Доклады (выступления)
материал по истории (11 класс)
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
СОШ №135
Доклад: «Особенности подготовки к ГИА по истории. Проблемы и пути их решения»
Учитель истории и обществознания:
Денисова Ольга Геннадьевна
ЕГЭ по истории по своей распространенности стоит на 3 месте после обществознания и физики среди экзаменов по выбору. Результаты ЕГЭ по истории требуются практически в любой гуманитарный ВУЗ: политология, международные отношения, юриспруденция, туризм, гостиничное дело и др. |
Опыт организации подготовки к ЕГЭ по истории показывает, что сдать этот экзамен на хороший балл очень сложно, но возможно.
Сложность подготовки к данному экзамену, по оценке специалистов, объясняется несколькими моментами.
По объему информации, в том числе дат, событий, имен, терминов, понятий, требующих запоминания и даже заучивания, экзамен по истории не сравнится ни с каким другим. Учитывается также, что история, как правило, готовится в паре с обществознанием, а это также большой информационный блок! От экзаменуемого требуется великолепная память. Но это еще не все, т.к. простое механическое запоминание материала не дает обычно нужного результата из-за разрозненности событий. Информация должна быть уложена в хронологическую систему, позволяющую выявить причинно-следственные, пространственные и временные связи между событиями.
Нет ни одного универсального пособия по истории, позволяющего полноценно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Будучи ориентированными на устные формы работы учащихся на уроках истории, учебники не учитывают ни специфику содержания тестового материала, ни особенности структуры его построения. Поэтому при подготовке необходимо использовать целый ряд пособий, при этом выбирая нужные, наиболее удачные с точки зрения экзамена, моменты.
При этом учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.
Перед учителями стоит важная дилемма: что делать? как учить?
Хочу предложить вашему вниманию собственный опыт решения подобных задач.
Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.
5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).
Хочу остановиться на некоторых общих методах и приёмах, обеспечивающих эффективность индивидуальной практической работы, как на уроке, так и дома.
Использование традиционных заданий по составлению планов, таблиц и схем.
Например тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:
Племена | Места заселения | Главный город | Основные занятия | Кому платили дань или с кого собирали |
Одновременно вырабатывается навык работы с исторической картой и учебником
Органы государственной власти при Петре I
Орган государственной власти | Его функции | Кем осуществлялись ранее |
- Социальная структура при Петре I
Сословие | Обязанности | Привилегии |
Необходимо показать взаимосвязь его внешней, внутренней политики. Вклад в культуру.
Кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».
Следующим методическим приемом является отработка дат, хронологии. В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую учебные тренажёры и проверочные тесты формата ЕГЭ, а так же тестовые задания сайта proekt@videouroki.net
Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ.
Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из летописи, труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.
Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях ЕГЭ по истории — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).
И сразу обсудим методику работы с ним. Используется приём «маркера». Выделяем ключевые слова — Царь, опричнина, видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.
Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:
1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.
2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.
3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.
Итак, ответ 4.
Ученикам для работы даётся памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».
В контрольно- измерительных материалах по истории есть задания на работу с картографической и иллюстративной информацией. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт.
Формы работы с исторической картой должны быть самые разнообразные. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:
-самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту - ответы на вопросы по исторической карте.
Кроме того комплексный характер названных заданий даёт широкие возможности проверки знания контекстной информации.
Образцы заданий
1. Карта №1 «Расселение восточных славян в VIII – IX веках».
На что нам надо обратить внимание?
1. Прежде всего, на территорию расселения восточных славян:
2. Перечислим соседей восточных славян.
3. Путь «из варяг в греки».
Задание №1. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11
В8-(29). Напиши, как называется отмеченный на карте путь
Ответ:_______________________________________
В9-(30). Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем
Ответ: _________( В 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород, тем самым установил контроль над русскими землями вдоль пути "из варяг в греки"._____________________________
В10-(31). Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград
Ответ: _______________________________________
В11-(32). Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период
2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия
3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию
4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги
5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты
6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю
Ответ:__________
С 2013 года история в формате ОГЭ и ЕГЭ «визуализирована».
Это означает, что выпускник должен показать глубокие знания по культуре визуально определять большое число архитектурных объектов, скульптурных памятников, картин на историческую тематику, плакаты, политические карикатуры и т.д.
Приведу пример задания с использованием карикатуры.
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены. 1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во второй половине 1940-х гг. |
2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т.Д. Лысенко. |
3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону. |
4) «Мичуринское направление», приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н.И. Вавилова. |
5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой. |
Для определения правильности (или неправильности) первых двух приведенных положений необходимо «прочитать» изображение и соотнести его со своими знаниями об истории развития науки в период руководства СССР И.В. Сталина. Остальные положения нацелены на проверку контекстных знаний и лишь косвенно связаны с изображением.
