Всероссийские краеведческие чтения юных туристов-краеведов. Руководитель Зюзина Н.Д.
проект по истории
В современных условиях выступает проблема – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свои национальные обычаи, обряды, традиции, искусство. Они помогают человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Усиливается значение народного танца и для собственно хореографического искусства. Знакомство с богатством
танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере хореографов, фольклористов, искусствоведов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всероссийские краеведческие чтения юных туристов-краеведов | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийские краеведческие чтения юных туристов-краеведов
Движение «Отечество»
Исследовательская работа
«Мастер и ее творение»
Культурное наследие родного края
«Этнография»
Выполнила: Ученица 9 класса
МБОУ Дубровской №2 средней
общеобразовательный школы
Ферулева Мария Юрьевна
Паспорт Серия1510 номер
914929 Выдан межрайонным
отделом УФМС России по
Брянской области в пос. Дубровка
Дата выдачи 21.06.2011 года
Дата рождения: 10.03.1996 года
Домашний адрес:
242750 Брянская область,
Дубровский район,
П. Дубровка, ул. Ленина д.1
Руководитель: Учитель
общественных дисциплин
МБОУ
Дубровской №2 средней
общеобразовательный школы
Зюзина Нина Дмитриевна
Паспорт 1504066059
Выдан ОВД Дубровского
Района Брянской обл.
01.07.2003 года
Домашний адрес: 242740
Д. Давыдчи. Дубровский район,
Брянская область, ул. Овражная д.3
Адрес школы:242750
Брянская область, п.Дубровка
Микрорайон № 1, школа №2
Дубровка
Содержание
Введение…………………………………………………………….1
Цели и задачи работы……………………………………………..2
Народный танец как составляющая искусства………………..3
Мастер и её творение:……………………………………………..4
А) Становление хореографа-руководителя…………………….4
Б) деятельность ансамбля………………………………………...6
Заключение………………………………………………………….7
Список используемой литературы……………………………….8
Приложения…………………………………………………………9
Введение
Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех видов искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь
Хевлок Эллис
В современных условиях выступает проблема – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свои национальные обычаи, обряды, традиции, искусство. Они помогают человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Усиливается значение народного танца и для собственно хореографического искусства. Знакомство с богатством
танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере хореографов, фольклористов, искусствоведов.
С ранних лет я танцую, исполняю русские народные танцы. Меня заинтересовали вопросы истории народного танца. Почему в зрительном зале многие люди во время выступлений нашего школьного танцевального ансамбля одновременно радуются и плачут? Как человек танцующий становиться мастером танца и учит данному искусству других? Как сохранить и передать младшим школьникам накопившийся опыт танцевального искусства?
-1-
Цели и задачи работы
Целью моей работы является изучение истории народного танца, знакомство с творчеством руководителя народного хореографического ансамбля «Виктория» Эльвиры Эткаровны Куприной, с деятельностью ансамбля.
Задачи:
- изучить литературу об истории народного танца, периодические издания архивный материал Эльвиры Эткаровны Куприной по предмету исследования;
- проанализировать, систематизировать материал;
- оформить стенд для школьного краеведческого музея;
- написать статью в районную газету «Знамя труда».
-2-
Народный танец как составляющая искусства
Народный танец – танец определенной национальности или региона. Является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.
Совершим экскурс в историю народного танца.
Народные танцы зародились в глубокой древности. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами. Например, у славян – хороводы, связанные с обрядами завивания березки, плетения венков, зажигания костров. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком (притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков).Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках( кастаньеты, тамбурин, барабан, гармошка, балалайка и др.)Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами ( платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм, так плавности хода русской и грузинской танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце – отбивка по голенищу жестких сапог.
Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил хороводы со своей жизнью, и ни кто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как восточные славяне. Германцы, от природы мрачные, задумчивые и чуждые веселых забав, не знают хороводов. Их народные танцы и круговые песни не могут сравниться с русской пляской и восхитительными напевами наших народных песен. Наши хороводы, душа увеселений девушек слились с русской жизнью.
Все танцы можно разделить на три основные группы – народные, классические бальные, спортивные.
«Самая большая ценность, которой награждает человека искусства, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становиться нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить». Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева помогают понять сущность культуры в целом, предназначение для людей одной из ее составляющих – искусства. Ярким носителем источником доброго является подлинное искусство, к которому относится танец. История танцев начинается с народных танцев.
-3-
Мастер и ее творение:
А) Становление хореографа-руководителя
В нашей школе, в одной из рекреаций второго этажа есть большой, красочно оформленный стенд, рассказывающий о народном хореографическом ансамбле «Виктория» и его руководителе Эльвире Эткаровне Куприной. Сколько ярких, впечатляющих фотографий повествуют об основных событиях биографии руководителя и о её детище – школьном танцевальном коллективе. Его знают все: школа, район, соседи, область, республика. Даже люди, не умеющие танцевать, не сведущие в сфере танца, всегда спешат на выступления народного хореографического ансамбля «Виктория» в среднюю общеобразовательную школу №2 поселка Дубровка Брянской области и районный Дом культуры.
