Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания
план-конспект по истории
Сценарий для внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий внеклассного мероприятия о Сталинградской битве | 41.24 КБ |
развитие критического мышления на уроках истории и обществознания | 70.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово:
В.А. Уважаемые гости, учителя, ребята.
-В этом году наша страна отмечает великую дату –победу Советского Союза (так называлась наша страна в те годы) над Фашистской Германией.
-22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР.
-4 года шла Великая Отечественная война.
-9 мая 1945 года мы празднуем День Победы
-77 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы.
-И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской эпопеи.
-Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить Сталинградскую битву, чтобы почтить память героев, спасших нас от порабощения.
-Торжественное мероприятие прошу считать открытым.
-Слово предоставляется председателю районного совета ветеранов Чистяковой В. В.
Звучит музыка « В лесу прифронтовом»
-Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной и второй мировой войнах. В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение.
-На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.
-За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными — составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия.
- Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!».
-Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»
-Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны.
-200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон.
Стихотворение «В землянке» Э.Асадова
В ЗЕМЛЯНКЕ
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом...
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.
В тишине да на покое
Помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: "Эх!"
И замолк, второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: "Ох!"
"Да",- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: "Ага!"
"Не могу уснуть, нет мочи! -
Пятый вымолвил солдат. -
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!"
Песня «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
-Для поддержки мужества народа по городу распространялись листовки, рассказывающие о подвигах защитников Сталинграда (слайд листовки). «Смерть немецким захватчикам!»
-Прочитай и передай товарищу!
Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежились провода, где разрывающиеся бомбы непрерывно выводили из строя, связь-нерв сталинградской обороны. Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах. Отомстим за Матвея!
Песня Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя»
-Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней группа воинов под командованием сержанта Павлова отстаивала свою крепость от врагов.
Просьба солдата Михаил Исаковский
Светит солнца луч
Догорающий...
Говорит солдат
Умирающий:
"Напиши, мой друг,
Ты моей жене:
Не горюет пусть
О моей судьбе.
А ещё поклон
Напиши ей мой
Напиши, чтоб меня
Не ждала домой...
Если жить вдовой
Ей не нравится,
С тем, кто по сердцу,
Пусть венчается.
А ещё тебе
Я хочу сказать:
Моему отцу
Не забудь послать...
Дескать, жив, здоров
Твой сынок родной,
Только ты его
Не зови домой..."
Зашло солнышко,
Запылал закат...
Вместе с солнышком
Кончил жизнь солдат
- Именно здесь родилась слава снайперов В.Зайцев(225), В.Медведева(232).
Им было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк, считавших себя сверхлюдьми. Ефрейтор Гельман писал своей невесте:
«Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки - и мужчины и женщины»
-Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города:
“В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад – и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград – это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость – в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.
-В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал МАМАЕВ курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.
Михаил Львов Высота М.Г. Фомичеву
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопке пристреляться.
Он может умереть на высоте.
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты:
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем. 1944
- Здесь они дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!»
- Сто дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все осталось в руках ее защитников.
- На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Песня «На Мамаевом кургане тишина»
-Советские Вооруженные Силы в ходе Сталинградской битвы проявили массовый героизм, показали своё превосходство над Гитлером. Опираясь на всенародную поддержку, на крепкий тыл и неисчерпаемые ресурсы социалистического государства, Наша Армия не только выдержала натиск опасного и сильного противника, но и в ходе оборонительных сражений усилило свою мощь, а затем добилась коренного перелома в тяжелой борьбе.
Мы не слышали взрывы с тобой
И не знаем боль свинцовой пули.
Это деды шли в последний бой
За любовь в бессмертие шагнули.
Припев:
За мои рассветы шла война
Для победы жизнь и смерть венчались.
Над гранитной плитой тишина.
Затянулась в минуте молчанья.
За цветущей во ржи василек,
Шел в огонь мальчишка ясноглазый.
За родных на амбразуру лёг
Материнские помня наказы.
