Методическая разработка урока по истории России "Начало освоения Новороссии и Крыма"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок подойдет для 8 класса.
Предполагает групповую работу с карикатурами на Екатерину II.
См приложения.
Урок разработали:
Геннадий Николаевич Михайлов
Гурьянов Василий Валерьевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_krym_-nash.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : « Екатерина 2 : Крым – наш»
Тип урока : комбинированный урок
Форма урока : Групповая работа с различными видами историческими источников
Цели урока :
1) урок актуализации исторических знаний с использованием различных источников.
2) Показать , что « для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение так же как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто кто исповедует ислам и и иудаизм. Именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда» ( В. Путин 2014г) .
3) Формировать понимание роли России во всемирной истории. Подчеркнуть, что внешняя политика страны определяется не только текущими событиями, а прежде всего её историей и географией.
Как Крым стал Российским ? (* Таблица, заполняется по ходу урока)
Годы | События |
Историческая справка.
Крымское ханство ведёт свою историю с распада Золотой Орды, произошедшего в сер 15 в. Вскоре новое государство попало под власть Турции. Ханство, находившееся сравнительно недалеко от русских , украинских и польских земель, использовалось Турцией для частых и внезапных нападений на славянские государства. Ради безопасности своих южных рубежей и выхода к Чёрному морю , Россия ещё в допетровские времена начала борьбу за овладение Крымом Русские воинские подразделения совместно с донскими и запорожскими казаками в конце 17 в. предприняли два похода против Крымского ханства, но они были безуспешными. Только в годы царствования Екатерины 2 удалось сначала установить на полуострове российское военно-политическое влияние, а затем и присоединить его к России
Ход урока :
1) Актуализация исторических знания ( повторение)
- Перечислите основные направления внешней политики России в период правления Екатерины2..
- Чем вы можете объяснить успешный для России ход русско-турецких войн ?
- Почему большинство европейских держав не поддержали идею России о вытеснении Турции из Европы ? ( * работа с политической карикатурой. Какими англичане представляли себе Екатерину II и Потемкина? Почему Россию изображали в виде медведя? Как европейцы реагировали на первое присоединение Крыма к России? Какие политические события, а также стереотипы и фобии визуализировались в сатирической графике?)
- Что необходимо было сделать, чтобы окончательно решить многовековую проблему безопасности южных рубежей страны ? (Как вы понимаете высказывание историка А.Б. Каменского « Екатерина 2 успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром 1 создание российской империи как великой мировой державы» ? )
2) Изучение нового материала
Какие обстоятельства подтолкнули Екатерину 2 к изданию указа о присоединении Крыма в 1783г ?
- Каким образом правительство Екатерины2 в условиях ограниченности людских ресурсов и крепостного права заселяло и осваивало территорию Новороссии ? *( работа с текстом учебника).
- С какой целью 58 летняя императрица совершила свою поездку в Крым , хотя граф де Людольф , сопровождавший Екатерину 2 писал « Для России надобно не особенно много таких путешествий и таких расходов» ?
-Какое крылатое выражение характеризует впечатление австрийского вельможи, сопровождавшего Екатерину 2 в этой поездке : «Живописные селения были лишь театральными декорациями; Екатерине несколько раз показывали одно и то же стадо скота, которое перегоняли по ночам на новое место; в воинских магазинах мешки были наполнены не зерном , а песком». Насколько это соответствует действительности ? ( * возможен небольшой диалог ).
- Каковы были ближайшие политические последствия этой поездки ?
Уничтожение разбойничьего Крымского ханства, укрепление России в Северном Причерноморье и создание Черноморского флота, а затем и блестящие победы адмирала Ушакова на море – все это встревожило Англию. Весной 1791 года разгорелся острейший международный конфликт, вошедший в историю как «Очаковский кризис».
Британский флот безраздельно господствовал в Балтийском море и имел полный контроль над всем восточноевропейским экспортом. Черное море давало России обходный путь торговли с Европой, что не устраивало Англию. Вот почему 22 марта 1791 года британский кабинет министров принял на своем заседании ультиматум России. Если последняя откажется вернуть Очаковскую область Турции, то Великобритания и союзная ей Пруссия грозили объявлением войны. Дипломатический нажим сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе.
«Русская угроза» уже не равнозначна турецкой. Она намного больше.
Надо сказать, британское давление оказало некоторое влияние на Петербург. Большинство членов русского правительства склонялись к удовлетворению требований Англии. Но Екатерина II проявила политическую твердость. Российской дипломатии удалось поднять общественное мнение английской нации против войны и заставить английское правительство отказаться от своих требований России.
Все закончилось не унизительными уступками европейским дипломатам, как уже бывало, а победным Ясским миром, окончательно утвердившим Россию в Причерноморье и сделавшим ее арбитром во взаимоотношениях православных балканских народов с Османской империей.
3) Закрепление материала урока (* Тест на телефонах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории
Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...
Методическая разработка урока по истории Крыма
Методическая разработка урока по истории: Урок мужества к теме «Крым в период Великой Отечественной войны» (урок посвящен Дню партизанской славы в Крыму-22 сентября)...
Методическая разработка урока по Истории Ставрополья "Освоение Северо-Кавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии"
Использование регионального компонента в изучении истории способствует совершенствованию воспитательного потенциала образовательного процесса. Данный урок раскрывает роль строительства Азово-Моздокско...