Рабочая программа кружка "По страницам истории"
рабочая программа по истории

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «ШУМЯЧСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

РАССМОТРЕНО        УТВЕРЖДАЮ

Протокол ШМО        Приказ от______20__г №_____

от _________20__ г. №____

Директор________ Т.В.Винидиктова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

                                                 «По страницам истории»

                                                                                 Класс (возраст):8-10 лет (1-3 класс)  

                                                                        Срок реализации: 1 год

                                                                 Учитель истории : Макаренков А.Г.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.

Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по истории на повышенном уровне.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.

Программа рассчитана на 68 часов. Программа рассчитана на учащихся 1-3 класса.

Рассчитана на учащихся 6-10 лет лет.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа имеет следующие особенности:

• проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);

• создание познавательных ситуаций;

• часть времени отводится для игровой деятельности, творческой работы учащихся;

• в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе.

Цель программы:

- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:

• Обучающие: расширить и углубить знания учащихся по истории, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

• Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;

• формировать потребность в самопознании и саморазвитии;

• умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.

• Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к изучению истории, активную гражданскую позицию.

Методы реализации программы:

Основные методы: словесно – репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.

Основные формы занятий:

  • познавательные занятия;
  • интерактивные беседы, практикумы;
  • творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).
  • исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;
  • познавательные акции;
  • консультации.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные:

  • проявление интереса к изучению истории, овладение навыками самостоятельной работы,
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

  • коммуникативные;
  • овладение способностями оценивать результат и делать выбор;
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.

Предметные:

в результате освоения представленной программы учащиеся должны освоить такие компетенции, как:

  • знание основных и второстепенных исторических терминов и понятий;
  • использование практических навыков и умений в разнообразных видах деятельности.
  • знание основных событий всемирной истории первобытного периода и периода древности;
  • уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;
  • уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;
  • овладеть приемами работы с книгой;
  • уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории

  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Виды деятельности учащихся:

- активное участие в обсуждении темы занятий;

-практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;

-подготовка презентаций, творческих работ, проектов;

-выступления на занятиях, школьных мероприятиях;

-участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, муниципального, регионального и др. уровней.

Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, других образовательных событиях.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Знакомство с историей. (6 часов)

Вводное занятие.

Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие.

Археология и ее значение для истории.

Знакомство с историческими источниками (практическая работа).

История и историки. Ложь, вымысел и заблуждение в исторической науке.

Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.

Раздел 2. Тайны первобытного мира (10 часов)

Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).

Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм.

Как рождаются мифы. Понятие «миф». Виды мифов. Что побуждает творить миф? Первобытные культы: духи и жертвы. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохе? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы.

Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Археологические находки на территории России. Открытие образцов пещерной живописи. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании.

Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня.

Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности

(6 часов)

Возникновение производящего хозяйства. Изобретения древних цивилизаций: Египет, шумеры, финикийцы. Вклад Древнего Китая в историю человечества. Изобретения эпохи Античности.

Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Медицина. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Мода.

Раздел 4. Духовная жизнь в древности (9 часов)

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. Значение Нила в жизни Древнего Египта. Представления древних египтян о смерти.

Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор).

Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).

Гробница Тутанхамона – как важнейший археологический источник по истории Египта. Легенда о «проклятии фараона»

Библейские сказания и библейская мифология.

Древнейшие цивилизации на территории Индии: загадки и открытия. Мифология. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Буддизм и его основатель: мифы и реальность.

Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.

Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники.

Раздел 5. Древняя история Европы (19 часов)

Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация? Герои ахейского периода: «Одиссея» и «Илиада» Гомера. Создатель «Илиады и «Одиссеи» - Гомер. Историческая основа поэм Гомера.

Мифы Древней Греции – неувядаемый источник вдохновения.

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства. Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон. Двенадцать подвигов Геракла. Предание о походе аргонавтов. Золотое руно.

Афина, Артемида, Афродита: культ богинь и его отражение в мифах.

Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма.

Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека

Олимпийские игры: возникновение, система проведения.

Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса .Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Загадка Атлантиды: Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Атлантиды.

Древняя Италия: легенда об основании Рима. Загадки этрусской цивилизации. Древнейший Рим: город на семи холмах. Закон и порядок римского общества. Организация власти в Римском обществе. Рим республиканский. Рим имперский. Быт и нравы римского общества. Римские легионы. Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. Каким был мир гладиаторов: вымысел и реальность. Был ли Нерон чудовищем? Возникновение христианства.

