«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»
учебно-методический материал (история, 8 класс) на тему

Пшеничникова Ирина Геннадьевна

 Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит инструментом изучения  процесса использования педагогических технологий и  приемов  формирования  УУД   у школьников по разделу « История России в I половине XIX века». При разработке данного практико-значимого проекта я использовала различные педагогические технологии, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными при изучении данного раздела курса истории России в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pshenichnikova_i.g._praktiko-znachimyy_proekt.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

Факультет повышения квалификации

 

        Программа: «Использование современных технологий обучения истории в

контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Итоговый практико-значимый проект

по разделу «История РОССИИ  I половина XIX века»

                                       Выполнила: Пшеничникова Ирина Геннадьевна,

                      учитель истории и обществознания,

                       МБОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №1»,

                                 поселок Мисцево, Орехово-Зуевский район

2013


ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.ВВЕДЕНИЕ____________________________________СТР.3-4

2.ОСНОВСНАЯ ЧАСТЬ___________________________ СТР.5-26

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________ СТР.27

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________  СТР.28

         1.ВВЕДЕНИЕ

 Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит инструментом изучения  процесса использования педагогических технологий и  приемов  формирования  УУД   у школьников по разделу « История России в I половине XIX века». При разработке данного практико-значимого проекта я использовала различные педагогические технологии, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными при изучении данного раздела курса истории России в 8 классе.

1.Технология проблемного обучения способствует развитию творческого мышления, способностей. Воспитанию положительной мотивации обучения. Развитию познавательной активности, интеллекта.  Усвоению учениками системы знаний и способов умственной деятельности.  Формированию всесторонне развитой личности.

        2.Технология учебного сотрудничества помогает взаимному обогащению учащихся в группе. Помогает организации совместных действий, ведет к активизации учебно-познавательных процессов, распределению начальных действий и операций. Развивает коммуникацию, общение, без которого невозможны распределение, обмен и взаимопонимание. Способствует обмену способами действия для получения совокупного продукта деятельности. Рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Воспитывает ответственность перед группой за результат, получение удовлетворенности.

3.ИКТ технологии формируют информационную культуру личности и информационного общества. Способствуют успешной социализации учащихся, формируют готовность к работе с современными информационными средствами. Применение данной технологии позволяет использовать ИКТ в изучении учебного материала, привлекать учащихся к созданию слайд - презентаций в рамках обобщающих уроков по изучаемым темам.

УУД

Метапредметные: 

-продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

- продолжить формирование навыков преобразования информации ;

-продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
-развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
-развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
-способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать актуальные решения и нести за них ответственность.
Социально-значимая проблема - развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.
Личностностные: какое значение имеет способность человека принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность?
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

         2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

УРОК №1  «ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»

Тип урока: урок-конференция. Главная задача урока: показать проявление подвига декабристов в деятельности и в творчестве, выяснить, в чем заключается истинный подвиг декабристов (интеграция: история-литература).

Технология: проблемного обучения, ИКТ технологии.

Форма работы: Задания для самостоятельной работы учащихся при подготовке к конференции: сравнение программных  документов декабристов "Конституция" и "Русская правда", биографические данные личностей, анализ лирики декабристов (найти  сходство с программными проектами).

Методические приемы: постановка проблемных вопросов для обсуждения, самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: Материалы для урока: портреты декабристов: К.Ф. Рылеева, В.Ф. Раевского, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, А.А. Бестужева, (можно использовать слайдовую презентацию с портретами) копии документов "Русская правда", "Конституция", сборники стихов поэтов-декабристов.

Проблема конференции: в чем истинный подвиг декабристов? Как это проявляется в их деятельности и творчестве.

Ход конференции:

  1. Эпоха после Отечественной войны 1812 г.
  2. Декабристы.
  3. Программы тайных обществ.
  4. Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.
  5. Литературное творчество декабристов.

