Всероссийские краеведческие чтения юных туристов-краеведов. Руководитель Зюзина Н.Д.
проект по истории

Зюзина Нина Дмитриевна

В современных условиях выступает проблема – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свои национальные обычаи, обряды, традиции, искусство. Они помогают человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Усиливается значение народного танца и для собственно хореографического искусства. Знакомство с богатством

танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере хореографов, фольклористов, искусствоведов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийские краеведческие чтения юных туристов-краеведов

Движение «Отечество»

Исследовательская работа

«Мастер и ее творение»

Культурное наследие родного края

«Этнография»

Выполнила: Ученица 9 класса

МБОУ Дубровской №2 средней

общеобразовательный школы

Ферулева Мария Юрьевна

Паспорт Серия1510 номер

914929 Выдан межрайонным

отделом УФМС России по

Брянской области в пос. Дубровка

Дата выдачи 21.06.2011 года

Дата рождения: 10.03.1996 года

Домашний адрес:

242750 Брянская область,

Дубровский район,

П. Дубровка, ул. Ленина д.1

Руководитель: Учитель

общественных дисциплин

МБОУ

Дубровской №2 средней

общеобразовательный школы

Зюзина Нина Дмитриевна

Паспорт 1504066059

Выдан ОВД Дубровского

Района Брянской обл.

01.07.2003 года

Домашний адрес: 242740

Д. Давыдчи. Дубровский район,

Брянская область, ул. Овражная д.3

Адрес школы:242750

Брянская область, п.Дубровка

Микрорайон № 1, школа №2

Дубровка

Содержание

Введение…………………………………………………………….1

Цели и задачи работы……………………………………………..2

Народный танец как составляющая искусства………………..3

Мастер и её творение:……………………………………………..4

А) Становление хореографа-руководителя…………………….4

Б) деятельность ансамбля………………………………………...6

Заключение………………………………………………………….7

Список используемой литературы……………………………….8

Приложения…………………………………………………………9

Введение

Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех видов искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь

Хевлок Эллис

В современных условиях выступает проблема – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свои национальные обычаи, обряды, традиции, искусство. Они помогают человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Усиливается значение народного танца и для собственно хореографического искусства. Знакомство с богатством

танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере хореографов, фольклористов, искусствоведов.

        С ранних лет я танцую, исполняю русские народные танцы. Меня заинтересовали вопросы истории народного танца. Почему в зрительном зале многие люди во время выступлений нашего школьного танцевального ансамбля одновременно радуются и плачут? Как человек танцующий становиться мастером танца и учит данному искусству других? Как сохранить и передать младшим школьникам накопившийся опыт танцевального искусства?

-1-

Цели и задачи работы

        Целью моей работы является изучение истории народного танца, знакомство с творчеством руководителя народного хореографического ансамбля «Виктория» Эльвиры Эткаровны Куприной, с деятельностью ансамбля.

        Задачи:

- изучить литературу об истории народного танца, периодические издания архивный материал Эльвиры Эткаровны Куприной по предмету исследования;

- проанализировать, систематизировать материал;

- оформить стенд для школьного краеведческого музея;

- написать статью в районную газету «Знамя труда».

-2-

Народный танец как составляющая искусства

Народный танец – танец определенной национальности или региона. Является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

        Совершим экскурс в историю народного танца.

        Народные танцы зародились в глубокой древности. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами. Например, у славян – хороводы, связанные с обрядами завивания березки, плетения венков, зажигания костров. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком (притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков).Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках( кастаньеты, тамбурин, барабан, гармошка, балалайка и др.)Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами ( платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм, так плавности хода русской и грузинской танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце – отбивка по голенищу жестких сапог.

        Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил хороводы со своей жизнью, и ни кто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как восточные славяне. Германцы, от природы мрачные, задумчивые и чуждые веселых забав, не знают хороводов. Их народные танцы и круговые песни не могут сравниться с русской пляской и восхитительными напевами наших народных песен. Наши хороводы, душа увеселений девушек слились с русской жизнью.

        Все танцы можно разделить на три основные группы – народные, классические бальные, спортивные.

        «Самая большая ценность, которой награждает человека искусства, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становиться нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить». Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева помогают понять сущность культуры в целом, предназначение для людей одной из ее составляющих – искусства. Ярким носителем источником доброго является подлинное искусство, к которому относится танец. История танцев начинается с народных танцев.

-3-

Мастер и ее творение:

А) Становление хореографа-руководителя

        В нашей школе, в одной из рекреаций второго этажа есть большой, красочно оформленный стенд, рассказывающий о народном хореографическом ансамбле «Виктория» и его руководителе Эльвире Эткаровне Куприной. Сколько ярких, впечатляющих фотографий повествуют об основных событиях биографии руководителя и о её детище – школьном танцевальном коллективе. Его знают все: школа, район, соседи, область, республика. Даже люди, не умеющие танцевать, не сведущие в сфере танца, всегда спешат на выступления народного хореографического ансамбля «Виктория» в среднюю общеобразовательную школу №2 поселка Дубровка Брянской области и районный Дом культуры.

