусловленный ход для воспитания подрастающего поколения в духе советской пропаганды. Так, на второй вопрос должен быть дан очевидный ответ о том, что культура этого типа была ангажирована («Мы пионеры – дети рабочих!», «Мы поднимаем красное знамя // Дети рабочих, смело за нами! // Близится время светлых годов»).  

Таким образом, мы на конкретных примерах показываем серьезный потенциал советской песни в качестве методического инструмента для повышения мотивация учащихся на уроке истории. Мы  можем делать вывод о том, что данная тема имеет не только большой интерес для  исследования и дальнейших разработок, но и в настоящее не обладает глубокой степенью изученности, что делает возможным создавать новые комплексы заданий и делать уроки, посвященные советскому периоду истории более цельными и наполненными.

 


[1] Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968. С.  252.

[2] Р.Ш. Абельская. Советская массовая песня как карнавальный жанр // Дискуссия. 2015. С. 118.

[3] Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996. С. 125.

[4] Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996. С. 130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

Материал к уроку в 9 классе по теме: Биоритмы.

В работе рассматриваюся вопросы : определение биоритмов и науки изучающей данную проблему, влияние биоритмов на организм человека. Проводится тестирование учащихся на определение типа личности....

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...