Освоение Новороссии и Крыма
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект урока "Освоение Новороссии и Крыма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_osvoeniya_novorossii_i_kryma.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Начало освоения Новороссии и Крыма».
Цель: дать подробную информацию о проблемах освоения Новороссии и Крыма, оценить роль отдельных личностей в данном процессе.
Задачи: рассмотреть переселенческую политику России при Екатерине II, проследить процесс образования городов; способствовать развитию у учащихся умения дискутировать, вести диалог, развитию толерантного поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей; создать условия для воспитания патриотизма, гражданственности; развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.
Основные понятия: переселенческая политика.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карточки с опросом, карта.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания (письменный опрос).
- Актуализация изученного.
- Изучение новой темы.
План
1) Образование Новороссии.
2) Переселенческая политика.
3) Образование новых городов.
4) Освоение Крыма. Основание Севастополя.
5) Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.
6) Значение освоения Новороссии и Крыма для России.
Проблемный вопрос:
- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?
Рассказ учителя.
С давних времен Дикое поле было естественным буфером, отделявшим Крымское ханство от России и Речи Посполитой. Границы между государствами здесь не было. Лишь к сер. XVIII в. Возникла необходимость провести границы между российскими и турецкими владениями.
Первыми постоянными поселениями этого времени были казачьи курени. Затем, после совместной войны России и Австрии с турками, в 1752 г. Было образовано первое военно-земледельческое поселение сербов и венгров из Австрии, получившее название «Новая Сербия».
В 1764 г. территория, где размещались гусарские полки новосербского военного корпуса, в который было записано все местное мужское население, была преобразована в Новороссийскую губернию (Новороссию).
С 1765 г. центром губернии стал Кременчуг. В последующем Новороссия неоднократно меняла состав своих территорий и территориальный статус. Самой большой проблемой Новороссии было отсутствие оседлого населения. Перед властями стала задача заселения этих земель.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст учебника п.2 стр. 50-52
- Расскажите о переселенческой политике России во второй половине XVIII в.
- Объясните значение слова «диаспор».
- Определите и назовите значение освоения новых земель для экономики России.
Работа в парах (письменно).
Познакомьтесь с текстом учебника п.3 стр. 52
- Составьте хронологию образования новых городов в России.
Рассказ учителя об освоении Крыма.
1783 год: 60 тысяч населения,
- Основная часть - крымские татары.
- Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)
- Не было введено крепостное право
- Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.
- С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.
- С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет) обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст учебника п.5 стр. 54
- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.
- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.
Письменная работа.
- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь п. 6 стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России.
Проблемный вопрос:
- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?
1 вопрос:
- Самостоятельно прочтите пункт 2 и ответьте на вопрос «Какую политику по заселению новых территорий вело правительство государства?»
вопросы к пункту 2
- Итак, власти ставили перед собой задачу не только заселить регион, но и добиться эффективного его развития.
1. Какие меры по решению этой задачи предприняли политики?
- В 1762 г. создан Манифест с призывом иностранцев на территорию Новороссии.
- Создан специальный орган, занимавшийся вопросами переселения, вербовкой ремесленников, крестьян, купцов, медиков.
-Переселенцам предоставили: льготные кредиты, 60 десятин земли, освободили от уплаты налогов на 10 лет.
Запишите конспект в тетради.
2. Назовите первых колонистов
- датчане
- германцы
- австрийцы
- сербы
- греки
Запишите в тетрадь.
- Для чего царское правительство в 1779 году потребовало от крымского хана переселить христиан-греков в пределы Новороссии?
(Чтобы нанести удар по экономике ханства, в которой греки играли очень важную роль)
- Что такое диаспора?
Диа́спора (греч. «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания.
3. К чему привела политика переселения?
- Спустя 50 лет: население – более 100 тысяч, весомый доход в казну государства.
Запишите конспект в тетради.
- Какие условия для переселения русского дворянства создало правительство Екатерины II?
АА Вяземский – 200 тысяч десятин земли
Г.А. Потескин – 150 тысяч десятин земли
А.А. Безбородко – более 10 тысяч десятин земли
К.Г. Разумоский - более 10 тысяч десятин земли
Наделялись землей участники и инвалиды Русско-турецких войн
Запишите конспект в тетради.
- Особое значение в освоении и развитии новых территорий имело казачество. Об этом нам расскажет Бауткина Анастасия.
В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой Запорожская Сечь была ликвидирована, часть казаков приняли решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань и побережье Азовского моря. Туда же были переселены и волжские казаки.