Припев
За победу прикрыв нас собой,
Отдавал земле родимой силы.
Тот солдат, кто не пришел домой,
Он погиб за честь моей России.
Припев 2 раза
-Здесь шли ожесточённые бои, склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь.
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли было пропитан,
Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
Эти зимние дни им уже не даны
Помолчим же минуту, товарищи,
В память всех не пришедших с войны.
Тот самый длинный день в году...
Константин Симонов
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски.
1971
Возвращение
Виктор Гончаров
А все случилось очень просто...
Открылась дверь, и мне навстречу
Девчурка маленького роста,
Девчурка, остренькие плечи!
И котелок упал на камни.
Четыре с лишним дома не был...
А дочка, разведя руками,
Сказала: «Дядя, нету хлеба!»
А я ее схватил — и к звездам!
И целовал в кусочки неба.
Ведь это я такую создал.
Четыре с лишним дома не был...
Казалось, было холодно цветам...
Степан Щипачев
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Помни
Андрей Досталь
Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.
Помни: грозный смерч над землей в небе синем –
Это черная смерть в Хиросиме,
В Хиросиме,
В небе синем –
Черный пепел в сердцах навсегда.
Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.
Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!
По ту сторону Войны. Стихи о войне до слез
Походкой чинной и солидной
Он отмерял пред строем плац
И улыбаясь еле видно,
Из-подо лба смотрел на нас
То был майор с двумя крестами
Высокий, статный, чуть хромой
И три "ранения” блистали,
В нас отражая шар земной.
Смотрел на каждого с усмешкой
Неспешно китель поправлял
И хоть на деле был он пешкой
Себя он богом представлял
А мы стояли, будто Землю подпирая
Смотрели в ноги, впрочем, кто как мог
И конвоиры, словно псы рычали,
Желая цепь сменить на поводок.
Остановился Ульрих против строя
Достал свой Вальтер именной.
И "Комиссарен! Коммунистен! Юден!”
Промолвил кто-то у майора за спиной.
А мы стояли, только дрожь лилась по спинам
Ведь норовила смерть нам в душу заглянуть.
Тут коммунистов было половина
И комиссары, и евреи тут.
Лишь тишина. И листья слышно стало
В лесу потоком всех цветов
Природа страстно увядала,
Прося прощения за кровь
Глухой удар! Метал, стрелой вонзившись в тело,
Толкнул кого-то прямо в грязь
И чья-то жизнь, что нитью видится лишь с неба,
В руках Атропы вмиг оборвалась.
Глухой удар! Ещё один. Ещё с десяток.
Свинец врезается в тела…
Вдруг воздух тёплой крови полный
Пронзают громкие "Ура!”
То наши парни, смерть превозмогая
В последний бой с душой наперевес
Шли, падая; вставали, умирая
Своими криками пронзая хвойный лес
Не выдержала гордость здесь людская
Они рванули, побеждая боль
На всю жизнь немцев напугали,
Свою последнюю играя в жизни роль.
Те сорок душ запомню навсегда
Они стихов уж этих не услышат
Их биографию допишет тишина
И сердце в книгу памяти запишет.
*****************
«ВЕЛИКАЯ ВОЙНА»
Была война в сороковых,
Там на смерть дрались за свободу,
За то, чтоб не было невзгоды,
За то, чтоб не было войны.
На минах танки подрывались,
Солдаты на смерть там сражались.
И в восемнадцать лет свои,
За нас отдали жизнь они.
То, что случилось, не забудем,
И до конца мы помнить будем
Про подвиг тот в сороковых,
Про тех, кого уж нет в живых.