Тема конференции представлена в презентации  на доске и в тетрадях.

Учитель ставит проблему, которую нужно разрешить в ходе конференции: Что является истинным подвигом декабристов? Как истинный подвиг проявляется в деятельности и творчестве декабристов?

1) Вступительная беседа.

- Погрузимся в эпоху после Отечественной войны 1812 г.

Чтение фрагмента документа:

А. Бестужев - о России после 1812 года:

   «Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры -  на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности, ученый на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...»

- Какие настроения были в обществе?

 -Чем и почему люди были недовольны?

 -Можно ли эти настроения связать с возникновением тайных обществ?

2) Декабристы.

- Что вы знаете о декабристах? К какому сословию они принадлежали?

- Почему молодые дворяне (декабристы) выступили  против власти, ведь дворянство всегда ее поддерживало?

Подготовленные учащиеся рассказывают о молодых декабристах, дает краткую биографическую справку, опираясь на портретный ряд .

3) Программы тайных обществ. 

Цель: сравнить программные документы декабристов.

- Назовите тайные общества, которые стали возникать после Отечественной войны 1812 года?

-Итак, чего хотели добиться участники тайных обществ, за что они боролись?

Назовите тайные общества декабристов?

- Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом?

- Какие были основные идеи "Конституции" Н.М. Муравьев и "Русской Правды" П.И. Пестеля?

Подготовленный ученик сравнивает проекты Конституций  "Северного" и "Южного" обществ, рассматривает взгляды декабристов по основным проблемам. Учащиеся по ходу сравнения заполняют таблицу.

4) Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.

Учащиеся работают по вопросам:

- Почему именно в это время было организовано восстание?

- Назовите причины поражения?

- Каково значение восстания?

- Какова судьба декабристов?

- Можно ли говорить о подвиге декабристов и в чем он проявился?

Учащиеся делают выводы, опираясь на ранее прослушанный материал.

б) Литературное  творчество декабристов

Задача: выяснить, как в творчестве отразились стремления и идеи декабристов?

Двое учащихся (заранее подготовленные) приводят примеры стихотворений поэтов, которые провозглашают идеи свободы: зачитывают фрагменты стихотворений  и строки-лозунги. Остальные учащиеся записывают их в тетрадь.

Задание для всех (листы со стихотворением на партах)

Александр Иванович Одоевский

     Струн вещих пламенные звуки        

     До слуха нашего дошли,

     К мечам рванулись наши руки,

     И - лишь оковы обрели.

     Но будь покоен, бард! - цепями,

     Своей судьбой гордимся мы,

     И за затворами тюрьмы

     В душе смеемся над царями.

     Наш скорбный труд не пропадет,

     Из искры возгорится пламя,

     И просвещенный наш народ

     Сберется под святое знамя.

     Мечи скуем мы из цепей

     И пламя вновь зажжем свободы!

     Она нагрянет на царей,

     И радостно вздохнут народы!

- Назовите ключевое слово, которое подходит к этому стихотворению?

- Сожалеет ли Одоевский о своей деятельности?

- В чем проявляется смелость поэта-декабриста?

Итак, почему лирику декабристов называют "Мятежной"?

Итог: назовите основные идеи лирики: борьба за свободу, благо для людей, стремление к гражданским правам и свободам

Закрепление:

Творчество декабристов было связано тесно с их политической деятельностью, мы выяснили, какие идеи они несли в общество. Для того времени могли ли эти идеи стать реальностью?  Декабристы всколыхнули передовую часть общества, способствовали тому, что ее усилия оказались направленными на борьбу со злом крепостного права и самодержавием. Можно ли деятельность декабристов назвать подвигом? В чем же истинный подвиг декабристов? Чем мы должны восхищаться?

Учащиеся формулируют свои выводы

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: " В чем проявился истинный подвиг декабристов?" Для написания сочинения желательно дополнить вклад декабристов в науку и искусство.

