Работы по выявлению и развитию способностей
учебно-методическое пособие по истории

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей:

В практике использую различные способы выявления способностей, в том числе:

  • формирующее оценивание;
  • опрос;
  • тестирование (в том числе и компьютеризованное);
  • портфолио достижений;
  • мониторинг динамики успеваемости;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • анализ творческих работ (пение, осмысление услышанного, сочинения и т.д.);
  • анализ научного исследовательского проекта;
  • анализ самостоятельной практической работы;
  • анализ представления, постановки пьесы, организации концерта и т.д.;
  • анализ публичного выступления.

Т.к. дети могут обладать различными способностями, способы выявления их одарённости должны охватывать разные направления, особенно показательно портфолио учащегося, где они фиксируют свои достижения, результаты участия в различных конкурсах. Так же большое значение имеют результаты мониторинга успеваемости, метапредметных и личностных результатов, тестирований и опросов, а также уровень творческих и исследовательских работ. Поэтому в своей работе применяю следующие

Приёмы развития способностей:

  • исследовательские проекты;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • творческие индивидуальные и групповые проекты, их публичная защита;
  • написание сочинений, изложений, рефератов;
  • игры "Экзамен", "Исторические угадайки", «Рекламное агентство» (рекламы концертной деятельности), квесты и др.;
  • «Дебаты», «Мозговой штурм», «Синквейн» и др.;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
  • творческие мастерские;

    Кластер графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Пример: при изучении темы «Реформы Петра I» - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение.

Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.

Синквейн

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово

3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию

5 строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием

Пример: урок «История Древнего мира», тема «Библейские сказания», синквейн использован в конце урока:

Библия

Священная, удивительная

Учит, объясняет, наставляет

Читайте Библию

«Новая история 1500 - 1800» 7 класс, тема «Усиление королевской власти в XIV – XVвв. Абсолютизм в Европе»

Синквейн использован на этапе изучения понятия:

Абсолютизм

Безграничный, единоличный

Назначает, решает, изменяет

Личная власть монарха

Власть

Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.

Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.

    Древний мир в 5 классе по теме «В гаванях афинского порта Пирей».  Основные понятия: афинские граждане и неграждане.

    Сегодня демократия предполагает, прежде всего равенство всего народа. Можно ли говорить о равенстве населения в Афинах? Докажите.

Трёхчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.

     Тема «В городе богини Афины» 5 класс. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)

 Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? (заполняем третью колонку)    

Знаю

Хочу знать

Узнал

Афины – самый крупный полис в Аттике

594 г. до н.э. реформы Солона в Афинах – стала закладываться демократия

Почему Афины называли сердцем Греции?        

  1. Скульптура        

статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.

  1. Архитектура города

Храмы - Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей - ионического, дорического, коринфского.

Три главных района города.

Что такое Агора, Акрополь

Ремесло        

Краснофигурные и чернофигурные сосуды

     Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках истории - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.

     Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно – географических (карт, схем) может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников. Умело выстроенная работа с картой превращает учеников в «ученых». Например, при изучении темы «Древняя Греция» урок истории Древнего мира в 5 классе, учащиеся получают задание: используя карту заполнить таблицу «Природно – географ. условия Древней Греции». В итоге в тетрадях появляется запись:

«Природно – географические условия Древней Греции»

Страна

Местоположение

Природные особенности

Древняя Греция

На юге Европы, юг Балканского полуострова

Окружена морями: Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт – хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли

Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые

Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство

Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

     Использую на уроках элементы технологии В.В. Шогана  - элементы интеграции истории с живописью, литературой. Эти элементы позволяют создать эмоциональные образы - символы.

Пример: на уроке в 6 классе при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» использую отрывок из оперы «Александр Невский» А.Прокофьева и отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище».

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

 С учащимися 6 класса был разработан информационный коллективный проект «Рыцарский замок». Учащиеся разделились на 4 группы, каждая получила тему для изучения. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов группы собрали информацию, подготовили выступления по своим темам.

В 5 -6 классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому дается в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

     Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость. Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельностью является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.

Например: урок «Новой истории» в 7 классе при изучении темы: «Повседневная жизнь», урок проходит в форме исследования. Учащиеся — это молодые ученые научно – исследовательской лаборатории, их задача исследовать условия жизни людей различных социальных групп нового времени, сделать сравнительный анализ.

    Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: школьное НОУ, олимпиады, творческие конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

формирование склонностей к запоминанию и и воспроизведению мелодий, развитие музыкальных способностейвоспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей студентов

Большую работу по сохранению памяти о воинах-интернационалистах проводят студенты техникума. На протяжении последних пяти лет мы принимаем активное участие в республиканском конкурсе-конференци...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...