По страницам истории России.Конспект открытого урока с компьютерной презентацией
учебно-методический материал по истории (8 класс)
Конспект урока содержит материал для урока-игры для учеников 8 классов.Учащиеся делятся на 2 команды. 10 конкурсных заданий, связанных с историей нашей страны, расчитанных на повторение знаний не только полученных на уроках истории в 8 классе, но и в предыдущих классах, а также из дополнительных источников. Компьютерная презентация демонстрируется по ходу игры.В конспекте указаны номера слайдов, которые соответствуют заданиям или разделам урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_istorii_rossii.doc | 85.5 КБ |
po_stranitsam_istorii_rossii1.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок «По страницам истории»
Урок - игра: 8 класс
Цель урока: обобщить, систематизировать, повторить и закрепить накопленные знания учащихся по курсам истории России за 6-8 классы;
Задачи урока:
- Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний; прививать интерес к предмету;
- Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;
- Создать условия для развития у учащихся мыслительных, аналитических способности ученика
- Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.
- Развивать навыки работы в группе; формирование целостности и сплоченности коллектива класса;
- Проверка и корректировка имеющихся знаний
- Средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;
УУД:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)
Познавательные:
Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.
Коммуникативные:
Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Участники игры: ведущий; две команды из учащихся 8 классов; Оборудование: вопросы; репродукции картин; листы-задания ,компьютерная презентация;
Правила игры: игра включает в себя 10 заданий. За каждый правильный ответ команды получают жетончик в виде старинной монеты.1 жетон=1 балл
По ходу игры команды набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
ВЕДУЩИЙ.
- Добрый день, уважаемые участники игры! Гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести игру и тем самым, повторить и закрепить ваши знания по истории нашей Великой страны!
Презентация: вступительное слово Россия – великая страна с тысячелетней богатой историей, которую мы должны знать, любить, гордиться подвигами наших предков и быть сопричастными к истории своей страны. Слайды 1-7
Перед нами две сборные команды – это учащиеся 8 классов! Слайд 8
ВЕДУЩИЙ. Задание для определения права первого хода: Назовите первых царей из династии Романовых (Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван, Пётр и т.д.) (Слайд 9)
Х о д и г р ы
1 задание «Император Пётр I» (Слайд 10)
Командам по очереди задаются вопросы 3-4 мин. После истечения указанного времени жюри подводит итоги (1 правильный ответ – 1 балл).
Император Петр Великий | |
Под каким именем российский император Петр Первый работал в Голландии, обучаясь мастерству корабела? 1) под именем урядника Петра Михайлова 2) под именем матроса Ломоносова 3) под именем штурмана Мамонтова | Петр Михайлов |
Кем приходилась Анна Иоанновна Петру Великому? 1) племянницей 2) внучкой 3) двоюродной сестрой | Племянницей |
В честь какого события в 1706 году в Петербурге около Петропавловской крепости на фасадах некоторых домов были повешены первые фонари? 1) в честь женитьбы Петра 2) в честь рождения наследника 3) в честь победы над шведами в очередной битве | В честь победы над шведами под Калишем |
В каком году столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург? 1) 1703 2) 1712 3) 1725 | В 1712 году |
2 задание «Русь Древняя» (Слайд 11)
Командам по очереди задаются вопросы (1 правильный ответ – 1 балл).
Из истории Древней Руси | |
У себя на родине их называли «морскими королями», а как их называли на Руси? 1) варяги 2) норманы 3) викинги | варяги |
Какое число было в древнерусском языке, кроме единственного и множественного? 1) двойственное 2) тройственное 3) среднее | Двойственное (до начала 13 века), употреблялось тогда, когда писали или говорили о двух парных предметах: две рыбе, два плечи |
Чему в древнерусском счете равнялась тьма? 1) 1 тысяче 2) 10 тысячам 3) 100 тысячам | 10 тысяч |
Какое мучное изделие на Руси было не только лакомством, но и игрушкой? 1) крендель 2) пряник 3) бублик | Пряник |
3 задание «Что в слове том?» (Слайд 12)
Командам по очереди задаются вопросы. (1 правильный ответ – 1 балл).
Что означают русские слова? | |
Как называется внутренняя городская крепость в старинных русских городах? 1) шатер 2) кремль 3) мазанка | Кремль |
Что в старину на Руси означало слово «город»? 1) бревно 2) мост 3) забор | Забор, отсюда современно слово – ограда. |
От какого слова произошло слово «копейка»? 1) копить 2) копье 3) копа | Копье |
Как в допетровской Руси назывался творог? 1) сыр 2) мед 3) кулебяка | Сыр |
4 задание Конкурс капитанов (Слайд 13)
Командам предлагают известные живописные полотна; их задача – назвать автора картины, вспомнить ее название, указать действующих лиц (историческую эпоху), из предложенных высказываний выбрать то, которое подходит к картине
Картины художников
● «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова
● «Суд Пугачева" В.Г.Перов
● «Петр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н.Ге.
