Конспект урока истории в 7 классе на тему: "Великая Северная война"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Материал представлен в виде урока-лекции и предназначен для учащихся 7 класса при изучении внешней политики Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_severnaya_voyna.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
на тему: Великая Северная война
Цели занятия:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о внешнеполитической ситуации в начале XVIII века;
- Воссоздать образы типичных участников событий;
- Воссоздать образы реальных исторических личностей (Петр I, Карл XII, Мазепа);
- Помочь учащимся уяснить причины войны;
- Воссоздать образ военных сражений, помочь представить картины битв (Нарвская битва, битва у дер. Лесная, Полтавская битва, Гангутское морское сражение, битва у о-ва Гренгам);
- Помочь учащимся осмыслить причины поражений и значение войны.
- Развивающие:
продолжить работу по формированию у учащихся следующих умений:
- Умение логически мыслить;
- Умение делать выводы;
- Умение строить предположения;
- Умение высказывать свою точку зрения;
- Умение аргументировать ответ;
- Развитие картографических умений (пространственная локализация, знание легенды карты;
- и т.п.
- Воспитательные:
способствовать формированию у учащихся патриотического воспитания (на основе героизма участников событий); гражданское воспитание (любить и уважать свою страну, гордиться ее достижениями).
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция
Оборудование: мел, доска, конспект, тетради, карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века».
Основные даты:
1700-1721 - Северная война
Ноябрь 1700 - поражение русских под Нарвой
16 мая 1703 - основание Санкт-Петербурга
28 сентября 1708 - сражение у деревни Лесная
27 июня 1709 - Полтавская битва
27 июля 1714 – морское сражение у мыса Гангут
Июль 1720 – сражение у о-ва Гренгам
1721 – Ништадтский мирный договор
Проблемный вопрос: Насколько важным было для России выйти в Балтийское море и возможные пути решения этой проблемы?
Эпиграф к уроку: «Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение»
Отто фон Бисмарк
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Изучение нового материала.
Вступительное слово преподавателя. Сегодня нам предстоит изучить большой и сложный материал, поэтому он будет проведен в виде лекции. Вам необходимо будет составить конспект лекции, который вы все сдадите на проверку в конце урока и получите за него отметки.
Эпиграф к уроку: «Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение»
Отто фон Бисмарк
Вопрос: Как вы понимаете смысл слов Отто фон Бисмарка?
И так, занятие посвящено событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. (Учащиеся записывают тему и план, и далее пишут конспект).
План.
- Причины и начало Северной войны.
- Полтавская битва.
- Войны с Турцией в 1710 году.
- Завершение Северной войны.
- Историческое значение Северной войны и источники победы.
1. Начало Северной войны.
«Более, чем юг, Петра интересовал север: вместо овладения южными морями – Азовским и Черным – решено было добиваться закрепления на побережье Балтийского моря» - так Н.И. Павленко в своей книге «Петр Великий» обозначил внешнеполитические задачи, стоявшие перед Петром в н. XVIII века. В 1699 году Петр начал приготовления к войне со шведами. В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII, в который помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая во главе с саксонским курфюрстом и польским королем Августом II. Август II стремился отобрать у Швеции Лифляндию, а за помощь он обещал России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии). Для вступления в войну России необходимо было заключить мир с Османской империей. 18 августа в Москве царь Петр Алексеевич праздновал турецкий мир и приобретение Азова. А на другой день - 19 августа 1700 года– была объявлена война шведам, которая затянется на 21 год. Поводом начала войны послужило отмщение за обиду, якобы оказанную царю Петру в Риге.
План шведского короля Карла XII заключался в том, чтобы поодиночке разбить противников с помощью ряда быстрых операций. В скором времени после бомбардировки Копенгагена Дания 8 августа 1700 года вышла из войны, ещё до вступления в неё России. Неудачей закончились попытки Августа II захватить Ригу.
22 августа русские войска были двинуты к Нарве, взяв которую Пётр мог угрожать Лифляндии и Эстляндии. Ещё до объявления войны Пётр начал создавать новую армию, так как после роспуска стрельцов никакой пехоты в государстве не было. 17 ноября 1699 года был объявлен набор 25 новых полков. Все войско было разделено на три «генеральства» под командованием Головина, Вейде и Репнина. Общее командование царь поручил Головину. В итоге под Нарву было наряжено 63 520 человек.
