Педагогические/образовательные технологии
учебно-методическое пособие по истории

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

В своей профессиональной деятельности систематически использую:

  • информационно – коммуникационную технологию
  • технологию развития критического мышления
  • проектную технологию
  • здоровье сберегающую технологию  
  • технологию проблемного обучения
  • игровые технологии
  • технологию продуктивной творческой деятельности
  • технологию интегрированного обучения
  • педагогику сотрудничества. 
  • технологии уровневой дифференциации 
  • групповые технологии. 
  • традиционные технологии.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения” и другие.

Мозговой штурм — это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

  • называя идеи, нельзя повторяться;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.

Задачами мозгового штурма являются:

  • включение в работу всех членов группы;
  • определение уровня знаний и основных интересов участников;
  • активизация творческого потенциала участников.

Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

В паре каждому предоставляется право говорить.. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

            Проблемная ситуация: Создавая проблемную ситуацию, при построении уроков, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например, проблема “лишних”, свободных денег. Эту проблему ставлю при изучении темы “Деньги”. Здесь она звучит так: “Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?”

Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа наилучших вариантов. Дети после обсуждений обычно приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков , нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты ( в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в различные банковские учреждения. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.

Дискуссия – Одна из форм обучения, которая может развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи:

  • обучение участников анализу реальных ситуаций;
  • формирование навыков создания проблемы;
  • развитие умения воздействовать с другими участниками;
  • демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

  • слушать и слышать друг -друга;
  • не перебивать;
  • не оценивать друг друга;
  • не обижать и не обижаться;
  • умолкнуть по знаку;
  • участвовать всем;
  • соблюдать регламент.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории:

  • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
  • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
  • “судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);
  • “аквариум”. Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют.

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

  • обозначение проблемы;
  • побуждение к дискуссии всех участников;
  • сбор различных мнений и аргументов;
  • подведение итога групповой работы;
  • сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;
  • главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

В ходе дискуссии учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, “пропускает” через себя иную точку зрения. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включить во всех этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование формирование эффективного способа поведения участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
  5. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  6. Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

  1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
  2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Ролевую игру можно использовать на различных этапах урока. Это очень ценно на уроках истории. Например, показать небольшие сценки, передать историческую информацию посредством ролевого исполнения.

Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках истории.

1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)

Поэма Гомера “Илиада”. “-Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).

2. “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Например: Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Что получал победитель? и др.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

На уроках истории и обществознания в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.

Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.

Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс воспитания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра “Три предложения”.

-Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

-Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

  • умение брать на себя ответственность при принятии решений,
  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,
  • умение работать с различными видами информации,
  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Информационные технологии необходимы для того, чтобы решать практические задачи: формирование прочных умений и навыков; обогащение заушательского опыта, словарного запаса; овладение особенностями музыкального языка; знанием музыкальных терминов; наконец, формирование обще учебных умений и навыков.

Также при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учеников используется тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся.

Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по истории, например различные электронные пособия. А также электронные компьютерные КИМы, их в настоящее время создано достаточно много по всем предметам. Применение компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение: пока одни ребята (менее успевающие) выполняют задание в рабочей тетради, или учебнике, другие (сильные ученики) работают с различными в интернете, или с электронными ресурсами, решая поставленную учебную задачу (поиск информации). Таким образом, разноуровневое обучение вместе с информационными интернет-ресурсами – мощное средство индивидуализации обучения. Такие программы позволяют учителю решить ряд проблем:

  • Помогают повысить уровень своих знаний,
  • Повысить интерес учащихся к предмету,
  • Повысить успеваемость и качество знаний учащихся,
  • Сэкономить время на опрос учащихся,
  • Дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Благодаря ИКТ ребята активно включаются в творческую работу, создают проекты своих будущих презентаций.

