Школьная радио линейка «Блокадные места Памяти» по объектам блокады Ленинграда на Невском проспекте.
классный час по истории (8, 9, 10 класс)
Радиолинейка «Блокадные места Памяти» - аудио экскурсия по объектам блокады Ленинграда на Невском проспекте подготовлена педагогами ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга и членами детско-юношеской общественной организации "Тинэйджер плюс" ко Дню полного освобождения ленинграда от фашистской блокады, т.е. к 27 января.
Представленные маетериалы можно использовать как для организации собственной радиолинейки, так и пусть материал в виде аудио экскурсий, подготовленных школьниками Санкт-Петербурга.
Представляем
1. Текстовый файл "Сценарий радиолинейки"
2. Презентация
3. шесть аудио файлов с голосами волонтеров-экскурсоводов
4. Файл «Воспоминания блокадницы В.Д. Маслаковой».
5. звук метронома
Увы, дорогие друзья, загрузить не удалось ничего кроме сценария. Ограничения файлов по формату и по весу.
Пишите на личный адрес, вышлю gali501@yandex.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ekskursii_blokadnye_mesta_v_peterburge.pdf | 1.48 МБ |
2_radiolineyka_blokadnye_mesta.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДД(Ю)Т Московского района СПб Гончарова Г.В 8911 261 1971, Белякова Е.Э., Долидзе С.Н.
«ШКОЛЬНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О БЛОКАДЕ»
Волонтерский Союз школьников-экскурсоводов «Связные памяти»
РАДИОЛИНЕЙКА ПО ОБЪЕКТАМ БЛОКАДЫ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
«Блокадные места Памяти»
В основе сценария материалы экскурсовода Валентины Лукиной
Радиолинейка посвящена Ленинградскому Дню Победы 27 января 2022г.
Цели и задачи:
- привлечение внимания школьников к изучению и осознанному понимаю значения блокадных Мест Памяти;
- вызвать желание и готовность юных жителей Петербурга к личному посещению Мест Памяти;
- раскрыть на примере жизни ленинградцев в условиях трагических испытаний способность человека к сохранению нравственных ценностей, моральных норм, человечности и долга;
- привлечение школьников к экскурсионной добровольческой деятельности, к вступлению в волонтерский Союз школьников –экскурсоводов «Связные памяти».
Музыкальная заставка (классика или метроном)
ВСТУПЛЕНИЕ Старт аудио экскурсии "Школьники рассказывают о блокаде". Прокофьева Анастасия: волонтер-экскурсовод Союза "Связные памяти"
Анастасия Прокофьева, студентка 3 курса Российского Колледжа традиционной культуры
(Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Анастасии, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы)
Аудиогид (диктор): Сегодня, 27 января, для нашего города особая дата. Это день полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.
Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. Страшнее страниц в истории города не было. За время блокады в городе погибло более 1,5 миллиона ленинградцев. В планах Гитлера было стереть с лица Земли гордый Ленинград. В своём стихотворении "Памяти павших" поэтесса Лидия Фогель описывает те страшные дни:
«Без воды, без еды и без света,
От рассвета и вновь до рассвета
Четко помня: ни шагу назад,
Выживал, как умел, Ленинград».
Сложно подумать, что города могло бы и не быть вообще, если бы не великий героизм и преданность ленинградцев, если бы не огромнейшее бесстрашие и отважность защитников Ленинграда.
Сегодня мы предлагаем Вам вспомнить о блокаде Ленинграде, прослышав аудио экскурсии волонтерского союза школьников-экскурсоводов «Связные памяти» по объектам блокады Невского проспекта.
1 объект экскурсии
БЛОКАДНЫЙ РЕПРОДУКТОР экскурсии "Школьники рассказывают о блокаде". Вера Андреева –Шумилова (школа №355) волонтер-экскурсовод Союза "Связные памяти"
Адрес памятника: угол Невского проспекта 54/3 и Малой Садовой улицы
Меня зовут Вера Андреева-Шумилова, я экскурсовод Союза "Связные памяти". (Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Веры, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы)
В памятные дни для каждого жителя Санкт-Петербурга, города-героя Ленинграда мы становимся экскурсоводами по блокадным адресам Невского проспекта. (ПАУЗА, просчитать про себя «один»).