Иван Ващенко. Стихи до слез про войну
Стихотворение БАЛЛАДА О ЗЕНИТЧИЦАХ
БАЛЛАДА О ЗЕНИТЧИЦАХ
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
Предварительный просмотр:
Доклад на ШМО учителей предметников гуманитарного цикла
Тема: «Развитие критического мышления учащихся на уроках обществознания и истории»
Сущность и основные понятия критического мышления
В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления
Выбор информации, которую осуществляет аудитория, зависит от ее предпочтений, интересов, ценностных ориентаций, возрастных и гендерных особенностей и т.д. Одним из важных факторов избирательности и оценки информации является критичность мышления. Критичность «предполагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение опровергать заведомо ложные решения» [Столбникова, 2006, с.75].
Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП) получила известность в российском образовании во второй половине 90-х годов ХХ века благодаря разработкам американских педагогов Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпла, С.Уолтера. Внедрение данной технологии было активно поддержано Консорциумом демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта «Открытое общество». Реализация данного проекта активно осуществляется многими ведущими научными педагогическими школами Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и т.д.
В современных научных источниках существует несколько довольно близких по сути интерпретаций понятия критическое мышление. Понятие критическое мышление определяется Е.В.Волковым, как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [Волков, 2004, с.5].
По мнению М.И.Махмутова критическое мышление включает способности человека, помогающие ему:
«а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;
б) сознавать истинность или ложность теории, положения;
в) уметь определять ложное, неверное от правильного, верного;
г) анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, показывать образец высказывания, поведения и т.д.»
Существует ряд трактовок понятия критическое мышление, предлагаемых зарубежными авторами. «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» .
Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые, как можно заметить не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить – значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить. Как можно заметить, все предложенные определения предполагают проявление человеком психической, эмоциональной, познавательной активности, которая должна быть направлена на решение конкретной проблемы.
Д.Халперн выделяет целый ряд качеств, которые характеризуют критически мыслящего индивида. К этим качествам относятся следующие: 1) готовность к планированию; 2) гибкость; 3) настойчивость; 4) готовность исправлять свои ошибки; 5) осознание и анализ собственных рассуждений; 6) поиск компромиссных решений.
Между тем, как уже отмечалось критическое мышление представляет ценность не только исключительно в силу его творческой продуктивности. В не меньшей мере ценность его определяется нравственными характеристиками личности, обладающей означенным интеллектом. Такой личности должна быть свойственна готовность жить в неоднозначном непредсказуемом мире, проявляющаяся в способности отказаться от стереотиповов, в умении найти нестандартное решение, в открытости новому и, что не менее важно – в способности рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, в умении видеть свои ошибки, признать их и в умении отказаться от неверного решения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Сущность технологии(ТРКМЧП)
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Я знаю, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.
Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя , и видеоматериал.
Задачи технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Особенности концепции
- Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
Образовательные результаты
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Особенности организации урока по технологии критического мышления
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий):
- стадии вызова,
- смысловой стадии( осмысление)
- стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — стадия «рефлексия» — размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
Модель технологии:
Стадия 1. ВЫЗОВ
Задачи:
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение ученика к активной деятельности.
С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Меня подкупает в этих приемах прежде всего их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем вопросы. Я предлагаю ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно), записывать в одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? и т. д.), а со временем ученики сами без моей помощи смогут сформулировать простые и сложные вопросы. В процессе знакомства с содержанием художественного произведения на уроке (особенно, если речь идет о ярком сюжетном тексте) школьники с помощью вопросов, которые формулирую я и они сами, ищут ответы в самом произведении, оперируя цитатами и текста. В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов.
Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи:
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под моим руководством и с помощью своих товарищей ученик отвечает на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии. Используя в работе технологию РКМЧП, я уменьшаю долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, я предлагаю учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. В любом случае, отмечаю, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.
Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ - РАЗМЫШЛЕНИЯ
Задачи:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще не опознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Значение стадии рефлексии:
Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы я проверила память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Разрешая диалог на стадии рефлексии, я даю возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая меня, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, так как основой её является работа учащихся в динамических парах и группах.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Технология развития критического мышления – три фазы
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ |
Стадия осмысления (реализации) | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации |
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления |
Методические приёмы обучения, формирующие развитие критического мышления
Описанные приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Предложенные рекомендации направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет мне, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства, взаимопомощи.
