Статья "История создания учебных заведений свободного типа на примере дошкольного учреждения им. Станиловской"
статья по истории
Начало XX века характеризуется активной деятельностью по созданию различных образовательных учреждений, в которых господствовала своя система воспитания. В России детские сады именно как воспитательнообразовательные учреждения не пользовались большой популярностью, первый платный детский сад был открыт в 1859 году в Гельсингфорсе, а второй в Санкт-Петербурге в 1863 году [2]. Город Москва заслуживает отдельного внимания. Это город с богатейшей историей дошкольного образования, к тому же с патриархальной системой воспитания: обучение детей было в домашних условиях. Но в «пореформенный период среди родителей появились те, которые главной целью воспитания ставили вырастить из своих детей свободных личностей» [8, C. 32]; «формировать в каждом из них «внутреннего человека», способного к самостоятельному и сознательному принятию любых решений, нравственно, физически и умственно развитой персоны» [9, C. 66]. Так на смену старой господствовавшей Фрёбелевской системы пришла новая – система свободного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kseniya_statya.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
История создания учебных заведений свободного типа
на примере дошкольного учреждения им. Станиловской
Начало XX века характеризуется активной деятельностью по созданию различных образовательных учреждений, в которых господствовала своя система воспитания. В России детские сады именно как воспитательнообразовательные учреждения не пользовались большой популярностью, первый платный детский сад был открыт в 1859 году в Гельсингфорсе, а второй в Санкт-Петербурге в 1863 году [2]. Город Москва заслуживает отдельного внимания. Это город с богатейшей историей дошкольного образования, к тому же с патриархальной системой воспитания: обучение детей было в домашних условиях. Но в «пореформенный период среди родителей появились те, которые главной целью воспитания ставили вырастить из своих детей свободных личностей» [8, C. 32]; «формировать в каждом из них «внутреннего человека», способного к самостоятельному и сознательному принятию любых решений, нравственно, физически и умственно развитой персоны» [9, C. 66]. Так на смену старой господствовавшей Фрёбелевской системы пришла новая – система свободного воспитания. Теоретики свободного воспитания, испытав на себе «гнет казенной школы, ее мертвенность, оторванность от жизни, полное пренебрежение душевной жизни ребенка» [5, C. 42], рассуждали, какой же должна быть эта «школа будущего». Самое важное, что должна осуществить эта школа – «не лепить из ребенка того, что им желательно из него сделать» [3, C. 76]. Необходимо было понимать, что постоянную работу над воспитанием ребенка надо начинать с самого раннего детства, ведь если в этот период развитие ребенка игнорировать, то дальнейшая работа по воспитанию осложнится [11, C. 35]. Но продолжительность детства у каждого ребенка различна, что тоже стоит учитывать при воспитании [1, C. 65].
Так в Российской Империи стали появляться дошкольные образовательные учреждения – «домашние детские сады». Они имели ряд своих особенностей: это была группа объединившихся родителей, которые и руководили этим садом. Родители могли сами заниматься воспитанием детей или нанимать различных помощников, но, труд их оплачивался по взаимному соглашению [2]. Это тоже было существенным отличием от фрёбелевских садов, их руководители были уверены, что воспитанием и образованием ребенка должен заниматься специально обученный человек. В доказательство этого утверждения можно привести архивные документы, в которых говорится: «Для содействия распространению первоначального воспитания детей по системе Фрёбеля (до 7 лет) и преуспевания фрёбелевской педагогики в России, я (Богоушевич) намерена открыть Учебные чтения для воспитательниц, курс чтений будет состоять из: педагогики, физиологии и психологии, естественных наук и истории культуры» [10, C. 2]. Дети собирались по очереди то в одной, то в другой семье для совместных игр и занятий, а состав ребят был от 4 до 8 лет [9, C. 66]. Стоит понимать, понимать, что никакой юридической ответственности между членами сада не было, в основу были положены «нравственные узы добровольного характера» [6, C. 56, 57]. Главная особенность этих садов заключалась в том, что они работали исключительно для детей из высшего или среднего сословия, в то время как другие образовательные учреждения открывались для детей из беднейшего слоя населения, о чем свидетельствуют данные архива: «26 мая в день открытия Народного Детского сада на Прудках, к молебну собралось около 600 детей разного возраста и преимущественно рабочего люда» [12, C. 19]. В мае 1903 года в Москве появилась Комиссия по вопросам семейного воспитания при Московском педагогическом обществе, которая начала работу по созданию семейного детского сада. Решение было таковым: пригласить руководительницу и устраивать три раза в неделю «детские собрания» для «разумного досуга». Собрания эти были «семейного характера: нет звонков, расписаний, обязательных требований» [9, C. 66]. Цель же занятий свободных садов – дать исход естественным детским потребностям в