Моим объектом экскурсии является памятный знак «Блокадный репродуктор». Его можно увидеть, гуляя по Невскому проспекту, на углу здания 54/3.
В 1941 году здесь был установлен громкоговоритель, передававший вести с фронта. Всего в первые месяцы блокады на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей.
В документальной «Балладе о репродукторе» писатель Юрий Алянский вспоминал: «Особую службу несли уличные динамики. Они были укреплены с таким расчётом, чтобы прохожий непрерывно находился в зоне их звучания: один динамик «провожал» пешехода, другой тут же «встречал» его. Так вели они ленинградцев тяжкими блокадными маршрутами улиц. Во время обстрелов динамики сейчас же переходили в распоряжение МПВО, предупреждали людей об опасности и спасли сотни человеческих жизней. Радио стало неотъемлемой частью жизни — как кусочек хлеба, стакан кипятка, вязанка дров».
В годы блокады радио играло в жизни города особую роль. Ленинградское радио передавало сигналы воздушной тревоги и «отбоя», оповещения об артобстрелах, изменениях норм продуктов, инструкции о поведении при тревоге, противопожарной обороне, разведении огородов в городских скверах. В перерывах между передачами звучал метроном, определявший обстановку в городе: «Если радиопульс нормальный — 60 ударов в минуту — в городе всё спокойно (пауза, досчитай до пяти), если учащённый — бомбёжка или артобстрел». (пауза, досчитай до пяти).
В военные годы репродукторы становилось средством массовой информации: около них собирались люди, чтобы узнать последние известия с фронта.
Фотографию, запечатлевшую жителей Ленинграда у репродуктора в июне 1941 года, можно увидеть и на мемориальной доске, которая входит в композицию памятника «Блокадный репродуктор». Со стороны Малой Садовой улицы на мемориальной доске мы видим железный репродуктор с кругами радиоволн. Слева на камне выбита надпись:
«Здесь, у репродукторов,
в дни героической обороны
Ленинграда 1941—1944 годов
жители блокадного города
слушали сообщения
о событиях на фронте».
Сегодня этот знак внесён в "Книгу памяти Великой войны" и входит в Маршрут памяти. На День Победы у мемориального знака проходят акции, а из репродуктора звучат блокадные записи.
2 Объект экскурсии
БЛОКАДНЫЕ КОТЫ (КОТ ЕЛИСЕЙ И КОШКА ВАСИЛИСА)
Адрес памятника: ул. Малая Садовая, дом №3 и дом №8.
Меня зовут Белякова Алина, я экскурсовод Союза "Связные памяти" (школы № 372) . (Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Алины, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы).
Моим объектом экскурсии являются сразу две небольшие скульптуры – кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой улице.
Кот Елисей сидит на специальной площадке и заинтересованно смотрит вниз. Высота чугунной фигуры составляет 33 см, а вес достигает 25 кг. У дома напротив на краю карниза находится стройная кошечка. Она весело наблюдает за ним. Её размеры чуть меньше.
Поселились Кот с Кошкой на Малой Садовой улице сравнительно недавно, в 2000 году. Существует несколько версий создания этих памятников. Одна из них, что они установлены в честь кошек, спасших Ленинград во время блокады.
В сентябре 1941 года запасы продовольствия в Ленинграде были сосредоточены на Бадаевских складах, которые сгорели во время авианалетов немецких захватчиков. Поэт Александр Городницкий написал:
«Недели первые блокады,
Бои за Гатчину и Мгу,
Горят Бадаевские склады
На низком невском берегу.
Мука сгорает, над районом
Дым поднимается высок,
Красивым пламенем зеленым
Пылает сахарный песок.»
