Дополнительная общеразвивающая программа музейно-краеведческой направленности
календарно-тематическое планирование по истории

Трищенкова Наталия Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа музейно-краеведческой направленности «Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны»

(стартовый уровень)
Возраст обучающихся 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Утверждаю

Рассмотрено на заседании                                                                                         Директор МБОУ

Методического совета                                   «Средняя общеобразовательная школа №25»

От «__» _____________2019 г.                                             _____________________________ Т.Г. Петросова

Протокол №___                                                                                               От «__» _____________2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

Музейно-краеведческой направленности

«Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся 11-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Трищенкова Наталия Николаевна

Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

Лоза, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь необходимости в этом не было, ибо дети с молоком Матери впитали понятия “ Родина”, “великая держава”. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну. В наших детях несколько атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки, кинофильмов и мультфильмов, и т.п. В наши дни общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, фальсификация исторических данных. Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина. Поэтому очень важно знать историю своего государства, края, города, своей школы, семьи. Каждый, кто любит свою Родину, должен помнить и чтить имена героев – земляков. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они 4 надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Я считаю, что в основе патриотического воспитания, лежит, прежде всего, воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда мы переживаем гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, односельчан, россиян. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

Актуальность программы заключается в том, что  общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.

При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы:

• ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской Федерации.

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №1726-р

• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

• Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015г. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)

• Методические рекомендации кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Цели программы:

Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, сохранение исторической памяти и культурного наследия.

Задачи программы:

Образовательные

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов самоуправления;
  • создать музей как инновационную образовательную и  воспитательную площадку;
  • привлечение к проекту учителей, родителей, обучающихся и представителей общественности.

Развивающие        

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • развитие у обучающихся интереса к истории , исследованиям и к научно-познавательной деятельность;

 Воспитательные

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • формировать у учащихся чувства гордости за свою Родину, за героическое прошлое земляка;
  • приобщение обучающихся к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников, истории и культуры родного края.

Отличительные особенности программы

 Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей – самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте – создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа «Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны» предназначена для детей и подростков 10 – 15 лет.

Формы проведения занятий

Ведущая деятельность детского объединения «Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны» – обучение, экспедиционная, поисковая и исследовательская работа.

В ходе поисковой и исследовательской работы большое внимание уделяется организации встреч с очевидцами различных исторических событий, интересными людьми, в том числе, бывшими фронтовиками, родственниками воинов, тружениками тыла, детьми войны и др. Это позволяет выстраивать коммуникации с людьми другого поколения, обладающими иными жизненным опытом и ценностными представлениями, и в целом формированию умения вести диалог. Обучающимся прививаются навыки исследовательской работы. Специфика данной деятельности предполагает использование различных форм организации детского коллектива. При проведении занятий используются групповые формы обучения, индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения, учёт возрастных особенностей воспитанников. Некоторые задания и мероприятия воспитательно-познавательного характера требуют объединения детей в подгруппы, общения в паре, что позволяет достичь более высокой эффективности проводимой работы.

Теоретические занятия включают в себя лекционный материал, преподносимый педагогом, а также сообщения по отдельным вопросам изучаемой темы. Практические занятия включают в себя экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны и труда, посещение выставок, участие в мероприятиях школьного музея, проведение экскурсий сбор краеведческого материала из экспедиций. Предусмотрено участие воспитанников в систематизации и оформлении собранного материала, подготовке и проведении презентаций, а также участие в научно-практических конференциях.

Особенности организации образовательного процесса

Объем и срок освоения программы

Программа «Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны» рассчитана на 36 часа. Срок освоения программы - 1 учебный год.

Режим занятий – Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Форма обучения – очная.

Формы организации учебного процесса

Занятия групповые. Состав групп - разновозрастный, постоянный. На обучение принимаются все желающие. 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции, практические занятия.

Педагогические технологии:

  Игровые технологии

 Культуро-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей

  Технология индивидуализации обучения

 Коллективный способ обучения

 Групповые технологии

  Компьютерные (информационные) технологии обучения

  Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

 Технология проектной и исследовательской деятельности.