Очень помогают в работе с таким видом заданий Карточки по культуре.
Например:
Таблицы по культуре дают систематизированное представление о её достижениях в различные исторические эпохи.
Таблица «Художественные группы и отдельные художники в русской живописи рубежа XIX - XX веков.
Электронные игры по теме «Русская культура XVIII века»
Следует обратить внимание на еще одно «трудное» задание– историческое эссе. За которое можно получить на экзамене 11 баллов. Тем как таковых экзамен по истории с 2019-ого года не предполагает. Темами считаются выбранные промежутки времени. Задача – описать исторические события, которые произошли в выбранный подпериод, а также привести характеристику известных личностей того времени с указанием их влияния на ход истории.
Даю предварительно план:
Примерный шаблон:
Нам, учителям, не хочется, чтобы на ЕГЭ по истории эксперты читали такие ответы:
- «Петр I жил нормально. Когда родился и умер, не могу сказать. Знаю, что запретил носить шапку и юбку. Его убили у себя в комнате. Он сделал везде черные ходы, а у себя в комнате не сделал».
- «При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции»
- «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
- «Екатерина II продала Курильские острова Японии»;
- «В 1941 году даже интеллигенты сражались с интервентами - «Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;
- «Екатерина II была удостоена Александром I звания «бабушки России»»;
Это наш смех сквозь слезы!
Обучающимся, кто выбрал историю как экзамен, непрестанно говорю, что период XX века (изучают в 11 классе) по своему объему и сложности примерно равен школьному курсу по истории IX-XIX вв.(6-10 классы) Откройте КИМы и убедитесь сами. Если вы будете изучать период IX-XIX вв. в течение учебного года с сентября по апрель включительно, и за май «пробежитесь» по ХХ веку, вы совершите большую ошибку.
Лично мне представляется наиболее оптимальным вариантом использовать метод двупараллельной (двусторонней) подготовки. Это означает, что с сентября изучается одновременно два периода: и IX-XIX вв., и ХХ век.
Как именно это совмещать – вопрос тоже индивидуальный.
Заключение.
И главное. Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение СОШ №135
Доклад на ШМО «Как правильно организовать дистанционное обучение. Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Учитель: Денисова Ольга Геннадьевна
2020
Доклад «Как правильно организовать дистанционное обучение. Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу. Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети. Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения. После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению. Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль учащихся. Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока. Если на уроке в школе преподаватель может контролировать обучающихся и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов им нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано. Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др. Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них. Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока.
Обратим внимание на ряд плюсов и минусов дистанционного образования.
Плюсы дистанционного обучения
1.Доступность.
Обучаясь дистанционно, обучающиеся могут получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде (дома, в путешествии, в кафе, на даче), где только есть Интернет. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.
2.Гибкость.
В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и он сможет побывать на занятии. Нередко именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от прочих учеников.
- Конкретные знания.
Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости им дадут просторы Интернета. Речь идет о дополнительном материале. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов.
- Обстановка.
Это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта.
Минусы дистанционного обучения
- Свобода действий.
Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей (как контролировать детей, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса.
2. Нехватка личного общения
Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент обучения — личное общение. Получая традиционное обучение, учащийся взаимодействует с преподавателями и одноклассниками в неформальной обстановке. Такое общение очень ценно.
3.Отсутствие положительных «побочных эффектов»
То, что дистанционное обучение дает обучающемуся конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.
4. Коварные обстоятельства
В процессе дистанционного обучения учащийся, наверняка, столкнется с непредвиденными обстоятельствами, которые будут ему мешать. Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.
Как видите, дистанционное обучение в школе имеет как плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Дистанционное обучение неизбежно заставит сражаться ученика с самым суровым противником — собственной ленью. И если он к этому поединку не готов, лучше вовсе не начинать. Однако если ученик уверен в своих силах и твердо намерен учиться, дистанционное образование предложит ему разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.
Родителям было трудно. Учителю тоже. Я думаю, что будет лучше и проще для всех - учить детей в школе, а не через все эти WhatsAppы, интерактивные образовательные онлайн - платформы и электронные журналы.
Доклад по теме: Развитие профессиональной компетентности учителей истории, реализующих требования ФГОС.
С переходом школы на ФГОС второго поколения многим учителям придётся пересмотреть свои взгляды на процесс образования, чему – то поучиться заново, что- то вспомнить, потому что, как оказалось на практике, новое – это хорошо забытое старое.
Теоретики образовательной реформы предлагают нам отказаться от прежней идеологемы «знание – это цель школы» в пользу новой, вводимой ФГОС о том, что знания – это только средство для достижения тех или иных целей, и потому знания сами по себе бесполезны, если они не формируют личностные качества ребёнка, не обогащают его душу и не влияют на поступки, а то и вредны, если они используются для достижения неправедных целей.
