«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».
статья по истории

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».

         

     

                                                       

Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 
Именно поэтому перед школой остро встала  
проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В  примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:                                                                                                                             - метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:                                                                                                                                 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)                                                                                                • умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;                                                                                                             • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.)                                                                                            • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;                                              • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;                                                    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;                                                       3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;                                                                       4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;                                                                                                       5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;                                                                                                               6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;                                                         7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;                                                                                                                                         8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

     К метапредметным технологиям относятся:

1.Проектная деятельность.

Значимость проектной деятельности в современной действительности исключительна. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации, это приводит к формированию личности, обладающей не только информационной культурой, но и обладающей активной гражданской позицией.

Во-вторых, технология основана на системно-деятельностном подходе  к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся. В-третьих, выбирая проблему исследования ученик формирует возможность построения собственной траектории обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса

2.Интерактивная технология.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). На обобщающих темах проведение урока-суда (суд над завистью, жадностью, вредными привычками, поступками правителей и истор. личностей, обязательно со стороной обвинения и защиты, что заставляет искать аргументы и грамотно их представлять), написание посланий, писем от первого лица на уроках истории, уроки путешествия, экскурсии с использованием ИКТ и костюмированными сценками.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.

3.Личностно–ориентированные технологии обучения.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);
  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

4.Интегративная технология.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов обществоведческого цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, учатся делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

иёмы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Оснащение кабинета истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является ...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...