Разработки уроков.
методическая разработка по истории

Чуранова Алена Алексеевна

учебно - методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

Гражданская война в России:

причины и участники.

10 класс.

Сценарий урока.

Чуранова Алена Алексеевна

учитель истории и обществознания.

г. Советский, 2018 г.

Урок истории.

Тема: Гражданская война в России: причины и участники.

Место урока: курс – история России первая половина XX в., глава – Россия в годы «великих потрясений».

Область преподавания: история, 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная беседа, коллективное обсуждение, групповая работа.

Цели урока:    

1) предметные:

        определение причин и участников гражданской войны.

2) межпредметные:

    - совершенствование способа работы с текстом (выделение фактов);

    - систематизация материала;

    - выдвижение гипотез и их аргументация;

    - овладение алгоритмом деятельности;

3) личностные:

    - способствовать восприятию мира как единого и целостного пространства;

    - развивать умение вести диалог;

    - создать условия для открытого выражения и отстаивания своей позиции.

Структура урока:

I. Мотивация: подготовка к восприятию нового материала.

II. Постановка учебной задачи.

III. Работа в группах по решению учебной задачи

IV.Рефлексия. Закрепление алгоритма деятельности.

Ход урока.

Учебная ситуация 1 - мотивация.

Объявление темы урока учителем.

Беседа с учащимися, работа с их версиями.

Вопросы учителя.

Результат.

- Какие войны называют гражданскими?

- Война в истории явление нередкое: история человечества за 5 тысяч лет насчитывает 14 тысяч войн; а вот гражданские войны случались  значительно реже. Почему?

- Почему же все – таки, несмотря на единство, между гражданами одного государства случаются войны?

Войны между гражданами одного государства.

Граждане одного государства, одной страны имеют общего, единого гораздо больше: язык, традиции, обычаи, религия, исторические корни, прошлое. В определенном смысле, соотечественники – это большая семья.

Гражданские войны происходят в том случае, когда сталкиваются интересы различных слоев по жизненно важным для них вопросам.

Учебная ситуация 2 – постановка задачи.

Коллективное обсуждение, работа с версиями учащихся.

Вопросы учителя.

Результат.

- Исходя из сделанного вывода, что мы должны определить?

- К пониманию каких вопросов в этом случае придем?

- Исходя из чего можно определить причины и участников?

Чьи интересы столкнулись и по поводу чего.

Определим причины и участников гражданской войны.

Исходя из предшествующих событий: захват власти большевиками, проведение социалистических преобразований.

Построение схемы – алгоритма:

       Гражданская война – столкновение интересов

чьих интересов                          по поводу чего

                       субъекты-                                               объекты    

                   социальные группы

                                                      участники

                                                                  причины

                                               предшествующие события:

                                   захват власти большевиками, проведение

                                   социалистических преобразований.

Учебная ситуация 3 – решение задачи.

Работа в группах с текстами.

Задание 1. Опираясь на предложенные тексты, определить:

                  - субъектов гражданского конфликта

                   - объекты, по поводу которых разгорелась гражданская война.

Результат:

Субъекты:

большевики               противники большевиков

и их сторонники

Объекты:

- власть

- частная собственность: земля, предприятия и т.д.

Задание 2. сделать вывод о причинах гражданской войны.

Результат: причины гражданской войны –

                        политика большевиков

             что делали                         как делали

Задание 3. Подтвердить фактами, сделанные выводы.

Что: действия, преобразования

Как: методы

- Все политические партии и политические силы оказались отторгнутыми от какой – либо легальной возможности влиять на власть (формирование однопартийного правительства.декрет о печати, разгон Учредительного собрания и др.).

- Большевики, проводя преобразования кровно затронули интересы некоторых социальных слоев: помещиков и буржуазии (декрет о земле, декрет о рабочем контроле, национализация).

Все преобразования проводили жестко, грубо, опираясь на силовые методы (ВЧК, принцип революционной законности и др.)

     К этому следует добавить, что уже более трех лет Россия принимала участие в Первой мировой войне, которая обострила существующие нерешенные проблемы и противоречия (аграрный, рабочий вопросы).

     К тому же в условиях войны люди привыкают решать проблемы силовыми методами.

Учебная ситуация 4.