Большая часть продовольствия была уничтожена, и в городе начался голод. Не все ленинградцы смогли сохранить жизнь своим домашним питомцам (животные тоже умирали от голода или становились пищей для людей). Еды не хватало, люди умирали. Многих не успевали хоронить, да и сил на это не было. Трупы лежали в сугробах, и для крыс наступило раздолье. Крысы переносили болезни, уничтожали и так не очень большие запасы продовольствия, и даже нападали на истощённых людей. В городе могла возникнуть эпидемия. Ленсовет принял решение завезти в Ленинград кошек.
Жители ждали животных с нетерпением, за ними выстроилась очередь. Четыре вагона с кошками пришли из Ярославля сразу после прорыва блокады и те ленинградцы, кому они достались, чувствовали себя счастливыми. Котенок стоил в то время 500 рублей, для сравнения зарплата сторожа составляла 120 рублей, килограмм хлеба с рук — 50 рублей.
Крысы, хотя и поутихли, но полностью избавиться от них не удалось, кошек не хватало. К концу войны животных привезли из Сибири — из Омска, Тюмени и Иркутска. На этот раз десант из 5 тысяч животных направили в Эрмитаж, музеи и дворцы города. Именно благодаря сибирским кошкам город полностью избавился от крыс.
Я повторюсь, что это неофициальная версия создания памятников кошкам на Малой Садовой улице. Официальный памятник блокадным кошкам можно увидеть в Выборгском районе во дворе дома номер 4 на улице Композиторов.
3 Объект экскурсии
ДОМ РАДИО
Адрес: ул. Итальянская, д. 27.
Меня зовут Илья Соколов, я экскурсовод Союза "Связные памяти". (Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Ильи, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы)
Моим объектом экскурсии по БЛОКАДНЫМ МЕСТАМ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА является здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц. Все ленинградцы-петербуржцы знают адрес Итальянская 27 как Дом Радио. Здание построили в 1912 — 1914 гг. С 1918 года здесь работала организация "Пролетарская культура", в 1924 году в его стенах был открыт кинотеатр "Колосс". В 1933 году здание перешло в управление Ленинградскому радио.
Ленинградское радио не прерывало своё вещание в блокадном городе. Радио было для ленинградцев единственным ЕЖЕДНЕВНЫМ средством оповещения граждан о различных событиях важных для горожан.
Радио было источником оперативной информации. Регулярно в эфире звучали вести с фронтов, с Большой Земли, сообщения о достижениях тружеников и ученых блокадного города. На радио БЫЛИ развлекательные и просветительские программы.
Оно объединяла ленинградцев, помогало поддерживать дух и веру людей в то, что они не одни, с ними ВСЯ страна, весь советский народ. Как говорила Ольга Берггольц: «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны».
В блокаду на ленинградском радио появился звук метронома. Это сейчас он для нас символ блокады, памяти, боли. А тогда он был необходим, чтобы в перерывах между эфирами (иногда долгими) у жителей города не было паники от ощущения, что все стало безжизненным и город перестал бороться. Звук метронома обозначал, что связь не нарушена.
У трансляции метронома было и другое техническое значение. Он был нужен, чтобы предупредить население об авианалетах и обстрелах. Медленный темп метронома - 60 ударов в минуту, означал, что можно не волноваться, и сейчас в городе все спокойно. А вот 120 ударов в минуту звучали слишком быстро и тревожно, предупреждая о налетах немецкой авиации, бомбежках.
Звук блокадного метронома был отражен и в культуре, и в музыке, например, в знаменитой "Ленинградской" симфонии Шостаковича.
Вот как поэтично написал о метрономе Всеволод Азаров:
Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,.
Но наше твердое «живем!».
Не дремлет город осажденный.
Эфирная студия Дома Радио в блокаду находилась на седьмом этаже. Только представьте, каких усилий стоило каждый день подниматься и спускаться пешком на такую высоту голодным и измученным сотрудникам. Это, не считая дороги от дома и обратно. И они предпочли экономить силы для радиоэфира и жили прямо здесь, в студии.
«Здесь, как в бреду, все было смещено:
Здесь умирали, стряпали и ели,
А те, кто мог еще вставать с постели,
Пораньше утром, растемнив окно,
В кружок усевшись, перьями скрипели.