       

       УРОК №2 «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I»

Тип урока: урок-исследование.

Технология: учебного сотрудничества, ИКТ технологии

Форма работы: групповая. Предварительно учащиеся разделены на группы, выбран лидер группы, эксперт.

 Методические приемы: постановка проблемных вопросов для обсуждения, самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа, самооценка.

 Цели и задачи урока:

- дать общее представление о личности и эпохе Николая 1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;

-формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.

-формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала

Оборудование:

Карта «Российская империя с начала XIX в. до 1861 г.»

Стенд «Выдающиеся личности» (портреты Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, А.Х. Бенкендорфа).

Записи на доске.

Мультимедийная презентация.

Рабочие листы для экспертов в группах. Отрывки из исторических документов.

Образцы формирования групп:

Состав группы

Роли в группе

Материалы, подготовленные группой для защиты

1. Федоренко Юлия

руководитель, оформитель презентации

Компьютерная презентация

2. Киржаков Борис

оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков

3. Федотов Илья

докладчик

Основные понятия:

Теория официальной народности,

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Реформа государственных крестьян

Кодификация, консолидация и учет  нормативных правовых актов

Финансовая реформа

Эмиссия денег

Девальвация рубля

План:

1.Личность Николая 1.

2.Основные направления внутренней политики. Защита-презентация проектов по группам.

-Кодификация российского законодательства

-Финансовая реформа.

3.  Поисковая  работа в группах с источником, схемами по решению:

-Крестьянского вопроса

-Укреплению государственного аппарата. Деятельность III отделения.

-Теории официальной народности.

4. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний по предыдущей теме.

У.: Следующий период, который подлежит изучению, - 1825-1855 гг. Годы правления Николая I.

Запись в тетрадь темы (слайд 1)

-Вспомните, в каких условиях Николай 1 пришел к власти. (Скоропостижная и загадочная  смерть Александра, отречение Константина, восстание декабристов.)

Определение задачи урока: (слайд 2)

Мнение историков относительно правления Николая I расходятся: одни считают его правление «периодом кризиса и реакции», другие – периодом «консервативной модернизации» страны. Какую точку зрения склонны разделить вы?

Личность Николая 1. Погружение в проект

На экране (Слайд 3.) Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

Задание для всех групп. Проанализируйте высказывания о Николае 1 и  какой из этих текстов наиболее полно отвечает вашим представлениям о личности и деятельности российского императора. Составьте словесный портрет императора.

2.Организация деятельности групп. Основные направления внутренней политики Николая I

а) Кодификация российского законодательства

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

Запись в тетради:  Основные направления  внутренней политики Николая I.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику. Ребята 1 группы подготовили информацию о деятельности М.М.Сперанского

На экране – портрет М.М. Сперанского (слайд 4).

Отчет 1 группы: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

Задание для всех групп. На основе материала  учебника заполнить таблицу(слайд5)

План работ по кодификации российского законодательств в 30-е гг.XIX в.

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской Империи в 45 томах, в который вошли все законодательные акты, начиная с «Соборного уложения» 1649 г. и до конца царствования Александра I.

Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах. В него вошли только действующие акты, классифицированные по сферам их действия (государственное устройство, налоги, сословия и т. д.)

Создание нового сводного закона. Не реализовано.

Ответить на вопросы:

1.Что такое кодификация?

2.Была ли она необходима?

3.Кто возглавил работу по кодификации?

4.Дайте оценку кодификации законов.

5.Кодификация законов в николаевскую эпоху могла коренным образом поправить положение? Если да, то, при каких условиях? Если нет, то почему?

Самооценка и оценка группы №1 по пятибалльной системе.

№1группы

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

Рейтинговая оценка

Итоговая оценка

№1

№2

№3

б) Отчет 2 группы. Финансовая реформа

На экране - портрет Канкрина Е.Ф. (Слайд 6).

