Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
методическая разработка (история, 8 класс) по теме
Методическая разработка по теме " Отечественная война 1812 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otechestvennaya_voyna_1812_goda.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Недаром помнит вся Россия"
Разработка урока по теме
«Отечественная война 1812 года»
Лобанова Татьяна Васильевна,
учитель истории,
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №6 г. Коряжмы»,
г. Коряжма, Архангельской области
г. Коряжма, 2012 год Тема: Отечественная война 1812 года
Цель: познакомить с ходом и историческим значением Отечественной войны 1812 г.
Задачи урока:
- образовательные:
сформулировать представление о причинах, характере, ходе Отечественной войны 1812г., героической борьбе российского народа, выяснить, в чем заключается народный характер войны;
- развивающие:
развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал;
- воспитательные:
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Тип урока: изучения нового материла.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: карта «Отечественная война1812года», портреты «Героев Отечественной войны» художника Ю. Иванова, репродукция картин, посвященных этой теме, мультимедиа.
1 этап урока: Создание проблемной ситуации
Учитель предлагает классу прочитать несколько отрывков из документов:
«Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют». (Из Манифеста Александра 1)
«При приближении нескольких казаков или просто крестьян с палками, выходивших на дорогу, всех охватывала паника: даже имеющие оружие бросали его, что бы проворнее бежать, а захваченные в плени не думали обороняться – сотня гренадёр дала бы захватить себя и увести этим мужикам». (Из воспоминаний участников войны 1812 года)
«Через 2 недели, - предупреждали французов, - от русских морозов у вас вывалятся ногти из пальцев, которые не в состоянии будут держать оружие!». «На дороге их (погибших французов) можно было различать только по кучкам снега, горочкам, как на кладбище, покрывавшего тела, устилавшие путь». (Из воспоминаний участников войны 1812 года)
Учитель спрашивает: Что, судя по источникам, позволило России одержать победу над Наполеоном?
2 этап урока: Формирование проблемы
Учитель: Какие у вас возникают отсюда вопросы? Что нам сегодня предстоит выяснить?
Ученики предлагают различные варианты проблемного вопроса о причинах победы.
Проблема: Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?
Эпиграф к теме: Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина», этими словами великого писателя мы ещё раз подчеркнём задачу (проблему) урока: каковы причины победы русского народа?
3 этап урока: Актуализация знаний
Учитель: 1)Что мы уже знаем по этой проблеме? 2)Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Ученики указывают: 1) что знают направления внешней политики России, алгоритм изучения войн и революций, кто такой Наполеон и т.п. 2) Предлагают план
- Причины Отечественной войны 1812года, планы сторон.
- Характер войны, соотношение сил.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии. Бородинское сражение.
- Совет в Филях, оставление Москвы.
- Партизанское движение и народное ополчение. Тарутинский манёвр.
- Отступление и гибель «Великой армии».
- Историческое значение Отечественной войны 1812 года
4 этап урока: Открытие новых знаний
Класс заранее разделился на 2 группы: французов и россиян, ученики выполняли опережающее домашнее задание, одни подбирали информацию с позиции французов, а другие эту же информацию, но с точки зрения россиян. Кроме того, учитель предлагает различные документы, отрывки из справочников, ученики анализируют их содержание и выбирают то, что требуется для выполнения задания.
А) Учитель предлагает выяснить причины, обе группы выполняют задание, используя документы и свои знания, первые называют причины войны для Франции, а другие – для России.
Для Франции | Для России |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); | 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов); |
2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). | 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию; |
3. падение авторитета Александра I. |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
Учитель: Каков повод к войне?
Ученики делают вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее, чем Франция. Наполеон говорил: «Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы».
Б) Что вам известно о соотношении сил? Ученики анализируют цифры из разных источников.
1 группа указывает: Франция | 2 группа: Россия |
600 -678 тыс. человек | 220-420 тыс. человек: 1-я армия – М. Б. Барклай де Толли 2-я армия – П. И. Багратион 3-я армия – А. П. Тормасов. |
В) Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава армий? Ученики вспоминают из изученного ранее материала.
Франция | Россия |
Армия Наполеона лишь на 1/2состояла из французов,1/2 составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
Г) Каков был характер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
Захватническая, грабительская война | Отечественная война- защита независимости своей Родины |
Д) Как была расположена русская армия перед началом войны? Ученики рассказывают и показывают расположение русских войск, называют полководцев, рассматривают портреты.
Е) Какие планы преследовал Наполеон?
1 группа: Франция | 2 группа: Россия |
Всей массой войск вклиниться между русскими армиями, окружая каждую из них; разбить в пограничных генеральных сражениях. Срок компании 1 месяц. Александр 1 становиться таким же зависимым правителем, как и другие в Европе | В случае нападения Наполеона 1 армия отступает к г. Дрисса, даёт сражение.2 армия атакует фланги и тылы французской армии. Не давать генерального сражения пока обе армии не объединяться. |
Ж) Расскажите о вторжении Наполеона.
1 группа, пользуясь картой, рассказывает о вторжении.
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России. Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев - возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце». Работа с картиной. «Переход армии Наполеона через Неман».
Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 3, ч.1):
«С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти… двинулись с запада на восток, к границам России, к которым точно также с 1811-го года стягивались силы России. Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война…
12-го числа рано утром Наполеон вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковысского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки и кричали: «Да здравствует император!», и одни за другим, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного скрывавшего их доселе леса и, расстроясь, по трем мостам переходили на ту сторону».
Учитель спрашивает 2 группу: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
Группа: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать
Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.
Учитель: начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск: позорное бегство или продуманная тактика?