- Итак, благодаря эффективным мерам вновь освоенный регион стал не только многочисленным, но и многонациональным.
Выход к Черному и Азовскому морям потребовал строительства портов, городов. Откройте учебник на стр. 52, пункт 3. Прочитайте и составьте хронологию образования новых городов в России.
Название города | Год основания | Место основания |
Присоединение Крыма к России в 1783 г. стало переломным пунктом в освоении Новороссии. Теперь в составе империи оказалось всё Северное Причерноморье. Население Крыма было невелико. В 1783 г. оно насчитывало не более 60 тыс. человек. В основном это были крымские татары. Предпринятыми властью усилиями вскоре здесь стали проживать многие русские, а также болгары, греки, немцы. Императрица не ввела на Крымском полуострове крепостное право. Вместо этого местное население было объявлено казёнными крестьянами. Оно продолжило заниматься разведением коров, овец и другого домашнего скота. Земли и доходы, принадлежавшие крымскому хану, перешли теперь к российской казне. Однако отношения между крымской знатью и зависимым от неё населением не были изменены. В результате проводимой Россией политики больших волнений населения после присоединения Крыма к России не было.
Административным центром полуострова вместо прежнего Бахчисарая стал Симферополь (Ак-Мечеть). В 1783 г. были отменены внутренние торговые пошлины, после чего сразу заметно вырос торговый оборот внутри Крыма. Это помогло вырасти доходам крымских городов: Карасубазара, Бахчисарая, Феодосии, Евпатории, Симферополя. С весны 1784 г. в Крыму началась раздача казённых земель и расселение русских казённых крестьян из центральных областей России. Селились здесь также отставные военные, выходцы из Турции и Речи Посполитой. В Крым были приглашены иностранные специалисты, помогавшие наладить на полуострове садоводство, шелководство, лесное хозяйство, виноградарство и виноделие.
По указу Екатерины II от 13 августа 1785 г. все крымские порты стали практически свободной экономической зоной. Они были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, а таможенная стража была переведена на Перекоп. Для государственной поддержки предпринимательства в Крыму была создана особая контора для руководства и развития «земледелия и домоводства Таврической области». Всего за полтора десятка лет население полуострова увеличилось более чем в полтора раза, а обороты черноморской торговли — в несколько тысяч раз. К концу века они составили огромную сумму в 2 млн руб. Такого стремительного развития Крым не знал никогда ранее в своей истории.
С каким крымским городом торговали московские купцы в XIV—XV вв.?
Уже в апреле 1783 г. Екатерина II приказала заложить военно-морскую базу в Крыму. Место для неё было найдено у посёлка Ахтиар, неподалёку от легендарного Херсонеса Таврического. Императрица приказала назвать новый город Севастополем. В переводе с греческого это означало «высокочтимый, священный город». Однако «Севастос» издавна считался равноценным латинскому титулу «Август». Поэтому Севастополь означал ещё и «августейший город», «императорский город», «величественный
записать в тетрадь
1783 год: 60 тысяч населения,
- Основная часть - крымские татары.
- Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)
- Не было введено крепостное право
- Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.
- С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.
- С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет) обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.
Предлагаю посмотреть видеосюжет о поездке Екатерины в Крым и ответить на вопрос: «В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.?»
- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.
- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.
Письменная работа.
- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь п. 6 стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России.
Закрепление изученного.
Подведение итогов, выставление оценок.
Задание на дом.
Пар. 23, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"
26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...
Сценарий мероприятия, посвященного присоединению Крыма к Российской Федерации «Крым – это часть России!» (игра-путешествие по станциям)
Данный материал бедет полезен воспитателям школ-интернатов и все, кто занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий...
Конспект урока по истории 8 класс "Освоение Новороссии и Крыма"
Разработка урока для учителя истории 8 класс "Освоение Новороссии и Крыма"....
Тема 23. Освоение Новороссии и Крыма
1.Устно изучитель материал Учебника (параграф 23)2.Конспект презентационного материала + решить задания по ходу конспекта...
Методическая разработка урока по истории России "Начало освоения Новороссии и Крыма"
Урок подойдет для 8 класса.Предполагает групповую работу с карикатурами на Екатерину II.См приложения.Урок разработали:Геннадий Николаевич МихайловГурьянов Василий Валерьевич...
Конспект урока истории в 8 классе "Освоение Новороссии и Крыма"
Конспект урока содержит основные этапы урока нового знания, используются технологии критического мышления, ИКТ, поисково-познавательная....
Начало освоения Новороссии и Крыма
Начало освоения Новороссии и Крыма...