Работа в группах с текстами.

Задание: Охарактеризовать два главных лагеря участников войны. Полученные результаты внести в таблицу.

Критерии для сравнения

Красные

Белые

Рефлексия.

Беседа: 1. Что выяснили, определили на уроке:

                  - причины гражданской войны;

                  - участников гражданской войны.

              2. Что делали, как решали учебную задачу?

Завершение алгоритма деятельности:

Гражданская война – столкновение интересов

чьих интересов                          по поводу чего

                       субъекты-                                               объекты    

                   социальные группы

                                                      участники

                                                                  причины

                                               предшествующие события:

                                   захват власти большевиками, проведение

                                   социалистических преобразований.

                                                 политика большевиков

                     действия, преобразования                    методы

                                                         раскол общества

                  сторонники большевиков                         противники большевиков

                                                           гражданская война



Предварительный просмотр:

Микрокурс по истории.

Тема: Международные отношения в 30 –ые гг. XX века.

Область преподавания: курс «Новейшая история», 10 класс.

Деятельностная единица содержания: факт – гипотеза.

Задачи:

1) предметные:

    - осмысление и усвоение сущности международных отношений: события, тенденции;

    - определение целей внешней политики;

    - осмысление возможностей предотвращения II мировой войны;

    - выявление виновников II мировой войны;

2) межпредметные:

    - совершенствование способа работы с текстом (выделение фактов);

    - систематизация материала;

    - выдвижение гипотез и их аргументация;

    - овладение алгоритмом деятельности;

3) личностные:

    - способствовать восприятию мира как единого и целостного пространства;

    - развивать умение вести диалог;

    - создать условия для открытого выражения и отстаивания своей позиции.

Длительность: два урочных занятия.

Формы работы: групповая работа, коллективное обсуждение.

Ход занятия:

Учебная ситуация 1.

Задание 1: Опираясь на предложенные тексты, определить факты международных отношений внешней политики;

 каждая группа работает с разными текстами, отражающими внешнюю политику одной из стран-агрессоров. На доске (ватмане) каждая группа представляет фактический материал, представитель от группы комментирует факты, используя историческую карту.

Результаты оформляются в табличной форме:

Италия:

Германия:

Япония:

1935 г. – захват Эфиопии;

1939 г. – оккупация Албании.

1934 – 1936 гг. – нарушение статей Версальского договора:

  - создание военной авиации,

  - восстановление всеобщей воинской повинности;

  - занятие вермахтом Рейнской демилитаризованной зоны;

1938 г. – «аншлюс» Австрии;

1938 г. – оккупация Судетской области;

1939 г. – захват Чехословакиию

1931 г. – оккупация Манчжурии;

1938 г. – вторжение на территорию СССР в районе озера Хассан;

1939 г. – провакация конфликта в районе р. Халхин – Гол.

1936 – 1937 гг. – Антикоминтерновский пакт;

1940 г. – Тройственный пакт.

Задание 2: Сделать вывод по представленным фактам. Каждая группа представляет свой вывод.

Результат: в 1930 – ые гг. международные отношения обостряются: ряд государств - Германия, Италия, Япония – проводят агрессивную внешнюю политику, нарастает угроза II мировой войны.

Рефлексия: определение ситуации.

Учебная ситуация 2.

Задание 1: Определить цели внешней политики передовых государств в сложившейся ситуации.

Результат: не допустить, предотвратить  IIмировую войну.

Задание 2: определить задачи передовых держав в данной ситуации: предположить, какие действия должны были предпринять государства для достижения цели.

Результат: странам необходимо было объединить усилия, действовать совместно, противостоять странам – агрессорам.

Рефлексия:                        

                                                 ситуация

                                                    цель

задачи

                     (предполагаемые действия)

Учебная ситуация 3.

Задание 1: Работая с предложенными текстами, определить фактические действия передовых стран в сложившейся ситуации.

Результат:

Англия, Франция:

США:

«Политика умиротворения»,

«Мюнхенский сговор»,

Отказ от создания системы коллективной безопасности, предложенной СССР.

1935 г. – закон о нейтралитете.

Задание 2: определить, соответствовали ли фактические действия целям и задачам, которые определили в предыдущей учебной ситуации.