Методические приёмы
- ИНСЕРТ
- Мозговая атака
- Чтение с остановками
- Кластеры
- Синквейн
- «Продвинутая лекция»
- Эссе
- Ключевые термины
- Перепутанные логические цепочки
- Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
- Взаимоопрос
Краткое содержание методических приёмов
Приём «ИНСЕРТ-(интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления)»
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. На примере данной методики поясняется и раскрывается базовая модель обучения в русле развития критического мышления, а потому ее можно назвать основополагающей. Именно во время освоения методики ИНСЕРТ у школьников начинают ломаться стереотипы традиционного процесса обучения. Первый шаг всегда важен. Поэтому необходимо особенно тщательно готовиться к проведению этой методики. Данный приём использую при первичном знакомстве с параграфами , текстами по истории или обществознанию.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Фрагмент урока:
История России XIX века. 8 класс.
Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
На стадии осмысления я предлагаю классу познакомиться с характеристикой Александра ( раздаточный материал). При чтении учащиеся используют маркировочные значки: ( приём «Инсерт»). Значки ставят у абзаца, предложения, слова.
Александр I: особенности характера.
Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царствования у Александра не обнаруживалось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: “Император взошел на трон с наилучшими намерениями – утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…”
А. Чарторыйский, друг царя, писал: “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: “Ты все хочешь учить, а я – самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе”
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба.
После знакомства с предложенной характеристикой учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов - нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец и т.д
Результаты работы с данным приёмом:
1.70% учащихся отметили знаком « V » предложение, где сообщалось, что Александр I сын Павла I и внук Екатерины II.
2. Почти все учащиеся, 100 %, отметили знаком « - « абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына и участие Александра I в заговоре против отца, Павла I.
3. 80 % учащихся поставили знак «+» у предложения “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.
4. 90 % учащихся поставили знак « ? « у предложения « Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба» - т.е. почти все учащиеся хотели бы узнать больше об Александре I
Приём «Мозговая атака»
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Чтение с остановками
Данный приём это условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1.Я выбираю текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для класса в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Я заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Я даю инструкцию и организую процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;
Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Приём «Составление кластера»
На этапе подготовки школьников к самостоятельному оформлению своих мыслей в устной или письменной форме можно использовать кластер. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».Он поможет нелинейно представить свои мысли, идеи. Иначе этот вид деятельности называют «схемой размышления». Этот прием был разработан специалистом по вопросам творчества Т.Бьюзаном.
Кластер я использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили Этот приём может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Эффективность этого приема объясняется тем, что в процесс размышления включается зрительная память, активизируется правое, творческое полушарие мозга сильней, чем логическое левое. Форма кластера может быть различной: и «гроздь», когда наибольшее развитие получает одна из идей, и равномерное «разбрасывание» идей вокруг темы. По ходу набрасывания идей устанавливаются связи и взаимосвязи между ними. Очень важно при этом выявить как можно больше связей.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
На что я обращаю внимание
Следует обратить внимание учеников на то, что кластер можно составлять как в свободном виде, когда набрасываются все возникающие идеи и устанавливаются взаимосвязи между ними (простой кластер), так и усложнить эту процедуру, т.е. выделить сначала категории, а затем располагать предлагаемые идеи по выделенным категориям (сложный кластер)..
Простой кластер отражает первоначальные представления обучаемых о теме (или проблеме), а также может служить вызовом для воспроизведения старых знаний и активизировать обучаемых дальнейшего изучения темы. Сложный кластер лучше применять как полноценное средство размышления и резюмирования изученного.
В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Фрагмент урока.
Обществознание. 6 класс.
Тема: « Как можно защититься от несправедливости»
Задание учащимся на стадии осмысления: составить кластер по вопросу: « Правоохранительные органы»( по группам по 4 человека).
