По страницам истории России.Конспект открытого урока с компьютерной презентацией
учебно-методический материал по истории (8 класс)

Яфарова Елена Владимировна

Конспект урока содержит материал для урока-игры для учеников 8 классов.Учащиеся делятся на 2 команды. 10 конкурсных заданий, связанных с историей нашей страны, расчитанных на повторение знаний не только полученных на уроках истории в 8 классе, но и в предыдущих классах, а также из дополнительных источников. Компьютерная презентация демонстрируется по ходу игры.В конспекте указаны номера слайдов, которые соответствуют заданиям или разделам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranitsam_istorii_rossii.doc85.5 КБ
Файл po_stranitsam_istorii_rossii1.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «По страницам истории»

Урок - игра: 8 класс

Цель урока: обобщить, систематизировать, повторить и закрепить накопленные знания учащихся по курсам истории России за 6-8 классы;

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний; прививать интерес к предмету;
  2. Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;
  3. Создать условия для развития у учащихся мыслительных, аналитических способности ученика
  4. Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.
  5. Развивать навыки работы в группе; формирование целостности и сплоченности коллектива класса;
  6. Проверка и корректировка имеющихся знаний
  7. Средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Участники игры: ведущий; две команды из учащихся 8 классов; Оборудование: вопросы; репродукции картин; листы-задания ,компьютерная презентация;

Правила игры: игра включает в себя 10 заданий.  За каждый правильный ответ команды получают жетончик в виде старинной монеты.1 жетон=1 балл

По ходу игры команды набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.  

ВЕДУЩИЙ.

- Добрый день, уважаемые участники игры! Гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести игру и тем самым, повторить и закрепить ваши знания по истории нашей  Великой страны!

Презентация: вступительное слово Россия – великая страна с тысячелетней богатой историей, которую мы должны знать, любить, гордиться подвигами наших предков и быть сопричастными к истории своей страны. Слайды 1-7

 Перед нами две сборные команды – это учащиеся 8 классов! Слайд 8

ВЕДУЩИЙ. Задание для определения права первого хода: Назовите первых царей из династии Романовых (Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван, Пётр и т.д.) (Слайд  9)

Х о д  и г р ы

1 задание «Император Пётр I» (Слайд 10)

Командам по очереди задаются вопросы 3-4 мин. После истечения указанного времени жюри подводит итоги (1 правильный ответ – 1 балл).

Император Петр Великий

Под каким именем российский император Петр Первый работал в Голландии, обучаясь мастерству корабела?

1) под именем урядника Петра Михайлова

2) под именем матроса Ломоносова

3) под именем штурмана Мамонтова

Петр Михайлов

Кем приходилась Анна Иоанновна Петру Великому?

1) племянницей

2) внучкой

3) двоюродной сестрой

Племянницей

В честь какого события в 1706 году в Петербурге около Петропавловской крепости на фасадах некоторых домов были повешены первые фонари?

1) в честь женитьбы Петра

2) в честь рождения наследника

3) в честь победы над шведами в очередной битве

В честь победы над шведами под Калишем

В каком году столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург?

1) 1703

2) 1712

3) 1725

В 1712 году

2 задание «Русь Древняя» (Слайд 11)

Командам по очереди задаются вопросы (1 правильный ответ – 1 балл).

Из истории Древней Руси

У себя на родине их называли «морскими королями», а как их называли на Руси?

1) варяги

2) норманы

3) викинги

варяги

Какое число было в древнерусском языке, кроме единственного и множественного?

1) двойственное

2) тройственное

3) среднее

Двойственное (до начала 13 века), употреблялось тогда, когда писали или говорили о двух парных предметах: две рыбе, два плечи

Чему в древнерусском счете равнялась тьма?

1) 1 тысяче

2) 10 тысячам

3) 100 тысячам

10 тысяч

Какое мучное изделие на Руси было не только лакомством, но и игрушкой?

1) крендель

2) пряник

3) бублик

Пряник

3 задание «Что в слове том?» (Слайд 12)

Командам по очереди задаются вопросы. (1 правильный ответ – 1 балл).

Что означают русские слова?

Как называется внутренняя городская крепость в старинных русских городах?

1) шатер

2) кремль

3) мазанка

Кремль

Что в старину на Руси означало слово «город»?

1) бревно

2) мост

3) забор

Забор, отсюда современно слово – ограда.

От какого слова произошло слово «копейка»?

1) копить

2) копье

3) копа

Копье

Как в допетровской Руси назывался творог?

1) сыр

2) мед

3) кулебяка

Сыр

4 задание  Конкурс капитанов (Слайд 13)

Командам предлагают известные живописные полотна; их задача – назвать автора картины, вспомнить ее название, указать действующих лиц (историческую эпоху), из предложенных высказываний выбрать то, которое подходит к картине

Картины художников

● «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова

● «Суд Пугачева" В.Г.Перов

● «Петр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н.Ге.

