Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия"
методическая разработка по истории (6 класс)
Учитель: Качанова Мария Константиновна
Класс: 6
Тема: Образование и философия
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о главном направлении философской мысли того времени, дать представление о выдающихся философах того времени. Развивающие:
- развитие умений работы с текстом
- развитие умений работы с информацией, представленной в графической форме (схема)
- развитие навыков устной и письменной речи
Воспитательные:
- подвести учащихся к пониманию важности образования в процессе развития и формирования культуры в средневековом обществе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание учащимися особенностей образовательной системы и философии Средних веков.
- умение описывать систему управления на примере управления университетами
- умение объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
Метапредметные:
- умение вести опорный конспект,
- умение анализировать информацию, представленную в различных форматах (текст, иллюстрация, схема, карта),
Личностные:
- воспитание уважения к историческому прошлому человечества, достижениям образования и философия.
План урока:
1) Средневековые представления о мире
2) Образование
3) Философия
Основные понятия: университет, схоластика.
Основные даты: 1088г.
Оборудование: учебник История Средних веков Агибалова Е. В., Донской Г. М., компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._obrazovanie_i_filosofiya.docx | 19.69 КБ |
6_klass_istoriya._obrazovanie_i_filosofiya.pptx | 1.88 МБ |
razdatochnyy_material_6_klass._obrazovanie_i_filosofiya.docx | 13.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль урока | Задачи модуля | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку. | Приветствие учителя. Подготовка к уроку | |
Актуализации | Актуализация знаний по пройденному материалу | На прошлом уроке мы говорили об Османской империи и странах Балканского полуострова, которые были ослаблены. Вы правы, одной из областей, которая начинает развиваться в Средние века, было образование. | -Польша и Чехия |
Мотивации | -Перед вами лежат листы бумаги. В них вы видите таблицу «тонкие и толстые вопросы». Попробуйте в парах за минутку придумать тонкий и толстый вопрос по теме нашего урока, что вы хотите узнать, что, по-вашему мнению, мы будем сегодня проходить? Какие вопросы у вас получились? | Учащиеся придумывают вопросы. Называют получившиеся вопросы (Например: Когда начало развиваться образование? Где появлялись университеты? Какие были течения в философии? Как учились в Средневековье? Что изучали? Каким образом церковь влияла на образование и философию? В чем разница между античной философией и средневековой? И др.) | |
Изучения нового материала | Ознакомить учащихся со средневековыми представлениями о мире. Ознакомить учащихся с основным направлением философской науки в Средние века – схоластикой. Ознакомить с идеями Пьера Абеляра, Фомы Аквинского и Роджера Бэкона. | -Представления средневекового человека о мире сильно отличались от современных. Да, именно он. (741-829 гг.). Как автор описывает время событий? Все верно. Хронисты не давали точной даты. Также не было точной системы отсчета времени – от Пасхи, от Рождества Христова – по-разному. Но время идет и вместе с ним идет развитие. Прочитайте текст в распечатках (2). Что влияло на развитие представлений о мире? Благодаря развитию дипломатии и торговли луди начинают чаще путешествовать. Одним из таких путешественников был венецианский купец Марко Поло. Прочитайте отрывок из его труда «Книга Марко Поло». Попробуйте изобразить то, о чем пишет автор. Что получилось? Как думаете, был ли этот труд полезен в Средние века? Есть версия, что Марко не сам написал свою книгу, ее написали с его слов. Не все люди в Средние века умели читать и писать. И хотя, скорее всего, путешественник владел грамотой, образование только начинает развиваться. Верно. Первым был Болонский университет – 1088г., Оксфорд – 1096 год., Парижский -1215г. (Кембридж – 1209, Краков – 1364, Прага – 1348). Во главе университета стоял ректор, избираемый преподавателями и студентами. Именно. Посмотрите на изображение. Это барельеф, изображающий студентов Болонского университета. Что они делают? Магистр читал лекцию по рукописной книге, объясняя сложные места, а студенты внимательно слушали и записывали. Слушатели оценивали участников и выбирали победителя. Но случались и казусы – порой доходило до потасовок. - Образование везде велось на латинском языке, как думаете, это было хорошо или плохо? Такое развитие образования дает толчок к переводу древних арабских и греческих текстов на латинский язык. Что обогащает круг знаний европейцев. А теперь посмотрите на экран. Что это напоминает? Но все же современникам Бэкона была интереснее другая наука. Человек может доказать, почему он верит или не верит во что-то. Так родилась наука схоластика. Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр. С юных лет он проявляет ум и талант, в 13 становится странствующим школяром. Побеждает в диспутах профессоров. Когда он стал преподавать в Парижской соборной школе, его лекции имеют невероятный успех. Он утверждает, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Как думаете, кого поддержала церковь? Но наука на этом не остановилась. И вершиной схоластического учения принято считать труды Фомы Аквинского. «Сумма богословия» - создана картина всей христианской Вселенной, с указанием места и роли каждого существа. | -Церковь, религиозные идеи. -Иерусалим. - Время описывают неопределенными выражениями (когда-то, во времена…, некоторое время). Сутки делились на день и ночь. Ночь – на три свечи. Один час был равен трем современным. Он делился на более мелкие промежутки, которые измерялись временем, уходящим на прочтение какой-либо молитвы. - установление дипломатических отношений
- Китай Англия, Франция, Италия, Чехия, Польша. Оксфорд, Кембридж, Сарбонна и др. Ректор – факультеты- кафедры- лекции. - Богословский Слушают и записывают. - Хорошо, позволяло переходить из университета в университет. - Расчеты, чертеж. Религия. Бог. О том, что разбираться не надо, нужно просто верить. Клервоского. |
Закрепление | Закрепить пройденный материал | Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составляли в начале. На все ли был дан ответ? Появились ли новые вопросы? | Возвращение к таблице тонких и толстых вопросов. |
Домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование и философия
Тонкие вопросы Кто..? Где..? Когда..? Как звали..? Было ли..? Каким образом..? С чем связано..? В чем различие..? Объясните, почему..? Почему вы думаете..? Толстые вопросы
Представления о мире Центр мира – Иерусалим. Восток изображали наверху карты.