Созданные презентации позволяют объединять разностороннюю информацию: теоретический и демонстрационный материал, практические задания. ИКТ обучения используется мною на уроках при актуализации знаний учащихся по предыдущей теме, объяснении новой темы, закреплении материала. Уроки-презентации насыщены разнообразными материалами, (иллюстрациями, схемами)

Алгоритм работы с ИКТ:

  • постановка учебной задачи (осознать вопрос, выбрать источник информации)
  • поиск информации (умение работать с любыми доступными источниками)
  • обработка информации (умение отделять главное от второстепенного)
  • использование информации
  • передача информации (презентация)

В работе с информацией изучаю комплексное использование различных информационных источников в процессе:

  • слушания наблюдения
  • познавательного общения
  • использования медиа ресурсов

        В активизации данных видов деятельности мне помогают нетрадиционные формы уроков:

интегрированные уроки (основанные на меж предметных связей)

  • уроки в форме соревнований (конкурсы, турниры, кроссворды)
  • уроки-путешествия
  • уроки – суды

Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование Интернет-ресурсов.

Поисковая деятельность.

Как изложить на уроке то, что пока неизвестно учащимся, стало понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с урока, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы? Во время изучения нового на уроке можно предложить задания:

  • оживить материал с помощью иллюстративного ряда;
  • озвучить тему с помощью иллюстраций и видео фрагментов;
  • найти в Интернете материал по теме, определить в каком ключе будет рассмотрена поставленная учителем проблема,

Групповая проектная работа с ресурсами интернета

   При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и   личностно-ориентированным подходом в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве 

Класс делится группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно конкретное задание, являющееся частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс, и четкие инструкции по его выполнению.

 В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее участник, следит за правильностью выполнения задания. Учителем контролируется как успешность выполнения школьниками учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения.

Уроки с применением Интернет-ресурсов лучше всего использовать парами: на первом уроке ученики самостоятельно изучают заданный материал, а на втором – выступают с сообщениями.

Каждой группе выдается «Информационная карта урока», содержащая инструкцию по выполнению работы, вопросы, список иллюстраций, перечень сайтов (причем, количество вопросов должно совпадать с количеством человек в группе).  

Работа в группах, представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Обычное число членов группы 3-6 человек. Перед группами ставятся задачи "промежуточного" характера, т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса. Такими заданиями могут быть:

  • обмен идеями, собственным опытом;
  • выработка правил;
  • обмен сведениями и быстрое обсуждение подчерпнутого из разных источников;
  • решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока;
  • постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуждения;
  • выявление и обсуждение разногласий и расхождений;
  •  проведение "мозговой атаки";
  •  подготовка общей дискуссии;
  • пересмотр и переформулированние целей дискуссии, зашедшей в тупик;
  • выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Наиболее сильные переживания проявляются у школьников во время выступления или ответа перед классом. Нужно использовать такие ситуации на всех этапах учебной деятельности учащихся: при подготовке к ответу; в процессе самого ответа; в ходе совместного обсуждения ответов, их оценивания и нахождения лучших вариантов.

Проектная технология Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути «обучение через делание». Специфика данной формы учебной деятельности состоит в том, что она представляет собой практическую работу, ориентированную на определенный результат, (письменный отчет, статья, доклад, презентация, выставка, и.др.)

1.Подготовительный этап:

Формирование проектной группы

Выбор научных руководителей

Выбор формулирование темы проектной работы.

Формулирование положений гипотезы, цели задачи проекта

Обоснование методов исследования

Разработка структуры исследования

Изучение источников литературы

Формирование проектной группы может осуществляться на основе личных симпатий и интересов учащихся, но главным должно оставаться достижение поставленных целей и задач.

Тема проекта может быть сформулирована в виде вопроса, утверждения, гипотезы и т.д.

2.Этап планирования:

Доработка проекта с учетом актуальности темы

Определение результатов и сроков представления

Формулировка и распределение учебных задач, и определение сроков их решения.

этап – планирования – проходит внутри группы: перечень, программа, календарный план проведения исследования, выбор руководителя, распределение задач и т.д.

3.Организационно-исследовательский этап:

Определение последовательности выполнения проектных работ

Распределение конкретных задач

Сбор и обработка информации

Оформление результатов исследования и подготовка отчетов

На третьем этапе учащиеся непосредственно работают над своим проектом:

Распределение конкретных заданий, сбор, обработка информации (опрос, наблюдение, эксперимент, книги, периодические издания, интернет и т.д) подготовка выводов, оформление результатов, подготовка отчета.

