Освоение Новороссии и Крыма
план-конспект урока по истории (8 класс)

Конспект урока "Освоение Новороссии и Крыма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_osvoeniya_novorossii_i_kryma.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Начало освоения Новороссии и Крыма».

Цель: дать подробную информацию о проблемах освоения Новороссии и Крыма, оценить роль отдельных личностей в данном процессе.

Задачи: рассмотреть переселенческую политику России при Екатерине II, проследить процесс образования городов; способствовать развитию у учащихся умения дискутировать, вести диалог, развитию толерантного поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей; создать условия для воспитания патриотизма, гражданственности; развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.

Основные понятия: переселенческая политика.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карточки с опросом, карта.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (письменный опрос).
  3. Актуализация изученного.
  4. Изучение новой темы.

План

1) Образование Новороссии.

2) Переселенческая политика.

3) Образование новых городов.

4) Освоение Крыма. Основание Севастополя.

5) Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.

6) Значение освоения Новороссии и Крыма для России.

Проблемный вопрос: 

- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?

Рассказ учителя.

       С давних времен Дикое поле было естественным буфером, отделявшим Крымское ханство от России и Речи Посполитой. Границы между государствами здесь не было. Лишь к сер. XVIII в. Возникла необходимость провести границы между российскими и турецкими владениями.

      Первыми постоянными поселениями этого времени были казачьи курени. Затем, после совместной войны России и Австрии с турками, в 1752 г. Было образовано первое военно-земледельческое поселение сербов и венгров из Австрии, получившее название «Новая Сербия».

       В 1764 г. территория, где размещались гусарские полки новосербского военного корпуса, в который было записано все местное мужское население, была преобразована в Новороссийскую губернию (Новороссию).

 С 1765 г. центром губернии стал Кременчуг. В последующем Новороссия неоднократно меняла состав своих территорий и территориальный статус. Самой большой проблемой Новороссии было отсутствие оседлого населения. Перед властями стала задача заселения этих земель.

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника п.2 стр. 50-52

- Расскажите о переселенческой политике России во второй половине XVIII в.

- Объясните значение слова «диаспор».

- Определите и назовите значение освоения новых земель для экономики России.

Работа в парах (письменно).

Познакомьтесь с текстом учебника п.3 стр. 52

- Составьте хронологию образования новых городов в России.

Рассказ учителя об освоении Крыма.

1783 год: 60 тысяч населения,

  • Основная часть - крымские татары.
  • Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)
  • Не было введено крепостное право
  • Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.
  • С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.
  • С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет)        обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника п.5 стр. 54

- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.

- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.

Письменная работа.

- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь п. 6 стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России.

Проблемный вопрос:

- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?

1 вопрос:  

- Самостоятельно прочтите  пункт 2 и ответьте на вопрос  «Какую политику по заселению новых территорий  вело правительство государства?»

вопросы к пункту 2

- Итак, власти ставили перед собой задачу не только заселить регион, но и добиться эффективного его развития.

1. Какие меры по решению этой задачи предприняли политики?

- В 1762 г. создан  Манифест с призывом иностранцев  на территорию Новороссии.

- Создан специальный орган, занимавшийся вопросами переселения, вербовкой ремесленников, крестьян, купцов, медиков.

-Переселенцам предоставили: льготные кредиты, 60 десятин земли, освободили от уплаты налогов на 10 лет.

Запишите конспект в тетради.

2. Назовите первых колонистов

- датчане

- германцы

- австрийцы

- сербы

- греки

Запишите в тетрадь.

- Для чего царское правительство в 1779 году потребовало  от крымского хана переселить христиан-греков в пределы Новороссии?

(Чтобы нанести удар по экономике ханства, в которой греки играли очень важную роль)

- Что такое диаспора?

Диа́спора  (греч. «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания.

3. К чему привела политика переселения?

- Спустя 50 лет: население – более 100 тысяч, весомый доход в казну государства.

Запишите конспект в тетради.

- Какие условия для переселения русского дворянства создало правительство Екатерины II?

АА Вяземский – 200 тысяч десятин земли

Г.А. Потескин – 150 тысяч десятин земли

А.А. Безбородко – более 10 тысяч десятин земли

К.Г. Разумоский -  более 10 тысяч десятин земли

Наделялись землей участники и инвалиды Русско-турецких войн

Запишите конспект в тетради.

- Особое значение в освоении и развитии новых территорий имело казачество. Об этом нам расскажет Бауткина Анастасия.

В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой Запорожская  Сечь была ликвидирована, часть казаков приняли решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань и побережье Азовского моря. Туда же были переселены и волжские казаки.

