Работы по выявлению и развитию способностей
учебно-методическое пособие по истории
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей:
В практике использую различные способы выявления способностей, в том числе:
- формирующее оценивание;
- опрос;
- тестирование (в том числе и компьютеризованное);
- портфолио достижений;
- мониторинг динамики успеваемости;
- конкурсы;
- олимпиады;
- анализ творческих работ (пение, осмысление услышанного, сочинения и т.д.);
- анализ научного исследовательского проекта;
- анализ самостоятельной практической работы;
- анализ представления, постановки пьесы, организации концерта и т.д.;
- анализ публичного выступления.
Т.к. дети могут обладать различными способностями, способы выявления их одарённости должны охватывать разные направления, особенно показательно портфолио учащегося, где они фиксируют свои достижения, результаты участия в различных конкурсах. Так же большое значение имеют результаты мониторинга успеваемости, метапредметных и личностных результатов, тестирований и опросов, а также уровень творческих и исследовательских работ. Поэтому в своей работе применяю следующие
Приёмы развития способностей:
- исследовательские проекты;
- участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;
- творческие индивидуальные и групповые проекты, их публичная защита;
- написание сочинений, изложений, рефератов;
- игры "Экзамен", "Исторические угадайки", «Рекламное агентство» (рекламы концертной деятельности), квесты и др.;
- «Дебаты», «Мозговой штурм», «Синквейн» и др.;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
- творческие мастерские;
Кластер графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Пример: при изучении темы «Реформы Петра I» - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение.
Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
Синквейн | 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна |
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово | |
3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия | |
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию | |
5 строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием |
Пример: урок «История Древнего мира», тема «Библейские сказания», синквейн использован в конце урока:
Библия | Священная, удивительная Учит, объясняет, наставляет Читайте Библию | |
«Новая история 1500 - 1800» 7 класс, тема «Усиление королевской власти в XIV – XVвв. Абсолютизм в Европе» Синквейн использован на этапе изучения понятия: | ||
Абсолютизм | Безграничный, единоличный Назначает, решает, изменяет Личная власть монарха Власть |
Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.
Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.
Древний мир в 5 классе по теме «В гаванях афинского порта Пирей». Основные понятия: афинские граждане и неграждане.
Сегодня демократия предполагает, прежде всего равенство всего народа. Можно ли говорить о равенстве населения в Афинах? Докажите.
Трёхчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.
Тема «В городе богини Афины» 5 класс. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)
Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? (заполняем третью колонку)
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Афины – самый крупный полис в Аттике 594 г. до н.э. реформы Солона в Афинах – стала закладываться демократия | Почему Афины называли сердцем Греции?
статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.
Храмы - Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей - ионического, дорического, коринфского. | Три главных района города. Что такое Агора, Акрополь Ремесло Краснофигурные и чернофигурные сосуды |
Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках истории - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.
Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно – географических (карт, схем) может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников. Умело выстроенная работа с картой превращает учеников в «ученых». Например, при изучении темы «Древняя Греция» урок истории Древнего мира в 5 классе, учащиеся получают задание: используя карту заполнить таблицу «Природно – географ. условия Древней Греции». В итоге в тетрадях появляется запись:
«Природно – географические условия Древней Греции»
Страна | Местоположение | Природные особенности | |||
Древняя Греция | На юге Европы, юг Балканского полуострова | Окружена морями: Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт – хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли | Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые | Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство | Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту |
Использую на уроках элементы технологии В.В. Шогана - элементы интеграции истории с живописью, литературой. Эти элементы позволяют создать эмоциональные образы - символы.
Пример: на уроке в 6 классе при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» использую отрывок из оперы «Александр Невский» А.Прокофьева и отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище».
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
С учащимися 6 класса был разработан информационный коллективный проект «Рыцарский замок». Учащиеся разделились на 4 группы, каждая получила тему для изучения. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов группы собрали информацию, подготовили выступления по своим темам.
В 5 -6 классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому дается в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость. Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельностью является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.
Например: урок «Новой истории» в 7 классе при изучении темы: «Повседневная жизнь», урок проходит в форме исследования. Учащиеся — это молодые ученые научно – исследовательской лаборатории, их задача исследовать условия жизни людей различных социальных групп нового времени, сделать сравнительный анализ.
Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: школьное НОУ, олимпиады, творческие конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
формирование склонностей к запоминанию и и воспроизведению мелодий, развитие музыкальных способностейвоспитанников...
Работа по выявлению и развитию способностей студентов
Большую работу по сохранению памяти о воинах-интернационалистах проводят студенты техникума. На протяжении последних пяти лет мы принимаем активное участие в республиканском конкурсе-конференци...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...