Результаты работы учащихся на первом этапе ( учащиеся записали следующие слова в схему, предложенную мною) ): адвокатура, прокуратура, закон, обвинение, милиция, следствие, суд, защита, права человека, адвокат, прокурор, судья, заседатель, уголовные дела, гражданские
В 6 классе возможна помощь учителя, а в старших классах имеет место самостоятельная работа,
Правоохранительные органы: адвокатура, прокуратура, суд, милиция
Участники судебного процесса по уголовным делам: судья, адвокат, прокурор, заседатели
Правоохранительные органы
Задачи правоохранительных органов:
защита закона,защита прав человека
Способы поиска истины, способы защиты прав человека и закона: следствие, судебное состязание
Участники
судебного процесса по гражданским делам: судья, адвокат, заседатели
Приём «Знаю - хочу узнать - узнал» (з/х/у)
Данная методика предполагает управление процессом проникновения в содержание и смысл текста. Для этого используется таблица, в основе которой лежит естественная для человека схема познания: активность понимания поддерживается за счет того, что сначала выявляется все известное по теме, ставятся вопросы по тому, что неизвестно в ней, а затем при чтении взвешивается ценность информации для читающего, находятся ответы на вопросы, отмечается новое и фиксируются вновь возникающие вопросы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Именно на этих особенностях усвоения темы основана методика з/х/у. Я использую ее в работе, когда необходимо поддержать интерес у учащихся к воспринимаемой информации, добиться ее понимания через поставленные на стадии вызова вопросы. Эта стратегия также стимулирует индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Обычно они имеют первоначальные сведения по теме, представленной в тексте. Текст должен быть источником для задаваемых вопросов.
Особенность этой методики заключается в том, что в ней предполагается работа над вопросами разного уровня. Первичные вопросы ставятся, исходя из имеющегося у учащихся опыта. Эти вопросы могут быть отдалены от материала, с которым предстоит познакомиться. Вопросы, которые возникают при чтении или после него, связаны непосредственно с новой информацией, а также с возникающими противоречиями между известным и вновь узнанным
Фрагмент урока.
Обществознание. 6 класс
Тема: « Государство и его граждане»
На доске эпиграф :
« Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.»
Предлагаю определения:
- « Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления»
- « Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос»
- « Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина»
- « Граждане, передавайте деньги за проезд!»
На доске понятия, которыми могут пользоваться учащиеся при заполнении таблицы: 18 лет, паспорт, права, чувство долга,
обязанности, с рождения и т.д.
После того, как учащиеся погрузятся в предлагаемую тему, я прошу их в течение нескольких минут индивидуально записать (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по этой теме
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учащиеся записали: гражданин это человек. Гражданин трудится, учится. Это взрослый человек. У гражданина есть обязанности, права. | Учащиеся записали: Чем гражданин отличается от не гражданина государства. Что такое паспорт Как можно стать гражданином | Гражданин страны пользуется всеми правами данного государства, имеет обязанности. Паспорт – это документ, удостоверяющий личность человека с 14 лет, а до 14 лет свидетельство о рождении. Гражданином можно стать « по крови», «по почве», подав заявление Президенту страны , достигнув 18 лет и прожив в РФ 5 лет. |
После составления индивидуальных списков 1 колонки, учащиеся обмениваются результатами в парах .
В графу «З» я , вместе с учениками на доске, заношу все, что класс смог воссоздать на данном этапе работы. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка. Некоторые детские варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы их образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления школьников.
Для заполнения 2 колонки предлагаю учащимся послушать фрагмент рассказа Василия Шукшина о деревенском пареньке Пашке, которого называли в деревне балаболкой, несерьёзным. Но вот , когда на автобусной остановке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал машину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва.
Задаю вопросы: можно назвать поступок Паши гражданским поступком, почему.
Затем я показываю страницу свого паспорта о гражданстве РФ.
Привожу пример из газеты «АиФ» о защите граждан РФ, выезжающих за пределы РФ и т.д.
Проходя по рядам я замечаю оригинальные предложения, которые (по договоренности с ребенком-автором) я предлагаю позаимствовать всему классу.