Отсюда передачи шли на город —
Стихи, и сводки, и о хлебе весть.
Здесь жили дикторы и репортеры,
Поэт, артистки... всех не перечесть...»
На радио в годы войны работали преданные своему делу люди выступали многие известные личности: Ольга Берггольц, композитор Дмитрий Шостокович, летчик Севастьянов, передовики производства, пионеры, ученые, артисты. Нитью жизни называли Ленинградское радио жители города. Это высокая оценка вклада работников радио в общую победу.
За годы войны погибло 115 сотрудников Ленинградского радио.
Проходя около дом №27 по Итальянской улице, замедли шаг, остановись у мемориальной плиты на стене Дома Радио. На ней выбит текст: «Мужеству работников ленинградского радио в дни блокады посвящается». Он не эмоциональный, без подробностей и сильных строк. Он прост и величественен своей правдой о героических работниках БЛОКАДНОГО ЛЕННГРАДСКОГО РАДИО!
3 «А» ОБЪЕКТ ТОТ ЖЕ - ДОМ РАДИО Адрес: ул. Итальянская, д. 27. Но рассказ об Ольге Берггольц, работавшей в блокаду в Доме радио все 900 дней
Этот фрагмент можно не брать, но для ленинградцев-петербуржцев Ольга Берггольц - важная личность и как героический сотрудник радио, и как поэт, и как пример личной стойкости.
МУЗА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА (Голос блокадного РАДИО - Берггольц Ольга Федоровна
В аудио версии представлен другой текс, приближенный к проекту школы №371).
1 гид: Мы - команда школы № ХХХ являемся вашими аудиогидами по местам блокады, связанным с Ольгой Федоровной Берггольц. Меня зовут ХХХ. Я- ХХХ, …ХХХ. (Можно включить аудио трек школы №371, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы)
1 гид: Мы все авторы проекта «У меня еще есть адреса», направленного на сохранение памяти о Музе блокадного Ленинграда - поэтессе Ольге Берггольц. Убрать можно
2 гид: Продолжаем тему предыдущего экскурсовода о Доме Радио. Мы по-прежнему находимся у дома №27 на Итальянской улице.
3 гид: Именно здесь все 900 дней блокады работала Ольга Федоровна Берггольц. Часто ей не хватало сил, чтобы добраться до дома на улицу Рубинштейна, и она ночевала в студии. Но силы духа у нее всегда хватало, чтобы поделиться доверительными и мужественными стихами с ленинградцами.
1 гид: В нише главного входа в Дом Радио установлен памятный знак. Он появился здесь в 1998 году. На граните укреплена бронзовая фигура сидящей на стуле Ольги Берггольц. У нее на коленях всегда живые цветы. На граните с двух сторон выбиты вот такие строки поэта: «…И спаяны сильней, чем кровью рода, родней, чем дети одного отца, сюда зимой 42 года сошлись – сопротивляться до конца». «…И даже тем, кто все хотел бы сгладить в зеркальной робкой памяти людей, не дам забыть, как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей. О. Берггольц».
2 гид: Её называли ленинградской Мадонной, музой блокадного города, одним из символов осаждённого Ленинграда. Война и блокада подняли Берггольц на самый гребень трагических событий, разом превратили ее в истинного поэта-гражданина. Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые дома, вселяли надежду, давали небывалую энергию.
3 гид: С Ольгой Берггольц был такой удивительный случай. Однажды она шла к подруге. Возле филармонии обо что-то споткнулась, упала на полузанесённого снегом мертвеца.
От слабости она не смогла подняться, стала застывать …и вдруг услышала прямо над собой голос. Свой голос. Из репродуктора. Голос несдающегося духа над телом, готовым сдаться!
1 гид: «Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не герoйствовала, а жила».
2 гид: Ольга Федоровна Берггольц в 1943 году была удостоена медали «За оборону Ленинграда».
В 1994 году Берггольц было присвоено звание -ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Ее именем названа улица в нашем городе, ей установлены памятник и мемориальная плита.
