программа элективного курса «Земля наша Алькеевская»
рабочая программа по истории (9 класс)
Программа элективного курса «Земля наша Алькеевская» ориентирована на изучение истории Алькеевского района Республики Татарстан. Постепенно открывая для себя неведомые доселе страницы истории родного края, культивируя в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_elektivnogo_kursa_zemlya_nasha_alkeevskaya.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по истории
«Земля наша Алькеевская»
для учащихся 9 класса
(17 часов)
Пояснительная записка
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей малой Родины. Изучение истории своего родного края служит развитию личности, его гражданской позиции и нравственности. Человек, не знающий своих корней, не может твердо стоять на земле. Твердость и устойчивость каждому придает чувство единства и родства со всем, что его окружает. В последнее время возрос интерес к истории родного края. В подростковом возрасте в процессе самосознания и самоопределения личности потребность приобщения к истории и культуре особенно велика. Этот интерес повышает мотивацию у обучающихся к активному изучению краеведения.
Программа элективного курса «Земля наша Алькеевская» ориентирована на изучение истории Алькеевского района Республики Татарстан. Постепенно открывая для себя неведомые доселе страницы истории родного края, культивируя в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Наряду с усвоением информации о районе проживания, обучающимся прививается любовь к родному краю, своему району, селу, что способствует воспитанию патриотизма, бережного отношения к людям, к природе, к окружающему их миру, воспитанию ценностной ориентации в условиях современного диалога культур.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала обучающихся через приобщение к многовековой истории родного края, истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы. Программа рассчитана на обучающихся 9 класса, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.
Методологические положения:
1. Метапредметность. В курсе тесно переплетены знания, умения, навыки из учебных дисциплин истории и вспомогательных исторических дисциплин (краеведение, топонимика и другие).
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Практическая деятельность: разработка проектов, исследовательских работ, экскурсии.
Цель курса:
патриотическое и гражданское воспитание через формирование активной гражданской позиции, чувства уважения, гордости, любви к своей малой Родине и содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности.
Задачи курса:
- формировать гражданское и патриотическое мировоззрение, культуру общения, воспитывать чувство гордости, сопричастности и ответственности за историю своего края;
- способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни села и района;
- формировать осознанную необходимость бережного отношения к наследию жителей родного края, уважения к предкам и согражданам;
- обеспечивать усвоение знаний по истории села, исторических личностей, связанных с историей края;
- формировать навыки поиска информации - работы с историческими источниками,
научно-популярной литературой и периодической печатью, и получение знаний об исторических особенностях развития родного края;
- развить потребности к самостоятельному изучению истории родного края.
Краткое описание структуры программы.
Программа элективного курса состоит из трех частей: «Паспорт программы», «Содержание программы и учебно-тематическое планирование», «Условия реализации программы».
«Паспорт программы» содержит сведения о количестве часов курса, формах и методах проведения занятий, формах текущего контроля и формах отчетности по завершению курса, требования к результатам освоения программы.
В части программы «Содержание программы и учебно-тематическое планирование» включен перечень тем занятий, их содержание с указанием времени, отводимого на их выполнение и описание организации работы обучающихся.
«Условия реализации программы» содержит описание продуктивного уровня программы, предполагаемые результаты образовательного процесса по завершению изучения элективного курса, а также список рекомендуемой литературы и средств обучения.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Элективный курс рассчитан на 17 часов и предлагается обучающимся 9 класса.
Форма проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Формы и методы обучения: чтобы процесс воспитания и обучения происходил эффективнее, наряду с традиционными формами проведения занятий, рекомендуется использовать нестандартные формы проведения занятий: беседа с элементами творческо-поисковых заданий, заочное путешествие, экскурсия, обмен мнениями, викторина, конференция, исследование, презентация, круглый стол…
Основные методы работы: поисковый, проблемный, практикум, лекция.
Текущий и итоговый контроль предлагается осуществлять с помощью викторин, коммуникативных ситуаций, защиты исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике. В течение прохождения курса обучающие готовят сообщения, устные выступления, буклеты, проект, темы которого были предложены на вводном занятии.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы (электронные презентации, рефераты, доклады).
По завершению курса обучающие должны:
знать
наиболее яркие моменты из истории села, района;
особенности культуры и культовых сооружений;
о происхождении сел Алькеевского района;
выдающихся деятелей истории района; земляков, внесших весомый вклад в историю Республики Татарстан и историю России.
уметь:
давать характеристику исторической личности в контексте истории;
писать и выступать перед аудиторией с сообщениями, докладом, презентацией;
писать и защищать рефераты;
создавать презентации, проектные работы;
работать с различными историческими источниками;
составлять вопросы для бесед и анкет; отстаивать свою позицию, основанную на собственных знаниях и представлениях; корректировать свою точку зрения с учетом новой информации.
Ожидаемые результаты:
факт осознанного продолжения изучения истории края;
устойчивый интерес к жизни села и района, бережное отношения к наследию жителей родного края, уважение к предкам и согражданам;
толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2.1 Содержание программы.
Тема 1. Введение. Географическая характеристика Алькеевского муниципального района. (1 час)
Цели, задачи, содержание и особенности изучения учебного курса. Территория, природа и особенности географического положения Алькеевского района
Тема 2. Истоки истории Алькеевского муниципального района. (1 час)
Археологическое наследие алькеевской земли. Археологические памятники на территории Алькеевского района
Тема 3 - 4. Заселение территории района в XVI – XVIII вв. (2 часа)
История заселения края. Возникновение сел и деревень на территории Алькеевского района.