Результат: действия передовых государств не были направлены на объединение, борьбу с агрессорами, что было необходимо для недопущения войны.

Рефлексия:

                                                 ситуация

                                                    цель

задачи                           фактические действия   (предполагаемые действия)

?

Учебная ситуация 4.  

Задание 1: Обсуждение вопроса и выдвижение гипотез: почему страны не объединились против агрессоров.

Результат: возможные версии:

                   - недооценили опасность фашизма;

                   - нежелание сотрудничать с СССР по идеологическим причинам;

                   - были заинтересованы в вооруженном конфликте, преследуя

                      свои корыстные цели.

Задание 3: Определить, на ком лежит ответственность за II мировую войну.

Результат: Главными виновниками войны являются государства – агрессоры: Германия, Италия, Япония. Ведущие мировые державы: США, Англия, Франция не предприняли должных действий для предотвращения IIмировой войны.

Рефлексия.

Пошаговое выстраивание осуществленной деятельности на уроке:

1. Охарактеризовали международную обстановку в 1930 – ые гг.

2. Определили цели и задачи передовых стран в сложившейся ситуации.

3. Охарактеризовали фактическую деятельность передовых стран, обнаружили противоречие, исходя из чего вышли на проблему: почему страны не предприняли действий для недопущения IIмировой войны.

4. Выдвигали гипотезы по объяснению противоречия.

Алгоритм проделанной деятельности:

ситуация

                                                    цель

                              задачи                           фактические действия   (предполагаемые действия)    

?

почему не соответствовали

                                                 гипотезы



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1.

Методическая разработка урока истории

«Образование Древнерусского государства»

                                                                                                                                       Чуранова Алена Алексеевна

г. Советский

2021 г.

Методическая разработка урока истории

Специфика урока:

    Представленный урок организован в рамках  системно – деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

   Учащимся не предлагаются знания в готовом виде, они постигаются и приобретаются учащимися посредством организованной и направляемой учителем коллективной деятельности.

   Предложенная организация урока позволяет достичь заявленных образовательных целей, способствует формированию обозначенных универсальных учебных действий.

Тема: Образование Древнерусского государства.

Область преподавания: 6 класс, курс "История России с древности до конца XVI века"

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы и методы:

 - работа с текстом (определение главной мысли, аргументация, отбор фактического  материала);

 - проблемное задание;

 - актуализация знаний;

 - составление структурно – логических схем.

Формы работы учащихся:

     работа в группах, фронтальная работа, коллективное обсуждение.

Цель урока:

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  Образовательные -  овладение предметными результатами:

    - закрепление понятия "государство".

    - освоение нового предметного материала:

              1. предпосылки образования государства у восточных славян;

              2. ключевые события процесса образования Древнерусского государства

  Развивающие - овладение метапредметными результатами:

   - овладение способами работы с текстом

   - схематизация фактического материала, составление структурно – логических схем

   - развитие умений и навыков целеполагания: определение целей учебной деятельности, соотнесение их с полученным результатом;

   - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Воспитательные - овладение личностными результатами:

  - формирование гражданской позиции;

  - уважение к своему Отечеству;

  - знание истории, культуры своего народа.

Описание занятия

Этап урока,

цели

Формы обучения;

методы и приемы обучения

Содержание

Формируемые УУД

Актуализация:

выход на тему урока и обеспечение  связи с раннее изученным (задание на распознавание  признаков государства и анализ ситуации - общественный строй славян в 6 - 8 вв.)

фронтальная;

проблемно-смысловой

групповая;

смысловое чтение

    Учебная ситуация 1.

Учащимся предлагается перечень черт, характеристик:

 - проживание возле рек и озер

 - сбор налогов

 - поклонение множеству богов

 - правитель, власть которого распространяется на всю территорию

 - аппарат управления

 - единые законы (письменные)

 - обычаи, особый образ жизни

 - вооруженные силы (армия)

  Задание: выбрать из перечня признаки государства.

  Предполагаемый результат:

 в результате фронтальной беседы учащиеся  называют признаки государства.

  Учебная ситуация 2.

Учащимся предлагается текст, характеризующий общественный строй восточнославянских племенных союзов в 6 – 8 вв. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

  Задание: 

можно ли исходя из данного текста судить о том, что у восточных славян сложилось в 6 – 8 вв. государство.

