Внеклассное мероприятие "Битва за Москву".
план-конспект занятия по истории (11 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

Цели и задачи:

 

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;

 

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

 

- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;

 

- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

 

Оборудование:    телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с. Нартан

 

        

                                Учитель:

                                                                                                                               

                                      Кишуева А.В.

Цели и задачи:

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;

- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

Оборудование:    телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.

Ведущий 1 : Цитатой к нашей сегодняшней теме являются слова:

                                                                  Народ, забывший свою историю,                                          
                                                                 умрет – помни о своем народе и
                                                                 о своей истории.
                                                                 Без памяти нет будущего, это – истина.

                                              (Виноградов Станислав)

Ведущий 2:

                   Прошла война, прошла страда,

                   Но боль взывает к людям.

                   Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

     Наша сегодняшняя встреча посвящена одному из очень важных событий в истории нашей страны – трагическому и в тоже время героическому и славному.

    Мы сегодня  расскажем вам  о Дне воинской славы России, который 5 декабря посвящен битве под Москвой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Расскажем о тех далеких годах…  Это было страшное и тяжелое время.

Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ведущий 1: “Запомните: От этого порога

В лавине дыма, крови и невзгод,

Здесь в сорок первом началась дорога

В победоносный Сорок пятый год.”

Ведущий 2: На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков. Фашисты решили стереть Москву с лица земли.

Ведущий 1: Осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчина, женщина или ребенок - не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву.

Чтец:

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

 Ведущий 2: Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…

Ведущий 1: Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.   20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. Так как фашистские самолеты регулярно бомбили город. Как потом подсчитали, из ста самолетов, рвавшихся к Москве, долетали только два или три. Это наши славные зенитчики сбивали их на подлете к городу.

Ученик  : 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.5-6 декабря 1941 года впервые за время войны враг был не только остановлен, но и отброшен от столицы.

(Демонстрация фрагмента документального фильма об обороне Москвы)

 

Чтец:

Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца -

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Идет через море людское,

Идет через все города…

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(Александр Прокофьев)

Ученик . В эти тяжелые для Москвы, для всей России дни, оборону столицы возглавил Георгий Константинович Жуков. В армии говорили: “Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа”.

Ученик . После войны в своей книге Г.К. Жуков писал: “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: “Битва за Москву”. Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!”

Ведущий 1: Враг стоял под Москвой. О характере боев, о стойкости воинов, о потерях врага можно судить по подвигам защитников города. Вот пример:

 Ученик : В течение 16 ноября 1941 года воины, защищавшие наш город, отразили несколько атак гитлеровцев, рвавшихся к Москве по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг воины 1075-го полка 316-й дивизии. Как рассказывал один из участников боя, позиции полка с утра подвергались сильной бомбежке с воздуха, не успел рассеяться дым от разрыва бомб, как в атаку двинулись фашистские автоматчики. Но бойцы отбили ее дружным огнем. Когда противник бросил в бой 20 танков и новую группу автоматчиков, один из защитников сказал: “Не так уж страшно, меньше, чем по танку на человека”. Отважные воины отразили и эту атаку, уничтожив 14 машин. Скоро снова донесся шум моторов. На этот раз атаковали уже 30 танков. Сила была на стороне фашистов. “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” - воскликнул политрук В.Г.Клочков. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков и много солдат, но пройти к Москве ему не удалось.

Чтец:

Особенно прославилась в боях,

Дивизия Панфилова Ивана.

На подступах к Москве

У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.

Четыре долгих часа длился бой.

Враги свои теряли танки.

И политрук Клочков сказал тогда слова,

Которые священны людям, стали:

“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.

Не отступив, не дрогнув, встав стеной,

Разбили воины все восемнадцать танков.

Но бой был страшен и исход кровав.

Погибли славные бойцы почти во всем составе.

Враг не прошел ценой их жизни.

Об этом помним мы всегда.

И слава воинам бессмертна,

И память о панфиловцах – свята.

Ученик  : Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить. В память об этом событии у разъезда Дубосеково построен мемориал.

 Ученик : В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (слова А.А.Суркова, музыка Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.

Музыкальный фон песни.

Мы не дрогнем в бою

За Отчизну свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Остановим,

Отбросим врага!

В атаку стальными рядами,

Мы поступью твердой идем,

Родная столица за нами,

Врагам преградим путь огнем.

