Ликвидация неграмотности
методическая разработка по истории (10 класс)
Материал содержит текст к презентации, посвященной теме ликвидации неграмотности. Рассказаны об этапах и причинах ликвидации. Материал подойдет как учителю так и учащемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть презентации | 755.69 КБ |
2 часть презентации | 1.04 МБ |
текст к презентации для выступления | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу Неграмотность, в первую очередь была среди сельского населения,
Перепись 1897 г
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года Луначарский А.В Первый нарком просвещения Крупская Н.К руководитель внешкольного отдела
Сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны
Массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги
В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15 пункт по ликвидации неграмотности – « ликпункт ».
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета.
Вторым этапом в системе образования рабочих и крестьян стали школы для малограмотных. Цели обучения : основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро - и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам «Заводы наши» «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы» «Советы установили 7 часов работы» «Советы дали рабочим бесплатное лечение»
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии: по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада!»
Первый год кампании серьезных побед не принес В 1922 г. был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет В 1923 г. по инициативе ВЧК было создано добровольное общество «Долой неграмотность» Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
Однако трудностей было немало, не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек
Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты , организовывали курсы и конференции, привозили учебники.
Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности – отчасти поэтому от очередной переписи 1937 г. ожидали стопроцентных показателей в этой сфере. Сплошной грамотности не было, но данные были неплохие: в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%.
Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Слайд 3
Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. Россия стояла последней в списке европейских держав.
Слайд 4
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: в декабре в Наркомате просвещения РСФСР) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской
Слайд 5
Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.
Слайд 6
Забота об элементарном образовании народа легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством. Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие
Слайд 7
В декрете с подписью председателя В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.
Слайд 8
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
Слайд 9
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета.
Окончивший ликпункт человек назывался не безграмотным, а малограмотным. Он умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства
Слайд 10
Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
Слайд 11
В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые детские азбуки категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.
Слайд 12
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам. Среди них были такие: «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы», «У Миши запас дров. Миша купил их в кооперативе», «Малышам нужна прививка оспы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение». Таким образом, первое, что узнавал прежний «темный» человек, – то, что он всем обязан новой власти: политическим правам, здравоохранению и бытовым радостям.
Слайд 13
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Слайд 14
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии. По-видимому, порой у красноармейцев не было выбора: часто у дверей помещения для занятий ставили часового, а по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада
Слайд 15
Первый год кампании серьезных побед не принес. По данным переписи 1920 г., грамотными были 33 % населения, критерием грамотности было только умение читать
В 1922 г. был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет (срок обучения увеличили до 7-8 месяцев).
В 1923 г. по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу. Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
Слайд 16
На протяжении всего периода кампании по ликбезу официальная пропаганда давала преимущественно оптимистичную информацию о ходе процесса. Однако трудностей было немало: не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек. На масштаб проблемы указывает и специальный раздел в методических руководствах начала 1920-х годов «Как обойтись без бумаги, без перьев и без карандашей».
Слайд 17
Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: требовалось влить свежие силы в движение, его пропаганда и изыскание новых материальных средств для работы. Существовали и другие, необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты, организовывали курсы и конференции, привозили учебники.
Слайд 18
Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения
Грамотным считался тот, кто умел читать хотя бы по слогам, и написать свою фамилию. По сравнению с предыдущей переписью прогресс был колоссальным: большая часть населения все же стала грамотной, дети и молодежь ходили в школы, техникумы и вузы, женщинам стали доступны все виды и ступени обучения.
Слайд 19
Данные переписи 1939 года были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Даже с учетом известных «приписок», это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ликвидация пробелов в знаниях суворовцев по математике
Важнейшая учебно-воспитательная задача-успешное овладение знаниями,совершенствование и развитие всех интеллектуальных способностейи возможностей суворовцев...
Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ...
«Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
урок в 11 классе по новейшей истории с применением информационно-коммуникационных технологий...
система работы по ликвидации пробелов по русскому языку
В данной статье представлена сформировавшаяся в течение многолетней педагогической деятельности система работы по ликвидации пробелов ...
Работа над ошибками как средство преодоленя неграмотности
Практический материал работы над ошибками...
Статья Пять радикальных средствот «врождённой неграмотности»
То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», можно назвать «заштопать дырки». Эти дырки в словах дети придумывают сами для сос...
практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра
1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...