Образ Петра I в культуре
презентация к уроку по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Петрова Ирина Алексеевна

Презентация посвящена 350-летию со дня рождения императора Петра I  Великого, отображению его образа в литературе, искусстве, кинематографе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_petra_i_v_kulture.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Петра I в культуре К 350-летию со дня рождения императора Петра I 9 июня 1672 г. Презентацию подготовила учитель истории МАОУ «Лицей гуманитарных наук» г.Саратова Петрова Ирина Алексеевна

Слайд 2

Литература. А.С.Пушкин «Медный всадник» 1833 Поэма «Медный всадник» написана А.С.Пушкиным в 1833 г. в Болдино. Не разрешена к печати Николаем I . С цензурными изменениями опубликована в 1837 г. Без цензурных изменений в 1904 г. Иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Николаевича Бенуа , художника-символиста, одного из организаторов художественного объединения «Мира искусства» . Бенуа работал над иллюстрациями долгие годы с 1903 по 1922 г. Они до сих пор считаются лучшими к последней поэме А.С.Пушкина

Слайд 3

Иллюстрации к поэме «Медный всадник» Александра Бенуа

Слайд 4

А.С.Пушкин «Арап Петра Великого» 1827 г. Незаконченный исторический роман А.С.Пушкина. В центре повествования его прадед – Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал – подаренный Петру I арап – стал сподвижником Петра, «Птенцом гнезда Петрова» В 1976 году популярный и талантливый советский режиссёр Александр Наумович Митта по мотивам пушкинского произведения создал фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» , который сразу обрёл широкую популярность. В роли арапа снимался Владимир Семенович Высоцкий

Слайд 5

Алексей Николаевич Толстой «Петр I » 1934-1945 Незаконченный исторический роман А. Н.Толстого (события 1682 - 1704 гг.) Среди выведенных в романе событий и личностей — Азовские походы, Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её возлюбленный Василий Голицын , Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс . Несколько идеализированный царь раз за разом демонстрирует волю, энергию, любознательность и упорный характер; он бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми приближёнными. Чувства и жизни отдельных людей щедро приносятся в жертву ради триумфа государственных интересов В советское время «Пётр Первый» позиционировался как эталон исторического романа в духе социалистического реализма. Автор проводит параллели между Петром Первым и Сталиным, на примере Петра оправдывая слом традиционного общества любой ценой и «основанную на насилии систему власти»

Слайд 6

Экранизации романа А.Н.Толстого «Петр I » Экранизации «Пётр Первый» (1937—1938 годы) режиссер Владимир Михайлович Петров «Юность Петра» (1980 год) режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов «В начале славных дел» (1980 год) продолжение режиссер Сергей Герасимов

Слайд 7

Юрий Герман «Россия молодая» 1952 год «Россия молодая» (1981—1982) — советский 9-серийный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Вторым творческим объединением на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, по одноимённому роману Юрия Германа. Действие фильма разворачивается в эпоху Петра I, в первые годы XVIII века, и заканчивается событиями 1702 года. «Россия молодая» (1981—1982) — советский 9-серийный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Вторым творческим объединением на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, по одноимённому роману Юрия Германа. Действие фильма разворачивается в эпоху Петра I, в первые годы XVIII века, и заканчивается событиями 1702 года.

Слайд 8

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Антихрист. Петр и Алексей»1905 г. Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века , вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа Как отмечал о.Александр Мень , в своём богословско-философском романе о Петре I автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во многом — под влиянием соответствующего представления, бытовавшего в раскольнической среде. Носителем веры изображён здесь царевич Алексей, который, беседуя с Лейбницем, на вопрос: «Почему у вас в России всё так неблагополучно?» — отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас — Христос» «Царевич Алексей» — художественный фильм Виталия Мельникова 1997 года о драме взаимоотношений Петра I и его сына Алексея Петровича. По сюжету романа Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей». Первый фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя. Начало».