● «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова.
Высказывания
а) «Жалуем сим именным приказом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех,находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков… и награждаемдревним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечноказаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…»
(«Суд Пугачева» В.Г. Перова.);
б) «Егда же бысть патриархом злый вожь, и начат казнить правоверие, повелевая тремя,персты креститься и в пост великий в пояс творите метания… Он нас, муча много, и разослал в ссылки всех…» («Боярыня Морозова» В.И.Суриков)
в) «И видя мы его упорность в его непотребных поступках, объявили ему, что, ежели он впредь следовать нашей воле не будет, то его лишим наследства… И хотя он, сын наш, за такие поступки достоин лишения живота, однако ж мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания освобождаем…» («Петр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н.Ге.);
г) «А смерти они достойны и за одну противность, что забунтовали…»(Утро стрелецкой казни», В.И.Суриков).
5 задание «Дальше!».
Команда должна ответить на вопросы. Если ответов нет, участник подает команду «Дальше!». (1 ответ – 1 балл ).
Вопросы для первой команды:
- Какой город впервые упоминается в летописи в связи со встречей Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем? (Москва)
- Как в VIII-XI вв. Называли на Руси дюжих светловолосых скандинавов? (Варяги)
- Какая русская княгиня посетила византийского императора Константина Багряноподобного? (Ольга)
- При каком московском князе прекратились поездки в Золотую Орду? (При Иване III)
- Что называли посадом на Руси? (Город)
- Что запрещалось делать дворянам, не постигшим основ науки, по указу от 20 января 1714 г.? (Жениться)
- Под каким именем был пострижен в монахи один из братьев Романовых – Федор? (Филарет)
- В каком соборе происходило венчание на великое княжение? (В Московском Успенском соборе)
- Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов)
- Почему бояре заподозрили в Лжедмитрии I самозванца? (Он не желал спать после обеда)
- Что такое ендова? Кувшин для вина)
- О ком были сказаны эти слова: «Бороды свои уставя, ничего не понимают, потому что многие из них и грамоте не учены? (О членах Боярской думы)
Вопросы для второй команды:
- Кого во времена Петра 1 называли прибыльщиками? (Людей, придумывающих новые налоги)
- Какая улица Москвы получила свое название от расположенного там малороссийского подворья? (Маросейка)
- Какого князя дважды приглашали в Новгород? (Александра Ярославича)
- Где произошла первая встреча русских князей с монголо-татарскими войсками? (На реке Калке)
- Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов)
- При каком правителе произошло окончательное покорение племени древлян? (При княгине Ольге)
- Кого на Руси называли Баскаком? (Сборщика дани)
- Что такое тягло? (Подать)
- Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»? (Сбор дани с порабощенных народов.)
- Что располагалось на месте Манежной площади при Иване Грозном? (Стрелецкая слобода)
- Чей флот был побеждён в Гангутском сражении? (Шведский)
- Какой город Пётр 1 называл « город-ключ»? (Шлиссельбург)
6 задание. Скажи мне правду
Ведущий задает команде вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: да или нет. Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.
- Верите ли вы, что…
1. … при царе Алексее Михайловиче был заведен «долгий ящик», куда складывались жалобы на злоупотребления дьяков? (Да)
2. … во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили? (Нет, его отпускали на свободу.)
3. … в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (Да)
4. … монгольский хан подарил государю Федору Михайловичу мешок с чаем? (Да)
5. … на Руси пора «меж волка и собаки» означает рассвет? (Нет, это сумерки)
6. … аристархом в России называли ученого? (Да)
7. … в старину Красная площадь носила название Пожар? (Да)
8. … при Петре I прибыльщиками называли воров? (Нет, это изобретатели налогов.)
9. … император Павел I был страстным поклонником Карла Шведского? (Нет, Фридриха Прусского.)
10. … Александр Суворов похоронен а Александро-Невской лавре? (Да)
11. … любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет, в солдатики)
Вопросы для второй команды:
1. … императрица Анна Иоанновна для венчания князя Голицына приказала построить ледяной дом? (Да)
2. … во время похода на Россию Наполеон обещал освободить русских крестьян от крепостной зависимости? (Да)
3. … в конце XV в. Отливка колоколов в Москве проводилась на Звонарной улице? (Нет, на Пушечной)
4. … в старину хозяину и почетным гостям подавали «опричные блюда»? (Да)
5. … при дворе князя Владимира Святого дружинники ели руками? (Нет, серебряными ложками)
6. … кика – это «хозяйка болота»? (Нет, это праздничный головной убор замужней женщины.)
