Методические рекомендации по проведению дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»)
методическая разработка на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;

- навыков ориентации в пространстве техникума;

- навыков достойного поведения со своими новыми однокурсниками, умения общаться с ними, дружить;

- способности принимать и соблюдать правила  жизни ОУ;

- отношения к себе и положительного отношения к техникумовскому миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_dnyam_adaptatsii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»).

Начало занятий в новом учебном заведении сложный период для обучающихся, педагогов. Он связан не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в техникуме. Конечно, есть обучающиеся, которые легко  и свободно вписываются в систему требований и норм, социальных отношений, но большинство обучающихся первых курсов, как показали результаты диагностики, подвержены дезадаптации, т.е. обучающиеся становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся. Со своим высоким уровнем тревожности обучающийся неадекватен в восприятии отношений с новыми группами и педагогами, мастерами производственного обучения. В связи с этим появляется чувство неуверенности.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первокурсника, происходит переоценка ценностей. Процесс адаптации обучающихся в техникуме сложен и физически, и психологически.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды.

Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в техникум, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их учебная мотивация, все-таки, большинство из них стараются зарекомендовать себя хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности.

Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;

- навыков ориентации в пространстве техникума;

- навыков достойного поведения со своими новыми однокурсниками, умения общаться с ними, дружить;

- способности принимать и соблюдать правила  жизни ОУ;

- отношения к себе и положительного отношения к техникумовскому миру.

Задачи первой недели адаптации первокурсников:

 - создать позитивную атмосферу для формирования коллектива группы;

- создать условия для планирования студентами стратегии деятельности группы на учебный год;

- определить уровень обученности по предметам;

- определить уровень развития общих компетенций;

 - изучить занятость обучающихся в свободное время.

- создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;

- помочь обучающимся активизировать собственные ресурсы организма;

- формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к обучающимся с иной индивидуальностью.

Мероприятия первой недели адаптации для первокурсников

мероприятие

время

Как это находит отражение в расписании занятий

1 день

1.Торжественная линейка;

2.Экскурсия по техникуму;

3.Час общения.

45 минут

1 час 30 минут

45 минут

2 день

1.1-4 уроки

2.Игра «Давайте познакомимся»;

3.Входное психологическое тестирование

4 часа

45 минут

45 минут

4 урока

Час общения

3 день

Туристический слет

6 часов

4 урока – физкультуры,

2 урока – ОБЖ.

4 день

День спорта

6 часов

6 уроков физкультуры

5 день

Экскурсии на предприятия города

6 часов

6 уроков производственного обучения

6 день

1.Проектная деятельность в группах;

2.Защита проектов;

3.Посадка деревьев.

2 часа

2 часа

2 часа

4 урока русского языка и литературы

2 часа биологии или ОБЖ

Деловая игра «Давайте познакомимся»

Задачи:

- создать позитивную атмосферу для формирования коллектива группы;

- создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;

- помочь обучающимся активизировать собственные ресурсы организма;

- формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к учащимся с иной индивидуальностью.

Оборудование: бейджи, фломастеры, иголочки, клей, ватман с надписью «Я хочу, чтобы в техникуме было…», ватман с надписью «Я хочу, чтобы в техникуме не было…», чистый ватман.

1.        Упражнение 1. «Напиши свое имя» (3 мин)

Ведущий: «Ребята, для того чтобы нам во время игры можно было обращаться друг к другу по именам, напишите свое имя на листочках и приколите к одежде»

ребята на листочках пишут свое имя и прикрепляют на иголки к одежде.

2.Упражнение 2. Игра «Электрический ток» (5-7 мин)        

Во время игры все участники вместе с ведущим встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Начиная с ведущего по очереди пожимают друг другу руки.
Игра заканчивается, когда очередь доходит снова до ведущего.

После окончания круга можно предложить ребятам провести игру быстрее – на скорость, ведущий может считать.

Ведущий: «А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Электрический ток», для этого встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Начиная с меня мы будем по очереди пожимать друг другу руки. Начали.

Ведущий: «Молодцы ребята, а теперь давайте выполним упражнение быстрее»

3.Упражнение 3 «Характеристика обучающегося техникума на первую букву своего имени» (5-7 мин)

Ведущий предлагает ребятам придумать одно положительное качество обучающегося и назвать его. Ребята по очереди называют слова, а ведущий записывает их на листок бумаги.

Ведущий: «Ребята сейчас мы с вами составим портрет обучающегося техникума. Как вы думаете, каким он должен быть? Для этого каждый придумает одно положительное качество на первую букву своего имени и по очереди назовет его»

4.Упражнение 4 «Разбивка на группы» (3 мин)

-все ученики разбиваются на три группы, по счету 1, 2, 3.

Ведущий: «Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на три группы Мы сделаем это на счет 1, 2, 3. Все «1» будут первая команда, «2» -вторая команда, «3» - третья.

5. Упражнение 5 «Задание по группам» (10 мин)

Группа 1

Задание: нарисовать образ техникума будущего.        

- участникам раздают фломастеры, бумагу, за десять минут они должны нарисовать образ техникума будущего.

Ведущий: «А теперь давайте пофантазируем о техникуме, каким мы хотим его видеть, что в нем должно быть, как вы думаете. Нарисуйте»

- участвует вся группа.

Группа 2

Задание: закончи предложение «Я хочу, чтобы в техникуме было…….»

- обучающимся выдается лист бумаги с напечатанным на нем предложением. Группа предлагает идеи, один игрок записывает их на листе бумаги.

Группа 3

Задание: закончи предложение «Я не хочу, чтобы в техникуме было……»

- ребята предлагают свои варианты окончания предложенного предложения.

Представление заданий по группам (10 мин)

По истечению времени (10 мин) каждая команда представляет свою работу. В процесс представления (по окончанию выступления каждой команды) можно привлекать остальных ребят, поощрять внесение новых предложений и идей.

6. Рефлексия (5 мин)

По завершении руководитель подводит итог (1-2 ми), а затем проводит рефлексию: ребята обмениваются новыми впечатлениями и своими ощущениями от игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"

В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности

Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.Диагностика обучающихся с трудностями...

методические рекомендации родителям "Успешная адаптация детей с ОВЗ в детском саду"

Даны рекомендации по обеспчению условий по благоприятному течению адаптационного периода к новой среде, родителям детей с ОВЗ....

Применение сквозных цифровых технологий в сфере услуг

Ключевым фактором цифровой трансформации в деятельности субъектов рынка является развитие и применение цифровых технологий в различных областях экономики, в том числе и сфере услуг....