Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по истории
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №298
Пасечников Андрей Александрович
Современные подходы в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Наступило время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Применительно к урокам истории и обществознания это использование интерактивных методов таких как групповая работа, умение взаимодействовать в группе. Это использование таких технологий как: «Мозаика», «Пила», «Синквейн»-работа с сущностью понятия, «Фиш-боун»-позволяющий давать характеристику, оценку историческому событию, «Кластер»-позволяющая разбить тему на смысловые блоки. Наиболее актуальными сейчас являются методики «SWOT-анализ», «Ассоциативная таблица», «Портрет слова»-позволяющие работать с текстом документа. Это лишь е полный перечень методик и технологий, которые делают современный урок актуальным и насыщенным, отвечающий современным требованиям.
Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Формирование универсальных учебных действий на занятиях по обществознанию в рамках реализации ФГОС
Концептуальной идей разработки нового стандарта содержания по предмету «Обществознание» является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.
Фундаментом содержания обществознания является человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом. Функциональная обществоведческая грамотность выражается в адаптации выпускника к жизни в обществе.
Содержательная линия образовательного стандарта по курсу «Обществознания» состоит из семи основных направлений – «Человек и его индивидуальность», «Человек в культуре», «Человек в семейных отношениях», «Человек в социальном взаимодействии», «Человек в экономических отношениях», «Человек в политической жизни», «Человек в глобальном мире». Такой отбор содержания оправдан, поскольку представляет многообразие человеческих связей, делает акцент на человеке и его взаимодействиях, что, несомненно, ближе и понятней учащемуся, чем сложная обществоведческая абстракция.
В соответствии с ФГОС, основной образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и обществознания. Обществознание как дисциплины, обеспечивает формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных возрастов. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся, что является составляющей частью социализации личности.
Путём личностно-ориентированного содержания достигается высокий уровень обобщения материала. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности преподавателя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения. Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненно - важные задачи.
Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС:
– четко определить и сформулировать для себя тему урока;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например, тема: «Реформы Петра I» – занятие «открытие нового знания».
Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Таким образом примером начала урока может служить:
Изучить преобразования Петра I.
Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.
Доказать огромное значение реформ Петра I.
Дать характеристику личности Петра.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.
Используя алгоритм проектирования занятия, составим технологическую карту занятия по истории на тему: «Реформы Петра I».
Тип – «открытие нового знания».
Цели:
1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3. Воспитательная: содействовать в ходе занятия воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные – осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с преподавателем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Конспект урока в соответствии с вышеуказанными рекомендациями:
Конспект урока по истории России в 6 классе
Дата проведения:
Тема урока: «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром и Ярославичах».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Охарактеризовать основные события внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого
2. Сформировать чувство патриотизма
3. Развивать умения анализа информации, составления таблиц и работы с картой.
Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:
- Охарактеризовать основные события внешней и внутренней политики Ярослава и Ярославичей
- Давать определение понятия «Лестничное правило престолонаследия»
- Ответить, почему данный период называется «Расцветом древнерусского государства»
- Ответить, почему Ярослав получил прозвище «Мудрый».
Оборудование: Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015; Раздаточный материал - карта «Русь в X – XI вв.»
План урока:
1. Положение церкви в умах россиян во второй половине XVII в.
2. Причины и осуществление церковной реформы
3. Противостояние Никона, Аввакума и Алексея Михайловича
4. Восстание Степана Разина
Ход урока:
Структура урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1. Организаци-онный момент. | Вводное слово: Здравствуйте, ученики! Сегодня мы с вами поговорим об одной из наиболее важных тем, с которыми мы сталкиваемся во время изучения истории XVII века. Сегодня на уроке мы с вами поговорим на тему «Раскол в умах и сословиях во второй половине XVII века». Давайте запишем в тетрадях название этой темы. Как вы понимаете название этой темы, и что значит «раскол в умах и сословиях?», когда он еще был? Давайте проанализируем два документа и ответим на вопрос: в сознании россиян на тот момент царил мир или смута? Какое вы заметили противоречие? | Записывают тему урока в тетрадях Некогда единое общество разделилось во мнениях. Это могло привести к конфликтам; Смутное время Мнения учащихся разделились. Замечено противоречие: 1) В первом документе говорится о том, что в |
2. Изучение нового материала. 1)Приход к власти Ярослава Мудрого. 2) Деятельность Ярослава на Российском престоле 3) Ярославичи 4) Русская правда | Вспомните, как Владимир пришел к власти? Прочтите фрагмент из «Сказание о Борисе и Глебе» на странице 54 в учебнике и попробуйте ответить на следующие вопросы: - К каким трагическим последствиям вела княжеская междоусобица? - Как хотел Борис остановить распрю? - Как поступил Святополк? Можно ли назвать его действия правильными? - Как Вы думаете, правомерно ли Ярослав оказался на престоле? При помощи работы с картой и текстом учебника (с. 55-56) ответьте: -Какие земли присоединил Ярослав Мудрый? В каком направлении он воевал больше всего и почему? -С какими странами «посватался» Ярослав. Что это дало государству? Как вы думаете, скажется ли это на дальнейшей судьбе государства? Пользуясь текстом учебника (пар. 9; с.55 – 57) составьте таблицу на тему «Внутренняя и Внешняя политика Ярослава Мудрого». Как вы думаете, чем отличалось воспитание детей Ярослава Мудрого от воспитания предыдущих князей? Прочитайте пункт 2 в учебнике на странице 56 и ответьте на несколько вопросов: Как вы считаете, по какой причине братья начали воевать друг с другом? Давайте снова посмотрим, на ком были женаты сыновья? Как вы считаете, сыграет ли это роль в будущих усобицах? Какой итог принесла России третья усобица за 80 лет? Ознакомьтесь с отрывком Русской правды в учебнике на странице 60 и ответьте на вопросы: -Какие законы по-вашему являются справедливыми и почему? -Как вы считаете, против чего в первую очередь направлены законы | В результате междоусобицы и братоубийства Смерти Бориса и Глеба, разрозненности русских земель, упадок экономики -Предложил мир Убил Бориса и Глеба. Пошёл на Ярослава Мудрого. Работают с картой. Анализируют информацию при помощи работы с картой и текстом учебника. Обсуждают результаты между собой. Составляют таблицу по тексту учебника. Определяют взаимосвязь внешней и внутренней политики Они были очень образованы. Благодаря усилиям Ярослава они получили блестящее образование и стали одними из самых образованных людей своего времени. Ярослав обучал их миру и дружбе друг с другом. Читают пункт 2 §9 (с. 58-59). Борьба за власть Да, сыграет, т.к. Ярославичи обрели себе союзников, женившись на дочерях правителей соседних семей Разлад земель и разруху в государстве Защита чести |
3. Закрепление. | Почему Ярослава прозвали Мудрым? Почему время его правления называют расцветом древнерусского государства? | |
4. Рефлексия. | Напишите синквейн на тему «Ярослав Мудрый». | Работают индивидуально. Озвучивают результаты работы (по желанию). |
5. Оценивание результатов и запись домашнего задания. | Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом. Инструкции по выполнению домашнего задания | Запись домашнего задания: §9 с. 55-60.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-236621-1365577050.jpg)
Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-539984-1546781174.jpg)
"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"
Метапредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-102612-1415979726.jpg)
Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-20692-1514126475.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания посредством реализации активных форм обучения»
Обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/29/picture-1051785-1535525831.jpg)
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
доклад на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1069395-1539791369.jpg)
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
laquo;Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализацииФГОС ООО»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-29216-1612434966.jpg)
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»
Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...