Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся
статья по истории
Образование всегда являлось тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_istorii_i_obshchestvoznaniya_v_formirovanii_lichnosti_obuchayushchihsya.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся
Содержание
Введение.
Глава 1. Новые подходы к формированию личности ребенка.
Глава 2. Реализация историко-культурного стандарта.
Глава 3. Формирование толерантности на уроках истории и обществознания.
Глава 4. Социализация одаренных детей на уроках истории и обществознания.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение.
В данной работе рассматривается одна из актуальных проблем – формирование личности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время.
Образование всегда являлось тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1] формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
Несомненно, что обнародование в июне 2013 года документа под названием «Проект историко-культурного стандарта», разработанного рабочей группой по подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, является знаковым событием для современного российского общества. После четверти века многоголосия и даже сумбура в изложении и трактовках прошлого реализуется социальный заказ граждан России на поиск точек консенсуса в понимании истории в масштабах всего общества, историко-культурного стандарт может послужить фундаментом для взаимопонимания и диалога всех социальных, этнических, возрастных групп, представителей различных идейных, культурных, конфессиональных течений. При этом речь идет не о том, чтобы дать «единственно правильную» оценку исторического процесса, но и сформировать надежные ориентиры, основанные на научном понимании истории. Граждане России не обязаны придерживаться одинаковой оценки всех событий российской истории, но должны понимать свою причастность к общему прошлому, настоящему, а значит и будущему страны[2].
Осознание собственной личности через приобщение к отечественной истории и культуре вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины.
В настоящее время в педагогической науке большое внимание уделяется внедрению способов и методов формирования личности ученика. В данном направлении работают Селевко Г. К. , Якиманская И. С. и многие другие. Так, например, Г. К. Селевко считает, что «ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъективного опыта». Многие высказывают мысль о том, что «цель должна быть направлена на «развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка… на помощь личности познать себя. Самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства».
В данной работе ставится цель обобщить опыт воспитательной работы по преподаванию истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС и историко-культурного стандарта.
Глава 1. Новые подходы к формированию личности ребенка.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.
Опираясь на работы Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и Д. Э. Эльконина современные российские ученные разработали Программу развития универсальных учебных действий направленной на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умение учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
УУД – это совокупность действий учащегося, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурное единство и толерантность. Это способность ученика саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы действий:
I этап - личностный, II этап - профессиональный, если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ : Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
- Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
К важнейшим личностным результатам при изучении истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Глава 2. Реализация историко-культурного стандарта
При анализе данного документа определяется основная задача историко-культурного стандарта – это формирование общероссийской идентичности. Трудно не согласиться, что проблема национальной идентификации в нашем обществе является достаточно острой. Безусловно, принципы, заложенные в данный стандарт - патриотизм, воспитание межнациональной терпимости и традиционных ценностных ориентаций – не являются для истории как школьного предмета чем-то новым.
Культурно-антропологический подход предполагает, что особое место должно быть уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Довольно часто, заинтересовавшись какой-либо проблемой в истории и обществоведении, мои учащиеся собирают большое количество интересного материала, используют сохранившиеся в семье воспоминания о своих близких, участников эпохальных событий.
Просмотр художественных фильмов, связанных с различными событиями нашей истории, не только расширяет знания учащихся, но и создаёт особое эмоциональное состояние, которое может вызвать настоящее искусство. Кинофильмы «Русь изначальная», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Князь Серебряный», «Пётр Первый», «А завтра была война» формируют гражданское мировоззрение школьников, заставляют сопереживать своей стране, своему народу. Традиционными являются занятия в комнате Боевой Славы, которые проводят 11-классники для учащихся 1-8 классов. На занятиях школьники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, музыкальными, литературными произведениями, посвящёнными войне, смотрят кадры хроники, отрывки из художественных фильмов. Материал, посвящённый первому, так и не состоявшемуся выпуску, вызывает эмоциональное потрясение. Фотографии, имена школьников, недоучившихся в 41-м, не дают забыть наше героическое и трагическое прошлое. Заканчиваются занятия линейкой памяти, где все присутствующие вспоминают своих близких, воевавших и трудившихся в годы войны. Все это позволяет подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Работы ребят, посвящённые Великой Отечественной войне, участвуют в районных и областных конкурсах.
Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов
Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
Начинающим изучать историю школьникам всё интересно. Первые уроки, посвящённые первобытному человеку, провожу в краеведческом музее г. Энгельса, где ребята не только своими глазами увидят древнейшие находки, узнают о науках – помощницах истории (археологии, этнографии и т.д.), но и получат задание своими руками, без современных инструментов, сделать орудия труда. Конечно, получится у немногих, но теперь отношение к древним мастерам будет другое.
На основе экспозиций Саратовского краеведческого музея можно провести занятия, посвящённые кочевым народам Поволжья, государству Золотая Орда, основанию Саратова. Целый спектакль разыгрывают сотрудники Энгельсского краеведческого музея, рассказывая об основании нашего города. Побывать в избе русского крестьянина, сравнить обычаи татар, мордвы, поволжских немцев помогают занятия в Этнографическом музее Саратова. Всегда интересно проходят музейные экскурсии, посвящённые П.А.Столыпину, событиям Великой Отечественной войны, освоению космоса и т.д. Вопросы культуры помогает изучать не по учебнику Художественный музей им. Радищева.
Глава 3. Формирование толерантности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории и обществознания есть темы нашествия монголо-татар, присоединения к России новых территорий, принятия христианства и ислама, религиозные войны, национальная политика власти и т. д. которые воспринимаются учащимися по-разному, в зависимости от их воспитания, национального и религиозного мировоззрения. Как, объясняя “сложные” темы, способствовать профилактике межнациональной и межрелигиозной розни или хотя бы не способствовать её разжиганию? Чтобы прийти к определённым выводам и наработкам, я в свое время проанализировала исследования социологов, историков, школьные учебники, статистические данные по стране, городу, школы, роль средств массовой информации, знакомилась с отечественным и зарубежным опытом. Общалась с представителями разных национальностей и религий, но главными моими помощниками стали ученики, которые помогли выработать определённые принципы, которыми я пользуюсь при проведении уроков.
Например, Александра Ишимова, написавшая в 19 веке «Историю России в рассказах для детей», повествуя о событиях Батыева нашествия, предупреждает милых деточек, что речь здесь идёт не о современных татарах, что мирно населяют берега Волги, а о далёких кочевых их предках. Современные историки Кацва Л.А. и Юрганов А.Л., рассказывая об объединении монгольских племён, сообщают, что татары были вырезаны едва ли не поголовно, и добавляют: ”По иронии судьбы имя истреблённого племени перешло на всех монголов”. Т.об., татары Русь не завоёвывали. Этнографическая энциклопедия сообщает, что все тюркоязычные народы Поволжья были записаны как татары, вне зависимости от национальности во время переписи населения в 19 веке. Все перечисленные варианты не учитывают мировоззрение современных татар. Они напрямую связывают своё происхождение с монголо-татарским нашествием. Золотую Орду считают своим государством, гордятся ее могуществом, боеспособностью, а падение переживают. Что касается вреда, причинённого ими русским княжествам, взгляды расходятся в зависимости от воспитания и личных качеств. От явно негативной оценки жестокости до позиции следующего характера: «жестокое обращение послужило русским уроком, отказавшись подчиниться киевскому князю, они были наказаны порабощением».
Как оценивать расширение границ Российской империи? Что это: объективный исторический процесс, несущий прогресс, или насильственная колонизация? Спор, который может начаться на уроке, затронет многих, и главное, чтобы он не стал основой для конфронтации. Представители бывших союзных республик СССР, считающие своей родиной Россию, часто по-разному воспринимают эти события. Это зависит от исторической памяти народа, от тех отношений, которые на данный момент сложились между Россией и бывшей союзной республикой, и от умения и такта учителя, ведущего урок.
