Рабочая программа по истории 5 класс 2022-2023 уч.год.
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Роза Мовлдиевна Гилаева

Рабочая программа и КТП по истории 5 класс соответствии с обновлёнными ФГОС 2022-2023 уч.год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_kl.docx81.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАВЕТИНСКИЙ РАЙОН, Х.САВДЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                               ИМ.И.Т.ТАРАНОВА

                                                                       «Утверждаю»

                                                                       Директор МБОУ Савдянская СОШ

                                                                       им И.Т. Таранова

                                                                                Приказ от 30.08.2022   № 152

                                                                       ___________ Славгородская Ю.В.

                                                                                           М.П

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2520157)

                               по  истории России. Всеобщей истории

                                                                  (указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (5 класс)  Основное общее образование__            

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  _66

Учитель __Гилаева Р.М.___

                                         (ФИО)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и  рабочей программы к учебнику «Всеобщая истории. История Древнего мира» : Никишина В.О., Стрелкова А.В., Томашевича О.В., Михайловского Ф.А.; под редакцией Карпова С.П./авт.-сост.  Т.Д.Стецюра  (изд-во: М. «Русское слово»2018).

Предметная линия учебников по Всеобщей истории. Авторы: Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.; под редакцией Карпова С.П. ООО «Русское слово-учебник»; 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

   Программа по предметной области «История» для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • «ФГОС основного общего образования», утвержденным приказом от 31 мая 2021 г. № 287
  • Программой воспитания
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т.Таранова (в соответствии с обновленными ФГОС)
  • Учебный план основного общего образования МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т.Таранова (в соответствии с обновленными ФГОС)

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской

и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события

в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —

2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет

68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

В соответствии с учебным планом МБОУ Савдянская СОШ им. И. Т. Таранована 2022-2023 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 24.02.2023, 9.05.2023), с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянская СОШ им. И. Т. Таранована 2022-2023учебный год, расписания занятий для 1-11 классов, фактическое количество часов за год составляет 66 часов. Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 2 часа тем раздела «Древний Рим».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.

Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).

Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.

Ветхозаветные предания.

Персидская держава

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение

территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.

Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Александрия Египетская.

Древний Рим

Возникновение Римского государства

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование

и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны

и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей

с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и

др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических

ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность

события к веку, тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

  1. Работа с исторической картой:

находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

  1. Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

  1. Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;

рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

  1. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

  1. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

  1. Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

2

1

02.09.2022

06.09.2022

Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников;

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика; Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра); Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250/

Итого по разделу

2

1

Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

5

1,5

09.09.2022

23.09.2022

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам;

Рассказывать о занятиях первобытных людей; Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей;

Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали; Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329/

Итого по разделу

5

1,5

Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

6

1

27.09.2022

14.10.2022

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения;

Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти;

Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;

Показывать на карте основные направления завоевательных походов;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/start/310391/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/

3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

4

18.10.2022

28.10.2022

Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой;

Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях;

Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;

Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения

«Вавилонская башня»;

Тестирование; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/

3.3.

Восточное Средиземноморье в древности

2

1

08.11.2022

11.11.2022

Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;

Называть и показывать на карте древние государства Палестины;

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон; Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет;

Практическая работа; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/start/310453/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/start/253095/

3.4.

Персидская держава

2

15.11.2022

18.11.2022

Объяснять причины военных успехов персидской армии; Характеризовать систему управления персидской державой;

Рассказывать о религии древних персов; Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7529/start/252754/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/start/252723/

3.5.

Древняя Индия

2

22.11.2022

25.11.2022

Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме;

Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;

Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/

3.6.

Древний Китай

4

1

29.11.2022

09.12.2022

Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;

Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались; Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/

Итого по разделу

20

2

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

4.1.

Древнейшая Греция

4

13.12.2022

23.12.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения; Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;

Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и

«Одиссея»;

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята»,

«Троянский конь»;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос; Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/start/252661/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/

4.2.

Греческие полисы

10

10.01.2023

10.02.2023

Называть основные итоги греко-персидских войн; Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы; Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн;

Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос; Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7536/start/310577/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7537/start/252940/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/start/288851/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7539/start/252537/

4.3.

Культура Древней Греции

3

14.02.2023

21.02.2023

Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях;

Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений;

Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

4.4.

