Ликвидация неграмотности
методическая разработка по истории (10 класс)
Материал содержит текст к презентации, посвященной теме ликвидации неграмотности. Рассказаны об этапах и причинах ликвидации. Материал подойдет как учителю так и учащемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть презентации | 755.69 КБ |
2 часть презентации | 1.04 МБ |
текст к презентации для выступления | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу Неграмотность, в первую очередь была среди сельского населения,
Перепись 1897 г
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года Луначарский А.В Первый нарком просвещения Крупская Н.К руководитель внешкольного отдела
Сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны
Массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги
В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15 пункт по ликвидации неграмотности – « ликпункт ».
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета.
Вторым этапом в системе образования рабочих и крестьян стали школы для малограмотных. Цели обучения : основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро - и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам «Заводы наши» «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы» «Советы установили 7 часов работы» «Советы дали рабочим бесплатное лечение»
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии: по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада!»
Первый год кампании серьезных побед не принес В 1922 г. был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет В 1923 г. по инициативе ВЧК было создано добровольное общество «Долой неграмотность» Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
Однако трудностей было немало, не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек
Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты , организовывали курсы и конференции, привозили учебники.
Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности – отчасти поэтому от очередной переписи 1937 г. ожидали стопроцентных показателей в этой сфере. Сплошной грамотности не было, но данные были неплохие: в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%.
Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Слайд 3
Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. Россия стояла последней в списке европейских держав.
Слайд 4
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: в декабре в Наркомате просвещения РСФСР) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской
Слайд 5
Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.
Слайд 6
Забота об элементарном образовании народа легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством. Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие
Слайд 7
В декрете с подписью председателя В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.
Слайд 8
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
Слайд 9
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета.
Окончивший ликпункт человек назывался не безграмотным, а малограмотным. Он умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства
Слайд 10
Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
Слайд 11
В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые детские азбуки категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.
Слайд 12
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам. Среди них были такие: «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы», «У Миши запас дров. Миша купил их в кооперативе», «Малышам нужна прививка оспы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение». Таким образом, первое, что узнавал прежний «темный» человек, – то, что он всем обязан новой власти: политическим правам, здравоохранению и бытовым радостям.
Слайд 13
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Слайд 14
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии. По-видимому, порой у красноармейцев не было выбора: часто у дверей помещения для занятий ставили часового, а по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада
Слайд 15
Первый год кампании серьезных побед не принес. По данным переписи 1920 г., грамотными были 33 % населения, критерием грамотности было только умение читать
В 1922 г. был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет (срок обучения увеличили до 7-8 месяцев).
В 1923 г. по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу. Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
Слайд 16
На протяжении всего периода кампании по ликбезу официальная пропаганда давала преимущественно оптимистичную информацию о ходе процесса. Однако трудностей было немало: не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек. На масштаб проблемы указывает и специальный раздел в методических руководствах начала 1920-х годов «Как обойтись без бумаги, без перьев и без карандашей».
Слайд 17
Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: требовалось влить свежие силы в движение, его пропаганда и изыскание новых материальных средств для работы. Существовали и другие, необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты, организовывали курсы и конференции, привозили учебники.
Слайд 18
Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения
Грамотным считался тот, кто умел читать хотя бы по слогам, и написать свою фамилию. По сравнению с предыдущей переписью прогресс был колоссальным: большая часть населения все же стала грамотной, дети и молодежь ходили в школы, техникумы и вузы, женщинам стали доступны все виды и ступени обучения.
Слайд 19
Данные переписи 1939 года были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Даже с учетом известных «приписок», это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ликвидация пробелов в знаниях суворовцев по математике
Важнейшая учебно-воспитательная задача-успешное овладение знаниями,совершенствование и развитие всех интеллектуальных способностейи возможностей суворовцев...
Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ...
«Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
урок в 11 классе по новейшей истории с применением информационно-коммуникационных технологий...
система работы по ликвидации пробелов по русскому языку
В данной статье представлена сформировавшаяся в течение многолетней педагогической деятельности система работы по ликвидации пробелов ...
Работа над ошибками как средство преодоленя неграмотности
Практический материал работы над ошибками...
Статья "Пять радикальных средств от «врождённой неграмотности»
То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», можно назвать «заштопать дырки». Эти дырки в словах дети придумывают сами для сос...
практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра
1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...