Рабочая программа кружка "По страницам истории"
рабочая программа по истории
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "По страницам истории" | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «ШУМЯЧСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол ШМО Приказ от______20__г №_____
от _________20__ г. №____ | Директор________ Т.В.Винидиктова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«По страницам истории»
Класс (возраст):8-10 лет (1-3 класс)
Срок реализации: 1 год
Учитель истории : Макаренков А.Г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по истории на повышенном уровне.
Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.
Программа рассчитана на 68 часов. Программа рассчитана на учащихся 1-3 класса.
Рассчитана на учащихся 6-10 лет лет.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа имеет следующие особенности:
• проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);
• создание познавательных ситуаций;
• часть времени отводится для игровой деятельности, творческой работы учащихся;
• в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе.
Цель программы:
- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;
- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
• Обучающие: расширить и углубить знания учащихся по истории, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;
• Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;
• формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
• умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.
• Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к изучению истории, активную гражданскую позицию.
Методы реализации программы:
Основные методы: словесно – репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.
Основные формы занятий:
- познавательные занятия;
- интерактивные беседы, практикумы;
- творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).
- исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;
- познавательные акции;
- консультации.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные:
- проявление интереса к изучению истории, овладение навыками самостоятельной работы,
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- коммуникативные;
- овладение способностями оценивать результат и делать выбор;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.
Предметные:
в результате освоения представленной программы учащиеся должны освоить такие компетенции, как:
- знание основных и второстепенных исторических терминов и понятий;
- использование практических навыков и умений в разнообразных видах деятельности.
- знание основных событий всемирной истории первобытного периода и периода древности;
- уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;
- овладеть приемами работы с книгой;
- уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
- Содержание учебного курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Виды деятельности учащихся:
- активное участие в обсуждении темы занятий;
-практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
-подготовка презентаций, творческих работ, проектов;
-выступления на занятиях, школьных мероприятиях;
-участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, муниципального, регионального и др. уровней.
Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, других образовательных событиях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Знакомство с историей. (6 часов)
Вводное занятие.
Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие.
Археология и ее значение для истории.
Знакомство с историческими источниками (практическая работа).
История и историки. Ложь, вымысел и заблуждение в исторической науке.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.
Раздел 2. Тайны первобытного мира (10 часов)
Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).
Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм.
Как рождаются мифы. Понятие «миф». Виды мифов. Что побуждает творить миф? Первобытные культы: духи и жертвы. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохе? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы.
Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Археологические находки на территории России. Открытие образцов пещерной живописи. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании.
Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня.
Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности
(6 часов)
Возникновение производящего хозяйства. Изобретения древних цивилизаций: Египет, шумеры, финикийцы. Вклад Древнего Китая в историю человечества. Изобретения эпохи Античности.
Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Медицина. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Мода.
Раздел 4. Духовная жизнь в древности (9 часов)
Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. Значение Нила в жизни Древнего Египта. Представления древних египтян о смерти.
Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор).
Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).
Гробница Тутанхамона – как важнейший археологический источник по истории Египта. Легенда о «проклятии фараона»
Библейские сказания и библейская мифология.
Древнейшие цивилизации на территории Индии: загадки и открытия. Мифология. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Буддизм и его основатель: мифы и реальность.
Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.
Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники.
Раздел 5. Древняя история Европы (19 часов)
Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация? Герои ахейского периода: «Одиссея» и «Илиада» Гомера. Создатель «Илиады и «Одиссеи» - Гомер. Историческая основа поэм Гомера.
Мифы Древней Греции – неувядаемый источник вдохновения.
Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства. Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон. Двенадцать подвигов Геракла. Предание о походе аргонавтов. Золотое руно.
Афина, Артемида, Афродита: культ богинь и его отражение в мифах.
Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма.
Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека
Олимпийские игры: возникновение, система проведения.
Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса .Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк.
Загадка Атлантиды: Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Атлантиды.
Древняя Италия: легенда об основании Рима. Загадки этрусской цивилизации. Древнейший Рим: город на семи холмах. Закон и порядок римского общества. Организация власти в Римском обществе. Рим республиканский. Рим имперский. Быт и нравы римского общества. Римские легионы. Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. Каким был мир гладиаторов: вымысел и реальность. Был ли Нерон чудовищем? Возникновение христианства.
