Урок-исследование в 5 классе "Афинская демократия при Перикле"
методическая разработка по истории (5 класс)

Ложкина Любовь Алексеевна

Урок построен на основе использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения.  К уроку прилагается технологическая карта, которая позволяет выделить и зафиксировать главное, выполнить большой объем работы за небольшой промежуток времени. Используемые на уроке методы и приемы позволяют стимулировать познавательную деятельность учащихся в течение всего урока, побуждают их самостоятельно делать выводы. Системно-деятельстный подход к организации данного  урока отвечает требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx642.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование  в 5 классе

Учитель: Ложкина Л.А.

Тема: Афинская демократия при Перикле

Цели: находить на  исторической карте изученные цивилизации, устанавливать связь между природно-климатическими условиями и занятиями жителей изученных стран; понимать и объяснять смысл исторических терминов (полис, демократия, оратор, стратег);

характеризовать сущность Афинской демократии при Перикле; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условия и образа жизни, занятий афинян;  

ставить цель своей деятельности, сравнивать простые однородные факты истории Афин, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в содержании текста, структуировать текст;

формировать умение организовать свою деятельность, анализировать ее; формировать умение строить диалог с окружающими людьми.

Оборудование: слайдовая презентация, призы, простые карандаши, таблица ЗХУ на доске

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: технология развития критического мышления,  проблемного обучения.

  1. Организационный момент. Сундучок с призами.
  2. Разминка по карте (учащиеся на контурной карте находят изученные цивилизации,  штрихуют градусную сетку, сами оценивают свою работу).
  3. Подготовка к изучению нового материала.

1 – объясняет значение понятий на слайде: демос

                                                                    демократия

                                                                    Афины

                                                                    Аттика

                                                                    Граждане

                                                                    Солон

                                                                    594 г. до н.э.

                                                                    Реформы Солона

                                                                    стратег

Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

- Назовите тему урока? Какое слово пропущено в теме? Запишите тему.  

Что вам уже известно по теме?

- Что бы вы хотели узнать по теме? Заполните 1 и 2 столбец таблицы.                        

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Демократия

Афины

Кто такой Перикл?

Что изменилось в управлении Афин при Перикле?

4. Изучение нового материала

-Кто изображен на слайде? Кто  этот человек? (стр. 191)

- Как назывался орган власти, который возник в Афинах в результате реформ Солона?

- Кто в нем принимал участие?

- Поработаем историками. Какие вопросы решало Народное собрание? (стр. 191-192). Запись в карту (проверка и обсуждение)

- Чем Народное собрание в Афинах отличалось от Народного собрания в Спарте?

- Какая должность была самой важной в Афинах? Какие полномочия были у первого стратега? Чем прославился Перикл?

- Кто правил раньше в Афинах: Солон или Перикл? На сколько лет? (151 г.)

- Что это за храм? (Парфенон)

- Однажды с Периклом случилась неприятная история.

 (Сценка на фоне Парфенона)

- Почему Перикл смог выйти из этой неприятной ситуации? Кого называют оратором?  

- Как выбирали на должность судьи, сборщика налогов или смотрителя рынка?  (сценка)

- Почему же стратега выбирали не по жребию, а поднятием руки?

- Почему беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки?

- Какой закон предложил принять Перикл?  Какое значение имел этот закон?

Работа с документом (из речи Перикла на стр. 193)

- Прав ли Перикл, утверждая, что Афинами управляет большинство народа?

- Как Перикл относится к бедности?

- Перикл говорит о терпимости. Нужна ли нам терпимость сегодня? Что вы понимаете под терпимостью? Какой синоним этого слова используют сегодня?

- Как Перикл назвал Афинское государство и почему?

- Чем гордится Перикл? А  вы где можете проявить себя как личность?

 Друзья Перикла (стр. 193-194). Работа с текстом и заполнение техкарты.

Афинский философ Сократ (работа с документом)

- Почему Сократ отказался бежать?

- Почему его казнь является позором для афинской демократии?

5. Закрепление

(заполнить 3 столбец)

Тесты и самопроверка

А1-2
А2-3
А3-1
А4-1
В1-123

Вручение призов и комментирование оценок.