- Итак, благодаря эффективным мерам  вновь освоенный регион стал не только многочисленным, но и многонациональным.

Выход к Черному и Азовскому морям потребовал строительства  портов, городов. Откройте учебник на стр. 52, пункт 3. Прочитайте  и составьте хронологию образования новых городов в России.  

Название города

Год основания

Место основания

Присоединение Крыма к России в 1783 г. стало переломным пунктом в освоении Новороссии. Теперь в составе империи оказалось всё Северное Причерноморье. Население Крыма было невелико. В 1783 г. оно насчитывало не более 60 тыс. человек. В основном это были крымские татары. Предпринятыми властью усилиями вскоре здесь стали проживать многие русские, а также болгары, греки, немцы. Императрица не ввела на Крымском полуострове крепостное право. Вместо этого местное население было объявлено казёнными крестьянами. Оно продолжило заниматься разведением коров, овец и другого домашнего скота. Земли и доходы, принадлежавшие крымскому хану, перешли теперь к российской казне. Однако отношения между крымской знатью и зависимым от неё населением не были изменены. В результате проводимой Россией политики больших волнений населения после присоединения Крыма к России не было.

   Административным центром полуострова вместо прежнего Бахчисарая стал Симферополь (Ак-Мечеть). В 1783 г. были отменены внутренние торговые пошлины, после чего сразу заметно вырос торговый оборот внутри Крыма. Это помогло вырасти доходам крымских городов: Карасубазара, Бахчисарая, Феодосии, Евпатории, Симферополя. С весны 1784 г. в Крыму началась раздача казённых земель и расселение русских казённых крестьян из центральных областей России. Селились здесь также отставные военные, выходцы из Турции и Речи Посполитой. В Крым были приглашены иностранные специалисты, помогавшие наладить на полуострове садоводство, шелководство, лесное хозяйство, виноградарство и виноделие.

    По указу Екатерины II от 13 августа 1785 г. все крымские порты стали практически свободной экономической зоной. Они были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, а таможенная стража была переведена на Перекоп. Для государственной поддержки предпринимательства в Крыму была создана особая контора для руководства и развития «земледелия и домоводства Таврической области». Всего за полтора десятка лет население полуострова увеличилось более чем в полтора раза, а обороты черноморской торговли — в несколько тысяч раз. К концу века они составили огромную сумму в 2 млн руб. Такого стремительного развития Крым не знал никогда ранее в своей истории.

   С каким крымским городом торговали московские купцы в XIV—XV вв.?

      Уже в апреле 1783 г. Екатерина II приказала заложить военно-морскую базу в Крыму. Место для неё было найдено у посёлка Ахтиар, неподалёку от легендарного Херсонеса Таврического. Императрица приказала назвать новый город Севастополем. В переводе с греческого это означало «высокочтимый, священный город». Однако «Севастос» издавна считался равноценным латинскому титулу «Август». Поэтому Севастополь означал ещё и «августейший город», «императорский город», «величественный

записать в тетрадь

1783 год: 60 тысяч населения,

  • Основная часть - крымские татары.
  • Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)
  • Не было введено крепостное право
  • Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.
  • С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.
  • С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет)        обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.

Предлагаю посмотреть видеосюжет о поездке Екатерины в Крым и ответить на вопрос: «В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.?» 

- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.

- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.

Письменная работа.

- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь п. 6 стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России.

Закрепление изученного.

Подведение итогов, выставление оценок.

Задание на дом.

Пар. 23, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"

26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...

Сценарий мероприятия, посвященного присоединению Крыма к Российской Федерации «Крым – это часть России!» (игра-путешествие по станциям)

Данный материал бедет полезен воспитателям школ-интернатов и все, кто занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий...

Конспект урока по истории 8 класс "Освоение Новороссии и Крыма"

Разработка урока для учителя истории 8 класс "Освоение Новороссии и Крыма"....

Тема 23. Освоение Новороссии и Крыма

1.Устно изучитель материал Учебника (параграф 23)2.Конспект презентационного материала + решить задания по ходу конспекта...

Методическая разработка урока по истории России "Начало освоения Новороссии и Крыма"

Урок подойдет для 8 класса.Предполагает групповую работу с карикатурами на Екатерину II.См приложения.Урок разработали:Геннадий Николаевич МихайловГурьянов Василий Валерьевич...

Конспект урока истории в 8 классе "Освоение Новороссии и Крыма"

Конспект урока содержит основные этапы урока нового знания, используются технологии критического мышления, ИКТ, поисково-познавательная....

Начало освоения Новороссии и Крыма

Начало освоения Новороссии и Крыма...