Только к концу сентября войско собралось у Нарвы; только в конце октября был открыт огонь по городу. Но в это время обнаружилось, что юный и легкомысленный король Карл XII обладает огромной энергией и военным талантом. Он принудил датчан к миру. Затем направился к Нарве и очень быстро и неожиданно напал на русские войска. В войске шведского короля насчитывалось 8 430 человек. В ночь с 17 на 18 ноября русские узнали, что Карл XII направляется к Нарве. Петр уехал из лагеря, оставив командование принцу де Круа, незнакомому с солдатами и неизвестному им - и восьмитысячная армия Карла XII, усталая и голодная, разбила без всякого труда сорокатысячное войско Петра. Причинами поражения были: слабость артиллерии, недостаточная боевая выучка армии, низкая боеспособность конницы и то обстоятельство, что значительную часть командования составляли иностранные наёмники. Несмотря на героические и умелые действия Преображенского и Семёновского полков, русская армия потеряла всю артиллерию, лишилась боеприпасов и снаряжения, понесла значительные потери. Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли; престиж России и царя в глазах Европы пал настолько, что они стали предметом зубоскальства остряков. Петру не терпелось реабилитировать репутацию своей армии.
Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой.
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»
- Вопрос: Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
- Вопрос: Считал ли он это поражение окончательным?
- Вопрос: Какие выводы были сделаны?
«Нет никакого удовольствия – говорил Карл, – биться с русскими, потому что они бегут не сопротивляясь; если бы Нарва была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хотя одного человека», «мы надолго загнали русского медведя в свою берлогу». На шведской медали, выбитой в то время, был изображен бегущий плачущий Петр.
Вопрос: Как вы считаете, изменяется ли отношение Карла XII к России и каковы будут его дальнейшие действия? (ответы учащихся)
Дав русским тяжелый урок, Карл XII пошел на юг преследовать короля Августа: так как гнаться за неприятелем слабым, оставляя в тылу сильного и решиться с небольшим войском во второй половине ноября идти вглубь России, было бы крайним безрассудством.
С этого момента Петр «преображается». В пограничных местах Новгороде, Пскове, Печорском монастыре кипели работы по их укреплению. Работали все, мужчины и женщины, солдаты и священники. Артиллерия была потеряна под Нарвой. Петр велел со всего государства, со знатных городов от церквей и монастырей собрать часть колоколов на пушки и мортиры. В конце 1701 года было приготовлено более 300 орудий. В это же время приходят добрые вести от фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева: пользуясь превосходством своих сил, он поразил шведского генерала Шлиппенбаха при Эрестфере, потери шведов были втрое больше русских. Первая победа после Нарвы! В июле 1702 года Шереметьев опять нанес сильное поражение Шлиппенбаху при Гуммельсгофе и взял старые русские города Ям и Копорье. Сам Петр осенью 1702 года явился у истоков Невы и взял шведскую крепость Нотенбург, стоявшую на месте старого новгородского Орешка. Возобновив укрепления этой крепости, Петр назвал ее Шлиссельбургом, то есть “ключом - городом” к морю. На весну 1703 года русские спустились к устью Невы, и в мае 1703 года Петр заложил Петропавловскую крепость и под ее стенами основал город Санкт-Петербург - укрепленный выход к морю, которым он сразу же воспользовался. На реке Вирь наспех строились морские суда и в том же 1703 году они уже были спущены на воду. Осенью 1703 года Петр начал работы на острове Котлин для постройки морской крепости Кроншлота (Кронштадта). Эта крепость стала гаванью для нового Балтийского флота. Наконец, в 1704 году были взяты сильные шведские крепости Дерпт (Юрьев) и Нарва. Таким образом, Петр не только приобрел выход к морю в своем “парадизе” Петерберге, но и защитил этот выход с моря (Кроншлот) и с суши (Ям, Копорье, Нарва, Дерпт). Петр предложил Карлу XII заключить мир, но получил отказ.
Карл совершил непоправимую ошибку, допустив Петра до такого успеха, и решил загладить ее лишь после того, как расправился с другим неприятелем - Августом, где в 1707 году вынудил его подписать сепаратный мирный договор. Шведский король добился низложения Августа II и заменил его польским королём Станиславом Лещинским. После этого Карл XII начал роковой для него поход на Россию. В конце 1707 года Карл двинулся на Петра, грозясь свергнуть его с престола. Но Россия была теперь уже без союзников.
2. Полтавская битва.
Петр распорядился не вступать в генеральную битву с неприятелем в польских владениях, а стараться заманить его к своим новым границам, вредя при всяком удобном случае, особенно при переправах через реки. Петр находился в затруднительном положении, так как Карл подолгу останавливался, и было неизвестно, куда он отправится далее. В одно и то же время Петр укреплял Москву и Петербург.
