«Трудные вопросы» как предмет дискуссии на уроках истории
статья по истории

Денисова Людмила Валентиновна

В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.     Наличие перечня «трудных вопросов» позволяет учителю использовать дискуссию как одну из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_voprosy_kak_predmet_dlya_diskussii.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Денисова Л.В

ГБОУ СОШ № 186

Калининского р-на Санкт-Петербурга

«Трудные вопросы» как предмет дискуссии на уроках истории

       Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.

      В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.

      Разработанный и представленный к обсуждению в 2013г. Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают неоднозначные мнения и оценки в обществе.

    Наличие перечня «трудных вопросов» позволяет учителю использовать дискуссию как одну из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами.

     На данный момент в Историко-культурном стандарте насчитывается двадцать «трудных вопросов истории России»: начиная от истории возникновения древнерусского государства, заканчивая современной историей. Концепция нового УМК по отечественной истории (далее – Концепция), в состав которой входит Историко-культурный стандарт, предписывает уважительное отношение к своей истории, воспитание патриотизма, толерантности, гражданской активности у учащихся. Хотя неприглядные моменты отечественной истории, разумеется, не нужно замалчивать. Поэтому ответы на «трудные вопросы истории России» принципиально не противоречат сложившемуся подходу в изучении истории России.    

     Так например, «трудные вопросы» касаются образования древнерусского государства и роли варягов в этом процессе, происхождения древнерусской народности, деления восточных славян на русских, украинцев, белорусов, исторического выбора Александра Невского (между монгольским Востоком и католическим Западом).

     Гораздо сложнее обстоит дело с оценкой деятельности первого русского царя Ивана Грозного, который, с одной стороны, предстаёт как волевая и образованная личность, а с другой – как жестокий деспот, организовавший опричнину, последствия которой во многом были губительными для страны.

    Петровские преобразования представлены в истории России традиционно как необходимые и великие, пусть и проводимые жёсткой рукой и не без жертв.    

     Были в истории России попытки ограничить самодержавную власть, что приблизило бы Россию к европейской модели политического развития. Один из «трудных вопросов» затрагивает эту тему и звучит так: «…попытки ограничения власти монарха в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов».

     Среди «трудных вопросов» оказался вопрос о присоединении Украины к России. Это, очевидно, объясняется политическими событиями современной истории.

     Концепция отводит важное место сравнительному анализу отечественной и мировой истории (синхронизации истории), месту России в мире.  

     Наибольшее количество трудных вопросов относится к XX веку как наиболее насыщенному важнейшими историческими событиями, связанными как с внутренней, так и внешней политикой. В Концепции относительно XX века российской истории присутствует прагматический (патриотический) подход. Советский период истории считается важным звеном российской истории, в котором наряду с трагедиями и ошибками были большие достижения, признанные во всём мире.

      В «трудные вопросы истории России» XX века включены имена практически всех руководителей СССР: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва – и связанные с ними важнейшие события в истории России. Около половины вопросов по отечественной истории XX века касается ленинского и сталинского периодов.

    В содержательных подходах постсоветского периода российской истории мало изменений, по сравнению с действующими учебниками. Период российского президентства Б. Н. Ельцина представлен как сложный и противоречивый.  С одной стороны, была попытка модернизировать страну после нерыночной, плановой экономики, а с другой – утрата влияния России, тяжёлые времена для экономики, науки, образования, культуры страны. Резкое социальное расслоение и понижение доходов огромного числа людей.

    Обсуждая на уроках истории «трудные вопросы истории России» возможно использование различных видов дискуссии.

Структурированная, или регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу. (Например, что произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения, попытка государственного переворота, восстание, революция?)

Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. (Решение вопроса о выборе нового царя на Земском соборе 1613 года)

Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах.

“Дебаты” - формализованная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые?)

Имеется также классификация дискуссий по формам проведения. Так выделяют: парную, командную, групповую дискуссии.

Парная дискуссия (модель “вертушка”) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.

Командная дискуссия (модель “дебаты”) построена на основе соперничающих команд.

Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д. (Реформы Н.С. Хрущева: волюнтаризм или веление времени?).

Участие в дискуссии позволяют обучающимся:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.

В процессе дискуссии обучающиеся научатся:

- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;

- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.

- внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования;

- избегать оценок личных качеств оппонентов, обязательно указать те идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы, избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.

  Таким образом, дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссии на уроках истории и обществознания

В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: с...

Проблемно-проектная дискуссия на уроках истории.

Доклад на РМО учителей истории и обществознания.В докладе раскрывается методика проведения проблемно-проектной дискуссии в учебном процессе....

метод дискуссии на уроках истории и обществознания

Тема самообразования рассматривает полробно использование метода дискуссии в процессе проведения уроков истории и обществознания. Даны разные способы классиыикации метода дискуссии. Приводятся примеры...

Вопросы для проведения дискуссий на уроке английского языка

Здесь представлен список вопросов, которые интересны студентам, опробованы в ходе обучения как диалогической, так и монологической речи....

ИКС по истории. Трудные вопросы "Роль Ивана Грозного в российской истории."

Историко-культурный стандарт. Трудные вопросы истории. Тема:"Роль Ивана IV Грозного в российской истории". Конструирование заданий «базового уровня», "повышенного уровня"  по типу демо-верси...

Трудные вопросы изучения норм орфоэпии на уроках в школе.

В ряде важнейших  проблем обучения русскому языку на современном этапе выдвинулась проблема развития устной речи обучающихся. Действительно, в последние десятилетия сфера распространения устной р...