доклад-выступление на МО
статья на тему
Проект выступления доклада на методическом объединении школы-интерната по теме:"Обучение решению составных задач детей с ЗПР. В процессе решения составных задач учитель развивает у учащихся познавательные УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на МО по теме:
Обучение решению составных задач
В системе обучения математике на начальном этапе образования составные задачи играют важную роль.
В соответствии с Государственными стандартами уровень обязательной подготовки учащихся в области решения задач определяется следующими требованиями: понимать значение выражений «всего», «осталось», «поровну», смысл отношений «больше на столько-то единиц», «меньше на столько-то единиц», «больше во столько-то раз», «меньше во столько-то раз» и правильно отражать их в арифметических действиях, решать простые и составные задачи.
С введением новых стандартов перед каждым учителем встает проблема по подготовке программы развития универсальных учебных действий и ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
На примере обучения учащихся с ЗПР решению текстовых задач мы развиваем познавательные УУД: логические, системно-знаковые, умение моделировать.
При решении составных задач ученики учатся устанавливать систему связей, т.е. устанавливать несколько связей, выстраивая их в определенном порядке. Процесс решения составных задач не только помогает развивать у детей с ЗПР логическое мышление и речь, но и открывает широкие возможности для обучения производить доступные для учащихся обобщения.
Важно уже на подготовительной ступени обучению математике знакомить детей с объектами, о которых говорится в задаче (например, о величинах), а также с соответствующими ситуациями, описанными в задаче (например, задачи на движение), организуя специальные наблюдения жизненных ситуаций.
Вся подготовительная работа сводится к выполнению учащимися с ЗПР специальных упражнений, помогающих усваивать их знание названных связей и ознакомиться с ситуациями, отраженными в задаче.
Задачи в два действия на сложение и вычитание по степени их сложности можно разделить на три группы:
1 группа: задачи с тремя данными, в которых промежуточное действие и действие, определяемое вопросом задачи, могут быть личными арифметическими действиями.
2 группа: задачи с двумя данными: действия в промежуточном об основном вопросе различны.
3 группа : задачи с двумя данными и одинаковыми действиями в промежуточном и основном вопросе. Оба действия относятся к одним и тем же предметам.
Соблюдая один из основных дидактических принципов при изучении нового материала идти от простого к сложному, целесообразно в период знакомства учащихся с ЗПР с решением составных задач последовательно переходить от первой по сложности группы задач ко второй, от второй к третьей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ включает:
- устное решение простых задач, содержащих величины и отношения между нами, которые нашли отражение в данной составной задаче;
- вопросы и задания, связанные с повторением математических понятий и отражений между ними;
- задачи с недостающими данными, при выполнении которых получается текст составной задачи;
- серию вопросов к простой задаче, ответить на которые можно в том случае, если дополнить ее условие и тем самым получить текст составной задачи.
На данном этапе учащиеся включаются в продуктивную деятельность.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
- решение пар простых задач;
- решение задач с двумя вопросами;
- решение пар простых задач, одна из которых содержит недостающие данные.
Решение простых задач с недостающими данными постепенно подводит учащихся с ЗПР к осознанию тех связей между данными, которые устанавливаются при решении составных задач.
Задачи на движение являются наиболее сложным объектом решения.
Этапы обучения решению задач на движение:
1 подготовительный этап
Цели:
- овладение приемом моделирования;
- уточнение имеющихся представлений о времени и расстоянии, формирование представлений о скорости;
- осознание взаимосвязи между величинами в процессе решения задач.
Методические приемы:
- воспроизведение различного рода движения учащимися;
- анализ иллюстраций;
- соотнесение текста задачи и предложенной схемы движения;
- составление схемы по предложенной задаче с дальнейшим преобразованием;
- наблюдение за движением транспорта;
- предметное воспроизведение ситуации.
2 основной этап – обучение решению составных задач на движение
Методические приемы:
- решение задач с недостающими данными или с недостающей частью условия;
- преобразование задач (изменение отношений между данными и искомыми в задаче, изменение частей или данных в задаче);
- сравнение последовательности составления моделей к задачам на движение, на пропорциональную зависимость к произвольным составным задачам;
- сравнение логики или последовательности построения рассуждений по задачам различных типов;
- составление различных моделей, текстов, схем рассуждений по одной и той же задаче на движение;
- выбор среди предложенных моделей, схем рассуждения тех, что соответствуют данной задаче;
- воспроизведение или составление текстовых задач по моделям и схемам;
- анализ неверной модели или схемы с последующим преобразованием.
Необходимым условием решения составной задачи является умение учащихся с ЗПР «видеть» простые задачи, входящие в составную задачу, и умение решать их.
Успешному развитию математического мышления школьников способствует поиск ими наиболее простого и краткого, т.е. рационального способа решения задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии речевого поведения в англоязычной среде (доклад выступления на МО)
В курсе «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» рассматривается проблема осуществления адекватной и эффективной межкультурной коммуникации в процессе общения с носителями...
Доклады, выступления на собраниях
Доклад «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании»Доклад "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними"...
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"
Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...
Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"
В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...
Презентации к докладу (выступлению)
Творческое объединение "Калейдоскоп" (2013)Моё педагогическое кредо (2015)Образовательная программа "Калейдоскоп" (2015)Введение в образовательную программу (2015)Подбор репертуара...
В помощь учителю английского языка /Доклады выступлений на педагогических советах, конспекты уроков, дополнительный материал/
В разделе "Основная школа" представлен методический матрериал для использования педагогами в учебно - воспитательном процессе. А, именно:Доклады выступлений на педагогических советах, ШМО учителей гум...