В начале 1708 года Карл XII взял город Гродно и оттуда двинулся по направлению к Москве. На дороге к Днепру шведы победили русских при селе Головчине и в Могилёве овладели переправой через Днепр. Карл шел в Малороссию в расчете на измену гетмана Мазепы, о которой Петр еще не знал. Левенгаупт со своим войском остался позади Карла и должен был его догонять. Но русские войска не дали им соединиться, напав на Левенгаупта на реке Сожь при деревне Лесной. 28 сентября 1708 года Левенгаупт был разбит русской армией под командованием Меншикова. Шведская армия лишилась подкрепления и обоза с военными припасами. Позднее Пётр отмечал годовщину этой битвы как поворотный момент в Северной войне. “Сия у нас победа, - по словам Петра, - может первая назваться понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем: тут первая проба солдатская была”.
Вопрос: Как вы думаете, почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы? (ответы учащихся)
Карл вошел на Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешёл на его сторону, перешли на его сторону и запорожские казаки; но народная масса в Малороссии осталась верна русскому царю. Карл обманулся во всех своих надеждах: после Мазепы и запорожцев он ещё надеялся на Турцию, но турки и татары, как и все соседние народы, отказались принять участие в борьбе за ту или другую сторону. Все как будто притаили дыхание, дожидаясь, чем закончится борьба между Петром и Карлом, чем решится судьба Восточной Европы.
Она решилась под Полтавой. Разгром под Лесной оставил Карла XII без резервов, боеприпасов и позволил русской армии вступить в решающее сражение со шведами в выгодных для нее условиях. К началу декабря 1708 года Петр считал шведскую армию настолько измотанной и ослабленной, что допускал возможность генерального сражения, от которого ранее настойчиво уклонялся. 27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. В распоряжении Петра находилось 42 000 регулярных и 5 000 нерегулярных войск. Кроме того, царь располагал 40-тысячным резервом. В итоге в Полтавской битве могло участвовать не более 28-30 тысяч шведов. Таким образом, численное превосходство было на стороне русских войск. Кроме того, перевес артиллерии тоже был на стороне русских. Командование русскими войсками было поручено Меншикову (конница), Шереметеву (пехота) и Брюсу (артиллерия). Командование составило план битвы и последовательно осуществило его. Оно избрало для сражения пересеченную оврагами лесистую местность и построило здесь укреплённый лагерь на берегу Ворсклы, прикрывающей его тыл. Впервые в военной истории русская армия применила здесь систему полевых укреплений - редутов, блестяще оправдавших себя в ходе боя. Уже к полудню сражение решилось в пользу русских. Шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и более 3 тысяч пленными. Преследуя разбитую и совершенно деморализованную шведскую армию, конница Меньшикова вынудила капитулировать у переправы перевалочная на Днепре ещё 16 тысяч шведов. Переправились через Днепр и бежали в Турцию только Карл XII, Мазепа, несколько сот солдат и казаков-изменщиков.
В результате Полтавской битвы сухопутная шведская армия фактически перестала существовать. Судьба Швеции была решена. До Полтавской битвы Швеции принадлежало главенство на Балтийском море и вообще в Северной Европе. Полтавская битва передала это главенство Москве. В этом состоит её главное значение.
Не менее важные последствия имела полтавская победа и в международных соглашениях. Она вывела Россию на широкую международную арену, заставила все страны Европы считаться с ней. Следствием Полтавы было возобновление союза с Россией в войне со Швецией со стороны Дании и Польши, присоединение к этому союзу Пруссии и Ганновера: новые победы России в 1710 году в Прибалтике.
Полтавская битва и разгром Карла XII не привели к окончанию войны, которая продолжалась ещё 12 лет. Основными причинами этого были вмешательство других стран, а также, то обстоятельство, что Швеция была разгромлена на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому на втором этапе войны центр военных действий переместился на Балтику.
Вопрос: Почему Карл XII не ищет мира с Россией, а стремится к продолжению войны? (ответы учащихся)
- Войны с Турцией в 1710 году.
В преддверье этого в 1710 году в войну вмешалась Турция, не смирившись с потерей Азова, объявив войну России. Войска Петра I, надеявшегося на помощь угнетенных народов Османской империи, двинулись к реке Прут. Обстоятельства, однако, складывались для русских неудачно. Поднять на борьбу балканские народы не удалось, а турки укрепились на Дунае. Войско Петра оказалось окруженным на реке Прут. Благодаря дипломатическому искусству сподвижника Петра I Шафирова удалось подписать мир с Турцией 12 июля 1711 г. Россия отдавала Турции Азов, ликвидировала Таганрог.
4. Завершение Северной войны.
Военно-морской Балтийский флот начал создаваться с 1703 года, но особенно интенсивно его строительство развернулось после Полтавы. В 1713 году содействие флота обеспечило занятие Гельсингфорса (Хельсинки) и Або, оттеснение шведских войск к западным границам Финляндии. В ходе этого русский флот одержал первую блестящую победу над шведским флотом при Гангуте 27 июня 1714 года. В результате этого боя было захвачено 10 кораблей во главе с командующим отрядом адмиралом Эреншельдом. Победа при Гангуте привела к тому, что шведский флот, до этого господствовавший на Балтике, теперь вынужден был перейти к обороне.
