методическая разработка урока истории "Великой России отважные сыны"
методическая разработка по истории (10 класс)

Тема: «Великой России отважные сыны»

 

Цель: сформировать у учащихся представление о Дне народного единства как национальном празднике большого исторического значения

Задачи:

1.Пояснить смысл и историческое значение  государственного праздника- Дня народного единства, как события особой государственной важности.

2.Показать  идею  народного единства как основополагающую ценность российского государства и общества.

3.Воспитывать уважение к русским национальным традициям и национальным героям.

                  4.Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к российской истории и национальной памяти поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikoy_rossii_otvazhnye_syna.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Великой России отважные сыны»

 

Цель: сформировать у учащихся представление о Дне народного единства как национальном празднике большого исторического значения

Задачи:

1.Пояснить смысл и историческое значение  государственного праздника- Дня народного единства, как события особой государственной важности.

2.Показать  идею  народного единства как основополагающую ценность российского государства и общества.

3.Воспитывать уважение к русским национальным традициям и национальным героям.

                  4.Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к российской истории и национальной памяти поколений.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, музыкальные фонограммы, выставка произведений исторической тематики.

Эпиграф мероприятия:

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

 

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

А). Вводная часть.

1.Постановка проблемных вопросов:    

а).Почему 4 ноября в России отмечают  как день национального единства?

б).Назовите имена в  русской истории тех, кто способствовал усилению государственности и величию России?

Презентация данных социологического опроса учащихся 8 – 11 классов по вопросу: «Знают ли они, почему в России отмечают День 4 ноября?»

(представляются данные социологического опроса). Учитель делает вывод, что учащиеся знают, каким событиям в отечественной истории посвящен праздник.

2. Выполнить задание: найти соответствие между именами исторических деятелей и фактами их деятельности:

1.Князь Александр  Невский

 а).Вел энергичную внешнюю политику, присоединил земли по берегам Невы

2.Князь Дмитрий Донской

б).Его орденом награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный план операции

3.Михаил Кутузов

 в).Выступил против хана Мамая, участник Куликовской битвы

4.Петр Великий

г).Канонизирован русской православной церковью за спасение русских земель от шведских и немецких рыцарей

3. Постановка проблемного вопроса:

Зачем нам помнить  деяния национальных  героев ?

Формулируется тема мероприятия:  

Б). Основная часть

1.Учащиеся презентуют индивидуальные исследовательские проекты в формате электронной презентации.

Первый ученик:

         4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства.  Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

 В этот день  Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

    Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2. Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, почему  для России это был роковой час?

3. Ученик декламирует стихотворение:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

Второй ученик:

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет.

          Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два  десятилетия 17 века.

 В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов.     Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей.  Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. 

4. Постановка проблемного вопроса:

Почему прерывание царствующей династии могло привести к общему кризису в стране?

Третий ученик:

Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

5. Постановка проблемного вопроса:

Почему население России стало считать Годунова «незаконным царем»?

 Четвертый ученик:

 Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. 

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него.  Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г.  13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор.  Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор  был убит дворянами. Лжедмитрий был провозглашен царем.

6.Постановка проблемного вопроса:

Чем можно объяснить такой факт, что в эпоху Смутного времени в стране было около 200 самозванцев?

Пятый ученик:

В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран  боярский царь Василий Шуйский., которого бояре свергли с престола .

         К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. 

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен  в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича  Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. 

7.Постановка проблемного вопроса:

   Как вы думаете, что в России оказалось под угрозой?

Шестой ученик:

 На севере шведы  начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем.

 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое  ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. 

8. Постановка проблемного вопроса:

Почему в октябре 1611 года обстановка в России стала критической?

7. Ученик декламирует стихотворение:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

Седьмой ученик:

 Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.  В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». 

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в Кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. 

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса».

8. Как вы думаете, с какой целью был сформирован «Совет всей земли»?

        Восьмой ученик:

        сообщение  «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской».

         9. Постановка проблемного вопроса:

       Какие еще иконы особо почитаются православным населением России?

       Девятый ученик:

        После освобождения Кремля,  кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран  новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери.

10. Постановка проблемного вопроса:

Вспомните, почему кандидатура Михаила Романова устраивала все слои российского общества?

Десятый ученик:

         В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому.  Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств.

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину  Кузьме Минину и  князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника  И. П. Мартоса  и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым,  открыт 20 февраля 1818.

   Памятник Минину и Пожарскому был первым  памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского –  яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил  народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его. Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

11.Постановка проблемного вопроса:

 Когда еще  в русской истории проявился героизм простого народа, спасшего нашу Родину в трудные времена?

Одиннадцатый ученик:

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова.

Ролевая игра учащихся «Подвиг Ивана Сусанина»

12.Постановка проблемного вопроса:

Каких вы знаете героев современности, совершивших подвиги во имя России?

13. Ученик декламирует стихотворение:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В). Заключительная часть

 14.Выводы учащихся:

 В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв  его. Объединение на основе общей идеи вне зависимости от  национальности, вероисповедания.

 Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей — талантливых, трудолюбивых  и искренне желающих принести пользу своему народу.

Викторина:

  1. Почему в эпоху смутного времени самозванцев называли  «ворами»? Что они хотели украсть?
  2. Продолжите: единство, государство….
  3. В каком году  в современной России стали  впервые праздновать День народного единства?
  4. Продолжите предложения:

4 ноября-это день е…

4 ноября-это день с…

4 ноября-это день п…

Презентация песни «Вперед Россия!»

            15. Постановка проблемного вопроса:

               Какие чувства вызвала   у вас эта песня , сегодняшний наш разговор о патриотизме, гражданственности, чувстве долга перед Россией?

           Г). Рефлексия

             1). Классный час мне показался…

             2). Я задумался о…

             3). Это пригодится мне в жизни для…

           Домашнее задание: написать эссе «Мой любимый герой в русской истории»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока "Города России"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по немецкому языку на тему "Города России"....

методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"

Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...

Методическая разработка урока истории России

Тема: Внешняя политика Николая 1Цели:- Изучить основные направления внешней политики России второй четверти 19 века, выяснить территориальные приобретения;- развивать навыки работы с картами, выделять...