Эффективные приёмы работы с учебным текстом на уроках истории
методическая разработка по истории (5 класс)
Данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_priyomy_raboty_s_uchebnym_tekstom_na_urokah_istorii.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы работы с учебным текстом на уроках истории:
1. Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.
2. Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
Пример синквейна на уроке истории в 6 классе. Тема «Столетняя война»:
1) Жанна дАрк;
2) отважная неординарная;
3) сожгли, реабилитировали, канонировали;
4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
4) Орлеанская дева.
Пример синквейна на уроке обществознания в 6 классе. Тема «Потребности человека»:
1) потребности;
2) биологические, социальные;
3) появляются, возникают, проявляются;
4) побуждают человека к деятельности;
5) нужда.
3. Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.
Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:
В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После» перечисляетвсе причины и делает вывод.
4. Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории в 7 классе. Тема «Реформы Петра I»:
V | + | — | ? |
Петр I — первый российский император. | Издал "Табель о рангах" | Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. | Что еще нового появилось в России во время правления Петра I? |
5. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
6. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.
7. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
9. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
10. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
Пример: Урок обществознания в 9 классе. Тема «Типы экономических систем». Организуется групповая работы в классе. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной): читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем; заполняют матрицы SWOT-анализа; выступают перед другими группами; оценивают работу в группах и делают вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.
10. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?
Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы.Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?
Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.
11. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).
Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
· Какие разделы встречаются в тексте?
· Какие слова выделены курсивом?
· Почему они так выделены?
· Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
· Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.
Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы
В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...
Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...
Эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка в школе.
Автор описывает приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка...
Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"
Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...