ИЗ ХРОНИКИ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ (741-829гг.) Пришедший в Рим Карломан , оставив мирскую славу (…) построил монастырь (…) на горе Соратте , где, как сообщают, когда-то, во времена гонения, которое произошло при императоре Константине, скрывался святой Сильвестр. И пробыв там некоторое время, [ Карломан ], по более здравом размышлении, покинул то место…
Представления о мире В хрониках время обозначалось неопределенными выражениями. Нет единой системы отсчета времени. Нет точных временных единиц. Сутки День Ночь «Три свечи» 1 час = 3 современных часа время прочтения молитвы
На дорогах, связывающих развивающиеся города все чаще можно встретить торговцев и бродячих ремесленников, спешащих гонцов, дипломатов и суровых воинов. Епископы и аббаты направляются по делам церкви в Рим, а крестоносцы возвращаются из похода, делясь по пути впечатлениями от увиденных земель. На развитие представлений о мире повлияли: установление дипломатических отношений развитие городов и торговли завоевание новых территорий
«Книга Марко Поло» XIII в. От Кондинфу три дня едешь на юг, и много тут городов и замков (…) а через три дня — знатный город Сингуимату ; большой, богатый город, торговый, промышленный. (…) Есть у них тут большая река, и великая им от нее выгода, и вот какая: течет она на юг, к городу Сингуимату ; разбил ее тамошний народ на два рукава, один направил на восток, а другой — на запад, один течет к Манги , а другой — в Катай. (…) Просто диво, скажу вам, сколько товаров они везут в Манги и в Катай! А возвращаются они также с товарами. Не надивишься, сколько товаров сплавляется вверх и вниз по реке.
Образование
Образование Университет (ректор) Факультеты (деканы) Юридический Медицинский Богословский
Магистр читал лекции. Лекции дополнялись диспутами. Преподавание на латинском языке.
Роджер Бэкон (1214-1292гг). Первым заявил о том, что любые утверждения должны проверяться опытным путем .
Схоластика – религиозно- философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Нужно понимать, чтобы верить Нужно верить, а не рассуждать Пьер Абеляр (1079-1142) Бернан Клервоский ( 1090-1153) Мис тика Р ационализм
Фома Аквинский (1225-1274) «Сумма богословия» - создана картина всей христианской Вселенной, с указанием места и роли каждого существа. Соединение идей античных авторов с христианским учением.
Домашнее задание Параграф 26. Письменно. Представьте себя средневековым молодым человеком. В какой университет вы бы пошли учиться? Какой наукой занялись? Какого течения бы придерживались (если есть)? Обоснуйте свой ответ в нескольких предложениях.
Предварительный просмотр:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1. ИЗ ХРОНИКИ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ (741-829гг.)
Пришедший в Рим Карломан, оставив мирскую славу (…) построил монастырь (…) на горе Соратте, где, как сообщают, когда-то, во времена гонения, которое произошло при императоре Константине, скрывался святой Сильвестр. И пробыв там некоторое время, [Карломан], по более здравом размышлении, покинул то место…
2. На дорогах, связывающих развивающиеся города все чаще можно встретить торговцев и бродячих ремесленников, спешащих гонцов, дипломатов и суровых воинов.
Епископы и аббаты направляются по делам церкви в Рим, а крестоносцы возвращаются из похода, делясь по пути впечатлениями от увиденных земель.
3. Из «Книги Марко Поло» XIIIв.
От Кондинфу три дня едешь на юг, и много тут городов и замков (…) а через три дня — знатный город Сингуимату; большой, богатый город, торговый, промышленный. (…)
Есть у них тут большая река, и великая им от нее выгода, и вот какая: течет она на юг, к городу Сингуимату; разбил ее тамошний народ на два рукава, один направил на восток, а другой — на запад, один течет к Манги, а другой — в Катай. (…) Просто диво, скажу вам, сколько товаров они везут в Манги и в Катай! А возвращаются они также с товарами. Не надивишься, сколько товаров сплавляется вверх и вниз по реке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 11 класс Индустриальная цивилизация в XIX веке
Тема урока: Индустриальная цивилизация в XIX векеЦель: закрепить ранее изученный материал; проверить уровень у...