роль учителя истории и обществознания в формировании гражданственности и патриотизма
презентация к уроку по истории на тему
О роли учителя истории и обществознания в процессе формирования гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральном государственном образовательном стандарте выделяются основные: «воспитание патриотизма , гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины , к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества» .
История дает возможность продемонстрировать , как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности , патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, обучающийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»
Буквально все исторические темы содержат материал с нравственным уклоном. Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым уделяю подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связаны ваши семьи с событиями того времени? Кем могут гордиться, о ком должны помнить ученики?
Д ля лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско -литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется: проблемно диалоговая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее; уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах; уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях ;
Гражданско патриотическое воспитание достигает качественного результата, если: содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции обучающегося; гражданское самосознание и чувство патриотизма обучающегося формируется на основе опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан,
на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики; на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию; знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет обучающимся проявить свои гражданские, духовно нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно- полезных делах.
Стремительное развитие общества ведет к модернизации системы образования и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество образования. На мой взгляд, креативную личность, способную самостоятельно мыслить и добывать знания, любить свою Родину, сопереживать и сострадать ближнему, можно воспитать и сформировать, следуя педагогическим принципам доверия, уважения и сотрудничества. Это не всегда получается . Но это вызов времени. С годами я убедилась, что вследствие этого, несомненно, изменяется и роль, и место учителя в образовательной системе. Я стараюсь не брать на себя роль пророка и обладателя истины в последней инстанции, а быть для ребёнка Советником, Консультантом, Организатором или Ведущим. Таким образом, моя основная миссия – сопровождение ученика в его движении по выбранному образовательному маршруту и осуществление при этом необходимой педагогической и психологической поддержки.
В формировании гражданского и патриотического воспитания личности не менее важна роль семьи, уроки литературы, КНЯ, географии и других предметов . Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны всех учителей. Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно. Качественный уровень воспитанности обучающихся может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны , в их активной или пассивной гражданской позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота, это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»
МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...
Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся
Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...
Влияние учителя истории и обществознания на формирование характера ученика
Влияние учителя истории и обществознания на формирование характера ученика...