Проблема реальности Иисуса Христа. Евангелие – как исторический источник. Христианская мифология и догматика. Рим и германцы: «Записки о Галльской войне» Ю. Цезаря.
Закат великой империи
Раздел 6. Затерянные во времени: малоизвестные цивилизации древности (7 часов)
История начинается в Шумере. Урарту. Элам, Угарит. Хеттская держава. Греко-Бактрийское царство. Древние скифы. Загадочные кельты. Жизнь в Великой Степи (гунны)
Раздел 7. Великие и ужасные (знаменитые правители древнего мира) (9 часов)
Фараоны, цари, императоры: власть в древних обществах. Саргон Древний – создатель империи в Двуречье. Владыки Египта. Эхнатон и его реформа. Правители Поднебесной: Цинь Шихуанди и его преемники. Правители Персидской державы: от Кира Великого до Дария III. Великие сыны эллинского народа. Повелители Рима в разные эпохи: как менялись идеалы. Знаменитые женщины древности. Неизвестные имена: кто остается за страницами учебников.
Итоговое обобщение.
- Тематическое планирование
Раздел 1. Знакомство с историей.
Клио и её спутницы
Археология и ее значение для истории
Исторические источники и их виды
Исторические источники и их виды
История и историки
Хронология и системы летоисчисления.
Раздел 2. Тайны первобытного мира
Археологическая история первобытности
Во что и как верили первобытные люди
Мифы и роль в истории человечества.
Виды и особенности древнейших мифов
Сказки и легенды народов мира: главные сюжеты
Мифология древних славян и русские народные сказки: память об общем прошлом
Первобытное искусство: мир глазами наших предков.
Живописные сенсации: сюжеты и смыслы
Первобытность на территории России.
Древнейшие корни современной живописи
Технические загадки древнейших эпох
Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности
«Неолитическая» революция.
Изобретения древних цивилизаций
Вклад Древнего Китая в культурную историю человечества
Изобретения эпохи Античности
Как менялась повседневная жизнь в истории человечества
Красота и мода в древности
Раздел 4. Духовная жизнь в древности (9 часов)
Религиозная жизнь египетского общества
Художественная культура Египта: каноны вечности
Загадки пирамид. «Проклятье фараонов»
Библейские мифы – как исторический источник
Древнейшая история Индии в «Ведах»
Мифология культура индийской цивилизации
Буддизм и его основатель
Наследие Древнего Китая. Загадки гробницы Цинь Ши
Великие мудрецы Китая
Раздел 5. Древняя история Европы (19 часов)
Загадки Кносского дворца: где обитал Минотавр
Религиозные верования критян. Тайны тавромахии.
Гибель Крита. Ахейский период истории Греции. Гомеровские герои.
Мифология Древней Греции.
Прометей и Геракл: боги с человеческой душой
Триумф Диониса: зарождение театра
Олимпийские игры: гармония души и тела. Правда и вымысел
Миф об Атлантиде в истории и культуре человечества
Семь чудес света
Загадки этрусской цивилизации
Город на семи холмах: мифы и история
Ранняя Римская республика: власть и народ
Римские легионы: путь к военному могуществу
Быт и нравы римской публики.
Гладиаторы: вымысел и реальность
Нерон и христиане: свидетельства историков
Евангелие – как исторический источник
Рим и германцы: «Записки о Галльской войне»
Закат империи
Раздел 6. Затерянные во времени
История начинается в Шумере…
Забытые государства Ближнего Востока
Хетты - могучие противники Египта
Наследие Александра Македонского: Греко-Бактрийское царства и его сокровища
Скифы и сарматы в античный период
Тайны кельтов
Великая Степь и ее обитатели
Раздел 7. Великие и ужасные: знаменитые правители древнего мира (9 часов)
Власть в древности: божественное предназначение правителя
Первый император Древности – Саргон Великий
Религиозный реформатор Эхнатон
Правители Поднебесной империи
Персидские владыки: от Кира до Дария III
Великие сыны Эллады: мудрецы и воины
Владыки Рима в разные эпохи
Великие женщины древности
Кто остался за страницами учебников…
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень
Программа кружка «Страницы истории» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"
рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...
Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс
Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...
Рабочая программа За страницами учебника литературы
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.)....
Рабочая программа «Страноведение. Страницы истории Великобритании» для учащихся 8,9 классов"
( предпрофильная подготовка)...