движении, деятельности, знакомству с природой. Задача же взрослых – прийти детям на помощь в этом в этом отношении, дать нужный материал и помочь в нём ориентироваться [9, C. 66]. Таким образом, отсутствие наказаний, звонков, расписаний, домашнего задания, а также помощь взрослого в воспитании детей, опыт через собственные познания, и будут основными принципами «свободного воспитания». Итак, вернемся к семейному детскому саду, образованному в 1903 году в Москве. Мысль о «детском собрании» объединила сначала 5 семейств, затем ещё 3. В саду М. Станиловской находились дети от 3,5 до 7 лет. Всего в течение 7 месяцев (сентябрь 1903 г. – апрель 1904 г.) пребывали в детском саду 17 детей. Расписания в детском саду не было, смену занятий осуществляли сами дети, сигналом обычно служила фраза «а когда мы будем лепить?» или «я хочу рисовать». Занятия по объему тоже были небольшими, обычно это была норма 30 минут за раз [10, C. 3]. На них дети знакомились с животными и растениями, красками и формами, физическими явлениями. На занятия для ознакомления ребятам разрешалось приносить кого угодно: кошку, щенков, мух, изучая их повадки и образ жизни, дети получали большое удовольствие от таких занятий [9, C. 66]. Что касается растений, то тут дети тоже могли приносить свои комнатные растения или, например, опавшие листья, семена гороха. Когда ребята изучали физические явления, то это тоже происходило через некую игру: «детям было интересно наблюдать за зайчиком, который был вызван «волшебной призмой» и за мыльными пузырями с краской, это вызывало большой восторг, а главное, дети, таким образом, запоминали цвета радуги и физические явления. Также при знакомстве с физическими явлениями, могли изучать то, на что натолкнулись во время разговоров, например таяние снега или свойства магнита» [9, C. 67]. Отдельное место в саду уделяли ручному труду, который сторонники свободного воспитания считали одним из приоритетных в воспитании ребенка, уделяя внимание тому, что плодотворный процесс обучения – это создание рабочего настроения в классе, то есть создание общей активности [7, C. 66].
Занятия по ручному труду включали в себя изначально работы по лепке: «Первоначально лепили без системы, кому что вздумается, но потом выяснилось, что лепка поддаётся не всем детям. Тогда стали применяться известные системы лепки: начинали с шара, а затем постепенно усложняли» [9, C. 65]. Если занятия по лепке стояли на 1 месте, то, например, рисованию уделяли не так много времени. Детям была предоставлена возможность полной свободы в выражении своих интересов, никаких предметов для копирования не предлагалось. «Работы из бумаги сводились к сгибанию, вырезанию и наклеиванию. Сгибали пополам белые квадраты, а затем называли, что из них получилось, у каждого ребенка здесь была своя фантазия: у кого-то получалась дверь, у кого-то письмо» [9, C. 67]. Затем ручной труд осложнялся, и детям давали и столярные работы. Ребята отпиливали куски досок, пробуравливали различные отверстия. Тут стоит обратить внимание на то, что разделений по половому признаку не было, работы велись как с мальчиками, так и с девочками [9, C. 66]. Дети переходили из одной комнаты в другую, в каждой был руководитель, к которому дети обращались за помощью. Важно отметить, что столярничество было любимым занятием детей [5, C. 8]. Также трудовое воспитание было и на земле – дети копали грядки или выращивали коноплю. При раскопках земли с интересом наблюдали за червяками. Особое удовольствие доставляло накачивание воды из колодца. Пока одни старательно накачивали, другие ожидали, когда появится вода, и криком выражали свою радость, а затем чередовались [9, C. 67]. Таким образом, сад Станиловской полностью соответствует заявленным принципам свободного воспитания. Во-первых, это отсутствие расписаний – дети сами, исходя из своего желания, выбирают то, чем они будут заниматься. Во-вторых, это опыт через собственные познания – ребенок сам добывает знания, на собственных примерах учится запоминать краски, формы, физические явления. В-третьих, воспитатели лишь помогают детям разобраться в физических явлениях, формах и т.д. путем беседы, не насаждая свои убеждения. Необходимо упомянуть и про игры детей, которые «сначала вращались в кругу общеупотребительных – «лошадки», «пятнашки». Особенно нравилось детям «море волнуется раз», «так как эта игра позволяла привлекать 29 музыкальные приговорки, повторяющиеся перед вызовом каждой из рыб» [9, C. 67]. Но эти игры вызывали разногласия в группе среди детей, так как появлялось слишком много желающих на роль ведущего, что приводило к ссорам. Решить данную проблему попытались через новые игры – «обезьян» или «лягушек», где все дети могли чувствовать себя в роли ведущего. Эта игра была полезна и в воспитательных целях, например, «при набеге на огороды некоторые из обезьян были сторожами, которые извещали остальных о приближении опасности» [9, C. 67], так воспитывался принцип взаимовыручки. Следующим важным принципом свободного воспитания, как уже говорилось, было отсутствие домашнего задания. Но ребята любили и всегда сами просили какую-либо работу на дом. Это могли быть такие задания как: сделать росу; следить, в каком часу солнце садится; сходить на речку понаблюдать за таянием снега и т.