3 гид: Дорогие участники виртуальной экскурсии, вы всегда можете принести цветы к памятным местам, о которых мы рассказали. Вы можете выучить ее стихи, подготовить исследовательскую работу о довоенной деятельности Ольги Берггольц в качестве главного редактора газеты завода «Электросила».
1 гид: Ученики 371 школы Московского района в рамках своего социального проекта «У меня еще есть адреса», предлагают назвать одну из аллей в парке Победы аллей Ольги Берггольц, как новый объект памяти, отражающий период работы Ольги Федоровны на заводе «Электросила» в Московском районе в качестве главного редактора газеты.
Считаете ли вы, что проект достойный и реалистичный? Тогда можно его поддержать в группе школы №371 https://vk.com/public200862156
4 объект экскурсии
БЛОКАДНАЯ ПРОРУБЬ
Набережная реки Фонтанки, у дома № 21
Меня зовут Егор Анисимов, я ученик 371 школы и экскурсовод Союза "Связные памяти". (Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Егора, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы).
В памятные дни для каждого жителя Санкт-Петербурга, города-героя Ленинграда мы становимся экскурсоводами по блокадным адресам Невского проспекта. (ПАУЗА просчитай про себя один)
Моим объектом экскурсии является Памятный ЗНАК "БЛОКАДНАЯ ПРОРУБЬ» также известная как «Блокадная полынья». (Пауза просчитай про себя один)
Этот памятник находится по адресу: Набережная реки Фонтанки, у дома номер 21
Он представляет собой гранитную плиту высотой метр восемьдесят (1м.80) – в рост человека. Плита серого спокойного цвета с белыми вкраплениями - БУДТО ХЛОПЬЯМИ СНЕГА.
Плита очень тщательно отполирована. Похожа на ленинградский лед. С левой стороны плита КАК БЫ РАСКАЛЫВАЕТСЯ и в ЭТОМ разломе видна женская фигура, вмерзающая в лед.
На камне высечены строки:
Здесь из ледяной
проруби
брали воду жители
блокадного Ленинграда
Во время блокады Ленинграда гитлеровцы стремились лишить город не только пищи, но и воды.
Основными объектами артобстрелов и бомбёжек были водопроводные станции, очистные сооружения и уличные сети. Из-за разрушений, нанесённых бомбёжками и морозами, к началу 1942 года вода из кранов перестала течь.
Жителям приходилось набирать воду из рек, каналов и прорубей, у которых выстраивались длинные очереди. Для рядовых ленинградцев поход за водой был ежедневным ПОДВИГОМ.
Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Все покрывалось льдом. Было скользко.
Стоя на коленочках, ослабевшие и истощенные ленинградцы черпали воду, и порой не могли подняться.
Они старались ПОМОГАТЬ друг другу, тащили вверх, но падали и вода опять проливалась, делая место около проруби еще более скользким.
Здесь я хотел бы прочитать стихотворение «ЛЕНИНГРАДЦЫ» Владимира Крылова.
Мне кажется, что оно точно отражает непростые будни жителей блокадного города.
ЛЕНИНГРАДЦЫ
(авт. Владимир Крылов)
Сплошным сугробом город завалила,
Студёным ветром выдула дома,
Насквозь морозом камни прокалила
Зловещая блокадная зима.
Над Невой, где львы застыли хмуро,
Где ветер бьёт в гранит на берегу,
Мальчишка лет двенадцати понуро
Сидел, раскинув ноги на снегу.
Он только что поднялся по тропинке
От проруби, черневшей на реке,
И вот упал. И горькие слезинки
Жемчужиной скатились по щеке.
Смотрел с тоской, как из упавшей фляги
Лилась с трудом добытая вода,
За каплей капля драгоценной влаги
Под снегом исчезали без следа.
Напрасно он карабкался упрямо,
Не думал, что два шага до беды.
А дома ждёт его больная мама,
А у него ни силы, ни воды.
В глазах туманом стелется дремота,
Да в горле комом давит горячо.