Македонские завоевания. Эллинизм

3

1

28.02.2023

07.03.2023

Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского;

Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;

Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского; Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира;

Практическая работа; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/start/252878/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7542/start/252847/

Итого по разделу

20

1

Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение Римского государства

3

0.5

10.03.2023

17.03.2023

Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов;

Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;

Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»;

Практическая работа; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7544/start/252816/

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

21.03.2023

04.04.2023

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги); Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал; Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/start/310608/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/start/310670/

5.3.

Поздняя Римская республика.

Гражданские войны

5

07.04.2023

21.04.2023

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе

«общественной земли»;

Раскрывать значение понятий и терминов:

«общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор;

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов;

Практическая работа; Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

6

1

25.04.2023

16.05.2023

Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена;

Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную;

Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим;

Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/start/296232/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/

5.5.

Культура Древнего Рима

1

19.05.2023

Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству;

Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия;

Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7550/start/311469/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/325120/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/start/311500/

Итого по разделу

18

0,5

Раздел 6. Обобщение

6.1.

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

23.05.2023

https://edsoo.ru/constructor/2226700/#

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

2

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Что изучает история

1

2.09.2022

Устный опрос;

2.

Счет лет в истории. Историческая карта.

1

1

6.09.2022

Практическая работа; Устный опрос;

3.

Происхождение, расселение и эволюция древнего человека.

1

0.5

9.09.2022

Устный опрос;

4.

Охота и собирательство.

Род и родовые отношения.

1

13.09.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Устный опрос;

5.

Древнейшие земледельцы и скотоводы.  Появление ремесел и торговли

1

16.09.2022

Устный опрос;

6.

Искусство и религия. От первобытности  к цивилизации

1

20.09.2022

Устный опрос;

7.

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древневосточного мира

1

1

23.09.2022

Практическая работа; Устный опрос;

8.

Возникновение государственной власти. Объединение Египта.

Управление государством

1

27.09.2022

Устный опрос;

9.

Жизнь древних египтян. Рабы

1

30.09.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

10.

Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

1

1

4.10.2022

Практическая работа;

11.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы.

1

7.10.2022

Устный опрос;

12.

Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон.

1

11.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

13.

Культура Древнего Египта (письменность, искусство).

1

14.10.2022

Устный опрос;

14.

Древние цивилизации Месопотамии. Создание единого государства.

1

18.10.2022

Тестирование; Устный опрос;

15.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы

1

21.10.2022

Устный опрос;

16.

Ассирия. Создание сильной державы.

Сокровища Ниневии. Гибель империи.

1

25.10.2022

Тестирование; Устный опрос;

17.

Нововавилонское царство. Памятники города Вавилона

1

28.10.2022

Устный опрос;

18.

Финикия: развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит

1

1

8.11.2022

Практическая работа; Устный опрос;

19.

Древняя Палестина. Царь Соломон. Религиозные верования.

1

11.11.2022

Устный опрос;

20.

Персидская держава. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I

1

15.11.2022

Устный опрос;

21.

Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

1

18.11.2022

Устный опрос;

22.

Государства Древней Индии. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.

1

22.11.2022

Устный опрос;

23.

Общество и культура Древней Индии.  Религия. Легенды и сказания.

1

25.11.2022

Устный опрос;

24.

Древний Китай. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань.

1

29.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

25.

Жизнь в империи. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

1

2.12.2022

Устный опрос;

26.

Религиозно-философские учения. Конфуций.

Научные знания древних китайцев.

1

6.12.2022

Устный опрос;

27.

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей»

1

1

9.12.2022

Контрольная работа;

28.

Зарождение греческой цивилизации. Древнейшие государства на Крите.

1

13.12.2022

Устный опрос;

29.

Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).

1

16.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

30.

Троянская война. Вторжение дорийских племен.

1

20.12.2022

Тестирование;

31.

Поэмы Гомера «Илиада»,

«Одиссея».

1

23.12.2022

Устный опрос;

32.

Возникновение полисов. Подъем хозяйственной жизни после «темных веков»

1

10.01.2023

Устный опрос;

33.

Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос

1

13.01.2023

Устный опрос;

34.

Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии

1

17.01.2022

Тестирование; Устный опрос;

35.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение

1

20.01.2023

Устный опрос;

36.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание

1

24.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

37.

Греко-персидские войны. Походы персов на Грецию

1

27.01.2023

Устный опрос; Письменный контроль;

38.

Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Битва при Фермопилах

1

31.01.2023

Устный опрос;

39.

Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале.

1

3.02.2023

Устный опрос;

40.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Развитие рабовладения

1

7.02.2023

Устный опрос;

41.

Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

1

10.02.2023

Устный опрос;

42.

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы.

1

14.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

43.

Древнегреческое искусство: архитектура, скульптура.  Школа и образование

1

17.02.2022

Устный опрос;

44.

Повседневная жизнь и быт древних греков. Олимпийские игры

1

21.02.2023

Устный опрос;

45.

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Коринфский союз

.

1

28.02.2023

Устный опрос;

46.

Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Эллинистические государства Востока

1

1

3.03.2023

Практическая работа; Устный опрос;

47.

Культура эллинистического мира. Александрия Египетская

1

7.03.2023

Устный опрос;

48.

Начало римской истории.  Наследие этрусков. Легенды об основании Рима

1

0.5

10.03.2023

Практическая работа; Устный опрос;

49.

Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Управление и законы

1

14.03.2023

Устный опрос;

50.

Завоевание Римом Италии. Верования древних римлян.

1

17.03.2023

Устный опрос;

51.

Войны Рима с Карфагеном

1

21.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

52.

Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.

1

24.03.2023

Устный опрос;

53.

Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции

1

4.04.2023

Устный опрос;

54.

Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги.

1

7.04.2023

Устный опрос;

55.

Гражданская война и установление диктатуры Суллы

1

11.04.2023

Устный опрос;

56.

Восстание Спартака.

1

14.04.2023

Практическая работа; Устный опрос;

57.

Участие армии

в гражданских войнах. Цезарь: путь к власти, диктатура

1

18.04.2023

Устный опрос;

58.

Падение республики. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана

1

21.04.2023

Практическая работа; Устный опрос;

59.

Установление императорской власти. Октавиан Август

1

25.04.2023

Устный опрос;

60.

Жизнь в Римской империи. Кризис Римской империи в III веке

1

28.04.2023

Устный опрос;

61.

Возникновение и распространение христианства.

1

2.05.2023

Устный опрос;

62.

Император Константин I. Разделение империи на Западную и Восточную части.

1

5.05.2023

Тестирование; Устный опрос;

63.

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

1

12.05.2023

Устный опрос;

64.

Промежуточная аттестация по теме: «Древний Рим»

1

1

16.05.2023

Контрольная работа;

65.

Римская литература. Ораторское искусство; Цицерон. Искусство Древнего Рима

1

19.05.2023

Устный опрос;

66.

Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

23.05.2023

Устный опрос; Зачет;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

2

6

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Виды, формы контроля

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.; под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. ООО «Русское слово-учебник»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Методическое пособие к учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловского, под ред. С.П. Карпова «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций

Автор: Ф.А. Михайловский

  1. Дидактические материалы (оценочные листы по истории Древнего мира к учебнику Всеобщая история. История Древнего мира/ Ф.А.Михайловский) https://www.1urok.ru/categories/8/articles/13878
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/method.html
  3. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.
  4. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
  5. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/3/5/ http://school-collection.edu.ru/catalog/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Учебные карты

Печатные пособия раздаточные Интерактивные пособия

Комплекты карт, атласы по истории 5 класс.

Общее и вспомогательное оборудование для кабинета

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Настенная доска с приспособлением для крепления картинок. Колонки

Компьютер Проектор

Раздаточный материал

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического совета
МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова
от________20__    года №___

___________/____________________/

Подпись             ФИО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Колесникова Т.Н.

подпись
        20        года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)...

Рабочая программа "Математика 5 класс 2022-2023 г.г."

Рабочая программа по математике 5 класса по новым ФГОС СОО 2022-2023 г.г....

Рабочая программа математика 5 класса 2022-2023

Рабочая программа "Математика 5 класса 2022-2023" по новым ФГОС...

рабочая программа по обществознанию на 2022-2023 учебный год для 6-9 классов

Рабочая программа для 6-9 классов на2022-2023 учебный год по обществознанию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2022-2023 уч.год 8 класса

Рабочая программа  по воспитательной работе  для  8 класса школы-интерната  составлена   на основе  авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразоват...

рабочая программа для 2 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 2 класса 2022-2023 г...

рабочая программа для 3 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 3 класса 2022-2023 г...