Конечно, единого рецепта здесь дать нельзя, но, рассматривая историю католической церкви (крестовые походы, гонения на еретиков и т.д.), всегда говорю, что католическая церковь признала ошибочность своих прежних позиций и выступает сегодня как миротворец. В теме о насильственной исламизации Балканского полуострова не только говорит об отторжении радикальных, воинствующих течений в исламе, но и тех трагических последствиях, которые преследуют бывшую Югославию до сих пор. На основе фильма «Обыкновенный фашизм» смонтировала школьную версию фильма, которая показывает жуткие последствия нацизма и трогает ребят до слёз ...
Сегодня на уроках всегда:
- показываю весь спектр данной проблемы, её современное осмысление,
-привлекаю ребят, не только к негативной оценке данных фактов, но и анализу уровня развития стран и народов, о которых идёт речь,
-говорю о недопустимости подобных этнических и религиозных конфликтов в наше время.
Учащиеся должны понимать, что проблемы национального и религиозного противостояния были и есть, исторический опыт показывает, что конфронтация пользы никому не приносила, здесь не будет победителей и побеждённых.
Глава 4. Социализация одаренных детей на уроках истории и обществознания.
Музыкально-эстетический лицей – это учебное заведение, специализирующееся на работе с одарёнными детьми. В лицее создана специальная среда, где происходит развитие творческих способностей учащихся. Задачи развития личности одаренного ребенка успешно решаются коллективом педагогов. Обучаясь в МЭЛе, ребенок попадает в ситуацию развивающего дискомфорта: когда нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Мне же хотелось обратиться к другой проблеме: что происходит с воспитанниками МЭЛа за пределами учебного заведения. Находясь в социуме, ребенок сталкивается с другой системой ценностей, которая часто идет в разрез с его взглядами на мир.
Многое в социальном положении одаренного человека не способствует спокойной жизни. Н.В. Гончаренко пишет, что отношения выдающейся личности и общества, породившего ее, имеют сложный характер и не сводятся к взаимоотношению восхищенной или, наоборот, завистливой и недоброжелательной толпы и стоящего над ней героя.
Одаренность - это, прежде всего индивидуальность, а индивидуальность всегда сопротивляется, отстаивает себя, сопротивляется любому внешнему программированию. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Большинство исследователей согласны, что творчески одаренные люди адаптируются к обществу путем изменения, преобразования среды. Им не свойственно простое следование правилам и нормам поведения. Они не могут приспосабливаться к среде, если последняя не отвечает их потребностям. Чаще всего творческие личности «приспосабливают» среду, что называется рядом авторов новаторской (творческой) девиантной адаптацией. Нередко результаты такой адаптации оказываются очень полезными для общества в целом, но малая группа или организация, членом которых является креативный человек, всячески ограничивает его активность. Причина такой реакции не только свойственное для всех групп сопротивлении всему новому, но и личностные особенности юных дарований.
К личностным причинам, ведущим к трудностям адаптации творчески одаренных детей, относятся: депрессия, высокая тревожность (объединяющая личностный и социально индуцированный элементы), перфекционизм, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, стратегия избегания неудач, непослушание, раздражительность, нонконформизм, трудности саморегуляции.
Умению воспринимать себя часть общества, толерантно воспринимать идеалы и ценности других людей учит история. Начиная с пятого класса разбирая учебный материал, учитель ставит проблемные вопросы: Александр Македонский воспринимается как положительный или отрицательный персонаж истории? Перечислите качества, и поступки Македонского которые привлекают вас и те, что отталкивают. Убийство Клита, расправа с защитниками Тира и попытка завоевать весь мир вызывают критику учащихся, тогда задаётся вопрос: можно ли оправдать Александра? Учащиеся рассматривают ситуацию, учитывая нравы эпохи и обнаруживают, что не всегда можно использовать в оценке современные критерии. Есть ценности конкретной исторической эпохи, а есть непреходящие «вечные» ценности. Иван Калита во время восстания в Твери выступил на стороне Орды и участвовал в разгроме восставших. Калита получил ярлык на великое княжение, начинается возвышение Москвы, будущего центра объединения русских земель. Но если бы в этот момент Москва поддержала Тверь, может, иго монголо-татар было свергнуто раньше? Конкретно-исторический подход требует более глубокого восприятия эпохи и мотивы Калиты вызывают понимание учащихся.