И вдруг мальчишка чувствует, что кто-то
Трясёт его упорно за плечо:
"Ты что, сынок! Тебе нельзя сдаваться.
Так можно и замёрзнуть на снегу.
Вставай, сынок! Ведь мы же ленинградцы!
Давай тебе немножко помогу.
Иди шажком. Не надо торопиться.
Держись поближе к стеночке, милок.
Я отдохну и зачерпну водицы,
А ты иди. Возьми мой котелок".
И мальчик шёл и шёл тихонько к дому.
Туда, где ждёт его больная мать.
А друг его спаситель незнакомый,
Упал на снег, чтобы уже не встать.
Вот такая горькая история, переданная в стихах Владимира Крылова, случалась слишком часто. Это могло быть здесь, на Фонтанке или на Мойке, а может на Неве….
Памятник «Блокадная прорубь» служит СИМВОЛОМ и НАПОМИНАНИЕЕМ нам о трагической судьбе ЛЕНИНГРРАДЦЕВ, которые в трудные годы общей беды, могли сохранять лучшие качества Человека.
Здесь, у памятного знака вы можете положить цветы, зажечь свечу и поклониться ЛЕНИНГРАДЦАМ, сохранившим наш прекрасный город на Неве.
5 Объект экскурсии
АНИЧКОВ МОСТ
Набережная реки Фонтанки
Здравствуйте! Меня зовут Юлия Маркова, я ученица 8 класса 307 школы Адмиралтейского района. (Можно включить аудио трек разработчиков радиолинейки с голосом Юлии, но лучше, если это будет голос ученика вашей школы).
Сегодня я хочу рассказать Вам об истории строительства Аничкова моста, его знаменитом скульптуре и мужестве ленинградцев во время ВОВ.
Более трехсот лет назад возле Аничкова моста находились городская застава, шлагбаум и караульный дом. Здесь когда-то была окраина города. Через Аничкову заставу приезжие попадали в Санкт-Петербург, платя деньгами или булыжниками, которые шли на строительство города.
Аничков мост – один из самых знаменитых и красивых мостов в мире. От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Мост имеет богатую историю и является объектом культурного наследия России.
Обратимся к истории Аничкова моста. Мост назван в честь военного инженера петровских времён Михаила Аничкова, который занимался строительством объекта.
В 1715 году император Петр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены. В 1721 году переправа была расширена, среднюю часть сделали подъёмной, чтобы по Фонтанке могли ходить суда.
Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. С наступлением николаевской эпохи Аничков мост стал оживленной транспортной магистралью из-за активного движения по Невскому проспекту и требовал расширения – в ноябре 1841 года мост был готов.
В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Петра Клодта, в композиции которых, скульптор показал четыре стадии укрощения коня.
В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.
Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено, и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.
В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.
Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.
В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и русалок. Шли годы, время разрушало переправу, и в начале ХХ века был проведен ремонт - выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом. Внешний облик Аничкова моста стал таким, каким мы видим его сегодня.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда важнейшими задачами городских властей стали обеспечение сохранности и ремонт мостов. Настоящим символом стойкости и мужества ленинградцев стала история, связанная с сохранением уникальных скульптурных групп Аничкова моста, которая проиллюстрирована документами и фотографиями. Четыре конные группы «Укротителей коней» было решено закопать в саду Аничкова дворца, чтобы предохранить их от повреждений. В декабре 1941 года скульптуры покинули свои постаменты, однако в промерзшую землю удалось опустить лишь одну группу, так как «у истощенных людей не хватало сил докопать ямы и опустить в них коней». Остальные скульптуры были зарыты в мае 1942 года.
Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась фугасная бомба весом в 250 кг и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила.
От обстрела серьёзно пострадали постаменты, из них были вырваны большие куски гранита. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.
Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.
Спустя три года, к маю 1945, бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты, что стало настоящим событием для жителей города-героя. «Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, - писала «Ленинградская правда». - Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. «Даже на крышах стояли зрители».