Проблема реальности Иисуса Христа. Евангелие – как исторический источник. Христианская мифология и догматика. Рим и германцы: «Записки о Галльской войне» Ю. Цезаря.

Закат великой империи

Раздел 6. Затерянные во времени: малоизвестные цивилизации древности (7 часов)

История начинается в Шумере. Урарту. Элам, Угарит. Хеттская держава. Греко-Бактрийское царство. Древние скифы. Загадочные кельты. Жизнь в Великой Степи (гунны)

Раздел 7. Великие и ужасные (знаменитые правители древнего мира) (9 часов)

Фараоны, цари, императоры: власть в древних обществах. Саргон Древний – создатель империи в Двуречье. Владыки Египта. Эхнатон и его реформа. Правители Поднебесной: Цинь Шихуанди и его преемники. Правители Персидской державы: от Кира Великого до Дария III. Великие сыны эллинского народа. Повелители Рима в разные эпохи: как менялись идеалы. Знаменитые женщины древности. Неизвестные имена: кто остается за страницами учебников.

Итоговое обобщение.

  1. Тематическое планирование

Раздел 1. Знакомство с историей.

Клио и её спутницы

Археология и ее значение для истории

Исторические источники и их виды

Исторические источники и их виды

История и историки

Хронология и системы летоисчисления.

Раздел 2. Тайны первобытного мира

Археологическая история первобытности

Во что и как верили первобытные люди

Мифы и роль в истории человечества.

Виды и особенности древнейших мифов

Сказки и легенды народов мира: главные сюжеты

Мифология древних славян и русские народные сказки: память        об общем прошлом

 Первобытное искусство: мир глазами наших предков.

Живописные сенсации: сюжеты и смыслы

Первобытность на территории России.

Древнейшие корни современной живописи

Технические загадки древнейших эпох

Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности

«Неолитическая» революция.

Изобретения древних цивилизаций

Вклад Древнего Китая в культурную историю человечества

Изобретения эпохи Античности

Как менялась повседневная жизнь в истории человечества

Красота и мода в древности

Раздел 4. Духовная жизнь в древности (9 часов)

Религиозная жизнь египетского общества

Художественная культура Египта: каноны вечности

Загадки пирамид. «Проклятье фараонов»

Библейские мифы – как исторический источник

Древнейшая история Индии в «Ведах»

Мифология культура индийской цивилизации

Буддизм и его основатель

Наследие Древнего Китая. Загадки гробницы Цинь Ши

Великие мудрецы Китая

Раздел 5. Древняя история Европы (19 часов)

Загадки Кносского дворца: где обитал Минотавр

Религиозные верования критян. Тайны тавромахии.

Гибель Крита. Ахейский период истории Греции. Гомеровские герои.

Мифология Древней Греции.

Прометей и Геракл: боги с человеческой душой

Триумф Диониса: зарождение театра

Олимпийские игры: гармония души и тела. Правда и вымысел

Миф об Атлантиде в истории и культуре человечества

Семь чудес света

Загадки этрусской цивилизации

Город на семи холмах: мифы и история

Ранняя Римская республика: власть и народ

Римские легионы: путь к военному могуществу

Быт и нравы римской публики.

Гладиаторы: вымысел и реальность

Нерон и христиане: свидетельства историков

Евангелие – как исторический источник

Рим и германцы: «Записки о Галльской войне»

Закат империи

Раздел 6. Затерянные во времени

История начинается в Шумере…

Забытые государства Ближнего Востока

Хетты - могучие противники Египта

Наследие Александра Македонского: Греко-Бактрийское царства и его сокровища

Скифы и сарматы в античный период

Тайны кельтов

Великая Степь и ее обитатели

Раздел 7. Великие и ужасные: знаменитые правители древнего мира (9 часов)

Власть в древности: божественное предназначение правителя

Первый император Древности – Саргон Великий

Религиозный реформатор Эхнатон

Правители Поднебесной империи

Персидские владыки: от Кира до Дария III

Великие сыны Эллады: мудрецы и воины

Владыки Рима в разные эпохи

Великие женщины древности

Кто остался за страницами учебников…

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс

Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...

7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"

рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...

Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс

Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

Рабочая программа За страницами учебника литературы

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.)....