Образ Петра I в культуре
презентация к уроку по истории (8, 9, 10, 11 класс)
Презентация посвящена 350-летию со дня рождения императора Петра I Великого, отображению его образа в литературе, искусстве, кинематографе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_petra_i_v_kulture.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература. А.С.Пушкин «Медный всадник» 1833 Поэма «Медный всадник» написана А.С.Пушкиным в 1833 г. в Болдино. Не разрешена к печати Николаем I . С цензурными изменениями опубликована в 1837 г. Без цензурных изменений в 1904 г. Иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Николаевича Бенуа , художника-символиста, одного из организаторов художественного объединения «Мира искусства» . Бенуа работал над иллюстрациями долгие годы с 1903 по 1922 г. Они до сих пор считаются лучшими к последней поэме А.С.Пушкина
Иллюстрации к поэме «Медный всадник» Александра Бенуа
А.С.Пушкин «Арап Петра Великого» 1827 г. Незаконченный исторический роман А.С.Пушкина. В центре повествования его прадед – Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал – подаренный Петру I арап – стал сподвижником Петра, «Птенцом гнезда Петрова» В 1976 году популярный и талантливый советский режиссёр Александр Наумович Митта по мотивам пушкинского произведения создал фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» , который сразу обрёл широкую популярность. В роли арапа снимался Владимир Семенович Высоцкий
Алексей Николаевич Толстой «Петр I » 1934-1945 Незаконченный исторический роман А. Н.Толстого (события 1682 - 1704 гг.) Среди выведенных в романе событий и личностей — Азовские походы, Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её возлюбленный Василий Голицын , Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс . Несколько идеализированный царь раз за разом демонстрирует волю, энергию, любознательность и упорный характер; он бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми приближёнными. Чувства и жизни отдельных людей щедро приносятся в жертву ради триумфа государственных интересов В советское время «Пётр Первый» позиционировался как эталон исторического романа в духе социалистического реализма. Автор проводит параллели между Петром Первым и Сталиным, на примере Петра оправдывая слом традиционного общества любой ценой и «основанную на насилии систему власти»
Экранизации романа А.Н.Толстого «Петр I » Экранизации «Пётр Первый» (1937—1938 годы) режиссер Владимир Михайлович Петров «Юность Петра» (1980 год) режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов «В начале славных дел» (1980 год) продолжение режиссер Сергей Герасимов
Юрий Герман «Россия молодая» 1952 год «Россия молодая» (1981—1982) — советский 9-серийный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Вторым творческим объединением на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, по одноимённому роману Юрия Германа. Действие фильма разворачивается в эпоху Петра I, в первые годы XVIII века, и заканчивается событиями 1702 года. «Россия молодая» (1981—1982) — советский 9-серийный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Вторым творческим объединением на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, по одноимённому роману Юрия Германа. Действие фильма разворачивается в эпоху Петра I, в первые годы XVIII века, и заканчивается событиями 1702 года.
Дмитрий Сергеевич Мережковский «Антихрист. Петр и Алексей»1905 г. Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века , вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа Как отмечал о.Александр Мень , в своём богословско-философском романе о Петре I автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во многом — под влиянием соответствующего представления, бытовавшего в раскольнической среде. Носителем веры изображён здесь царевич Алексей, который, беседуя с Лейбницем, на вопрос: «Почему у вас в России всё так неблагополучно?» — отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас — Христос» «Царевич Алексей» — художественный фильм Виталия Мельникова 1997 года о драме взаимоотношений Петра I и его сына Алексея Петровича. По сюжету романа Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей». Первый фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя. Начало».