  Здоровьесберегающие технологии

Особо следует сказать о применении информационных технологий. Ни один урок, ни одно мероприятие не обходится без использования компьютерных технологий. Например, средства телекоммуникации позволяют нам совершать виртуальные экскурсии по залам и экспозициям музеев, находящихся порой за тысячи километров. Интернет оказывает помощь учащимся в сборе информации об экспонатах, в подготовке презентаций.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Результатом выполнения программы для учащихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Результат детского труда осязаем и реален, его можно показать друзьям, родителям, землякам. Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях школьников. При реализации программы воспитанник в своих экспозициях как в зеркале отразит свой внутренний мир, а педагог получит возможность отслеживать социальные процессы, происходящие в нём. В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности.

Личностные результаты:

  • выработка ценностных ориентиров краеведческой грамотности;
  • развитие морального сознания ориентировки обучающихся в сфере нравственно-этических отношений;
  • умение общения в совместной деятельности;
  • умение выстраивать партнёрские отношения;
  • формирование способности к целеполаганию и построение жизненных планов во временной перспективе;
  • принятие учебной задачи и выстраивание собственной деятельности в соответствии с ней; принятие участия в социально- значимой деятельности, в художественных и культурных мероприятиях школы и района

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в своем крае в различные исторические периоды;

- владеть первичными навыками использования полученных знаний, умений, как основами исторического мышления;

- формировать основополагающие знания об истории родного края;

- владеть этнографическим компонентом своего региона;

- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

умения приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• умение координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж.

1

2

Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии.

1

3

Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

1

4

Родной край в истории государства Российского.

История  заселения поселения Лозовское. Первые упоминания местности в официальных источниках.

1

5

Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.

1

6

Функции школьного музея.

1

7

Организация школьного музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея.

1

8

Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Составление родословных таблиц.

1

9

Наша школа в истории края История школы.

Школьные традиции и достопримечательности.  Летопись школы. Школьный музей и архив.

1

10

Комплектование фондов школьного музея.

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения.

1

11

Учёт и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов.

Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов.

1

12

Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая и систематическая.

1

13

Тексты в музейной экспозиции

1

14

Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий.

1

15

Экскурсионная работа в школьном музее.  Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами.

1

16

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.

1

17

Основное назначение музеев.

1

18

Что такое атрибуция музейного предмета?

1

19

Методика изучения музейных предметов.

1

20

Классификация музейных предметов.

1

21

Музейная выставка. Как оформить выставку, музейную экспозицию.

1

22

Работа экскурсовода в музее.

Составление маршрута  экспозиции и текста экскурсии.  Подготовка "портфеля экскурсовода".

1

23

Макетирование (техника бумажного моделирования): инструменты, материалы, виды макетов, техники склеивания. Создание геометрических фигур на основе формальной объемной композиции. Техника реза, сгибания, наклеивания.

1

24

Создание макета «Мемориал «Стелла» в поселение Лозовское».

1

25

Практическое занятие №1.

1

26

Создание макета «Лозовский родник».

1

27

Практическое занятие №2.

1

28

Создание макета «Храм Марии Магдалины в поселение Лозовское».

1

29

Практическое занятие №3.

1

30

Практическое занятие №4.

1

31

Создание макета «Колокольня Успенского храма в деревне Подсосино».

1

32

Практическое занятие №5.

1

33

Итоговое занятие.

1

34

Индивидуальные консультации по темам проектов.

1

35

Заседание Совета и актива школьного музея.

1

36

Участие в районных мероприятиях.

1

Интернет-ресурсы:

  1. http://fb.ru/article/300332/moya-rodina---eto-chto-takoe-malaya-rodina
  2. http://www.patriotvrn.ru/files/provedeniyu_muzeinyh_urokov.pdf
  3. https://tomskmuseum.ru/content/editor/Metod%20otdel/Kulturno%20obrazovatelnay%20rabota/Urok-v-muzee-Proekt-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva-muzeya-i-shkoly.pdf

Список используемой литературы:

  1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы: Федеральная целевая программа
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
  3. Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
  4. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. Е.Е. Вяземского. М., 2006 г.
  5. Семейный родословник или код бессмертия: современная универсальная система исследования и составления родословной, создание семейного родословника / Под редакцией С.В.Сылко (Ходус). Краснодар, 2007 г.
  6. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. «Преподавание основ музейного дела в школе. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеобразовательная программа ( дополнительная общеразвивающая программа) туристко-краеведческой направленности «Дистанция».

Программа «Дистанция» нацелена  на главный ориентир современной  системой образования -  воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокои...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...