Своими танцами ребята дарят зрителю массу положительных эмоций, радость, доброту, заряд созидательной энергии, желание заняться творческим делом.
Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство танцевать наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими.
Ребята ансамбля добились многого благодаря таланту, вдохновению педагога-руководителя Эльвиры Эткаровны Куприной, которая создала ансамбль и на протяжении двадцати лет является его руководителем.
Эльвира Куприна родилась в Казахстане, в городе Приозерске, на озере Балхаш Джезказганской области (сейчас Карагандинская область). В семье росли двое детей. Брат Юрий ( старше на пять лет) по профессии водитель-дальнобойщик. Родители: отец – Эткар Егорович, родом из Германии, по профессии – работник милиции; мама – Мария Никитична, по профессии – продавец. Брат живет и работает в Брянске. Закончила Эльвира восемь классов в Приозерске. В четыре года мама отвела девочку в балетную школу при гарнизонном Доме офицеров. В девять лет девочка Эля сама написала письмо в хореографическое училище города Минска с просьбой рассказать об условиях приема. Когда они с мамой приехали туда, девочку не приняли из-за высокого роста. Эльвира сильно расстроилась и дала себе слово: « Я все равно буду танцевать, несмотря ни на что!»
По возвращении Эля продолжила танцевать при Доме офицеров. Часто уезжали на гастроли в разные города джезказганской области. После окончания школы Эльвира уезжает к родственникам в Брянск ( не в Алма-Ату, она была ближе к дому), и поступает в областное культпросвет училище. Учиться было интересно. Три года Эльвира танцевала в ансамбле училища и в областной филармонии. Помнятся поездки в город-побратим Брянска Конин (Польша).
-4-
После первого курса стала работать руководителем танцевального коллектива в городе Брянске, в детском Доме-интернате в виде шефской помощи. По окончании оставляли работать в городе, но дипломированный специалист решает поехать в село Алешня Дубровского района Брянской области. Это было в 1985 году. Там сложилась семья. Сейчас у Эльвиры Эткаровны трое детей ( многодетная мама). Работала на новом месте с энтузиазмом. Заказали танцевальные костюмы в Харькове. Сами шили капроновые бантики на юбки, чешек не было танцевали в белых простых носочках, надевали их на шерстяные. В то время, в 80-е годы, это был первый хореографический ансамбль в колхозе « Заря коммунизма» среди всех хозяйств района, возглавляемый хореографом-профессионалом. Танцевала сама, работники бухгалтерии хозяйства, дети из школы. Ансамбль состоял из возрастных групп, включал 30 человек. Четыре года «гремели» в Алешне и в районе. В 1989 году семья переехала в Дубровку, в собственный дом, который построили сами. Сначала Эльвира работала няней в детском саду, затем устроилась в школу №2 поселка Дубровка хореографом. Директор школы В.И. Шкляр устроила новому работнику экзамен. В школу поступили накануне хоровые, танцевальные костюмы из Киева. Директор вытаскивала из пакета детали костюмов, которые Эльвира должна была назвать: подъюбник, кокошник и др. На работу приняли. В это время в школе действовала программа развития школы эстетической направленности. Вводятся уроки ритмики во 2-7-х классах. Заканчивает Эльвира Эткаровна заочно в 2001 году Орловский госинститут искусства и культуры по специальности «социально-культурная деятельность». Своим воспитанникам прививает трудолюбие, так как работать приходится на репетициях в полную меру сил и способностей. Концертные выступления требуют высокой отдачи физических и душевных сил. Участники ансамбля хорошо усвоили правило: без самостоятельной работы дома , без совершенствования физической выносливости ничего не получится. Танцам по книге не научишь, каждый новый танец мастер придумывает сама, а дети воплощают задуманное на сцене. Формируя возрастные группы, Эльвира Эткаровна учитывает танцевальные способности детей, их желание научиться искусству танца.
Сейчас народный хореографический ансамбль «Виктория» (название Эльвира придумала сама) состоит из 7 групп, учащихся 1-11-х классов. Эльвира Эткаровна имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и культуры РФ, грамотами администрации района и отдела образования за подготовку лауреатов районных и областных конкурсов по самодеятельному художественному творчеству, грамотами администрации Дубровского района и районного Совета народных депутатов за достигнутые результаты в подготовке учащихся к районным и областным конкурсам художественного самодеятельного творчества.
Всю свою энергию, биение своего сердца, радость, вдохновение учитель-руководитель отдает воспитанникам.