Данный этап работы на уроке выполняется на стадии вызова.
Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в тексте многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х». То есть, читают текст (или слушают рассказ учителя) и заполняют графу «У».
Эта работа проводится на стадии осмысления. Фаза рефлексии (размышления)
Задание учащимся: слово « гражданин» имеет разный смысл.
Запишите, кто такой гражданин. Составьте синквейн со словом
« гражданин».
Приём «Написание синквейна»
Особое место на уроках по технологии развития критического мышления отводится составлению синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего « пять»., таким образом - это стихотворение из пяти строк. Синквейн - малая форма письма, способствующая резюмированию итогов работы над информацией или лаконичному выражению своего мнения по тому или иному вопросу. Жесткая схема этой письменной формы стимулирует школьников к тщательному отбору лексических средств и точной передаче смысла. Этот потенциал синквейна дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин Синквейн возможно использовать на разных стадиях урока. Можно предложить составить синквейн в начале урока и в конце изучения темы. Они получаются совершенно разные. Вначале – совсем простые, в конце изучения темы – более образные. С помощью синквейна учащимся удаётся выражать свои мысли и чувства. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет мне проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.
Запись должна быть представлена пятью строчками:
1) Первая строчка – существительное ( 1 слово), обозначающее тему
2) Вторая строчка - определение темы, два слова (прилагательные),
раскрывающие какие – то интересные, характерные признаки явления предмета
3) Третья строчка - действия названной темы, три слова (глаголы)
4) Четвертая строчка - фраза из четырех слов, крылатое выражение, выражающее отношение к теме.
5) Пятая строчка - одно слово, синоним к теме, ассоциация, связанная с данным понятием
Приём «Перепутанные логические цепочки»
О методике
Это прием работы над текстом, позволяющий проследить причинно-следственные связи или хронологическую цепочку событий. Его используют для работы с текстом, насыщенным событиями и фактами, когда необходимо акцентировать внимание на спорности, вариативности развития некоторых моментов.
На что обратить внимание
Необходимо уметь различать причину и следствие события, поскольку именно недопонимание в этом ведет к ложной оценке происходящего. Очень часто причина заменяется следствием при анализе события, и наоборот. Выработке соответствующего умения способствует предлагаемый приём.
ФРАГМЕНТ УРОКА.
История России. 7 класс
Тема : Северная война.
На стадии осмысления учащимся (в парах постоянного состава) предлагаю задание: из приведённого списка составьте пары, первое в которых - причина, а второе – следствие.
Отсутствие регулярной армии, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.
Результаты работы ( оформляют в таблице) – 100% учащихся справились с работой.
Причина | Следствие |
1.Отсутствие выхода к морю | затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами |
2.Слабое развитие промышленности. | Отсутствие регулярной армии |
Приём «Продвинутая лекция»
О методике
Особенность данной методики в том, что она стимулирует активную интеллектуальную работу над текстом в устной форме. Это альтернатива одной из самых распространенных форм обучения – лекции. Методика учитывает особенности активного восприятия человеком текста в течение 15-20 минут, после чего необходима смена деятельности - она должна быть направлена от активного слушания к активному обсуждению и затем снова к активному слушанию.
На что обратить внимание
При подготовке к данной работе необходимо четко структурировать предлагаемый материал, поскольку практически половина времени на такой лекции отводится обсуждению текста. Особенно важно продумать общий вызов к изучаемой теме, который позволит всколыхнуть все представления учащихся по данной теме, активизировать их старые знания.
