Великая Северная война
план-конспект урока по истории (8 класс)

 Ефременкова Наталья Петровна

Конспект урока по истории России для 8 класса "Великая Северная война"  технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_severnaya_voyna.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

по теме «Великая Северная война» 

для 8 класс

учителя Ефременковой Н. П.

Цель: Формирование знаний о причинах, ходе, значении Северной войны в истории России.

Задачи:

Обучающая: познакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;

Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.

Воспитательная: воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать понятийный аппарат; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений в Северной войне; составлять представление об основных событиях Северной войны; уметь давать оценку событиям и явлениям; уметь работать с исторической картой.

Личностные: Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать ценности государственности и ее защиты; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные: Уметь анализировать различные источники информации, сопоставлять однотипные явления; уметь работать индивидуально и в группе; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладевать навыками самоконтроля; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник, карта, проектор, ноутбук

Ход урока:

  1. Актуализация пройденного материала. 

Беседа

Какие три основные внешнеполитические задачи стояли в конце XVII века перед Россией? 
– Какую задачу в начале своего правления Петр I пытался решить? 
(Выход в Черное море)
-Что было сделано для её решения? 
(Азовские походы 1695, 1696 гг.)
-Когда и как закончилась эта война?
-Вспомните дальнейшее действие Петра I.
(Великое посольство) Его итоги?

II. Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.  Укажите какие и прокомментируйте.

Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I? (Прямое военное столкновение со Швецией).

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Откройте карту в учебнике на с.30. Как она называется?  («Северная война 1700-1721 гг.») 

Тема нашего урока сегодня: «Великая Северная война 1700-1721».

Беседа

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Используйте слова-помощники: «мы должны…», «мы узнаем..», «мы постараемся…» (Ответы учащихся).

По какому плану мы будем изучать войну?

План:

-Причины войны и её начало.

-Основные сражения войны.

-Результат войны. Заключение мирного договора.

III.Изучение нового материала

После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Вспомните какие? (Ответы учащихся)

1. Причины войны и её начало. (1700)

Работа с текстом параграфа.

Прочитайте п.1 пар.4 

Найдите причины Северной войны и назовите их.

Причины:

-Господство Швеции на Балтике.

-Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.

Как началась война для Северного союза? Подтвердите это фактами из текста учебника.

Работа с картой с.30 Запись хронологии войны.

Где произошло первое сражение русской армии со шведами? Чем закончилось? Почему вы так решили? (под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска). (Ответы учащихся).

1700 г. – сражение под Нарвой, поражение русской армии.

Работа с текстом параграфа.

Прочитайте п.2 и назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.

3. Подумайте, что нужно сделать Петру I, чтобы начать побеждать?

Прочитайте п.3 и найдите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте.

- Замена стрелецких войск регулярной армией.

-Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

-Создание военных заводов на Урале.

-Создание военных учебных заведений.

-Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

-Строительство военно- морского флота.

2. Ход военных действий

Работа с картой. С. 30 Запись хронологии.

Находим города и территории, отвоеванные Петром I.

1702 г. - русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. (переименован в Шлиссельбург («ключ-город»)

1708 г. - сражение у деревни Лесной, разгром шведов.

Сообщение о сражении ученика.

1709 г. – сражение у г. Полтава, победа Петра I.

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам. Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

(Зачитывают 2 ученика)

«Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!» (Карл XII)

«Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!» (Пётр I)

Просмотр фрагмента анимации о ходе Полтавской битвы. Рассказ учителя по ходу просмотра.

Назовите причины победы русской армии в Полтавской битве.

-Военные реформы Пётра I. -Боеспособность и мобильность русской армии.

-Возрос боевой дух армии. -Мужество и героизм солдат.

-Умелое командование.

Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом? (Ответы учащихся)

Работа с картой c.30. Запись хронологии.

1714 год- битва у мыса Гангут, победа русского флота

1720г. – битва у острова Гренгам, победа русского флота

Чтение п. 4 и ответ на вопрос: Почему война так долго затянулась? (Ответы учащихся).

3. Результат войны.

Работа с картой с. 30 (Ответы учащихся).

Где и когда был заключен мирный договор?

-1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией. Что Россия получила по его условиям?

Чтение п. 7 (Ответы учащихся).

Условия мирного договора: Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

IV. Рефлексия

Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

Какая сегодня стояла перед нами цель? Выполнили ли мы ее? (высказывания учащихся).

V. Домашнее задание

Пар. 4, хронология; рассказ о Полтавской битве (по схеме с. 28), сражении у мыса Гангут (с опорой на рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 7 классе на тему: "Великая Северная война"

Материал представлен в виде урока-лекции и предназначен для учащихся 7 класса при изучении внешней политики Петра I....

Положение о проведении Открытого лично-командного первенства по северному многоборью в честь «70-й годовщины Победы в Великой отечественной войне».

Цели и задачи проведения соревнований. Популяризации Северного многоборья среди населения города;Повышение спортивного мастерства, спортсменов занимающихся Северным многоборьем; Содействию м...

Разработка урока истории "Великая Северная война" (8 класс)

История 8 классУМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2016 г.Уровень обучения – базовый.Тема урока «Великая Северная война 1700-1721...

Презентация "Северные олени в Великой Отечественной Войне" из цикла "Животные на войне".

Раскрывается роль северных оленей в Великой Отечественной войне....

«Великая Северная война». Технологическая карта и презентация

Технологическая карта урока «Великая Северная война» по УМК: История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс: учебник / И.Л Андреев,  Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов...

Методическая разработка урока по истории России в 8 классе по теме "Великая Северная война"

Урок предполагает познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне; определить причины, основные ...

Материалы к уроку 8 класс "Великая Северная война"

Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.Тема: § 4. Великая Северная война 1700—1721 гг...