  Предполагаемый результат:

 после обсуждения в группах, учащиеся делают вывод на основе  текста, что государство у восточных славян в 6-8 вв. не сложилось, в качестве аргументации предлагают заявленный в тексте факт: « Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…».

познавательные логические действия:

  - давать определение понятиям

  - проводить группировку, подводить под понятие

познавательные действия по работе с информацией и чтению:

интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя заданную информацию

Целеполагание:

определение учащимися  задачи урока на основе анализа предшествующей учебной ситуации.

фронтальная;

словесный (беседа)

фронтальная;

словесный (беседа),

наглядный (ММС)

     Учебная ситуация 1.

Учитель предлагает классу предположить учащимся тему урока.

     После версий детей учитель объявляет тему урока:

     "Образование Древнерусского государства".

    Учебная ситуация 2.

 Учитель предлагает учащимся предложить определить, какие вопросы по теме предстоит изучить на уроке.

    Предполагаемый результат:

            1.  когда сложилось государство у восточных славян

            2.  каким образом происходило образование государства

            3. вследствие чего начал происходить этот процесс

    Учитель фиксирует задачи урока на доске.      

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

определять цели и

формулировать задачи

Этап усвоения новых знаний:

осуществляется поэтапное изучение нового материала:

  -предпосылки возникновения государства у восточных славян;

  - ключевые события образования Древнерусского государства посредством анализа текстов;

осуществляется схематизация фактического материала, каждый этап сопровождается рефлексией.

групповая;

словесный (беседа),

наглядный (ММС);

проблемный,

смысловое чтение.

групповая,

фронтальная;

построение структурно – логических схем, наглядный (ММС)

групповая, фронтальная;

смысловое чтение,

построение структурно – логических схем, наглядный (ММС)

  Учебная ситуация 1.

Группам предлагается ознакомиться с текстами (тексты у групп разные), характеризующими различные стороны жизни восточнославянских племенных союзов в 9 веке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  Задание: определить главную мысль текста (результат фиксируется на листе, лист прикрепляется к доске).

    Предполагаемый результат:

       1. зарождение имущественного неравенства у восточных славян;

       2. складывается привилегированный слой людей - знать;

       3. торговые и военные контакты с Византией

       4. усиление контактов, связей между восточнославянскими племенными союзами;

       5. восточные славяне столкнулись с внешними угрозами.

 Учебная ситуация 2.

   Задача:

 взаимно связать факты, выявленные в результате предшествующей учебной ситуации.

  Для решения поставленной задачи педагог выстраивает беседу, в ходе которой предлагает перечень наводящих вопросов, заявлений, в результате происходит   пошаговое составление схемы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

  Исходное заявление учителя:

в жизни восточных славян происходит ключевое изменение:  

 зарождается имущественное неравенство.

  Вопросы:

   - в чем причины данного явления?

   - какую роль в жизни восточных славян сыграл "путь из варяг в греки"?

   - к чему побуждала славян внешняя угроза?

Вниманию учащихся предлагаются факты, выявленные в результате предыдущей ситуации, характеризующие изменения в жизни восточных славян в 9 веке, которые используются для решения задачи:

   неравенство

   совершенствование орудий труда

   переход к соседской общине

   излишки

   война - профессия

   знать

  "путь из варяг в греки"

   связи с Византией

   внешняя угроза.

   

Рефлексия:

определите, на какой из поставленных в начале урока вопросов мы ответили.

  Предполагаемый результат:

раскрыли причины образования государства.

Учебная ситуация 3.

Группам предлагается текст о ключевых событиях образования государства у восточных славян.

  Задание:

познакомившись с текстом, завершить предложенную схему

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Предполагаемый результат:

в результате коллективной беседы, под руководством учителя осуществляется пошаговое составление схемы (ПРИЛОЖЕНИЕ5)

  Рефлексия:

На какой из поставленных вопросов в начале урока ответили?

По каким признакам определили, что данное объединение является государством?

  Предполагаемый результат:

- когда, как образовалось государство у восточных славян

- столица, правитель, налоги, армия.

коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

предметные:

называть характерные, существенные признаки исторических явлений;

познавательные логические действия:

обобщать, выделять главное

познавательные логические действия:

устанавливать причинно – следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно – следственных связей;

познавательные знаково – символические действия:

преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую: составление логической схемы.

регулятивные:

соотнесение деятельности с поставленными задачами;

познавательные:

формирование понятия, анализ аргументов и фактов.

Рефлексия:

анализ и закрепление приобретенных на уроке знаний,

 выявление на сколько учащимися было освоено основное содержание темы (использование проблемной ситуации: анализ норманнской теории).

групповая,

фронтальная;

словесный (беседа),

проблемно – поисковый.

      Учащимся предлагается проблемный ситуация:

   В 18 – 20 вв. некоторые ученые и зарубежные и русские создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано скандинавами. Сами же восточные славяне не могли создать государственного устройства, будучи народом отсталым.

      Вопрос:

 Считаете ли вы норманнскую теорию верной, действительно ли государство у восточных славян сложилось благодаря скандинавам?

   Предполагаемый результат:

образование государства - объективный процесс, для его формирования в результате длительного развития должны сложиться объективные  предпосылки,  государство не может быть привнесено извне; т.о. норманнскую теорию нельзя рассматривать как верную.

познавательные:

умение структурировать знания, понимать роль субъективных и объективных факторов в процессе образования государства; коммуникативные: учитывать разные мнения,

формулировать собственное мнение;

личностные:

формирование гражданской позиции, уважение к Отечеству, знание истории своего народа.

Приложения.

Приложение 1.

   Восточные славяне заселили в 6 – 8 вв. обширную территорию Восточной Европы: от озера Ильмень на севере до Причерноморских земель на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 – 15 племенных союзов.

      Основным занятием восточных славян было земледелие, из сельскохозяйственных культур особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей. Большую роль играло собирание меда (бортничество).

   У восточных славян преобладали небольшие поселения по 20 – 40 полуземлянок в каждом.

Византийский писатель о славянах: « Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…»

   Восточные славяне были язычниками: поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.

Приложение 2.

1) Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство стало распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек стали уступать небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям.

  Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, и охотой.  Совместная работа по расчистке леса,  охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, лук и стрелы, дротики с железными наконечниками, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины.

Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалась частная собственность, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов, создать определенные их излишки, накопления. Так зарождается имущественное неравенство.

    2) В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках сосредотачивается все управление племенем или племенным союзом. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется и воевода, возглавляющий племенной войско. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Эти люди уже ни связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия – война. Их добыча намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной  частью – знатью.

    3) Важную роль в жизни восточных славян играли их отношения с Византийской империей. Тогда это было наиболее культурное, сильное и экономически развитое государство. Константинополь, который славяне называли Царьградом, был многолюдным, богатым, цветущим ремесленным и торговым центром. Его дворцы и храмы поражали посетителей красотой и величием. В Константинополе производилось множество предметов не только для собственного потребления, но и для вывоза в другие страны: украшения, ткани, керамика. Византия производила и вывозила вина и фрукты. Купцы со всего мира стремились в Византию.

   Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мед и другие дары природы у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии.

   Известны и военные столкновения славян с Византией. В 1860 г. окрестности Константинополя подверглись внезапному нападению славянских воинов, они приплыли на 200 ладьях. Славянская рать овладела византийским портом Амастридом, но затем заключила мир со здешними жителями и ушла восвояси.

    4) Еще не став самостоятельным политическим целым, восточные славяне вели оживленную торговлю со своими соседями. Именно в 8 – 9 веках зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединивший Варяжское море (Балтийское) с Черным морем, проходя по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Эти земли населяли восточные славяне.  Проходивший по территории проживания восточнославянских племенных союзов,   путь «изваряг в греки» способствовал не  только развитию торговых контактов славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские города – Киев, Смоленск, Новгород.

       5) Набеги на восточнославянские земли совершали степные кочевники – печенеги, которые в начале 9 века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра.

В конце 8 – 9 веках вооруженные норманнские отряды («северные люди» - жители Скандинавии) начали совершать завоевательные походы в северо – западные земли восточных славян. Они обложили данью ряд восточнославянских племен: ильменских словен, кривичей.

Приложение 3.