● «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова.

Высказывания

а) «Жалуем сим именным приказом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех,находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков… и награждаемдревним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечноказаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…»

Суд Пугачева» В.Г. Перова.); 

б) «Егда же бысть патриархом злый вожь, и начат казнить правоверие, повелевая тремя,персты креститься и в пост великий в пояс творите метания… Он нас, муча много, и  разослал в ссылки всех…» («Боярыня Морозова» В.И.Суриков) 

в) «И видя мы его упорность в его непотребных поступках, объявили ему, что, ежели он впредь следовать нашей воле не будет, то его лишим наследства… И хотя он, сын наш, за такие поступки достоин лишения живота, однако ж мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания освобождаем…» («Петр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н.Ге.); 

г) «А смерти они достойны и за одну противность, что забунтовали…»(Утро стрелецкой  казни», В.И.Суриков). 

5 задание «Дальше!».

Команда должна ответить на  вопросы. Если ответов нет, участник подает команду «Дальше!». (1 ответ – 1 балл ).

Вопросы для первой команды:

  1. Какой город впервые упоминается в летописи в связи со встречей Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем? (Москва)
  2. Как в VIII-XI вв. Называли на Руси дюжих светловолосых скандинавов? (Варяги)
  3. Какая русская княгиня посетила византийского императора Константина Багряноподобного? (Ольга)
  4. При каком московском князе прекратились поездки в Золотую Орду? (При Иване III)
  5. Что называли посадом на Руси? (Город)
  6. Что запрещалось делать дворянам, не постигшим основ науки, по указу от 20 января 1714 г.? (Жениться)
  7. Под каким именем был пострижен в монахи один из братьев Романовых – Федор? (Филарет)
  8. В каком соборе происходило венчание на великое княжение? (В Московском Успенском соборе)
  9. Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов)
  10. Почему бояре заподозрили в Лжедмитрии I самозванца? (Он не желал спать после обеда)
  11. Что такое ендова? Кувшин для вина)
  12. О ком были сказаны эти слова: «Бороды свои уставя, ничего не понимают, потому что многие из них и грамоте не учены? (О членах Боярской думы)

Вопросы для второй команды:

  1. Кого во времена Петра 1 называли прибыльщиками? (Людей, придумывающих новые налоги)
  2. Какая улица Москвы получила свое название от расположенного там малороссийского подворья? (Маросейка)
  3. Какого князя дважды приглашали  в Новгород? (Александра Ярославича)
  4. Где произошла первая встреча русских князей с монголо-татарскими войсками? (На реке Калке)
  5. Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов)
  6. При каком правителе произошло окончательное покорение племени древлян? (При княгине Ольге)
  7. Кого на Руси называли Баскаком? (Сборщика дани)
  8. Что такое тягло? (Подать)
  9. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»? (Сбор дани с порабощенных народов.)
  10. Что располагалось на месте Манежной площади при Иване Грозном? (Стрелецкая слобода)
  11.  Чей флот был побеждён в Гангутском сражении? (Шведский)
  12.  Какой город Пётр 1 называл « город-ключ»? (Шлиссельбург)

6 задание. Скажи мне правду

Ведущий задает команде вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: да или нет. Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.

- Верите ли вы, что…

1. … при царе Алексее Михайловиче был заведен «долгий ящик», куда складывались жалобы на злоупотребления дьяков? (Да)

2. … во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили? (Нет, его отпускали на свободу.)

3. … в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (Да)

4. … монгольский хан подарил государю Федору Михайловичу мешок с чаем? (Да)

5. … на Руси пора «меж волка и собаки» означает рассвет? (Нет, это сумерки)

6. … аристархом в России называли ученого? (Да)

7. … в старину Красная площадь носила название Пожар? (Да)

8. … при Петре I прибыльщиками называли воров? (Нет, это изобретатели налогов.)

9. … император Павел I был страстным поклонником Карла Шведского? (Нет, Фридриха Прусского.)

10. … Александр Суворов похоронен а Александро-Невской лавре? (Да)

11. … любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет, в солдатики)

Вопросы для второй команды:

1. … императрица Анна Иоанновна для венчания князя Голицына приказала построить ледяной дом? (Да)

2. … во время похода на Россию Наполеон обещал освободить русских крестьян от крепостной зависимости? (Да)

3. … в конце XV в. Отливка колоколов в Москве проводилась на Звонарной улице? (Нет, на Пушечной)

4. … в старину хозяину и почетным гостям подавали «опричные блюда»? (Да)

5. … при дворе князя Владимира Святого дружинники ели руками? (Нет, серебряными ложками)

6. … кика – это «хозяйка болота»? (Нет, это праздничный головной убор замужней женщины.)

7. … в старое время латкой называли глиняную сковородку? (Да)

8. … девочкам на Руси надевали серьги, как только они начинали ходить? (Да)

9. … в Средневековье в Москве серебряный рубль назывался «ефимок»? (Да)

10. … вооружение стрельца включало мушкет? (Нет, пищаль.)

