Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)
методическая разработка по истории (8 класс)
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся интереса к истории своего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka_istorii_rossii_v_8_klasse.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сисюк В.Н., учитель истории, обществознания
СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Курортного района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока истории в 8 классе по теме
«Отечественная война 1812 года».
Урок в 8 классе «Отечественная война 1812 года» посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года, значением для России Бородинского сражения. Данный урок способствует формированию у учащихся чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России.
Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся интереса к истории своего государства. На данном уроке используются ИКТ, карточки с историческими документами, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся работают с историческими картами.
На уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как используется отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Работая с учебником, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстом исторического содержания.
На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс. Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Лучший вариант, если есть возможность, провести данный урок в течение 2 часов. Если такой возможности нет, то можно спланировать урок в зависимости от подготовленности учащихся, темпа урока, отбора материала, наиболее целесообразного с точки зрения учителя для данного класса. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории; показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
Развивающая: формировать информационные компетенции (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, высказывать свою точку зрения, аргументировать эту точку зрения, развивать речь, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за русский народ, чувство сострадания и сочувствия к погибшим; на примере героизма народа и солдат воспитывать самопожертвование, самоотверженность; обратить внимание учащихся на то, что война- это величайшая трагедия и поэтому необходимо отказаться от насилия, проявлять толерантность и понимание друг к другу; прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.
План урока.
Организационное начало.
- Знакомство учащихся с темой и целями урока.
- Задание: Указать верные и неверные утверждения.
- Армия Наполеона называлась «Великая армия».
- Тильзитский мир был заключён в 1807 году.
- 12 июня 1812 года – армия Наполеона переправилась через реку Днепр.
- Главнокомандующим первой русской армии был военный министр М.Б.Барклай де Толли.
- В Белоруссии располагалась армия П.И.Багратиона.
- 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
- Флеши – пешие войны.
- М.И.Кутузов- главнокомандующий русской армии.
- Д. Давыдов; В.Кожина – партизаны Отечественной войны;
- Война окончилась поражением России.
Ребята, а чтобы проверить правильно ли мы ответили на утверждения, мы возвратимся к ним в конце урока.
- Формирование новых знаний
- Формирование умений и навыков
Работа учащихся в группах.
Ответы на вопросы.
- Рефлексия.
- .Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
- Домашнее задание.
Основные даты и термины:
12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны
4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение
8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова
26 августа – Бородинское сражение
2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве
12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем
14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине
25 декабря – окончание Отечественной войны.
Флеши – земляные укрепления, пехота – пешие войны.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с историческими документами.
Форма урока: практическая работа с документами, с элементами технологии развития критического мышления.
Ход урока.
Организационное начало.
Ребята, давайте вспомним, чему равен век? (100лет). А какой год идёт сейчас? (2012г). Давайте вычтем из нашего года 2 века, какой год мы с вами получим? (1812г). Вспомните, какое величайшее событие 1812 года оставило в истории России неизгладимый след? (война).
Учащиеся сами формулируют тему урока: «Отечественная война 1812 года».
Учитель: Отечественная война 1812 года - это один из величайших подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну называют народной, Отечественной. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе. Сегодня мы с вами должны рассмотреть основные события этой войны, определить, значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом.
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина». Своими словами великий русский писатель ставит перед нами задачу узнать: каковы были причины победы русского народа в войне 1812 года?
- патриотизм народа,
- полководческий талант Барклая де Толли, М.И.Кутузова
- зимние холода
- или были иные причины?
Причины тесно связаны с характером войны. Поэтому давайте выясним причины войны, обратившись к историческим документам.
Работа с документами
№ 1. Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем воину в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы. В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г. Наполеон.
«Отечественная война1812г» Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941,стр.14
№ 2. Приказ Александра I по Русской армии
Вильно, 13(25) июня 1812 г. Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог. Александр.
«Внешняя политика России XIX и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178
Учащиеся выявляют причины войны и записывают:
Вывод учителя: да, действительно, война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
Затем учащиеся делятся на группы и работают с текстом учебника и историческими документами.
Работа учащихся в группах.
1 группа Тема: «Наступление французской армии»
1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункты «Смоленское сражение», «Назначение Кутузова главнокомандующим», познакомиться с документом «Из воспоминаний французского офицера»
Дополнительные материалы.
«Здесь приходит конец таким местам, где население за нас; все готовы либо защититься, либо бежать; везде меня встречали неприязненно, с упреками и бранью. Никто ничего не хотел давать; мне приходилось брать самому, насильственно и с риском, меня отпускали с угрозами и проклятьями. Мужики вооружены пиками, многие на конях; бабы готовы к бегству и ругали нас так же, как и мужики (французский офицер Роос)
« 27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р.Вилию, и направился форсированным маршем к северу…» (И.Руа)
2) ответить на вопросы:
- Как русские люди встретили французскую армию на территории нашей страны?
- Почему Барклай-де-Толли не дал генерального сражения под городом Смоленском?
- Что убедило русских людей в том, что « непобедимого» противника можно успешно убить?
- Около какого села М.И. Кутузов решил дать генеральное сражение?
Давайте запишем в тетради основные даты:
4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение
8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова
2 группа Тема: « Бородинское сражение, Тарутинский манёвр»
- прочитать текст в учебнике в § 4 пункт «Бородино», документ «Из заявления М.И.Кутузова. Август 1812 г.»
Дополнительные материалы.
