Методическая разработка урока по истории России
план-конспект занятия по истории (7 класс)
На этом уроке рассматривается внешняя политика Ивана Грозного во второй половине XVI века,её особенности и задачи стоящие перед странй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внешняя политика России II XVI в. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25»
Конспект урока
История России
7 класс
тема:
«Внешняя политика Ивана IV".
Разработал: учитель истории
Гребенюк В.Н
Г. Нижневартовск
Методическая разработка
Конспект урока по Истории России для учащихся 7 класса по теме:
«Внешняя политика Ивана IV".
Подготовил учитель истории МБОУ «СШ № 25» Гребенюк В.Н
Образовательные результаты
Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать направления внешней политики Российского государства в середине XVI в.; рассмотреть причины и ход Ливонской войны; объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, северо - западных и восточных рубежах Московской Руси; характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне.
Метапредметные: учащиеся научатся использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Личностные: формирование историко-географического образа России в период правления Ивана Грозного.
План урока
1. Восточное направление:
а) присоединение Казани
б) присоединение Астрахани.
2. Северо - западное направление: Ливонская война.
3. Южное направление.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «О каких реформах Ивана Грозного на прошлом уроке мы говорили?»
Ответы учащихся: «О военной реформе и реформе местного самоуправления»
Учитель: «Класс делится на две группы. Первая группа пишет план ответа по теме «Военная реформа 1550 г.», вторая группа пишет план ответа по теме «Реформа местного управления 1556 г.».
Группы производят взаимопроверку планов ответов на поставленные темы.
Учитель: «Если на прошлом уроке мы говорили о внутренней политике Ивана IV
, то сегодня будим говорить об отношении Российского государства с другими странами.
О чем мы будим говорить? Сформулируйте тему урока»
Выслушав ответы учащихся: «О внешней политики Ивана IV»,
Учитель: «Запишем тему урока «Внешняя политика Ивана IV»
Учитель: «Давайте покажем границы Российского государства в XVI веке, с какими государствами оно граничило на северо - западе, на востоке, на юге.»
Учащиеся работают по карте, называют государства.
Учитель: «Какую цель мы поставим на уроке»
Ответы учащихся «Изучить внешнюю политику Ивана Грозного с соседними странами на северо - западе, юге, востоке».
Учитель: «Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?»
Ответы учащихся: «Изучить внешнеполитические задачи и выяснить, как их решал Иван IV, подвести итоги его деятельности».
Создание проблемной ситуации
Чтение эпиграфа: «И узнал царь и великий князь Иван Васильевич, что издавна стоит на Русской его земле сарацинское царство Казань, а по-русски Котел —золотое дно, и что приносит оно большие несчастья и беды пограничным русским землям, и о том, как отец его и прадед воевали с казанцами и как не смогли они окончательно покорить Казань». («Казанская история».XVI в.)
Учитель: « Какие выводы можно сделать?»
Чтение главного вопроса урока: «Должен ли правитель одновременно с реформами внутри государства вести активную внешнюю политику?»
— Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)
3. Открытие нового знания.
Учащиеся делятся на две группы.
1-я группа изучает восточное направление, 2-я группа – северное направление.
Задание для первой группы.
На основе текста параграфа и карты заполните таблицу .
«Присоединение новых земель к Российскому государству»
Территория | Время присоединения | Политика Ивана IV на присоединенных землях |
Казанское ханство | ||
Астраханское ханство | ||
Сибирское ханство |
Вопросы после прочтения учебника к самостоятельной работе учащихся.
1. С какой целью Иван IV трижды «ходил» на Казань?
2. Почему первые походы закончились неудачей русских войск?
— Рассмотрите иллюстрацию «Вступление Иоанна IV в Казань».
Вопросы и задания
1. Предположите, о чем говорит Иван IV местным жителям, въезжая в покоренный город? Что, по вашему мнению, привез казанцам царь — мир или долгую войну?
2. Какие воинские и личные качества проявили казанцы, оборонявшие свой город? Можно ли назвать их поведение героическим?
3. Как было организовано управление на территории бывшего Казанского ханства? Какие меры русского царя на завоеванной территории способствовали укреплению его власти?
4. Когда и при каких обстоятельствах Астраханское ханство было присоединено к России? Почему присоединение происходило в два этапа? (Учитель отмечает, что форма правления в Астрахани отличалась от той, что утвердилась в Казани. В Казани были оставлены русские
наместники. В Астрахани в качестве наместника высту- пал хан Дервиш-Али.)
5. Покажите на карте земли, вошедшие в состав России после присоединения Казани и Астрахани. Покажите на карте Большую засечную черту.
6. Каково было значение присоединения Поволжья для внутреннего и внешнеполитического развития России?
7. Почему не состоялось присоединение Крымского ханства, которое периодически нападало на русские земли, представляя не меньшую военную угрозу, чем в свое время Казанское ханство? Что такое засечная черта? Покажите ее на карте и запишите определение понятия в тетрадь.
8. Какое значение имело для России и народов Сибири присоединение сибирских земель?
Задание для второй группы.
На основе текста параграфа и карты заполните таблицу.
«Хроника Ливонской войны»
Дата | Событие | Итог |
Вопросы и задания
1. В каком году Земский собор одобрил продолжение Ливонской войны?
2. Назовите город, из которого польский король Стефан Баторий начал свой поход против русского царя.
3. Назовите и покажите на карте город, который после непродолжительной осады русские войска вынуждены были отдать полякам.
4. Летом 1580 г. начался новый поход поляков. Покажите на карте и назовите города, которые были захвачены поляками в 1580—1581 гг.
5. Летом 1581 г. Стефан Баторий предпринял новый поход для захвата Пскова. Покажите на карте этот город.
6. В каком году было заключено Ям-Запольское перемирие между Россией и Речью Посполитой?
7. Назовите и покажите на карте города, взятые шведами.
8. В каком году было подписано Плюсское перемирие со Швецией?
9. Покажите на карте и назовите русские земли, которые отошли Швеции и Речи Посполитой.
10. Почему Россия проиграла Ливонскую войну?
Ответы на вопросы и выполнение заданий представляет каждая группа.
Учитель: «Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике?»
Выбор ответа обоснуйте.
Должен ли правитель одновременно с реформами внутри государства вести активную внешнюю политику?
А. Война и реформы несовместимы в государственной политике; правитель, подобно Ивану Грозному взявшийся за оба дела сразу, неминуемо проиграет.
Б. Реформы дают результаты через много лет, а победоносная война — сразу; дальновидный правитель должен сначала воевать и только затем заниматься обновлением общества.
В. Задуманные царем реформы не могли быть реализованы полностью без новых ресурсов и возможностей, они появились у России благодаря активной внешней политике.
— Анализируя вышесказанное, делаем вывод, что вопросы внутренней политики невозможно было решать без решения внешнеполитических проблем.
— Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их.
4.Применение нового знания
Задание
Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
1) штурм Казани, падение Казанского царства;
2) начало Ливонской войны;
3) присоединение к России Астраханского ханства.
Учитель: «Осуществил ли русский царь поставленные цели на востоке,
северо – западе, юге?
Свой ответ аргументируйте.
Рефлексия: оцените свою работу на уроке. Что вам понравилось? Какие трудности были? Что осталось не понято? Какое настроение после урока?
Домашнее задание: § 7, рубрика «Вопросы и задания». Выполнить одно из заданий в рабочей тетради (на выбор учителя или учащихся). С помощью интернет-ресурсов подготовьте сообщение по теме «Бегство Андрея Курбского в Литву». Выскажите свое мнение о поступке князя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век
Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"
Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...