11. … Франц Лефорт являлся одним из основателей русской регулярной армии? (Да)

7 задание. «Предметы старины» (сл.14)

На выбор команд предоставлены предметы старины, команды разбирают предметы. Задача: назвать предмет, его предназначение, историческое время пользования.

8 задание«Чёрный ящик» (сл.15-17)

1 команда. Ведущий. В старину на Руси это считалось символом мудрости. Русская правда сурово наказывала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого (борода)

2 команда. Ведущий. Его ввез в Россию Петр великий. Многие крестьяне от него отравились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Кстати в германии ему поставлен памятник, единственный в мире.

(картофель, крафт – сила, тойфель – дьявол)

9 задание. «Великие личности». Слайды 18-21

Задача игроков - узнать имя исторического деятеля.

- Оставя скипетр, трон, чертог

Был странником в пыли и поте.

Как некий бог блистал величеством в работе.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной-

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей рукой

На троне вечный был работник. (Петр I )

О нем потом напишет Пушкин:
«Все испытал и все проник ».
В науку выстрелил из пушки
стремглав поморский ученик.

Душа легла к образованию,
лучшим зачислен в Петербург,
Пять лет точных наук в Германии,
вошел в умнейших людей круг.

Был литератором, биологом,
русской мозаики отец.
Большим историком, технологом,
географом, в латыни чтец.
 ( М. Ломоносов)

- Русь терпела всяческие беды,

Города тонули в смутном мраке

В Новгороде ликовали шведы

А Москвою правили поляки.

Разорялись земли государства,

Разрушались терема и храмы

Самое дородное боярство

Оказалось неспособным самым.

Обратился к русскому народу:

Призывал он златом и булатом.

Ополчиться против иноземцев,

Прозвучал его призыв набатом.

 ( К. Минин)

А ещё в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете

Пестрый сказочный собор,

Что стоит и до сих пор. (Иван Грозный)

10. Конкурс «Ассоциации»-.Слайд 22

Ведущий называет историческое событие или имя исторического деятеля, задача игроков - представить словесную ассоциацию, которая возникает в связи с именем или событием

1. Князь Владимир - крещение Руси, Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой

2. Александр Невский – Новгород, Невская битва, Ледовое побоище

3. Хан Батый - нашествие монголо- татар, Золотая орда ,баскаки

4. Дмитрий Донской- Куликовская битва, Мамаево побоище, Пересвет

5. Опричнина- Иван Грозный, метла, собачья голова, казни, Малюта Скуратов

6. Смутное время - Лжедмитрий, польская интервенция, народное ополчение

7. Северная война - Петр I, выход к Балтийскому морю, Полтава

8. Екатерина Великая - выход к Черному морю, « золотой век дворянства», завоевание Крыма

9. Петр I- переход на новое летоисчисление, « окно в Европу», империя

10. Санкт- Петербург - Зимний дворец, новая столица при Петре I ,1703г.

Подведение итогов игры.

 Поздравляем победителей!

Подсчитывается количество набранных каждой  командой баллов  и объявляются победители. Команды  награждаются грамотами за первое  и второе место

Заключительное слово. Слайд 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам истории России 8 класс

Слайд 2

Игорь Михалёв У судьбы не проси. Чашу выпей до дна. Нет на свете Россий - есть Россия. Одна. Где тропинка во ржи. Где стерня под ногой. Где дана тебе жизнь и не будет другой.

Слайд 3

Российская Федерация Россия

Слайд 4

Россия – великая страна с тысячелетней богатой историей, которую мы должны знать, любить, гордиться подвигами наших предков и быть сопричастными к истории своей страны

Слайд 8

ИГРА НАЧИНАЕТСЯ

Слайд 9

Династия Романовых

Слайд 15

Черный ящик

Слайд 16

Борода

Слайд 17

Картофель

Слайд 23

Поздравляем победителей!

Слайд 24

Дорогие ребята! Призываю вас почувствовать себя наследниками великой истории России, знать и любить историю своей страны!

Слайд 25

Автор: Учитель истории МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» Яфарова Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Программа Блокнот

Изучение  программы Блокнот. Формирование знаний и умений основных  приемов запуска программы, настройки страницы, ввода текста, правки текста, сохранения документа....

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.

Овладение операциями  перемещения  и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных  приемов перемещения  и переименования объектов....

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Урок информатики Компьютерные презентации

Урок информатики Компьютерные презентации...

Проект урока с компьютерной презентацией по теме "Приложения к журналам мод. Инструкции к выкройкам." 9 класс, коррекционная школа VIII вида.

Это первое занятие по данной теме. Данная тема вливается в раздел учебного плана по швейному делу «Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину», в котором дети 9 класс...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Урок "Создание компьютерной презентации"

Урок изучения новой темы с практической работой...