Кто победил в Бородинской битве?
Мнение историков
Документ 1.
«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву» Б.С. Абалихин
Документ 2.
«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» Е.В.Тарле
Документ 3.
«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армию» А.З.Манфред
Документ 4.
«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции» Н.А.Троицкий
Мнение современников
Документ 5.
«Французская армия расшиблась о русскую армию» А.П. Ермолов
Документ 6.
«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» Наполеон
Мнение писателя
Документ 7.
«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленский дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновский Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духа
противника». Л.Н.Толстой
3) Ответьте на вопросы:
- Где происходили самые ожесточённые бои и упорное сражение?
- Почему Наполеон назвал Бородинское сражение самым страшным?
- Как вы понимаете слова: «В этом сражении французы истяжали в себе славу победителей, а русские получили право называться непобедимыми»?
- В чём заключался тарутинский манёвр?
Запишем в тетрадях:
26 августа – Бородинское сражение
2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве
флеши – земляные укрепления, пехота – пешие войны.
Давайте послушаем отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и посмотрим презентацию «Бородинское сражение»
(Ученик)
Вам не видать таких сражений! …
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой! …
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Учитель делает вывод, что военную победу одержали французы, но моральную, впоследствии сыгравшую главную роль в разгроме врага, одержала русская армия
3 группа Тема: «Партизанское движение, герои войны»
1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункт « Партизанское движение»
2) ответить на вопросы:
- Охарактеризуйте поведение крестьян при приближении французов.
- В чём заключался всенародный, Отечественный характер войны?
- Назовите руководителей партизанских отрядов.
Написать в тетрадях определение: партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага.
Укажите в тетради имена партизан и героев войны: Денис Давыдов, Василиса Кожина, Александр Сеславин , Надежда Дурова.
4группа Тема: «Отступление и гибель «Великой армии»
1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункт «Гибель «Великой армии» и познакомиться с документами: документы « Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве», «Из воспоминаний французского офицера», «Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова о переправе французов через Березину».
Дополнительные материалы. Отступление французской армии.
Документ 1. «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались» Французский офицер Бонне.
Документ 2. «Я никогда не буду в состоянии описать тебе положения, в котором мы находимся со времени выступления нашего из Москвы. Мы беспрестанно в тревоге от неприятеля и казаков, сопровождающих нас днем и ночью, среди мертвых и умирающих, без жизненных припасов и в местах, уже за три месяца совершенно разоренных» Французский офицер Балари.
Документ 3. «Провизия, взятая из Москвы, приходила к концу, каждый дрожал над своим провиантом и старался уединиться, чтобы съесть кусок добытого им хлеба. Наши лошади также страдали. Скверная солома, снятая с крыш домов, была их единстве
Французский офицер Лабом.
Документ 4. «К столь многочисленных бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. С каждым днем становиться все холоднее, и в скорее мороз должен соединиться с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, которая была столь прекрасною при переходе через Неман» Французский офицер Франсуа.
Документ 5. «Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего не евших, такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но тем не менее желают боя, чтобы согреться, а может быть, надеются найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии» Французский офицер Ложье.
2) Ответить на вопросы:
- Как вы считаете, почему Наполеон пытался уничтожить национальные святыни России?
- Почему французы в конце войны желали боя?
- Чем окончилась Отечественная война?
Записать в тетради:
12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем
14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине
25 декабря – окончание Отечественной войны.
Задание всему классу: найдите в тексте ошибки.
1. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая – П. И. Багратиона, третья – М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр решил назначить главнокомандующим А.В.Суворова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.
Ребята, давайте вернёмся к нашим утверждениям и проверим правильно ли мы ответили:
- Армия Наполеона называлась «Великая армия» (да)
- Тильзитский мир был заключён в 1807 году (да)
- 12 июня 1812 года – армия Наполеона переправилась через реку Днепр. (нет)
- Главнокомандующим первой русской армии был военный министр М.Б. Барклай де Толли (да)
- В Белоруссии располагалась армия П.И.Багратиона. (да)
- 26 августа 1812 года- Бородинское сражение.(да)
- флеши – пешие войны.(нет)
- М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии.(да)
- Д. Давыдов; В.Кожина – партизаны Отечественной войны;(да)
- Война окончилась поражением России.(нет)
Учитель:
Отечественная война 1812 года закончилась. Давайте обратимся к нашему эпиграфу: Так кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог? Кто сыграл главную роль в победе над врагом? Ответы учащихся.
Ребята, можем ли мы назвать войну 1812 года – трагедией для народа? Почему? Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали войну?
(народная, отечественная, справедливая, освободительная). Ответы учащихся.
Как мы можем избежать военных столкновений?
Рефлексия: На доске изображено поле боя.
У каждого ученика 3 солдатика из бумаги:
- красный – русский солдат,
- зелёный- французский,
- жёлтый- не участвующий не в одной битве солдат.
Учащиеся клеят солдатиков на поле боя: если урок понравился, то там только красные солдаты; если нет – зелёные, если ученику было всё равно, неинтересно на уроке, он клеит жёлтого.
Домашнее задание:
- Написать эссе на тему: « В Отечественной войне 1812 года продемонстрирован великий подвиг русского народа, защищающего свою независимость»
- ответить на вопрос: « Почему сейчас уделяется большое внимание 200-летию победы в войне 1812 года?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"
конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...
Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...
Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...
Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
Методическая разработка по теме " Отечественная война 1812 года"...
Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"
Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....