Запись в тетради: 1843 г. – денежная реформа

У.: К концу царствования Александра I государственный долг России значительно вырос. Развивалась инфляция, в результате которой падала стоимость   бумажных денег. Упорядочение денежного обращения - задача, которую поставило перед собой министерство финансов под управлением Е. Ф. Канкрина. Это был не просто экономист, но именно ученый-экономист.

Задание: заслушать сообщение о Е. Ф. Канкрине и оценить его деятельность на посту министра финансов:

«Из лиц, унаследованных Николаем от прежнего царствования, здесь следует упомянуть об оригинальном и почтенном государственном человеке - о Егоре Францевиче Канкрине, занимавшем при вступлении Николая на престол пост министра финансов. Это  был человек твердый, с определенными принципами; его финансовая система заключалась главным образом в экономии народных средств, и он постоянно оказывал самую резкую оппозицию начинаниям Николая, которые требовали значительных денег, так что Николай впоследствии, когда министром финансов в конце его царствования был статс-секретарь Брок, человек очень бездарный и очень податливый, не раз говорил ему шутя, что приятно иметь такого покладистого министра финансов, как он, Брок: «А то, бывало, - вспоминал  император, - придет ко мне Канкрин в туфлях (он страдал ревматизмом), греет у камина спину и на всякое мое слово говорит: нельзя, ваше величество, никак нельзя...».

К чести императора Николая надо сказать, что он, несмотря на это, держал Канкрина в продолжении целых 17 лет на посту министра финансов, -до тех пор, пока он сам, как ему казалось, не выучился достаточно финансовой науке под руководством того же Канкрина».

 Суть денежной реформы Канкрина сводилась к тому, что основной монетой стал серебряный рубль. Выпущенные затем кредитные билеты можно было обменивать на серебро. Соотношение запасов серебра и количества кредитных билетов строго контролировалось. Реформа Канкрина оживила экономическую деятельность в России.  Была достигнута бездефицитность государственного бюджета. Благодаря хорошему состоянию государственных финансов удавалось вести долгую изнурительную войну на Кавказе.

Организуется обсуждение, как финансовая реформа повлияла на экономическое развитие страны (произошла стабилизация финансовой системы).

Самооценка и оценка группы №2 по пятибалльной системе.

в)  Поисковая работа внутри групп. Крестьянский вопрос.

У.: Крестьянский вопрос стал в XIX в. одним из ключевых. Все российские государи, начиная с Павла I, пытались так или иначе ответить на него.

-Вспомните, какие шаги были сделаны Александром I в области крестьянского вопроса? (указы 1801 и 1803 гг., отмену в 1816 – 1819 гг. крепостного права в Прибалтике)

У.: Со временем и Николай I пришел к убеждению о пагубности крепостной системы: она грозит бунтами и задерживает развитие производительных сил страны. Однако Николай I в силу своих представлений был еще далек от кардинального, решительного изменения. Предполагалось решить крестьянский вопрос постепенно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении стала:

Запись в тетради: 1837-1841 гг. - реформа управления государственной деревней (слайд7).

Задание. Работа с источником

Указ об обязанных крестьянах 1842 г.

«В статьях… Свода Законов… установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкой им в собственность помещичьих земель за определенные, по взаимному условию, вознаграждение. Мы признали за благо… предоставить тем из помещиков, которые сами того пожелают, заключать с крестьянами своими договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь последствиями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности …на следующих правилах:

Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другой работой. Крестьяне принимают название обязанных крестьян… Помещики имеют высшее наблюдение за сельскою полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров…»

Ответить на вопросы:

1.Каковы основные положения документа?

2.Сравните этот указ с указом о вольных хлебопашцах. В чем сходство и отличие их положений?

3.Какой из указов давал больше свободы крестьянам?

4.Мог ли Николай предпринять более решительные шаги в решении крестьянского вопроса?

г) Укрепление государственного аппарата. Деятельность III отделения.

На экране (слайд №8.)