-5-
Б)Деятельность ансамбля
Хореографический ансамбль «Виктория» был создан в 1990году. Становление ансамбля шло два года. С 1990 по 1993год-лауреаты зональных конкурсов.
В 1993 году ансамбль был награжден Дипломом первой степени, ансамбль стал лауреатом областного смотра самодеятельного художественного творчества.
Ансамбль признали в области.
1993-2010 годы – лауреат областного смотра самодеятельного художественного творчества среди учащихся.
2002 год – победитель областного конкурса хореографии «Хрустальная туфелька» г. Брянск
2007год – дипломант конкурса детских и молодёжных хореографических коллективов «Здравствуй, мир» (Брянск)
2007год – присвоено звание «Народный»( образцовый)
2009год – лауреат и дипломант народного конкурса « Танцевальная страна» в номинации народный и эстрадный танец
2010год – призер Всероссийского конкурса « Кто во что горазд» ( танец Матрешки) г. Москва – второе место.
2011год – Почетная грамота за высокое профессиональное мастерство администрации Дубровского района
Всех заслуг и грамот не перечесть. Народный хореографический ансамбль «Виктория» побывал с выступлениями в разных городах европейской части России. Сколько радости подарили участники ансамбля своим зрителям в детских оздоровительных лагерях, приютах, фестивальных лагерных сменах, фестивалях молодёжи, в Домах культуры района, области.
Ежегодно коллектив ансамбля является лауреатом областных конкурсов танцевальных коллективов: « Волшебный каблучок», «Танцевальная страна», « Я вхожу в мир искусств», « Музыкальная радуга», «Россия! Молодость! Мечта!», «Планета вечной весны!», «Здравствуй, мир!»
Участие в мероприятиях, праздниках районного и областного масштабах оценены многочисленными благодарностями и грамотами Управления культуры области, администрации района и отдела культуры. Это признание самого руководителя и её ансамбля.
Костюмы, в которых выступают ребята, радуют глаз. Они пополнили коллекцию школы искусств. При пошиве каждого нового костюма учитывается специфика танца.
Хочется передать все приобретенное, выученное, проработанное младшим школьникам.
-6-
Заключение
В сегодняшней социальной ситуации, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, народное творчество приобретает все более важное значение. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, средством сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.
Дети, которые занимаются танцами, испытывают чувства своей родной земли, связь со своим народом, ощущают счастья бытия и творчества.
Исследуя литературу и архивные материалы, периодические издания я старалась проанализировать и систематизировать собранный материал по данной теме. На школьном стенде, посвященному народному хореографическому ансамблю «Виктория», появилось много нового интересного материала о творческой деятельности руководителя и её коллектива. В районной газете «Знамя труда» ребята публикуют свои достижения и делятся радостью своих выступлений.
Надеюсь, что выполненная мной работа будет полезна и интересна моим одноклассникам, учащимся школы. А в школьном краеведческом музее, в разделе «Этнография», будет новый стенд, рассказывающий об искусстве танца.
«Танец – это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура – в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве. Творец и творение
(в танце) … остаются одним и тем же». (Карл Закс)
-7-
Список используемой литературы:
- «Большая советская энциклопедия» том 17. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» 1974 год. Главный редактор А. М. Прохоров – 617 с.
- Шаповалова О. А. «Музыкальный энциклопедический словарь». Москва. Издательство: РИПОЛ Классик, 2003 год, 704 с. (Энциклопедические словари)
- «Универсальная школьная энциклопедия» том 2, М-Я. Главный редактор Е. Хлебалина, ведущий реактор Д. Володихин. Москва. Издательство Авапта, 2003 год, 592 с.
- Терещенко А. В. «История культуры русского народа» Москва. Издательство Эксмо, 2007 год, 736 с.
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» составитель и общий редактор Г. А. Дубровской. Издание 3-е. Москва. Издательство Детская литература, 1989 год. 238 с.: фотоил.
-8-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для туристов-краеведов
Данная викторина включает в себя два блока из образовательной программы туристско-краеведческой направленности: "Начальная туристская подготовка" и "Краеведение"...
Из опыта работы. Городской слёт юных туристов-краеведов Новосибирска.
Репортаж о результатах городского слета юных туристов-краеведов города Новосибирска, проходившего в сентябре 2015 года....
Общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы»
Дополнительная общеразвивающая программатуристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы» ...
Презентация опыта работы объединения "Юные туристы-краеведы", 2022
Презентация подготовлена для экспозиции о работе МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска в музейной комнате "Дополнительное образование детей. История и развития" Ообластного центра внешкольной воспи...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»
Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»
Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...
ДООП "Юные туристы-краеведы"
Программа относится к туристско-краеведческой направленности. Она нацелена на изучение истории, культурных и природных ценностей малой родины, приобретения знаний в сфере пешего туризма и развития нав...