4.Этап представления результатов:

Подготовка презентации результатов

Публичная презентация проектной работы

Анализ работы, проделанной в течении проектного периода

Оценка работы проектной группы

На завершающем этапе ребята защищают свой проект перед классом, анализируют выполненную ими работу, оценивают, представляют отчет.

Система критериев оценки проектов:

Осмысление проблемы проекта

Четкость формулирования цели

Оригинальность идеи и способов решения проблемы

Степень самостоятельности и выполнения различных этапов работы

Практическое использование предметных знаний, умений, навыков

Количество новой информации и степень ее осмысления

Четкость выполнения определенной роли в групповой работе, умение сотрудничать

Уровень творчества в организации презентации результатов проекта

Уровень информированности по данной теме

Объем разработок

Урок-экскурсия по музеям, историческим местам и выставочным залам

Урок-экскурсия по историческим местам. Местам боевой славы России,– одна из нетрадиционных форм урока, организованная с помощью ресурсов сети Интернет, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Класс разбивается на группы – туристические фирмы. В каждой группе есть рекламный агент, менеджер, экскурсовод, фотограф (в зависимости от количества человек в группе, могут быть и другие роли). Группа придумывает название своей туристической фирмы, разрабатывает туристический маршрут, готовит рекламный ролик и экскурсию по выбранному маршруту с использованием виртуальных театров и музеев.

В качестве исходного материала может выступать виртуальная галерея

Примеры: В ходе подготовки к уроку «Православные храмы» следующие сайты:

Православный колокольный звон – «ссылка на сайт».

Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю – «ссылка на сайт»

Интегрированные технологии.

Основу интегрированного обучения на предметах истории в разделе «Культурное пространство» составляет   взаимодействие педагогов разных образовательных областей по определенным темам, направлениям работы, проектам, художественным событиям и др. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и фантазии учащихся, на

формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания из различных источников в решении конкретной задачи (проблемы), воспитание стремления творчески   выражать себя в какой-либо деятельности.

Педагогическими условиями интегрированного обучения являются:

• выход за рамки одного искусства (одного предмета);

• перенос акцента в обучении с восприятия на творческое проявление учащихся в деятельности;

• активные организационные формы учебных занятий;

• связь с ближайшим окружением (природой, особенностями региона, его традициями, культурой, выдающимися людьми);

• взаимодействие базового и дополнительного образования;

• системность во внедрении интегрированного обучения.

    На уроках истории, при изучении культурного пространства наиболее распространена интеграция различных видов искусств, что вполне естественно, так как объектом данного учебного предмета является

Духовная жизнь общества.   Так, вариантом такого занятия может служить подбор произведений   нескольких видов искусства (например, литературы, живописи и музыки) :

Опера М. Мусоргского Борис Годунов, Бетховен «Эгмонт», изучение темы Церковного раскола 17 века можно уделить время картине Сурикова «Боярыня Морозова», большой интерес, а значит помогают увлечься историей такие картины как «Княжна Тараканова», «Иван Грозный» (картины художников и балет Прокофьева и многое другое.

 Проблемная технология.

Данная технология основывается на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными

фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.  Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание

психологической проблемной ситуации — сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создаёт проблемной   ситуации для учеников. Проблемные ситуация могут создаваться на всех этапах процесса

обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, педагог должен так запрограммировать педагогическую проблемную ситуацию, чтобы у школьников   возникла индивидуальная психологическая проблемная ситуация.

Цикл проблемной технологии.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти   способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

— формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или неточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми   данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»).

Здоровьесберегающие технологии: Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

        Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки для релаксации, допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия. При прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Очень важные и необходимые во время уроков физкультминутки; Гимнастика для глаз; Оздоровительные паузы; Благоприятный эмоциональный фон;

 Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на уроке с разной целью: для активизации учебной деятельности в начале урока, - для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц (шеи, плеч. Кистей рук, спины, ног.  – для профилактики нарушений осанки, повышения двигательной активности ан уроке, предупреждения и снятия нервной усталости, улучшения мозгового кровообращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Педагогические образовательные технологии

образовательные технологии...

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...