д. [9, C. 67]. Самым взрослым ребятам в саду было 7 лет и относились к ним немного по-другому – «по-взрослому». С ними могли обращаться на «ты», как с товарищами, учитель сам мог пригласить детей поучаствовать в играх. Так мы видим опять принцип свободного воспитания – взрослый человек не жесткий педагог со своими требованиями, а больше наставник и друг, который в любое время может прийти на помощь. Так, например, после игр преподаватель мог убрать комнату вместе с детьми. Как же данная система и сам сад влияли на ребенка? Естественно за время работы, дети быстро к нему привыкли, нашли общий язык между собой, в том числе и с педагогом, привязались. Были случаи, когда ребенок долго не посещал детский сад, поэтому быстро от него отвыкал, что вызывало необходимость знакомиться с местом заново. Но, удивительно и то, что время посещения было не ограничено, то есть дети могли приходить и уходить, когда они сами захотят. А, например, если не хотели посещать, то могли просто не идти в сад, наказаний за это также не следовало. 30 Опять-таки мы видим полное отсутствие контроля над детьми, отсутствие наказаний. Важно обратить внимание на самоорганизацию детей – «на поступки детей, прежде всего, реагировали сами дети, они останавливали товарищей, просили уйти, переставали с шалунами играть, не хотели сидеть рядом» [5, C. 8]. Один из воспитателей детского сада вспоминал: «Особенно помню один случай. Расшалившийся мальчуган стал мешать другим. Дети убеждали его не мешать, уйти в другую комнату и т.д. Наконец, кто-то из детей предложил: «ну, так мы уйдем, а он пусть здесь останется» и дети убежали в другую комнату. Мальчуган был озадачен, сделал вид, что он очень рад своему одиночеству. Двери были открыты, но он не шел к своим товарищам. Потом он сел на стульчик и стал потихоньку пододвигать стул к двери, подъехал к детям и стал заниматься тем же делом, что и они» [5, C. 8]. Таким образом, мы видим, как реализуется в данном саду принцип свободного воспитания – отсутствие наказаний, а также среди детей полная самоорганизация, взрослые не контролируют ни посещение детей, ни пытаются урегулировать какие-либо конфликты, возникающие между ребятами. Что касается трудового воспитания, то оно приводило к тому, что дети легче формулировали и высказывали свою собственную мысль, а также развивали такие качества как трудолюбие и инициативность [5, C. 9] Данный семейный детский сад просуществовал в Москве до 1906 года, на основе него позднее будет открыт «Дом свободного ребенка» [5, C. 30]. Этот детский сад был один из первых садов в России, который заложил основу для формирования целой системы дошкольного образования в стране. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что система свободного воспитания в начале XX века начинает распространяться в Российской Империи, что выражается в создании сети образовательных учреждений. 31 Одним из первых учреждений дошкольного образования можно считать домашние детские сады, которые появлялись в противовес народным детским садам, работавших по системе Фрёбеля. Главное отличие домашних садов заключалась в том, что они открывались для тех детей, которые происходили из высших и средних сословий, а работали по системе свободного воспитания, что выражалось в отсутствии расписаний, отметок, жестких рамок занятий. Здесь присутствовало лишь желание ребенка познавать мир через собственный опыт и желание педагога помочь ему это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении лично-командного первенства по стрелковому спорту в зачёт 19 поселковой cпартакиады 2016 г. среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений
Положение о проведении лично-командного первенства по стрелковому спорту в зачёт 19 поселковой cпартакиады 2016 г. среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведен...
Положение о проведении командного первенства г.п.Пионерский по бильярдному спорту "Пирамида - свободная" среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений в зачёт 19 поселковой Спартакиады-2016 г.
Положение о проведении командного первенства г.п.Пионерский по бильярдному спорту "Пирамида - свободная" среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений в зачёт...
Положение о проведении лично-командного Первенства г.п.Пионерский по лёгкой атлетике в зачёт 19 поселковой Спартакиады - 2016 года среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений (Таблицы результатов прилож.)
Положение о проведении лично-командного Первенства г.п.Пионерский по лёгкой атлетике в зачёт 19 поселковой Спартакиады - 2016 года среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и...
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физически...
Положение о проведении XlX поселковой Спартакиады п.Пионерский среди мужских и женсаких команд приятий, организаций, учреждений и учебных заведений на 2016 год
Положение о проведении XlX поселковой Спартакиады п.Пионерский среди мужских и женсаких команд приятий, организаций, учреждений и учебных заведений на 2016 год...
Методические рекомендации по проведению дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»)
Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда логопункта дошкольного учреждения на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя- логопеда...