Задание. Ученики заполняют схему на основе объяснения учителем материала.

  1. Структура собственной Его Императорского Величества канцелярии

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

I отд.

II отд.

III отд.

IV отд.

V отд.

VI отд.

Готовило бумаги для докладов императору

Создано в 1826 г. для кодификации законодательства

Создано в 1826 г. Орган высше политической полиции

Создано в 1828 г. для руководства женскими училищами и благотворительными заведениями

Создано в 1836 г. для проведения реформы государственных крестьян

Создано в 1842 г. по вопросам управления Закавказьем

Отдельный корпус жандармов

По окончании выполнения работы организуется проверка и беседа по вопросам (слайд №9).

Вопросы:

1.Какое место занимала Собственная Его Императорского Величества канцелярия в системе государственного управления?

2.Почему увеличение числа отделений канцелярии способствовало усилению централизации власти?

У.: Итак, при Николае I усиливается бюрократизация управления страной, централизация управления. Особое значение приобретает III отделение, предназначенное для политического сыска. В его распоряжении находился особый корпус жандармов, шефом которого стал личный друг Николая I – А.Х. Бекендорф.

Задание. Прочтите воспоминания А.Х. Бекендорфа и ответьте на вопросы.  

«Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая покровительствовала бы утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, внесли в Россию революционные начала своего отечества и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.  Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Всю империю разделили в сем отношении на семь округов; каждый округ подчинен генералу, и в каждую губернию назначено по одному штабс-офицеру; дальнейшее же развитие и образование нового установления было определено времени и указаниям опыта. Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая в лице тайных агентов должна была помогать и способствовать действиям жандармов…

Из воспоминаний А.Х.Бенкендорфа

Ответить на вопросы:

1.В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции?

2.Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»?

д) Теория официальной народности.

У.: Дабы вытеснить вредные, сточки зрения правительства идеи и заполнить идеологический вакуум, была создана теория «официальной народности». Автор – граф С.С. Уваров, министр народного просвещения (слайд № 10-11).

Задание. Прочтите текст учебника с. 315-316 и заполните схему.

  1. Теория официальной народности

Теория официальной народности

(автор — граф С.С. Уваров, министр народного просвещения)

Самодержавие

Православие

Народность

Единственно возможная для России форма правления

Глубокая религиозность русского народа

Духовная связь народа с монархом

        Ответить на вопросы:

1.Объясните содержание ее составных частей?

2.В чем вы видите слабые места «теории»?

3.У А.И. Герцена есть объяснение причин, по которым Николай I поддержал идеологию православия, самодержавия и народности: «Для того, чтобы отрезаться от Европы, от просвещения, от революции, пугавшей его с 14 декабря...»

У.: Порочность этой теории состояла в том, что она навязывалась сверху как абсолютно верная и единственно возможная в России. Она пропагандировалась в правительственной печати и университетах.

Эксперты в группах отчитываются о проделанной работе. Оценка работы группы по поиску(слайд13-14).

Закрепление.

1. Каких прогрессивные черты были осуществлены в правление Николая1?

2. Какие государственные деятели осуществляли данные реформы ?

3.Какие реакционные мероприятия проведены в правление Николая I? 

Рефлексия.

У.: Давайте обратимся к вопросу, поставленному  в начале урока (слайд № 10)

-Мнение историков относительно правления Николая I расходятся: одни считают его правление «периодом кризиса и реакции», другие – периодом «консервативной модернизации» страны. Какую точку зрения склонны разделить вы?

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.§10, сочинение от лица Николая I «Как я пытался укрепить империю» (1-2 страницы); Подготовить рассказ о прогрессивных и реакционных мероприятиях внутренней политики Николая I, пользуясь текстом параграфа 10 и конспектом.

УРОК №3«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I»

Тип урока:  комбинированный урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения 

Технология: проблемного обучения

Форма работы : постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск,самооценка.