Деятельность Ивана Грозного, Петра I, Николая II, Иосифа Сталина на семинарских занятиях, уроках – судах рассматривается учащимися в различных аспектах. Как жилось в эту эпоху людям, как они воспринимали происходящее, какие цели преследовали правители, какие методы использовали, что происходило в это время в других странах. История дает обширный материал для формирования умения видеть проблему под разными углами зрения, формирует понимание, что одновременно могут существовать различные подходы, зависящие от уровня знаний, менталитета, социальных стереотипов господствующих в обществе. При этом учителю не следует самостоятельно делать выводы, приводить современные аналогии, у учащихся должен формироваться жизненный опыт, привычка не «рубить с плеча», а находить разумный компромисс.
Центральным элементом адаптации, свидетельствующим о ее нарушении, у любого человека является ощущение тревоги. Однако, у творческого человека тревожность как личностная черта непосредственно связана с его креативностью и реализацией творческого потенциала. Для творческой личности адаптация означает не подавление в себе тревоги, а признание ее конструктивных сил и преодоление ее в творчестве.
Изучая в историческом контексте достижения ученых, деятелей искусства находим подтверждение тому, что переломные моменты истории, во время личных неурядиц и проблем, они находили эмоциональный выход в творческой деятельности. Примером может служить работа ученых в сталинских шарашках, когда забывалось происходящее вокруг, и только азарт, жажда творческого поиска могли привести к озарению, бесконечным экспериментам и открытию.
Курс обществознания в 7 классе полностью посвящен человеческим взаимоотношениям, личности подростка, его проблемам. Авторы учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А. доверительно и просто рассказывают о психологии подростка, приводят примеры сложных жизненных ситуаций, в которых оказывались успешные сегодня взрослые. Дж. Добсон, известный специалист в области педагогики пишет о своей юности:
«Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе за исключением двух лет, с которыми связаны тяжелые переживания. Однако, как ни странно, именно социальный опыт этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками – все эти качества сформировались в период, полный юношеских переживаний». Понимание значимости жизненных трудностей для формирования личности нацеливает ребёнка на упорную работу, а не стремление найти «легкий» путь.
Часто родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет одинаково высоких результатов почти во всех отраслях, с которыми он сталкивается. И безусловно, они уверены в том, что их сын или дочь обязательно должны быть отличниками. В результате у ребенка развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается в семье, да и самим ребенком, как драма. Ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из миллиона родившихся. А действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, имевших соответствующие задатки. И как здесь не вспомнить письмо Д.С. Лихачева «Искусство ошибаться».
«…Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.
Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво».
Заключение
Историко-культурный стандарт, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России включающие в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, призван содействовать формированию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Любопытно, но при абсолютном принятии требований ИКС, оценивать работу учителя и школы будут по результатам ЕГЭ, и что сделает педагог в качестве приоритета на мой взгляд очень большой вопрос. Оптимистично в сете этого звучит заявление главы Рособрнадзора Сергея Кравцова: «Многие учителя рассматривают предмет истории не только как формирующий понимание исторического процесса и роли России в мире, но и способствующий индивидуальному развитию школьника».[3] Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.[4]
Список использованной литературы
- Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
- Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432с.
- Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/В.Тишков, А. Кондаков , А. Данилюк – М. Просвещение, 2014.
- Историко-культурный стандарт.
- Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.
- Селевко Г..К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаю...
Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся
Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...
Роль народных игр в формировании личности обучающихся
Многие забытые народные игры, традиции необходимо возрождать для того ,чтобы формировать гражданина своей Отчизны, грамотного профессионала- человека, способного направить свои силы, ум, знания и...
роль учителя истории и обществознания в формировании гражданственности и патриотизма
О роли учителя истории и обществознания в процессе формирования гражданственности и патриотизма....
Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся
В данной работе ставится цель обобщить опыт воспитательной работы по преподаванию истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС и историко-культурного стандарта....
Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся
В данной работе рассматривается одна из актуальных проблем – формирование личности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...