7. … в старое время латкой называли глиняную сковородку? (Да)
8. … девочкам на Руси надевали серьги, как только они начинали ходить? (Да)
9. … в Средневековье в Москве серебряный рубль назывался «ефимок»? (Да)
10. … вооружение стрельца включало мушкет? (Нет, пищаль.)
11. … Франц Лефорт являлся одним из основателей русской регулярной армии? (Да)
7 задание. «Предметы старины» (сл.14)
На выбор команд предоставлены предметы старины, команды разбирают предметы. Задача: назвать предмет, его предназначение, историческое время пользования.
8 задание. «Чёрный ящик» (сл.15-17)
1 команда. Ведущий. В старину на Руси это считалось символом мудрости. Русская правда сурово наказывала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого (борода)
2 команда. Ведущий. Его ввез в Россию Петр великий. Многие крестьяне от него отравились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Кстати в германии ему поставлен памятник, единственный в мире.
(картофель, крафт – сила, тойфель – дьявол)
9 задание. «Великие личности». Слайды 18-21
Задача игроков - узнать имя исторического деятеля.
- Оставя скипетр, трон, чертог
Был странником в пыли и поте.
Как некий бог блистал величеством в работе.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной-
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей рукой
На троне вечный был работник. (Петр I )
О нем потом напишет Пушкин:
«Все испытал и все проник ».
В науку выстрелил из пушки
стремглав поморский ученик.
Душа легла к образованию,
лучшим зачислен в Петербург,
Пять лет точных наук в Германии,
вошел в умнейших людей круг.
Был литератором, биологом,
русской мозаики отец.
Большим историком, технологом,
географом, в латыни чтец. ( М. Ломоносов)
- Русь терпела всяческие беды,
Города тонули в смутном мраке
В Новгороде ликовали шведы
А Москвою правили поляки.
Разорялись земли государства,
Разрушались терема и храмы
Самое дородное боярство
Оказалось неспособным самым.
Обратился к русскому народу:
Призывал он златом и булатом.
Ополчиться против иноземцев,
Прозвучал его призыв набатом.
( К. Минин)
А ещё в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пестрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор. (Иван Грозный)
10. Конкурс «Ассоциации»-.Слайд 22
Ведущий называет историческое событие или имя исторического деятеля, задача игроков - представить словесную ассоциацию, которая возникает в связи с именем или событием
1. Князь Владимир - крещение Руси, Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой
2. Александр Невский – Новгород, Невская битва, Ледовое побоище
3. Хан Батый - нашествие монголо- татар, Золотая орда ,баскаки
4. Дмитрий Донской- Куликовская битва, Мамаево побоище, Пересвет
5. Опричнина- Иван Грозный, метла, собачья голова, казни, Малюта Скуратов
6. Смутное время - Лжедмитрий, польская интервенция, народное ополчение
7. Северная война - Петр I, выход к Балтийскому морю, Полтава
8. Екатерина Великая - выход к Черному морю, « золотой век дворянства», завоевание Крыма
9. Петр I- переход на новое летоисчисление, « окно в Европу», империя
10. Санкт- Петербург - Зимний дворец, новая столица при Петре I ,1703г.
Подведение итогов игры.
Поздравляем победителей!
Подсчитывается количество набранных каждой командой баллов и объявляются победители. Команды награждаются грамотами за первое и второе место
Заключительное слово. Слайд 24
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игорь Михалёв У судьбы не проси. Чашу выпей до дна. Нет на свете Россий - есть Россия. Одна. Где тропинка во ржи. Где стерня под ногой. Где дана тебе жизнь и не будет другой.
Российская Федерация Россия
Россия – великая страна с тысячелетней богатой историей, которую мы должны знать, любить, гордиться подвигами наших предков и быть сопричастными к истории своей страны
ИГРА НАЧИНАЕТСЯ
Династия Романовых
Черный ящик
Борода
Картофель
Поздравляем победителей!
Дорогие ребята! Призываю вас почувствовать себя наследниками великой истории России, знать и любить историю своей страны!
Автор: Учитель истории МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» Яфарова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Программа Блокнот
Изучение программы Блокнот. Формирование знаний и умений основных приемов запуска программы, настройки страницы, ввода текста, правки текста, сохранения документа....
Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.
Овладение операциями перемещения и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных приемов перемещения и переименования объектов....
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...
Урок информатики Компьютерные презентации
Урок информатики Компьютерные презентации...
Проект урока с компьютерной презентацией по теме "Приложения к журналам мод. Инструкции к выкройкам." 9 класс, коррекционная школа VIII вида.
Это первое занятие по данной теме. Данная тема вливается в раздел учебного плана по швейному делу «Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину», в котором дети 9 класс...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...
Урок "Создание компьютерной презентации"
Урок изучения новой темы с практической работой...