        поиск

-Изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX века; выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны 

- Способствовать развитию умений выделять главную мысль в исторической литературе, устанавливать причинно-следственную связь.

- Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют  умению работать в группе с текстом, с картами и иллюстративным материалом.    

- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому своего Отечества.

План урока:

I.   Проверка  домашнего задания

II.  События в Европе и внешняя политика Николая I;

III. Польское восстание 1830-1831 гг.

 IV.Война с Турцией.

V.  Война с Ираном.

VI. Закрепление материала.

Основные понятия и даты: русско-турецкая война (1828-1829); Адриано-польский мирный договор - 1829 г.; навигация; контрибуция; Лондонская конвенция 1841 г.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, авторская презентация ученика с анимацией, Портрет Николая I, карта «Внешняя политика России в первой половине XIX в», атласы « Россия XIX в.», хрестоматии.

         Ход урока  

   I. Проверка домашнего задания

-    В чем Николай I видел основную задачу своего царствования? Какими методами он пытался достигнуть этого? (Сохранение и укрепление существующего строя.  Строгая централизация управления, борьба с инакомыслием, контроль над общественной, экономического политической и культурной жизнью страны. Стремление лично контролировать всех.)

-    В чем проявилось подобное стремление Николая I? (При Николае ' большое значение приобретает Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.)

-    Назовите мероприятия, которые свидетельствуют о том, что Николай I стремился исправить недостатки существующей системы, решить наиболее острые проблемы государства. (Кодификация законов, реформа государственной деревни П. Д. Киселева, финансовая реформа Канкрина.)

-    Оцените значение преобразований Николая I. Было ли этого достаточно для исправления недостатков существующей системы и предотвращения кризиса? (Вероятно, нет. Кодификация не внесла каких-либо существенных изменений в политическую систему, реформа государственной деревни, хотя и улучшила положение государственных крестьян, смягчила проблему малоземелья, в то же время усилила податной гнет, вызвала массовые выступления крестьян. Отменить крепостное право Николай I не решался, считая это опасным, хотя и признавал его злом очевидным.)

-Как проходила кодификация законов Российской империи? Кто ее возглавил?

-Какие меры свидетельствуют о стремлении Николая I установить жесткий контроль над всеми сторонами общественной жизни страны? (Создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, издание «Устава о цензуре».)

(Политический сыск, контроль за умонастроениями. А. X. Бенкендорф).

-Какова была главная задача цензоров- Какие задачи возлагались на III отделение? Кто его возглавлял? ?

-Что такое промышленный переворот? Когда он начинается в России?

-Как связаны между собой промышленный переворот и отмена крепостного права?

(В условиях крепостного права на фабриках работали крестьяне-отходники, пришедшие  требованию помещика.  Таким образом, рабочие на фабриках постоянно менялись, учить их было не выгодно. Поэтому для завершения промышленного переворота была необходима отмена крепостного права, которая бы создала  постоянный контингент рабочих)        

II События в Европе и внешняя политика Николая I

Что такое внешняя политика? (Отношения с другими государствами.)

Запись на доске и в тетради: 

Внешняя политика России:

а) Европейское направление;                            

б) Ближневосточное направление

Беседа с учащимися по вопросам

- Какие события происходили в Европе в 1830-1840-е гг.?

 (В 1830-1840-е гг. Европу сотрясала череда революций. 1830 г. - французская революция). Бельгийская буржуазная революция; 1831 г. - революционные волнения в итальянских  государствах и Папской области против Австрии; 1848 г. - французская революция, Венгерская революция 

против национального гнета Австрии; революция в Вене против власти Габсбургов; революционные события в Италии, Дунайских княжествах.)

-    Подумайте, какой была реакция Николая I на революционные события в Европе?

