Образовательный проект на тему:"Петр I: личность и эпоха"
методическая разработка по истории (8 класс)
Урок по духовному краеведению Подмосковья для учащихся 8 класса. Цель: оценить масштаб личности императора Петра I, его заслуги перед Россией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по духовному краеведению Подмосковья для учащихся 8 класса. | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ПЕТР I: личность и эпоха» Цель: оценить масштаб личности императора Петра I , его заслуги перед Россией Задачи: изучить личность императора Петра I ; показать и раскрыть роль личности в истории; духовно-нравственное воспитание школьников
Инновационность проекта Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска Технологии: проблемная, ИКТ, системно- деятельностная , тестовая Виды деятельности: обсуждение, выступления, подведение итогов Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая Методы обучения: исследовательско -поисковый, наглядный, словесный
План урока Петр I Великий царь всея Руси и император всероссийский 9 июня 1672 г. – 8 февраля 1725 г. Вклад Петра I в развитие России Реформы Петра I Петр I — создатель армии и военачальник « Российскому флоту быть » Преобразования в экономике , торговле, финансах и промышленности Уроки европеизации «Петр I, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал» Императрица Екатерина II
Большая часть внутренней политики Петра I была продиктована двумя его стремлениями: реорганизацией армии и созданием флота , а также придание Русскому царству европейского облика . Эти направления, ставшие основной причиной всех петровских преобразований, прослеживаются практически во всех его начинаниях. Начало правления. Несмотря на то, что Петр I был коронован еще в 1682 году, а захватившая власть царевна-регентша Софья смещена в 1689, внутренняя политика начинает интересовать его лишь после смерти матери, Натальи Нарышкиной, в 1694 году. Военные реформы — создание флота и регулярной армии. Первым существенным событием стало проведение Кожуховского похода в 1694 году. Это, по сути, были масштабные военные учения , в которых Петр I хотел отработать слаженность новых военных частей — потешных Семёновского и Преображенского полков. Петр умел добиваться от подчиненных сверхчеловеческих усилий. В случае необходимости солдаты и матросы переносили на руках десятки кораблей за сотни верст. Однако он никогда не расходовал их сил попусту и стремился, по его собственным словам, «к одержанию славной Виктории могучим ударом, малой кровью и на чужой земле ». Как глава государства Петр явился основателем регулярных , боеспособных и профессиональных вооруженных сил : русской армии и российского флота Социальные реформы. В сферах образования, здравоохранения и науки. В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке . Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами. Экономические реформы Петра I Великого. Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав. Петр I на уроке истории: Учебные тексты и методические материалы. –М. : ООО «Чистые пруды», 2004. – 32 с. : ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «История»). Иоанн ( Снычев ), митр. Русская симфония. СПб., 2002. Нартов А. К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого // Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи . Париж - Москва - Нью-Йорк, 1993. С. 247-326.
«Судорожная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством чреды временщиков, мало любивших Россию и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее… Православная Церковь была унижена и ослаблена : ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат ), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей - светочей христианской духовности и православного образования. Самодержавие как принцип правления все более искажалось под влиянием идей западноевропейского абсолютизма». Церковная реформа . Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма , как формы правления государства — прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей . Административные реформы Петра I Великого. Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии , когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников . Реформы центрального управления. Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров. Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди. Реформы в области промышленности и торговли . Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I лично убедился насколько Русское царство отставало в промышленном плане от европейских держав. Победа в северной войне и строительство флота были невозможны без организации соответствующего обеспечения и производства. Проводя преобразуя области промышленности и торговли, Пётр I придерживался идей протекционизма (отечественное производство должно иметь преимущество перед иностранным) и меркантилизма (государство должно производить для себя максимум товаров и продавать минимум сырья ). Предпринимал царь и попытки оживить торговлю, ввести акционерные принципы участия в торговых предприятиях .
Учебное задание на этапе опроса Каково ваше личное отношение к Петру I и его реформам? Соотнесите определение и понятие: 1)Духовная коллегия во главе со светским лицом.2) Документ, определяющий систему чинов и порядок продвижения на государственной службе — военной и гражданской . 3)Политика покровительства отечественной промышленности и торговли. а) «Табель о рангах» б) Меркантилизм (протекционизм) в) Синод Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на характер царской власти? Какие флаги , введенные Петром , существуют и в наши дни? В интересах каких сословий в основном проводились петровские реформы?
Проблемные вопросы и задания «и мореплаватель, и плотник, и академик, и герой» Почему Петр I создал Правительствующий Сенат? Почему отменил патриаршество и создал духовную коллегию Синод? Почему возросли расходы на армию? Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли? «Он был великим полководцем, который умел, мог и хотел все сделать сам»
Петр I поручал решение важнейших государственных вопросов наиболее преданным ему лицам , не слишком считаясь с их родословной и ориентируясь на способности людей и их преданность царю . Вначале XVIII в. монарх стал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. При этом вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) находилась в руках императора . Рассказ ученика . Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс ., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс .. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры — строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов; Рассказ ученика. Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф, запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли. Уроки европеизации Урок первый . Широко привлекая иностранцев к преобразованиям, имея в подчинении многочисленную иноплеменную рать, Петр в тоже время никогда не заблуждался относительно истинных намерений и обещаний западных союзников . Урок второй состоит в том, что для масштабных преобразований нужен волевой и ответственный государственный деятель, обладающий сплоченной командой профессионалов . Третий урок содержится в разработке технологии реформаторства. Четвертый урок трагичен. Суть его в том, что после смерти Петра отсутствие преемственности власти в считанные годы во многом обесценило многие усилия титана. И только после победы русской армии в Семилетней войне наша страна сумела восстановить свою роль в Европе. Что такое рекрутский набор ? (ответы учеников) Рекрутский набор – система набора в армию, при которой призывался один рекрут от 20 дворов; неженатый; служил 25 лет; призывной возраст15—20 лет.
Рефлексия «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен » а) критерии факта: дети хорошо усвоили исторический материал касающийся истории России начала Х VIII века, изучили личность первого российского императора Петра I , ответили на проблемные вопросы, интересно представляя свои выступления. Затруднений по подготовке данного урока не было, а, наоборот, был огромный интерес обучающихся к теме урока. Дети с помощью учителя пришли к выводу, что император Петр I сделал очень многое для укрепления России; узнали о том, что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли. б) критерии отношения: положительное отношение к содержанию материала; активность и взаимопомощь детей на всех этапах проведения проекта-урока; положительное отношение к учителю Петр I Великий царь всея Руси и император всероссийский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»
Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...
Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....
Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"
Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...
Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...
Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...
Образовательный проект на тему : «Ученик, выпускник, специалист - личность»
Образовательный проект педагога...
План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"
План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...