Город и горожане заботятся о состоянии Аничкова моста: в середине 1990-х гг. была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста; 2007-2008 гг.- реконструкция пролётной части моста, на постаменте северо-западной скульптурной группы установлена бронзовая доска «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-44 г.г.».
В 2001–2002 годах скульптуры Клодта еще раз покинули свои постаменты для реставрации к 300-летию нашего города.
Сегодня Аничков мост имеет всемирную известность, охраняется государством, его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга. В любое время года мост ждет Вас, расскажет Вам о памятных событиях и мужестве его защитников, подарит незабываемые впечатления!
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАДИОЛИНЕЙКИ!
Если вы захотите использовать сценарий для классного часа, Урока мужества, беседы или урока истории, можно воспользоваться слайдами презентации.
Все объекты блокады, описанные в сценарии, представлены на слайдах. В конце есть слайды-загадки о двух знаменитых памятниках архитектуры, на которых остались следы от осколков фашистских снарядов.
- В конце можно поставить аудио файл МЕТРОНОМ (постепенно убавляя звук)
(Файл прилагается)
- Можно по окончании радио линейки или аудио экскурсий провести обсуждение по теме «Нравственные ценности человека в нечеловеческих условиях». Здесь можно говорить о роли матери и семьи в предотвращении «расчеловечевания» в условиях драматических испытаний. Здесь поможет файл «Воспоминания В.Д. Маслаковой». Читает КУЗНЕЦОВА ЗЛАТА (гимназия № 526 3 место)» - участник конкурса чтецов «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих»
(Файл прилагается)
- Для организации мероприятий о блокаде Ленинграда, о войне, героизме и испытаниях можно активно использовать любой видео файл участников конкурса чтецов «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих» 2021, 2022 годов со страницы или из альбома группы в ВК «Конкурс чтецов» https://vk.com/chtecov_konkurs
Примечание.
Радиолинейку подготовили члены ДМОО «Тинэйджер плюс», Волонтерского Союза школьников-экскурсоводов «Связные памяти» и сотрудники ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга (Гончарова Г.В, пдо, зав.отделом гражданско-общественного воспитания, Белякова Е.Э. пдо, Долидзе С.Н., пдо). Помощь и поддержку оказала педагог-организатор ГБНОУ СПб ГДТЮТ, рук. Союза «Связные памяти» Клишина Елена Петровна.
Сценарий написан на основе материалов экскурсовода, филолога СПбГУ Валентина Лукина (Подробнее: https://peterburg.center/users/vvipdon) на сайте ПЕТЕРБУРГ ЦЕНТР https://peterburg.center/ln/25-mest-v-sankt-peterburge-sohranivshih-sledy-blokady.html
Список источников:
welcome2018.com
vk.com/topic-308399_31122670
www.etovidel.net
vk.com/club47640456
wikimapia.org
vk.com/club37126776
www.citywalls.ru
piteronline.tv
Wikimedia Commons
Подробнее: https://peterburg.center/ln/25-mest-v-sankt-peterburge-sohranivshih-sledy-blokady.html
gali501@yandex.ru - адрес одного из авторов Гончаровой Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка, посвященная памятным датам – Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения узников нацистского лагеря уничтожения «Освенцима».
Линейка, посвященная памятным датам – Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения узников нацистского лагеря уничтожения «Освенцима»....
Возможности проведения мероприятий, посвященных годовщине полного снятия блокады Ленинграда, посредством школьного радио
Передача лицейского радио, посвященная годовщине полного снятия блокады Ленинграда...
Сценарий школьной тематической линейки, посвященной Дню памяти жертв Беслана.
Мероприятие нацелено на формирование знаний об истинной сущности терроризма, воспитания у учащихся сострадания к жертвам террора и стремления активно противодействовать проявлениям терроризма, а также...
День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник
Развивающее занятие о блокадном Ленинграде.Знакомство с блокадным дневником Тани Савичевой...
Сценарий школьной тематической линейки, посвящённой Дню памяти жертв ДТП
Материал для проведения общешкольной тематической линейки, посвящённой Дню памяти жертв ДТП....
Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста.
Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста....
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...