        Своими танцами ребята дарят зрителю массу положительных эмоций, радость, доброту, заряд созидательной энергии, желание заняться творческим делом.

        Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство танцевать наилучшим способом приобщает  человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими.

        Ребята ансамбля добились многого благодаря таланту, вдохновению педагога-руководителя Эльвиры Эткаровны Куприной, которая создала ансамбль  и на протяжении двадцати лет является его руководителем.

         Эльвира Куприна родилась в Казахстане, в городе Приозерске, на озере Балхаш Джезказганской области (сейчас Карагандинская область). В семье росли двое детей. Брат Юрий ( старше на пять лет) по профессии водитель-дальнобойщик. Родители: отец – Эткар Егорович, родом из Германии, по профессии – работник милиции; мама – Мария Никитична, по профессии – продавец. Брат живет и работает в Брянске. Закончила Эльвира восемь классов в Приозерске. В четыре года мама отвела девочку в балетную школу при гарнизонном Доме офицеров. В девять лет девочка Эля сама написала письмо в хореографическое училище города Минска с просьбой рассказать об условиях приема. Когда они с мамой приехали туда, девочку не приняли из-за высокого роста. Эльвира сильно расстроилась и дала себе слово: « Я все равно буду танцевать, несмотря ни на что!»

        По возвращении Эля продолжила танцевать при Доме офицеров. Часто уезжали на гастроли в разные города джезказганской области. После окончания школы Эльвира уезжает к родственникам в  Брянск ( не в Алма-Ату, она была ближе к дому), и поступает в областное культпросвет училище. Учиться было интересно. Три года Эльвира танцевала  в ансамбле училища и в областной филармонии. Помнятся  поездки в город-побратим Брянска Конин (Польша).

-4-

После первого курса стала работать руководителем танцевального коллектива в городе Брянске, в детском Доме-интернате в виде шефской помощи. По окончании оставляли работать в городе, но дипломированный специалист  решает поехать в село Алешня Дубровского района Брянской области. Это было в 1985 году. Там сложилась семья. Сейчас у Эльвиры Эткаровны трое детей ( многодетная мама). Работала на новом месте с энтузиазмом. Заказали танцевальные костюмы в Харькове. Сами шили капроновые бантики на юбки, чешек не было танцевали в белых простых носочках, надевали их на шерстяные. В то время, в 80-е годы, это был первый хореографический ансамбль в колхозе « Заря коммунизма» среди всех хозяйств района, возглавляемый хореографом-профессионалом. Танцевала сама, работники бухгалтерии хозяйства, дети из школы. Ансамбль состоял из возрастных групп, включал 30 человек. Четыре года «гремели» в Алешне и в районе. В 1989 году семья переехала в Дубровку, в собственный дом, который построили сами. Сначала Эльвира работала няней в  детском саду, затем устроилась в школу №2 поселка Дубровка хореографом. Директор школы В.И. Шкляр устроила новому работнику экзамен. В школу поступили накануне хоровые, танцевальные костюмы из Киева. Директор вытаскивала из пакета детали костюмов, которые Эльвира должна была назвать: подъюбник, кокошник и др. На работу приняли. В это время в школе действовала программа развития школы эстетической направленности. Вводятся уроки ритмики во 2-7-х  классах. Заканчивает Эльвира Эткаровна заочно в 2001 году Орловский госинститут искусства и культуры по специальности «социально-культурная деятельность». Своим воспитанникам прививает трудолюбие, так как работать приходится на репетициях в полную меру сил и способностей. Концертные выступления требуют высокой отдачи физических и душевных сил. Участники ансамбля хорошо усвоили правило: без самостоятельной работы дома , без совершенствования физической выносливости ничего не получится. Танцам по книге не научишь, каждый новый танец мастер придумывает сама, а дети воплощают задуманное на сцене. Формируя возрастные группы, Эльвира Эткаровна учитывает танцевальные способности детей, их желание научиться искусству танца.

        Сейчас народный хореографический ансамбль «Виктория» (название Эльвира придумала сама) состоит из 7 групп, учащихся 1-11-х классов. Эльвира Эткаровна имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и культуры РФ, грамотами администрации района и отдела образования за подготовку лауреатов районных и областных конкурсов по самодеятельному художественному творчеству, грамотами администрации Дубровского района и районного Совета народных депутатов за достигнутые результаты в подготовке учащихся к районным и областным конкурсам художественного самодеятельного творчества.

        Всю свою энергию, биение своего сердца, радость, вдохновение учитель-руководитель отдает воспитанникам.