Тема 5. Архитектурное наследие Алькеевского района. (1 час)
Спасская церковь в селе Салманы, Церковь Троицы Живоначальной в селе Базарные Матаки, Троицкая Церковь в селе Кошки, Покровская Церковь в Аппаково, деревянная мечеть в селе Старые Ургагары. Купеческие дома.
Тема 6. Купечество нашего края. (1 час).
Соколов Алексей, Спиридонов Михаил, Сергей Михайлович Лисенко, Манякин.
Тема 7. В годы революций и Гражданской войны. (1 час)
От Февраля к Октябрю. Переход власти к партии большевиков. Установление Советской власти в районе. Гражданская война.
Тема 8. Наш край в 20 - 30-е гг. ХХ века. (1 час)
Коллективизация, культурная революция. Массовые репрессии.
Тема 9. Великая Отечественная война. (1 час)
Начало Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза: Афанасьев Кузьма Кириллович, Исхаков Зиннатулла Генатулаевич, Крайнов Степан Матвеевич, Филиппов Гордей Иванович, Шагвалеев Галимзян Нургаязович, Чулков Алексей Петрович. Насыбуллин Хамидулла Натфуллович - полный кавалер Ордена Славы.
Подвиг в тылу.
Тема 10. Алькеевский район в 30 – 90-е годы ХХ века. (1 час)
Образование Алькеевского района. Территориальные изменения. Руководители. Экономическое развитие района.
Тема 11. Развите образования. (1 час)
Открытие школ в районе в XIX веке. Развитие образования в ХХ веке.
Тема 12. История здравоохранения. (1 час)
Базарно-Матаковская ЦРБ, Салмановская больница, Хузангаевская больница. Л.И. Никошин, Н.Е Петухов.
Тема 13. Солдат войны не выбирает. (1 час) Война в Афганистане. Чеченская война. Владимир Бурунов, Ирек Сулейманов, Иван Исаев, Рамиль Шайхутдинов.
Тема 14. Знаменитые земляки. (1 час)
Наби Даули, Педер Хузангай, Шамиль Маннапов, Исламия Махмутова, Мирсаит Сунгатуллин, Бика Рахимова и др..
Тема 15. Современный Алькеевский район. (1 час)
Символы Алькеевского района. Социально-экономическое развитие. Инвесторы.
Тема 16-17. Итоговые занятия. Итоговый контроль. Защита исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике, выбранной в начале изучения курса. (2 часа)
2.2 Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Земля наша Алькеевская»
№ | Темы занятий. | Кол-во часов | Формы проведения занятий | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||
1 | Введение. Географическая характеристика Алькеевского муниципального района. | 1 | Информационная лекция | ||
2 | Истоки истории Алькеевского муниципального района. | 1 | Информационная лекция | ||
3-4 | Заселение территории района в XVI – XVIII вв. | 2 | Рассказ учителя с использованием опережающих заданий | ||
5 | Архитектурное наследие Алькеевского района. | 1 | Исследование Заочная экскурсия Подготовка презентации. | ||
6 | Купечество нашего края. | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
7 | В годы революций и Гражданской войны | 1 | Рассказ учителя с использованием опережающих заданий | ||
8 | Наш край в 20 - 30-е гг. ХХ века. | 1 | Информационная лекция | ||
9 | Великая Отечественная война. | 1 | Урок-конференция | ||
10 | Алькеевский район в 30 – 90-е годы ХХ века. | 1 | Урок-исследование | ||
11 | Развитие образования. | 1 | Экскурсия в музей МКУ «Управление образованием Алькеевского муниципального района РТ» | ||
12 | История здравоохранения. | 1 | Информационная лекция | ||
13 | Солдат войны не выбирает. | 1 | Круглый стол - конференция | ||
14 | Знаменитые земляки. | 1 | Экскурсия в музей П. Хузангая. Рассказ учителя с использованием опережающих заданий. | ||
15 | Современный Алькеевский район. | 1 | Информационная лекция | ||
16-17 | Итоговые занятия. Итоговый контроль. Защита исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике, выбранной в начале изучения курса. | 2 | Защита исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике, выбранной в начале изучения курса. |
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа обучающихся к литературе по краеведению; материалам периодической печати, возможность создания и демонстрации электронных презентаций.
3.1. Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, коммуникативно-диалоговые. Используются поисковые методы обучения; индивидуальная, групповая, самостоятельная формы организации учебной деятельности.
Для обучающихся с целью устойчивой исторической подготовки должны быть организованы встречи с работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам.
Обучающиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), уметь сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные.
Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков; участие в олимпиадах, конкурсах и предметной неделе по истории.
3.2. Результатом образовательного процесса по завершению элективного курса является:
расширение знаний обучающихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности;
формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня, умение применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности;
создание культурной среды: внешняя и внутренняя культура (культура речи, культура общения, изучению других культур).
3.3. Рекомендуемая литература, источники и средства обучения.
- Книга «Колыбель моя» («Әлкием, бәллием…») — автор И. Газиз, Казань, 1996.
- Очерки истории Алькеевского региона. – под ред. А.А. Бурханова. Казань. 2010.
- Книга Памяти – РТ, Казань, ред. «Книга Памяти», 1994.
- Они вернулись с Победой - РТ, Казань, ред. «Книга Памяти», 2007.
- Материалы газеты «Республика Татарстан»
- Материалы газеты «Алькеевские вести».
- Интернет – ресурсы.
Примерные темы для исследований и проектов:
Трудовые династии.
История названий деревень Алькеевского района.
Мастера-умельцы нашего края.
Моя семья в годы войны
Фольклор нашего края
Памятники архитектуры города Алькеевского района.
История улицы( села), на которой я живу
Герои – земляки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...