Слайд 9

Образ Петра I в скульптуре Бартоломео Карло Расстрелли . Бюст Петра I . 1723 Бронзовый бюст Петра I является самым совершенным произведением Растрелли. Портрет уникален своей достоверностью, так как при работе над образом скульптор использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году. Приемы стиля барокко — стремительный поворот головы, впечатление порывистого ветра, отбрасывающего назад пряди волос и развевающего кружевной шарф и горностаевую мантию, блестяще использованы мастером для передачи целеустремленности, энергии, силы характера Петра I. Бюст был отлит в 1723 году, но только через шесть лет гравер Семанж , работавший под наблюдением Растрелли, завершил прочеканку деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая Петра Великого скульптором, создающим статую новой России. Бюст хранится в Аполлоновой зале Зимнего дворца

Слайд 10

Бартоломео Карло Расстрелли Конный памятник Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. Барокко Создание 1716-1724 Отлит после смерти мастера в 1745-1746 гг. Установлен перед Михайловским замком в 1800 г по указанию Павла I с надписью «Прадеду Правнук» Стиль барокко Петр I в образе римского императора с жезлом полководца Первый конный монумент в истории русского искусства

Слайд 11

Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I . 1768-1770 Классицизм Создание 1768-1770 Отливка 1777-1778 Открытие 1782 Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло . Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев . Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен . Гром-ка́мень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Слайд 12

Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I . Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии , одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем . Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Слайд 13

Шемякин Михаил Михайлович Памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге 1991 скульптор начал увеличивать пропорции тела Петра I в 1,5 раза, не меняя размер головы, и таким образом пришёл к пропорциям русских икон. Лицо скульптуры было сделано на основании известной подлинной восковой маски с лица Петра и «Восковой персоны», выполненных Б. К. Растрелли и хранящихся в Эрмитаже. вызывает неоднозначную реакцию, поскольку пропорции тела были увеличены в 1,5 раза, и маленькая голова Петра I вместе с длинными пальцами рук придают всей композиции гротескный вид

Слайд 14

М.С.Шемякин Царская прогулка. Стрельна. Близ Санкт-Петербурга 2003 На подиуме, облицованном гранитом и огороженном бронзовой балюстрадой, установлены скульптурные изображения Петра I, его супруги Екатерины I, низкорослого шута и двух борзых. Рядом стоит кресло и с каждой стороны — декоративные бронзовые пушки. На боковой поверхности подиума — 12 маскаронов, изображающих львов и «слуг сатаны». Работа выполнена в гротескном стиле (гротеск — это прием преувеличения и резких контрастов, в фантастическом или уродливо-комическом виде). Фигуры Петра и Екатерины, можно сказать, гигантские. Низкорослый шут в широкополой шляпе — это Яким Волков.

Слайд 15

Церетелли Зураб Константинович Памятник Петру I (официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» ) 1997 На насыпном острове Москвы-реки Высота 98 м, фигура Петра I 18 м

Слайд 16

Образы Петра I в живописи Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I . (Портрет Петра I . в круге) 1720-е г ГРМ – Государственный Русский музей И.Н.Никитин – основоположник русской портретной живописи Камерный портрет С полотна Никитина смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость. Тонкий психологизм может быть объяснен близостью художника к царю

Слайд 17

И.Н.Никитин Петр I на смертном одре. 1725

Слайд 18

«Полтавская баталия» Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова «Полтавская баталия» в здании Академии наук. Санкт-Петербург 1762-1764 гг

Слайд 19

Николай Николаевич Ге Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе . 1871. ГТГ Государственная Третьяковская галерея, Москва Картина была написана Ге к 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года. В частности, актуальность выбранной художником темы была связана с приближавшимся в то время 200-летним юбилеем Петра I (1672—1725). Ещё до выставки картина была куплена у автора Павлом Третьяковым. Николай Ге написал несколько авторских повторений картины, одно из которых было приобретено Александром II — в настоящее время оно принадлежит коллекции Государственного Русского музея.

Слайд 20

Валентин Серов Петр I . 1907. Историческая живопись. Символизм. ГТГ В центре полотна представлен сам правитель – высокий и статный, он на две головы выше своей свиты. Государь шагает твердой уверенной поступью, осматривая развернувшуюся стройку. Перед ним – будущий город Петербург. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора, но вместо широкой набережной пока земляная насыпь, а вместо домов и дворцов – строительные леса. Петр лично следит за стройкой, контролирует как выполняются его указы, как новый город растет буквально на глазах. Вслед за ними идут вельможи – они буквально согнулись пополам, пытаясь укрыться от пронизывающего ветра. При этом, государь не испытывает никаких неудобств по поводу погоды, что еще раз доказывает его исключительность. на пристани стоят корабли с высокими мачтами. Это –начало Русского флота, великого и непобедимого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»

Урок  «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...

"Эволюция образа Петра I в произведениях А. С. Пушкина"

Главная цель урока – сопоставительный анализ нескольких произведений с последующим обобщением и выводом. Для более полной разработки темы привлекается дополнительный материал, в том числе и произведен...

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....