Методические рекомендации по проведению дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»)
методическая разработка на тему
Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
- навыков ориентации в пространстве техникума;
- навыков достойного поведения со своими новыми однокурсниками, умения общаться с ними, дружить;
- способности принимать и соблюдать правила жизни ОУ;
- отношения к себе и положительного отношения к техникумовскому миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_dnyam_adaptatsii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению
дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»).
Начало занятий в новом учебном заведении сложный период для обучающихся, педагогов. Он связан не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в техникуме. Конечно, есть обучающиеся, которые легко и свободно вписываются в систему требований и норм, социальных отношений, но большинство обучающихся первых курсов, как показали результаты диагностики, подвержены дезадаптации, т.е. обучающиеся становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся. Со своим высоким уровнем тревожности обучающийся неадекватен в восприятии отношений с новыми группами и педагогами, мастерами производственного обучения. В связи с этим появляется чувство неуверенности.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первокурсника, происходит переоценка ценностей. Процесс адаптации обучающихся в техникуме сложен и физически, и психологически.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в техникум, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их учебная мотивация, все-таки, большинство из них стараются зарекомендовать себя хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности.
Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
- навыков ориентации в пространстве техникума;
- навыков достойного поведения со своими новыми однокурсниками, умения общаться с ними, дружить;
- способности принимать и соблюдать правила жизни ОУ;
- отношения к себе и положительного отношения к техникумовскому миру.
Задачи первой недели адаптации первокурсников:
- создать позитивную атмосферу для формирования коллектива группы;
- создать условия для планирования студентами стратегии деятельности группы на учебный год;
- определить уровень обученности по предметам;
- определить уровень развития общих компетенций;
- изучить занятость обучающихся в свободное время.
- создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;
- помочь обучающимся активизировать собственные ресурсы организма;
- формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к обучающимся с иной индивидуальностью.
Мероприятия первой недели адаптации для первокурсников
№ | мероприятие | время | Как это находит отражение в расписании занятий |
1 день | 1.Торжественная линейка; 2.Экскурсия по техникуму; 3.Час общения. | 45 минут 1 час 30 минут 45 минут | |
2 день | 1.1-4 уроки 2.Игра «Давайте познакомимся»; 3.Входное психологическое тестирование | 4 часа 45 минут 45 минут | 4 урока Час общения |
3 день | Туристический слет | 6 часов | 4 урока – физкультуры, 2 урока – ОБЖ. |
4 день | День спорта | 6 часов | 6 уроков физкультуры |
5 день | Экскурсии на предприятия города | 6 часов | 6 уроков производственного обучения |
6 день | 1.Проектная деятельность в группах; 2.Защита проектов; 3.Посадка деревьев. | 2 часа 2 часа 2 часа | 4 урока русского языка и литературы 2 часа биологии или ОБЖ |
Деловая игра «Давайте познакомимся»
Задачи:
- создать позитивную атмосферу для формирования коллектива группы;
- создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;
- помочь обучающимся активизировать собственные ресурсы организма;
- формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к учащимся с иной индивидуальностью.
Оборудование: бейджи, фломастеры, иголочки, клей, ватман с надписью «Я хочу, чтобы в техникуме было…», ватман с надписью «Я хочу, чтобы в техникуме не было…», чистый ватман.
1. Упражнение 1. «Напиши свое имя» (3 мин)
Ведущий: «Ребята, для того чтобы нам во время игры можно было обращаться друг к другу по именам, напишите свое имя на листочках и приколите к одежде»
ребята на листочках пишут свое имя и прикрепляют на иголки к одежде.
2.Упражнение 2. Игра «Электрический ток» (5-7 мин)
Во время игры все участники вместе с ведущим встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Начиная с ведущего по очереди пожимают друг другу руки.
Игра заканчивается, когда очередь доходит снова до ведущего.
После окончания круга можно предложить ребятам провести игру быстрее – на скорость, ведущий может считать.
Ведущий: «А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Электрический ток», для этого встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Начиная с меня мы будем по очереди пожимать друг другу руки. Начали.
Ведущий: «Молодцы ребята, а теперь давайте выполним упражнение быстрее»
3.Упражнение 3 «Характеристика обучающегося техникума на первую букву своего имени» (5-7 мин)
Ведущий предлагает ребятам придумать одно положительное качество обучающегося и назвать его. Ребята по очереди называют слова, а ведущий записывает их на листок бумаги.
Ведущий: «Ребята сейчас мы с вами составим портрет обучающегося техникума. Как вы думаете, каким он должен быть? Для этого каждый придумает одно положительное качество на первую букву своего имени и по очереди назовет его»
4.Упражнение 4 «Разбивка на группы» (3 мин)
-все ученики разбиваются на три группы, по счету 1, 2, 3.
Ведущий: «Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на три группы Мы сделаем это на счет 1, 2, 3. Все «1» будут первая команда, «2» -вторая команда, «3» - третья.
5. Упражнение 5 «Задание по группам» (10 мин)
Группа 1
Задание: нарисовать образ техникума будущего.
- участникам раздают фломастеры, бумагу, за десять минут они должны нарисовать образ техникума будущего.
Ведущий: «А теперь давайте пофантазируем о техникуме, каким мы хотим его видеть, что в нем должно быть, как вы думаете. Нарисуйте»
- участвует вся группа.
Группа 2
Задание: закончи предложение «Я хочу, чтобы в техникуме было…….»
- обучающимся выдается лист бумаги с напечатанным на нем предложением. Группа предлагает идеи, один игрок записывает их на листе бумаги.
Группа 3
Задание: закончи предложение «Я не хочу, чтобы в техникуме было……»
- ребята предлагают свои варианты окончания предложенного предложения.
Представление заданий по группам (10 мин)
По истечению времени (10 мин) каждая команда представляет свою работу. В процесс представления (по окончанию выступления каждой команды) можно привлекать остальных ребят, поощрять внесение новых предложений и идей.
6. Рефлексия (5 мин)
По завершении руководитель подводит итог (1-2 ми), а затем проводит рефлексию: ребята обмениваются новыми впечатлениями и своими ощущениями от игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"
В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ....
Методические рекомендации педагогам по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Методические рекомендации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.Диагностика обучающихся с трудностями...
методические рекомендации родителям "Успешная адаптация детей с ОВЗ в детском саду"
Даны рекомендации по обеспчению условий по благоприятному течению адаптационного периода к новой среде, родителям детей с ОВЗ....
Применение сквозных цифровых технологий в сфере услуг
Ключевым фактором цифровой трансформации в деятельности субъектов рынка является развитие и применение цифровых технологий в различных областях экономики, в том числе и сфере услуг....