-5-

Б)Деятельность ансамбля

        Хореографический ансамбль «Виктория» был создан в 1990году. Становление ансамбля шло два года.  С 1990 по 1993год-лауреаты зональных конкурсов.

        В 1993 году ансамбль был награжден Дипломом первой степени, ансамбль стал лауреатом областного смотра самодеятельного художественного творчества.

        Ансамбль признали в области.

        1993-2010 годы – лауреат областного смотра самодеятельного художественного творчества среди учащихся.

        2002 год – победитель областного конкурса хореографии «Хрустальная туфелька» г. Брянск

         2007год – дипломант конкурса детских и молодёжных хореографических коллективов «Здравствуй, мир» (Брянск)

        2007год – присвоено звание «Народный»( образцовый)

        2009год – лауреат и дипломант народного конкурса « Танцевальная страна» в номинации народный и эстрадный  танец

        2010год – призер Всероссийского конкурса « Кто во что горазд» ( танец Матрешки) г. Москва – второе место.

        2011год – Почетная грамота за высокое профессиональное мастерство администрации Дубровского района

        Всех заслуг и грамот не перечесть. Народный хореографический ансамбль «Виктория» побывал с выступлениями в разных городах европейской части России. Сколько радости подарили участники ансамбля своим зрителям в детских оздоровительных лагерях, приютах, фестивальных лагерных сменах, фестивалях молодёжи, в Домах культуры района, области.

        Ежегодно коллектив ансамбля является лауреатом областных конкурсов танцевальных коллективов: « Волшебный каблучок», «Танцевальная страна», « Я вхожу в мир искусств», « Музыкальная радуга», «Россия! Молодость! Мечта!», «Планета вечной весны!», «Здравствуй, мир!»

        Участие в мероприятиях, праздниках районного и областного масштабах оценены многочисленными благодарностями и грамотами Управления культуры области, администрации района и отдела культуры. Это признание  самого руководителя и её ансамбля.

        Костюмы, в которых выступают ребята, радуют глаз. Они пополнили коллекцию школы искусств. При пошиве каждого нового костюма учитывается специфика танца.

Хочется передать все приобретенное, выученное, проработанное младшим школьникам.

-6-

Заключение

В сегодняшней социальной ситуации, когда политика государства направлена  на  возрождение духовных ценностей, народное творчество приобретает все более важное значение. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, средством сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

        Дети, которые занимаются танцами, испытывают чувства своей родной земли, связь со своим народом, ощущают счастья бытия и творчества.

Исследуя литературу и архивные материалы, периодические издания я старалась проанализировать и систематизировать собранный материал по данной теме. На школьном стенде, посвященному народному хореографическому ансамблю «Виктория», появилось много нового интересного материала о творческой деятельности руководителя и её коллектива. В районной газете «Знамя труда» ребята публикуют свои достижения и делятся радостью своих выступлений.

Надеюсь, что выполненная мной работа будет полезна и интересна моим одноклассникам, учащимся  школы. А в школьном краеведческом музее, в разделе «Этнография», будет новый стенд, рассказывающий об искусстве танца.

«Танец – это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура – в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве. Творец и творение

(в танце) … остаются одним и тем же». (Карл Закс)

-7-

Список используемой литературы:

  1. «Большая советская энциклопедия» том 17. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» 1974 год. Главный редактор А. М. Прохоров – 617 с.
  2. Шаповалова О. А. «Музыкальный энциклопедический словарь». Москва. Издательство: РИПОЛ Классик, 2003 год, 704 с. (Энциклопедические словари)
  3. «Универсальная  школьная энциклопедия» том 2, М-Я. Главный редактор Е. Хлебалина, ведущий реактор Д. Володихин. Москва. Издательство Авапта, 2003 год, 592 с.
  4. Терещенко А. В. «История культуры русского народа» Москва. Издательство Эксмо, 2007 год, 736 с.
  5. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» составитель и общий редактор Г. А. Дубровской. Издание 3-е. Москва. Издательство Детская литература, 1989 год. 238 с.: фотоил.

        

-8-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для туристов-краеведов

Данная викторина включает в себя два блока из образовательной программы туристско-краеведческой направленности: "Начальная туристская подготовка" и "Краеведение"...

Из опыта работы. Городской слёт юных туристов-краеведов Новосибирска.

Репортаж о результатах городского слета юных туристов-краеведов города Новосибирска, проходившего в сентябре 2015 года....

Общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы»

Дополнительная общеразвивающая программатуристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы»              ...

Презентация опыта работы объединения "Юные туристы-краеведы", 2022

Презентация подготовлена для экспозиции о работе МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска в музейной комнате "Дополнительное образование детей. История и развития" Ообластного центра внешкольной воспи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»

Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...

ДООП "Юные туристы-краеведы"

Программа относится к туристско-краеведческой направленности. Она нацелена на изучение истории, культурных и природных ценностей малой родины, приобретения знаний в сфере пешего туризма и развития нав...