Учитель должен дополнить ответы учеников: Основной идеей внешней, как и внутренней политики Николая I, была идея о необходимости борьбы с «революционной заразой». Постоянные попытки Николая I организовал интервенцию на охваченные революционными событиями территории.  Известны слова Николая, с которыми он обратился к офицерам после сообщения о начале революции 1848 г. во Франции: «Господа, седлайте коней, во Франции - республика!»

Однако внутренние события (восстание в Польше 1830 г.) и отсутствие союзников не позволяли Николаю I всегда использовать войска для подавления революций в Западной Европе. Хотя в 1848 г. 140-тысячная армия под командованием генерала-фельдмаршала Паскевича успешно подавила восстание в Венгрии.

III. Польское восстание 1830-1831 гг.

-    Вспомните, какова была политика российских властей по отношению к Польше? (После победы коалиционных сил над Наполеоном большая часть польских земель  оказалась в составе Российской империи. Политика Александра I по отношению к Польше была достаточно либеральной; в 1815 г. в составе Российской империи было образовано автономное Царство Польское, главой которого являлся российский император. В отличие от остальной территории России Царство Польское имело конституцию, законосовещательный орган - Однако, в отличие от Александра I, поляки считали эти нововведения лишь началом, полного освобождения их страны из-под российской власти.)

В Польше, как и в России, в 20-е гг. активно действовали тайные общества, которые, наряду с демократическими преобразованиями, главной своей целью видели в освобождении страны. На ход событий в Польше п влияли революционные события во Франции, а затем в Нидерландах в 1830 г.

Запись на доске и в тетради:

ноябрь 1830-1831 гг. - восстание в Польше.

В январе 1831 г. собравшийся в Варшаве польский Сейм объявил о  лишении Николая I польской короны и независимости Полыни. Поначалу поляки сумели нанести ряд поражений рассеянным русским отрядам. Одна затем большая российская армия вступила в Польшу и осенью 1831 г. пос. ожесточенного штурма пала столица - Варшава. Восстание было подавлено, польский сейм упразднен, польская армия распушена, закрыт Варшавский университет. Конституция 1815 г. была заменена значительно менее либеральной.

-    Как, но вашему мнению, отреагировало на восстание российское

 общественное мнение? (Негативно по нескольким причинам. Во-первых,

на этом этапе общество еще надеялось на преобразовательную политику Николая I. Во-вторых, в обществе еще не забылось активное

участие польских отрядов в войне с Россией на стороне Наполеона.)

Вспомните стих Пушкина «Клеветникам России», обращенный к запад-

ному общественному мнению, сочувственно относившемуся к восставшим

полякам:

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

 Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою.

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

 Вопрос, которого не разрешите вы...

I V. Война с Турцией

-Вспомните, что такое «восточный вопрос»? Когда он возникает во внешней политики России?

-  Какие события связаны с попытками его разрешения?

Восточный вопрос - взаимоотношения с Турцией. Для России было

важно обеспечивать безопасность черноморского побережья и благоприятный режим черноморских проливов - Босфора и Дарданелл - для свободного прохождения через них российских торговых судов. Кроме того, важно было не допустить возможности их открытия для военных судов западных держав.

Работа с картой «Внешняя политика России во второй половине XIX  века»

- Покажите на карте южные границы России, проливы Босфор и Дарданеллы.

Во второй половине 1820-х годов отношения с Турцией обострились. В Османской империи продолжалось греческое восстание.

-  Вспомните, как относилась российская общественность к славянским

народам, покоренным Турцией? (Российское общество всегда сочувственно относилось к положению славянских народов в Турции. Еще во второй половине XVIII в. российский император получил право покровительства славянским народам, находившимся в составе Турции.)

В апреле 1828 г. начинается русско-турецкая война - 1828-1829 гг. I

Работа с учебником

-   Прочитайте о ходе военных действий русско-турецкой войны

-   Назовите основные театры  военных действий.  (Балканы,  Кавказ,

Черное море, на котором действовала военно-морская эскадра.)