Приложение 4.

   В 862 году восточнославянские племена, находившиеся под властью варягов (норманнов), прекратили платить им дань и прогнали. Однако очень скоро племена рассорились, дело дошло до вооруженных столкновений. А в это время на них стали нападать другие враги. И тогда собрались представители всех племен на вече и решили послать своих послов к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка, управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами».

  На приглашение откликнулся варяжский князь Рюрик. Он основался со своей дружиной в городе Ладоге, впоследствии построив г. Новгород. Варяжские князья Аскольд и Дир, отправляясь по великому торговому пути в Византию, увидели раскинувшийся на трех холмах г. Киев. Поляне пригласили в город варяжские дружины, освободившие их от хазарской зависимости. Аскольд стал правителем Киева. Так в 9 веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили варяжские князья. Одно находилось на севере с центром в Новгороде, другое – на юге с центром в Киеве.

      В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе земли кривичей. Подойдя к Киеву он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. В дальнейшем он подчинил древлян, северян, радимичей.

     Главой Киевской Руси стал великий киевский князь. Он опирался на свое войско – дружину. Князь советовался с дружиной во всех делах. Все племена, признавшие власть Киева, заключили с великим киевским князем договор, в котором они обязывались уплачивать дань мехами, хлебом, и другими ценностями. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена были обязаны также в случае войны собирать для князя ополчение.

Приложение 5



Предварительный просмотр:

Урок истории.

Тема: Революция в Нидерландах.

Область преподавания: курс «Новая история», 7 класс.

Задачи урока:

1) предметные:

    - формирование понятия «революция»;

    - освоение ключевых событий революции в Нидерландах;

2) метапредметные:

    - развитие навыка работы с текстом: отбор фактов;

    - развитие умений: обобщать, делать выводы, выстраивать предположения;

    - овладение способом деятельности: выстраивание алгоритма деятельности;

3) личностные:

    - способствовать развитию умения вести диалог;

    - создать условия для открытого выражения ребенком своей позиции.

Формы работы: групповая работа, коллективное обсуждение.

Оборудование: тексты (содержащие фактический материал по теме),

историческая карта, по возможности – мультимедийное сопровождение.

Ход урока.

I. Заявление учителем темы урока. Постановка задачи.

    «Нидерланды в XVII веке…»

     Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что в конце темы многоточие; в конце мы должны закончить мысль, предложение и поставить точку.

II. Изучение нового материала.

Учебная ситуация 1.

Задание: используя карту, определить географическое положение Нидерландов.

Результат: Нидерланды находятся в Западной Европе на побережье Северного моря.

Учебная ситуация 2. Анализ ситуации. Выявление противоречия.

Задание 1: проанализировав предложенные тексты, определить характер и уровень экономического развития страны.

Результат:

- развитие капиталистических отношений;

- высокий уровень экономического развития.

Задание 2: проанализировав предложенные тексты, сделать вывод о политическом положение страны.

Результат: Нидерланды находились в колониальной зависимости от Испании, не имели самостоятельности.

Рефлексия:

ситуация

высокий уровень                        колониальная

эконом.развития                         зависимость

Задание 3: опираясь на тексты, определить:

- есть ли в сложившейся ситуации проблема;

- для кого эта ситуация проблематична;

- в чем заключается проблема.

Результат: ситуация проблематична для нидерландцев, т.к.:

- зависимость тормозила, сдерживала экономическое развитие,

- испанцы вели борьбу с протестантами.

Рефлексия:

ситуация

                высокий уровень                        колониальная

                эконом.развития                         зависимость

                                       проблема, противоречие

            сдерживание                                              подавление

        эконом.развития                                         духовных свобод

Учебная ситуация 3. Определение путей и результатов решения проблемы.

Задание 1: опираясь, на выстроенный алгоритм нашей проделанной работы, определите следующий шаг, следующую учебную задачу.

Результат: выяснить, как нидерландцы решали проблему.

Задание 2: проанализировав предложенные тексты, определить как страна

решала проблему зависимости.

Результат: все слои населения поднялись на борьбу против испанского господства.

Задание 3. определить следующий шаг следующую учебную задачу.

Результат: чего добились нидерландцы, каков был результат борьбы.