Итак, получается, что одним из приоритетных задач реформы является формирование личности выпускника школы. Которая будет проявляться не только в достижении конкретных предметных результатов, например по истории, а прежде всего в самостоятельности и ответственности при принятии жизненно важных решений.
Отсюда вытекает такое важное направление в изучении предмета, как роль личности в истории – фактор формирования такого личностного качества (умения, компетенции), как самостоятельность школьника в построении своего жизненного проекта, по сути, в построении своей судьбы. В изучении истории личностная ориентация образования означает поворот самого содержания предмета, в сторону главной потребности растущего и социализирующего подростка: поиска примеров и моделей поведения свободного и сильного человека в критических ситуациях выбора.
Таким образом, возникает один из главных приёмов преподавания истории: погружение учащихся в грозовую атмосферу принятия исторической личностью судьбоносного решения. В каждой теме есть несколько неочевидных альтернатив и небанальных решений, разбирая которые на уроке, учащиеся приобщаются к судьбе исторического деятеля, совершающего на их глазах выбор, надолго определивший судьбу того или иного государства.
Пример. Судьбоносная легенда о выборе веры князем Владимиром и крещении Руси в Православии. Представим себе, что бы произошло, если выбор Владимира был иным? Крестясь в Католичество, князь оказался бы скорее всего основателем мощной славяно-германской империи. Это супергосударство отразило бы нападение татар и не допустило бы турок в Европу. Глядишь, и граница Евросоюза сейчас прошла бы по Уралу на Востоке… И вновь подчёркиваем, что Владимир совершил свой выбор веры самостоятельно и ответственно.
Возможно самостоятельное изучение учащимися роли личности путём специально организованной работы с текстом учебника, при подготовке презентаций или творческих проектов.
Как правило, перед началом выполнения задания, необходимо поставить конкретные задачи:
- Освоение всеми учащимися ряда метапредметных компетенций:
- Умение формулировать варианты решений при возникновении проблем;
- Умение оценивать сильные и слабые стороны;
- Умения прогнозировать последствия;
- Умения делать обобщения, обоснования;
- Умения «переноситься» в нестандартную ситуацию.
- Принятие учащимися личностной патриотической позиции, гражданской идентичности (в формулировке ФГОС)
- Формирование у учащихся жизненной стратегии достижения успеха. Воспитание таких черт характера как: инициатива, независимость, ответственность, стремление помочь ближнему.
- Овладение учащимися знаниями классических, то есть общезначимых исторических событий.
Опираясь на всё вышесказанное можно сделать вывод, что с введением ФГОС нового поколения учителям истории следует значительно резче, чем в традиционном обучении, подчёркивать активную роль личностей в определении дальнейших судеб государства и народа.
Одним из главных требований ФГОС является активное участие самих учащихся в образовательном процессе в качестве его субъектов. Ведь результаты, которые мы хотим получить должны заметно улучшить качество их жизни и не в отдалённом будущем, а здесь и сейчас.
Приведу пример альтернативного заполнения таблиц до перехода к ФГОС и после.
Таблица по теме «Появление государства у восточных славян»
Дата | Событие | Итог. Значение |
862год |
Призвание новгородскими словенами и кривичами варягов «земля наша велика и обильна, а наряда на ней нет… приидите володеть и княжить нами» | Установился контроль над местным населением. Объединение под их началом всего севера и северо– запада восточнославянских и угро-финских земель |
Составить интеллек-карту темы
Тема |
Дата события |
Событие | Суть выбора, совершённого исторической личностью |
Появление государства у восточных славян |
862год |
«Решение Гостомысла» | Новгородский старейшина Гостомысл убеждает своих сограждан отказаться от городского самоуправления и призвать на княжение варяга – Рюрика с братьями |
И в завершении моего выступления хочется сказать, что учителя 21 века-эрудиты, учителя новых ФГОС, высокой общей культуры. Такие всегда обучая, воспитывают, развивают, обеспечивают превращение конкретных знаний и метапредметных компетенций в личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии речевого поведения в англоязычной среде (доклад выступления на МО)
В курсе «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» рассматривается проблема осуществления адекватной и эффективной межкультурной коммуникации в процессе общения с носителями...
Доклады, выступления на собраниях
Доклад «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании»Доклад "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними"...
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"
Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...
Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"
В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...
доклад-выступление на МО
Проект выступления доклада на методическом объединении школы-интерната по теме:"Обучение решению составных задач детей с ЗПР. В процессе решения составных задач учитель развивает у...
Презентации к докладу (выступлению)
Творческое объединение "Калейдоскоп" (2013)Моё педагогическое кредо (2015)Образовательная программа "Калейдоскоп" (2015)Введение в образовательную программу (2015)Подбор репертуара...