Важно сломать стереотип у аудитории, для которой лекция - это репродуктивное восприятие информации, то есть письменное фиксирование услышанного. Активность и включение в диалог слушателя достигаются за счет того, что с самого начала лектор проявляет интерес к первичным знаниям и опыту слушателей по данной теме
Эссе
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2)задать вопрос, на который они так и не получили ответа
Ключевые термины
Я выбираю из текста 4-5 ключевых слов и выписываю их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
Приём « Составление концептуальной таблицы»
О методике
Это еще один способ организовать материал. Данную методику целесообразно использовать в том случае, когда предполагается сравнение трех и более аспектов текстов. Всякая работа по сопоставлению очень длительная, а главное кропотливая, поскольку приходится запоминать или каким-либо образом фиксировать общее и различное. Таблица строится так: по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Черты и свойства | Объекты сравнения | |
1 | Черты (определяются учеником | |
2 | Свойства (определяются учеником |
На что обратить внимание
Этот графический организатор используется не так часто, между тем, он оказывает неоценимую услугу для развития у учеников аналитических навыков и навыка синтеза информации. В традиционном обучении предлагаются готовые концептуальные таблицы для знакомства с определенной проблемой и для ее осмысления.
Работа по самостоятельному созданию концептуальной таблицы предполагает неоднократное обращение учащихся к большему объему информации по проблеме, ее тщательное рассмотрение, а также разумную систематизацию.
Составление концептуальной таблицы необходимо, прежде всего при выполнении исследовательской работы, итоговая презентация которой осуществляется как в устной (доклады, сообщения), так и в письменной форме (любые самостоятельные творческие работы).
Работа над концептуальной таблицей - процесс сложный. Ее следует осуществлять в несколько этапов:
- выявить объекты (понятия) сравнения и заполнить первую
вертикальную графу таблицы; - выявить параметры сравнения и заполнить первую горизонтальную графу (количество ячеек зависит от количества параметров);
- целенаправленно проработать несколько источников и
информации и заполнить, лаконично сформулировав идеи, последующие графы; - выявить логико-содержательные взаимосвязи проработанных источников, резюмировать результаты аналитической работы
Эта методика эффективна при решении задач по развитию у учеников умения самостоятельной аналитической деятельности (написание докладов, рефератов.
Фрагмент урока
История. 7 класс
Тема « Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке.
Данная работа предлагается на стадии осмысления.
Для решения задачи «насколько значимы были различия между сословиями» я предлагаю работу со сводной таблицей. На доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок я предлагаю взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».
Царь Царь и его семья семья | Бояре и дворяне | Линия сравнения | Посадский люд | Крестьяне |
После подготовки таблицы я предлагаю подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся записываю на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости я могу добавить недостающие.
Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.
Царь и его семья | Бояре и дворяне | Линия сравнения | Посадский люд | Крестьяне |
Одежда | ||||
Еда |
После заполнения таблицы предлагаю определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.
Я задаю следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.
Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу.
Приём «Взаимоопрос»
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Заключение
Таким образом, используя в образовательном процессе технологию критического мышления, я имею возможность оперировать информацией для дальнейшей трансформации, делая упор на проблемность и открытость обсуждения вопросов. Ученики же в свою очередь оттачивают умение формулировать задачи, задавать и планировать свою деятельность, выдвигать предположения, делать анализ ситуации, высказывать альтернативную точку зрения, сравнивать. Таким образом, происходит конструирование учениками собственной информации и знаний. Мой педагогический опыт показывает, что развивать критическое мышление на уроках необходимо. При этом не следует забывать, что мы ведём школьника не просто путём научного познания, но, прежде всего, познания социального, имеющего свои существенные особенности. Социальное познание – это, во многом, личностное познание. Поэтому выводы, к которым приходят разные ученики, могут и не быть одинаковыми. Для меня важно, чтобы мои ученики научились задумываться, размышлять над событиями, не принимать всё « с ходу ». Не обязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили нужный вывод. Важно только, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован и я считаю уроки критического мышления очень важными в образовательном процессе.
Литература
- Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004.
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2002.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004
- Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000
- Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005
- Вакуленко В.А., И.Е. Уколова, Е.С. Королькова « Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе»
- Власова Т.А. « Развитее критического мышления на уроках истории в старших классах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”
Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...
"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».
Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....
Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"
В работе представлены приемы и способы развития критического мышления на уроках истории и обществознания...
Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер класс, презентация...