Задание 4: поработав с исторической картой, проанализируйте цветовую гамму, условные обозначения, сделайте вывод о результатах борьбы Нидерландов против Испании.

Результат: северные провинции Нидерландов получили независимость от Испании, образовали Голландскую республику.

Рефлексия:

   ситуация

                высокий уровень                        колониальная

                эконом.развития                         зависимость

                                       проблема, противоречие

            сдерживание                                              подавление

        эконом.развития                                         духовных свобод

                                            борьба против Испании

                                            образование независимой

                                            Голландской республики

III. Работа с понятием революция.

Учебная ситуация 1. Констатация учителем:

- события которые произошли в Нидерландах и которые мы сейчас рассмотрели, ученые охарактеризовали как революцию,

- революция – это коренные изменения, ломка старых порядков.

Учебная ситуация 2. Осмысление понятия революция.

Коллективная беседа, с опорой на алгоритм:

1) Какие порядки «ломаются»?

смена власти, формы правления

2) Каким образом, в результате чего это происходит?

борьба различных слоев населения

3) Из – за чего разворачивается борьба?

наличие глубокой проблемы, противоречия, которое

сдерживает развитие общества

Вывод: таким образом, мы определили признаки революции.

IV. Актуализация знаний.

Учитель: нашему уроку я дала имя:

«Бог сделал море, а голландцы берега»

Коллективная беседа на понимание предложенной мысли.



Предварительный просмотр:

Урок истории.

Тема урока: Устройство Римской республики.

Область преподавания: история, 5 класс.

Место урока: курс «История Древнего мира»; раздел «Древний Рим: от возникновения Рима до установления господства над Италией».

Материал: А.А.Вигасин «История Древнего мира»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, ММС.

Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая.

Цели урока:

Формирование универсальных учебных действий

предметных

метапредметных

личностных

- освоение новых понятий по теме;

- овладение целостным представлением об устройстве Римской республики.

- умение ставить учебные цели и задачи;

- умение представлять результаты собственной деятельности в форме сообщения;

- умение выстраивать отношения диалога и сотрудничества;

- освоение способов деятельности:

   1. схематизация фактического материала

   2. сравнение

   3. обобщение.

восприятие и осмысление демократии – как одной из главных общечеловеческих ценностей.

Ход урока.

  1. Объявление темы: Устройство римской республики.

Учебная ситуация 1:

на доске (слайде) учащимся представлены понятия:

           - искусство

           - внешняя политика

           - хозяйство

           - государственная власть

задание 1: исходя из заявленной темы, предположить, о какой из представленных сфер будет идти речь на уроке;

результат: о государственной власти;

задание 2:  изучая государства Древнего мира, мы вели речь о власти?;

 результат: да, следовательно, некоторые представления о государственной власти имеем.

  1. Этап целеполагания.

Учащимся предлагается осуществить постановку учебной задачи на урок в следующей форме:

Знаем

Нужно  узнать

Узнали

Учебная ситуация1:  Что знаем о государственной власти?

  При необходимости учитель задает наводящие вопросы:

      - зачем нужна госуд. власть в обществе, каковы ее функции;

      - одинакова ли была устроена власть в разных государствах Др.мира;

     - какие были формы правления в Греции, в Египте;

     - каковы черты демократии и деспотии;

     - какое устройство справедливее, почему.

результат:

  1. функции гос. власти;
  2. формы правления: демократия, республика;
  3.  справедливость демократического устройства.

Результаты работы представляются в таблице:

Знаем

Нужно  узнать

Узнали

  1. функции гос. власти
  2. формы правления: демократия, республика
  3. справедливость демократического устройства

Учебная ситуация 2: определить, что нужно узнать о государственной власти в Риме.

результат:

  1. кому принадлежала власть, каким образом осуществлялась;
  2. ? форма правления: демократия или деспотия;
  3. что такое республика.

Знаем

Нужно  узнать

Узнали

  1. функции гос. власти
  2. формы правления: демократия, республика
  3. демократическое устройство справедливее

  1. кому принадлежала власть, каким образом осуществлялась
  2. ? форма правления: демократия или деспотия
  3. что такое республика

  1. Изучение нового материала.

Учебная ситуация 1 (работа в группах): познакомиться с предложенными текстами, заполнить схему.