Технологическая карта урока

Тема урока: Афинская ____________________________при Перикле

Знаешь ли ты карту? (__________________баллов из 6)

C:\Users\HP\Desktop\Карта 5 кл.png

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

  1. Чем занималось Народное собрание:
  1. Выбирало_поднятием руки _________________________сроком на ______________.
  2. Тайным голосованием ______________________________, _______________________

________________________________, _________________________________________.

  1. Распоряжалось __________________ и утверждало расходы ______________________.

Для того, чтобы попасть на должность судьи, сборщика налогов или смотрителя рынка _______________________________________________.

  1. В Афинах впервые в истории была введена плата за _______________________________________________________________________.
  2. Друзья Перикла

Анаксагор – это ________________________________________________________ .

Софокл – это ___________________________________________________________.

Фидий – это ____________________________________________________________.

Геродот – это___________________________________________________________.

Работа с документом (из речи Перикла на стр. 193)

- Прав ли Перикл, утверждая, что Афинами управляет большинство народа?

- Как Перикл относится к бедности?

- Перикл говорит о терпимости. Нужна ли нам терпимость сегодня? Что вы понимаете под терпимостью? Какой синоним этого слова используют сегодня?

- Как Перикл назвал Афинское государство и почему?

- Чем гордится Перикл? А у вы где можете проявить себя как личность?

Словарь

____________________________ - это человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Сократ – это _________________________________________________________________.

Тест

1. Первый стратег в Афинах

1) объявлял войну
2) руководил войском и флотом
3) принимал законы

2. Для чего в Афинах была введена плата за исполнение выборных должностей?

1) чтобы дать пример другим полисам
2) чтобы занятие выборных должностей стало почётным
3) чтобы беднейшие граждане могли участвовать в управлении

3. Какое из положений отражает деятельность Перикла?

1) Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа
2) для борьбы с персами Афинам нужно создать флот
3) за кражу кисти винограда полагается смертная казнь

4. Друг Перикла — Геродот — получил известность как

1) «отец истории»
2) скульптор
3) атлет

5. Какие три суждения являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) при Перикле Афины достигли небывалого могущества
2) при Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия
3) при Перикле Афины стали культурным центром Эллады
4) рабы получили политические права
5) свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, могли участвовать в управлении

Рефлексия. Оцените свое настроение и свою работу?

C:\Users\HP\Desktop\smiley-emoticon-computer-icons-clip-art-happy-face-symbol.jpg                        C:\Users\HP\Desktop\kisspng-smiley-emoticon-wikipedia-clip-art-plain-5acc44f714ecf8.4928798515233364390857.jpg                               C:\Users\HP\Desktop\ad8325fbf0a62152da0cd458124d115b--emoji-faces-smiley-faces.jpg

Приложение

Сценка.

Народное собрание в Афинах.

Перикл: Дорогие жители Афин! Наш с вами город является не только самым могущественным государством Эллады, но и самым красивым. Согласны ли вы со мной? Разве найдется в Элладе прекраснее храм, чем наш Парфенон? Разве можно увидеть более красивую статую, чем статуя  Афины, которую создал мой талантливый друг Фидий? Посмотрите сколько портиков для вас построено, где вы можете в любой момент укрыться от жары! А храм богини Ники, храм Гефеста, трудно все перечислить!

Граждане: Все это хорошо, но не кажется ли вам, что слишком громадные деньги тратятся из казны непонятно куда? Столько лет воевали, мы уже устали так бедно жить!

Граждане: Да,  Перикл, мы считаем, что ты тратишь деньги неумело и непонятно на что!

Граждане: Мы не желаем утверждать твои расходы. Ты должен ответить за растрату денег из казны нашего города!

Перикл: Находят ли граждане, что, в самом деле, истрачено больше, чем нужно?

Граждане: Да, да! Слишком много!

Перикл: Раз так, то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства».

Граждане: Нет, так не пойдет!

 Граждане: Для украшения Афин нам ничего не жалко!

Граждане: Мы утвердим твой отчет, Перикл! Работай и дальше на благо нашего государства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

"Афинская демократия при Перикле"

Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....