Обе группы высказывают своё мнение и аргументы.
Представитель 1 группы рассказывает о наполеоновском наступлении, Смоленском сражении.
З) Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.
Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли. Работа с документами:
А. Ермолов: «…солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».
И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»
Учитель: Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?
Учитель: Кого они в этом винили и почему?
С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело восторг и в войске и в народе».
Сегюр: «…В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».
Учитель: Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?
Учитель: Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
Сообщение учащегося 2-ой группы « М. И. Кутузов - русский полководец».
И) Бородинское сражение.
Учитель: Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
Отметьте на карте Бородино.
Представитель 1 группы: Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.
Учитель: Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.
Представитель 2 группы рассказывает о ходе Бородинской битвы, группа дополняет, показывают на карте расположение войск, ход битвы.
Учитель задаёт вопросы классу, те, в свою очередь работают с терминами, вспоминают или находят в словаре, записывают их в тетрадь:
- инфантерия; - флеши; - пехота; - кавалерия; - батарея; - редут.
26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
Ученик из 2 группы читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала...
Работа с документами:
И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.
С. Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.
Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».
Учитель: Кто, по вашему мнению, победил в этой битве. 1 группа пытается доказать, что победили французы, 2 – что русские.
Учитель: Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл, и, ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск. Укажите значение Бородинской битвы.
- В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
- Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
- Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
- Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
К) Совет в Филях.
Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях.
Учитель: На совете решался вопрос - оставлять Москву или дать сражение. Кутузов сказал: «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…». Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?
2 сентября русские покинули Москву, Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе. Работа с документами. Почитайте документы, ответьте на вопрос:
- Какой предстала Москва перед французскими войсками?
- В чем была причина недовольства Наполеона?
А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».
Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».
Ц. Ложье: «…Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.
Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».
С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».
Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.
Л) Партизанское движение и ополчение.
Учитель: Кто такие партизаны? Ответы учеников и запись в тетрадь.
Краткие сообщения учащихся 2 группы о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года: Д. Давыдове; А.Фигнер; А. Сеславине.
Учитель: Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение. Что такое ополчение? Ответы учеников и запись в тетрадь.
И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, в которой не только армия, но и весь народ, поднялся на защиту своего отечества.
Работа с документами. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?
Что ещё вы знаете о партизанах? Учащиеся 1 группы, которая готовила информацию с позиции французов, рассказывает о тех «неудобствах», которые имели французы от действий русских партизан.
М) Отступление и гибель «Великой армии».
Учитель: Где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино. 1 группа рассказывает о том, как французу оставили Москву, а 2 группа о Тарутинском манёвре. Отметьте на карте: Тарутино; Малоярославец; Можайск; Тулу; Калугу, Смоленскую дорогу.
Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.
После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.
Ученик 2 группы выразитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Евгений Онегин»:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Учитель: Куда повернул Наполеон?
Представитель 1 группы: 12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили Малоярославец после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
Учитель: Что ждало Наполеона на смоленской дороге?
Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.
Работ с документом. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
-Что осложняло отступление французов?
Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.
Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».
Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.
Отметьте на карте: р. Березину; Отступление французской армии.
Представитель 1 группы рассказывает: В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.
Запись в тетради: 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
5 этап урока: Применение новых знаний
Подведём итог, вернёмся к проблеме: Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?
Ученики указывают причины 1 группа поражения Наполеона; 2 группа - победы русской армии.
Вывод: Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.
6 этап урока: Рефлексия.
- Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?
а) Отечественная война была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;
б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации;
в) это была обычная война двух монархий;
г) французы несли в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, в случае покорения Наполеоном Россия сегодня вошла в число цивилизованных стран мира;
д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более гуманным и прогрессивным путем.
- Сейчас много говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предположения?
а) да, полностью;
б) в принципе, да, но сейчас у страны нет денег;
в) нет, сейчас не время этим всем заниматься;
г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;
д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.
7 этап урока: Домашнее задание.
Параграф прочитать. 1. Приготовьте рассказ о Бородинском сражении с точки зрения русского солдата или французского гвардейца.
2. Ответить письменно на вопросы: - Действительно ли Отечественная война 1812 года была народной? - Каково значение Отечественной войны 1812 года?
Приложение 1
Пояснительная записка
Автор материала: Лобанова Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ№6 г. Коряжмы», г. Коряжма, Архангельская область
Название материала: Методическая разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
Вид ресурса: текстовый документ
Цели: изучению Отечественной войны 1812 г., как исторического наследия России
Задачи материала: 1. сформулировать представление о причинах, характере, ходе Отечественной войны 1812г., героической борьбе российского народа, выяснить, в чем заключается народный характер войны;
2. развивать навыки исследовательской деятельности;
3. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Список использованной литературы:
Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России19 века: 8 кл. М., 2000 г;
Важенин А.Г., Конспекты уроков для учителя истории, 8 кл, История России, 19 век, М., 2001;
Данилов Д.Д. ,Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А., Российская история 19век, М., Баласс, 2004 г;
История России, 5-20 век, Биографический словарь, М., 1997 г;
Керсновский А.А., История русской армии, 4 т, М., 1994 г;
Тарле Е.В.1812 год, М., 1994 г;
Троицкий н.А. Александр 1 и Наполеон, М., 1994г и другие.
Ссылки на Интернет - источники
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
- http://festival.1september.ru/articles/213739/
- http://www.gumanitar.150-schelkovo16.edusite.ru/p20aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"
конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...
Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...
Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...
Разработка урока по истории "отечественная война 1812 года"
Разработка урока по истории для 8 класса "Отечественная война 1812 года" с применением технологии проблемного обучения...
Разработка урока по теме Отечественная война 1812 года
Урок для 8класса с элементами игры...