Текст.

      В управлении древнейшим Римом в 6 – 5 вв. до н. э. принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в Совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин – патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

     По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних Тарквиний казнил, других выселил из Рима. Римляне восстали и изгнали Тарквиния, больше они решили царей не выбирать.

   Изгнав Тарквиния Гордого,  римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом, такое управление римляне называли республикой. Установив в 509 году до н.э. республику, римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год. Эти правители назывались консулы.

    Плебеи не получили права участвовать в управлении, хотя несли военную службу и сражались бок о бок с патрициями. В знак протеста плебеи ушли на гору в окрестностях Рима и разбили там военный лагерь. Пронёсся тревожный слух, что в город они не вернуться. Напуганные грозящим Риму ослаблением войска, патриции пошли на уступки. Плебеям разрешили ежегодно выбирать своих собственных должных лиц – народных трибунов.

    Любой плебей мог обратиться к народному трибуну с просьбой о защите. Двери дома трибуна всегда были открыты, ему запрещалось покидать город более чем на сутки. Народные трибуны стали приходить на заседания Сената. Не будучи членами Сената, они скромно устраивались у входа. Но если Сенат хотел принять постановление, направленное против плебеев, трибун произносил только одно слово: «Запрещаю!» (по – латински «вето»).

    В результате двухсотлетней борьбы плебеи стали полноправными гражданами Рима. Консулов и других должностных лиц теперь выбирали как из патрициев, так и из плебеев. Вместе с патрициями плебеи принимали законы. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение в 326 году до н.э. долгового рабства.

     Ежегодно в предрассветных сумерках одного из летних дней на Марсовом поле сходились на Собрание граждане Рима.  Народное собрание приступало к выборам консулов. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос, табличку опускали в особую корзину. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи становились консулами.

   Для выборов народных трибунов и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города. Выступать в Собрании с предложением нового закона могли наряду с консулами народные трибуны. Остальные граждане должны были без обсуждения голосовать за или против.

    В ходе борьбы патрициев и плебеев изменился порядок пополнения Сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны. Всего в Сенате было триста человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал  планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Судьями в Риме могли быть только сенаторы. Сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

Схема.

                                     Устройство Римской республики.

                                                                        органы власти

                                                   

                                                       

                                                     

                                                                кто входил

                                                               какие вопросы

                                                                  решал (-ло)

республика ?

результат (в ходе выступления групп, обсуждения):

  1. Рефлексия.

Учебная ситуация 1:

 поработав со схемой, какую из поставленных задач решили?

Знаем

Нужно  узнать

Узнали

  1. функции гос. власти
  2. формы правления: демократия, республика
  3. демократическое устройство справедливее

  1. кому принадлежала власть, каким образом осуществлялась
  2. ? форма правления: демократия или деспотия
  3. что такое республика

результат:

  кому принадлежала власть, каким образом осуществлялась

Учебная ситуация 2: можем ли, опираясь на полученные знания, ответить на второй вопрос: какая форма правления была в Риме – демократия или деспотия?

    Выдвижение версий учащихся, их аргументация.

   результат: демократия.

Учебная ситуация 3: работа с понятием республика.

Версии учащихся. Наводящие вопросы учителя.

   результат: 

республика (общественное дело) – форма правления, при которой:

      - правитель государства выбирается

      - высший орган власти выбирается

республика – власть выборных лиц.

  1. Постановка домашнего задания.

Учебная ситуация 1: в каком государстве устройство власти было похожим?

  результат: Древняя Греция

задача: сравнить устройство власти в Древнем Риме и Древней Греции.

Учебная задача 2: определить:

                               - что значит сравнить?

                                - сравнив, какой вывод можно сделать?

Версии учащихся.

    результат:

                             Сравнение устройства государственной власти в

                                     Древней Греции и в Древнем Риме.

                                                          общее:

                                             - ?

                                             - ?

                                                       различия:

                     Др. Греция                                            Др. Рим

               -                                                                -

               -                                                                -

вывод:

где устройство государственной власти было демократичнее, справедливее.

Домашнее задание:

заполнить схему

материал:

п. 40 – Др. Греция; стр. 219, 223 – 224 – Др. Рим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...