-Что напугало европейские державы и заставило их оказать давление на Турцию с целью прекращения войны? (Угроза захвата Константинополя российскими войсками.)

Запись на доске и в тетради:

1829 год - Адрианопольский мирный договор.

По Андрианопольскому договору Россия получила:

а) дельту Дуная;

б)   черноморское побережье Кавказа от Анапы до Поти;

в)   восточную Армению;

г)   свободу торговли и навигации в проливах;

д)   контрибуцию.

Греция получала автономию (1830 г. - Греция провозгласила свою независимость).

Работа с картой

-   Найдите и покажите отошедшие к России территории по Андрианопольскому договору.

России не удалось сохранить выгодный для нее режим в «черном» проливе. В конце 1830-х гг. возрастает влияние Англии на турецкого султана.

Запись на доске и в тетради:                                           

1841 г. - Лондонская конвенция. Судоходство в проливах ставилось

международный контроль, проливы становились закрытыми для военные

кораблей всех европейских держав в мирное время.

-   Подумайте, каково было отрицательное значение Лондонской конвенции для России?

Учитель дополняет ответы учащихся: Для российского военного флота был закрыт выход в Средиземное море, он был заперт в Черном море. Незащищенность южных границ России, т. к. Турция могла открыть проливы для военных судов европейских держав во время войны, что и случилось во время Крымской войны.

V. Война с Ираном

Запись на доске и в тетради:

1826-1828 гг. - Русско-иранская война.

Причины войны: желание Ирана вернуть земли, потерянные в результат войны 1804-1813 гг.

1.Почему Иран начал войну именно в 1826 г.? (Иран хотел воспользоваться внутренними трудностями России, связанными с династическим кризисом 1825 г. и восстанием декабристов.

Запись на доске и в тетради: По договору к России Ереванское и Нахичеванское ханства (в нынешних Армении и Азербайджане). Отныне только Россия имела право держать военный флот на Каспии, Персия обязалась выплатить контрибуцию в размере 20 млн. руб.1828 г. - Туркманчайский мирный договор.

 VI Закрепление материала

-Назовите направления внешней политики России в 1820-е гг.

(Европейское, восточное.)

-Перечислите успехи и неудачи внешнеполитической деятельности России с Польшей, Ираном и Турцией.

 Домашнее задание  §12стр.137-142;работа с документами после §12;сообщения учащихся по Интернету: «Синопская победа российского флота», «Оборона Севастополя», «Бои за Малахов курган», «Подвиг врачей в Крымскую войну (И. И. Пирогов, Дарья Севастопольская)»

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что использование различных педагогических технологий на предложенных в проекте  уроках  истории позволяет мне как учителю:

Технология  проблемного обучения повышает интерес к изучению предмета. Расширяет круг учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах и внеурочной деятельности по предметам. Отмечает улучшение способностей к анализу и рефлексии. Качество знаний – стабильно высокое.  Формирует  устойчивый интерес к обучению и правильной самооценки. Использование данной технологии способствует развитию психических процессов (восприятию, вниманию, памяти, воображению, и др.)

        Благодаря применению технологии учебного сотрудничества обеспечивается:

-активность учебного процесса;

-высокий уровень усвоения содержания учебного материала;

-оказывается мощное стимулирующие действие на развитие ребёнка;

-обеспечивается учёт индивидуальных особенностей учащихся;

-открываются большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

ИКТ технологии помогают учащимся:

       -активизировать познавательную деятельность;

       -повысить объем выполняемой работы на уроке;

       -усовершенствовать контроль знаний;

       -формировать навыки исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества  знания учащихся.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007

4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993

5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998

4.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

5. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность:  Эксперимент,1999.

6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред.    А.А.Леонтьева М.,2006.

7. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.

8. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.

9. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11

10.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

10.Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии реализации ФГОС основного общего образования в условиях МКОУ «Талицкая СОШ № 55»

В статье рассмотрены пути внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс школы....

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...