Образ Петра I в скульптуре Бартоломео Карло Расстрелли . Бюст Петра I . 1723 Бронзовый бюст Петра I является самым совершенным произведением Растрелли. Портрет уникален своей достоверностью, так как при работе над образом скульптор использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году. Приемы стиля барокко — стремительный поворот головы, впечатление порывистого ветра, отбрасывающего назад пряди волос и развевающего кружевной шарф и горностаевую мантию, блестяще использованы мастером для передачи целеустремленности, энергии, силы характера Петра I. Бюст был отлит в 1723 году, но только через шесть лет гравер Семанж , работавший под наблюдением Растрелли, завершил прочеканку деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая Петра Великого скульптором, создающим статую новой России. Бюст хранится в Аполлоновой зале Зимнего дворца
Бартоломео Карло Расстрелли Конный памятник Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. Барокко Создание 1716-1724 Отлит после смерти мастера в 1745-1746 гг. Установлен перед Михайловским замком в 1800 г по указанию Павла I с надписью «Прадеду Правнук» Стиль барокко Петр I в образе римского императора с жезлом полководца Первый конный монумент в истории русского искусства
Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I . 1768-1770 Классицизм Создание 1768-1770 Отливка 1777-1778 Открытие 1782 Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло . Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев . Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен . Гром-ка́мень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I . Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии , одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем . Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Шемякин Михаил Михайлович Памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге 1991 скульптор начал увеличивать пропорции тела Петра I в 1,5 раза, не меняя размер головы, и таким образом пришёл к пропорциям русских икон. Лицо скульптуры было сделано на основании известной подлинной восковой маски с лица Петра и «Восковой персоны», выполненных Б. К. Растрелли и хранящихся в Эрмитаже. вызывает неоднозначную реакцию, поскольку пропорции тела были увеличены в 1,5 раза, и маленькая голова Петра I вместе с длинными пальцами рук придают всей композиции гротескный вид
М.С.Шемякин Царская прогулка. Стрельна. Близ Санкт-Петербурга 2003 На подиуме, облицованном гранитом и огороженном бронзовой балюстрадой, установлены скульптурные изображения Петра I, его супруги Екатерины I, низкорослого шута и двух борзых. Рядом стоит кресло и с каждой стороны — декоративные бронзовые пушки. На боковой поверхности подиума — 12 маскаронов, изображающих львов и «слуг сатаны». Работа выполнена в гротескном стиле (гротеск — это прием преувеличения и резких контрастов, в фантастическом или уродливо-комическом виде). Фигуры Петра и Екатерины, можно сказать, гигантские. Низкорослый шут в широкополой шляпе — это Яким Волков.
Церетелли Зураб Константинович Памятник Петру I (официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» ) 1997 На насыпном острове Москвы-реки Высота 98 м, фигура Петра I 18 м
Образы Петра I в живописи Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I . (Портрет Петра I . в круге) 1720-е г ГРМ – Государственный Русский музей И.Н.Никитин – основоположник русской портретной живописи Камерный портрет С полотна Никитина смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость. Тонкий психологизм может быть объяснен близостью художника к царю
И.Н.Никитин Петр I на смертном одре. 1725
«Полтавская баталия» Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова «Полтавская баталия» в здании Академии наук. Санкт-Петербург 1762-1764 гг
Николай Николаевич Ге Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе . 1871. ГТГ Государственная Третьяковская галерея, Москва Картина была написана Ге к 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года. В частности, актуальность выбранной художником темы была связана с приближавшимся в то время 200-летним юбилеем Петра I (1672—1725). Ещё до выставки картина была куплена у автора Павлом Третьяковым. Николай Ге написал несколько авторских повторений картины, одно из которых было приобретено Александром II — в настоящее время оно принадлежит коллекции Государственного Русского музея.
Валентин Серов Петр I . 1907. Историческая живопись. Символизм. ГТГ В центре полотна представлен сам правитель – высокий и статный, он на две головы выше своей свиты. Государь шагает твердой уверенной поступью, осматривая развернувшуюся стройку. Перед ним – будущий город Петербург. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора, но вместо широкой набережной пока земляная насыпь, а вместо домов и дворцов – строительные леса. Петр лично следит за стройкой, контролирует как выполняются его указы, как новый город растет буквально на глазах. Вслед за ними идут вельможи – они буквально согнулись пополам, пытаясь укрыться от пронизывающего ветра. При этом, государь не испытывает никаких неудобств по поводу погоды, что еще раз доказывает его исключительность. на пристани стоят корабли с высокими мачтами. Это –начало Русского флота, великого и непобедимого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»
Урок «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
"Эволюция образа Петра I в произведениях А. С. Пушкина"
Главная цель урока – сопоставительный анализ нескольких произведений с последующим обобщением и выводом. Для более полной разработки темы привлекается дополнительный материал, в том числе и произведен...
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"
Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить о...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"
Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....