Россия, Англия, Ганновер, Голландия и Дания создают “Северный союз”, направленный против Швеции. Но объединённый флот союза не идёт дальше военных демонстраций, так как Англия и Голландия не были заинтересованы в полном поражении Швеции. Это привело к распаду союза и заключению Россией договора о дружбе с Францией, к активным военным действиям России и возобновлению мирных переговоров со Швецией, которая была крайне истощена войной. Однако мирный договор снова не был подписан. Карл XII был убит в случайной стычке, и к власти пришла Шведская королева Ульрика Элеонора, которая возобновила войну, надеясь на помощь Англии. В Балтийском море появился английский флот. Это снова затянуло войну, но не могло изменить её ход.
Разорительные десанты русских в 1720 на шведское побережье подтолкнули Швецию к возобновлению переговоров. 30 августа 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, завершивший 21-летнюю войну. Это был «трактат, заключенный на конгрессе в Ништате уполномоченными министрами: с российской генерал-фельдцейгмейстером графом Брюсом и канцелярии советником Остерманом, а с шведской стороны Лилиенштетом и бароном Штремфельтом – о вечном мире между обоими государствами» - так звучит текст Ништадского договора. Его условия закрепляли переход к России Балтийского побережья от Выборга до Риги. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. Одна из главных задач, стоявших перед страной со времени образования единого государства, была решена. Итоги Северной войны превращали Россию в одну из великих держав Европы, оказывали огромное влияние на развитие промышленности, торговли, укрепление и расширение экономических, политических и культурных связей со странами Запада, позволяли широко использовать полученное в результате Северной войны “окно в Европу”.
Петр был необыкновенно рад миру и шумно праздновал победу в Петербурге, а затем в старой Москве. В Санкт-Петербурге 22 октября 1721 года Петр принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние “великие государства Российского царствия” во “Всероссийскую империю”. За личные заслуги Сенат наименовал Петра “Великим” и “Отцом отечества”.
Итоги Северной войны превращали Россию в одну из великих держав Европы, оказывали огромное влияние на развитие промышленности, торговли, укрепление и расширение экономических, политических и культурных связей со странами Запада, позволяли широко использовать полученное в результате Северной войны “окно в Европу”.
5. Историческое значение Северной войны и источники победы.
- Россия получала выход к морю и первоклассные порты - Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны.
- Появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить ее отставание.
- В хозяйственную и культурную жизнь страны оказались вовлеченными новые земли и население Прибалтики, что также благоприятно сказалось на всем ее развитии.
- Заметно вырос международный авторитет России, ставшей великой державой.
- Победа укрепила самодержавную власть монарха, получившего за нее от Сената титул императора всероссийского.
- Исторически обоснованный характер войны. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.
- Страна, под руководством Петра, поднявшего ее на дыбы, сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе.
- В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.
- Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.
А теперь давайте ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Насколько важным было для России выйти в Балтийское море и возможные пути решения этой проблемы? (выслушать 2-3 ответа учащихся).
- Закрепление
Давайте, опираясь на ваши записи, попробуем восстановить события Северной войны. (Повторение и закрепление пройденного материала).
Вопросы:
- Для чего был создан Северный союз? Каков его состав?
- Каковы были цели России в Северной войне?
- В чем причины неудач России на начальном этапе Северной войны?
- Как ход военных действий влиял на политику Петра I?
- Какие меры предпринимает Петр I для реформирования армии? Чем армия петровского времени отличается от армии предшествующего времени?
- Почему битва у деревни Лесной была названа Петром I «матерью Полтавской баталии»?
- Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны?
- Каковы были итоги Северной войны?
Подведение итогов.
- Домашнее задание – выучить конспект.
Использованная литература.
- Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990
- Павленко Н.И. Петр Первый и его время. – М.: Дрофа, 2004
- Под стягом России: Сборник архивных документов. - М.: Русская книга, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"
Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...
Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"
Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....
Урок мужества 7 класс по теме: Великая Отечественная Война
Урок мужества 7 класс по теме: "Великая Отечественная Война"...
Урок в 9 классе по теме "Великая Отечественная Война"
Родной край в годы Сталинградской битвы....
Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия
Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия"...
презентация к уроку истории 9 класс на тему:"Великая Отечественная война".
Данная презентация позволяет провести повторительно-обобщающий урок на тему:"Великая Отечественная война."...
Презентация по истории 9 класс по теме "Великая Отечественная война"
презентация подготовлена для обучающихся 9 класса школ II вида. ...