Не смять богатырскую силу.

Могуч наш заслон боевой.

Мы выроем немцу могилу

В туманных полях под Москвой.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной,

Опрокинем,

Отбросим врага!

Ведущий 1: За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.

Чтец:

Есть в этой бронзовой медали

Синь затемневших фонарей,

И отраженный в грозной дали

Огонь тяжелых батарей.

И ярость та, что клокотала

В атаках русских штыковых,

Упрямый, чистый звон металла -

Как перестук сердец живых.

Она свидетельствует миру

О нашей доблести в бою…

Солдаты, дети, командиры -

В крови, у смерти на краю, -

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, -

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву!

                           (Павел Шубин)

Ведущий 1 : Во время войны на фронте сражались и женщины. Они были снайперами, разведчицами, связистками, врачами и санитарками.

Чтец:

Пушки грохочут, пули свистят,

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу!

Рану твою я перевяжу!»

Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих от смерти сестричка спасла!

Ведущий 2: С захваченных немцами территорий люди уходили в леса в партизаны. Среди них были и женщины, и молодежь, и дети.

Ученик. Сообщение о Зое Космодемьянской.

Ведущий : Молодежь тоже мужественно боролась с захватчиками. Ученицы десятого класса 201 московской школы в октябре 1941 года добровольно ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но ее схватили гитлеровцы.

Чтец:

Избивали фашисты и мучили,

Выгоняли босой на мороз

Были руки веревками скручены,

Пять часов продолжался допрос.

На лице твоем шрамы и ссадины,

Но молчанье ответом врагу…

Деревянный помост с перекладиной,

Ты босая стоишь на снегу.

Ученик : Один из немецких офицеров, попавший в плен так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего». Утром 29 ноября Зою казнили.

Ученик: Сообщение о Марате Казее.

В партизанском движении участвовали и дети. Двенадцатилетний партизан Марат Казей был разведчиком. В мае 1944 года он, выполняя задание, натолкнулся на засаду врага, но не сдался, а гранатой подорвал себя вместе с фашистами.

Письма с фронта

 “Я служу в части …, которая бьет немцев, не имея никаких потерь… Живем в походном порядке, в автомашине”

“…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные, в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…”

“…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже не сладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе”.

“…Война, Нинуся, кончится нашей победой”.

Чтец:

                       Война

Ты знаешь сынок, что такое война?

Это вовсе не дымное поле сраженья.

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выражение.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок.

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок:

Это – кровью омытые письма мои

Что написаны криво на ложе винтовок

Это в жизни короткой последний рассвет.

Над изрытой землей. И лишь как завершенье.

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

                                                         В.Занадворов

Ведущий 1 : Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит.

Ведущий 2 : 2 мая 1945 года в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена. Народ выстоял! Страна победила!

Видеозапись архивной кинохроники на фоне песни “День Победы”.

Ученик: За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20-  летия победы советского народа в Великой отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Учащиеся исполняют песню “Моя Москва” (Я по свету немало хаживал…).Сл. М. Лисянского и С.Аграняна, муз.И.Дунаевского.

Чтец:

Москва!

Ты шла Пространствами, шагала временами.

И если вражья рать вставала на пути,

Ты сильною рукой вздымала выше знамя,

С которым суждено в бессмертие войти.

Как ни ярился враг, ты с ним отважно билась,

Во век ни перед кем ни простиралась ниц,

Сдаваться никому не думала на милость,

В отличье от иных прославленных столиц.

Ты жгла себя, Москва! Но из огня и пепла,

Как птица древности - из пламени костра,

Ты поднималась вновь, ты возрождалась, крепла…

Я вижу, ты опять прекрасней, чем вчера!

Ведущий 1: В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Ученики читают стихотворение В. Леднева «Вечный  огонь».

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь-

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

Ведущий 2: В декабре 1966 года в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто- то приносит букеты цветов,

И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче- гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

А в вечном  огне- видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

 Ученик: Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев.

Мы здесь с тобой не потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И Имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат!

Ведущий 1: 

  Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков. Сегодня на земле Подмосковья находятся более двух миллионов памятников воинской славы, действуют несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев.

Ведущий 2: 

   Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!

А от нас сейчас зависит память о погибших. Она священна.

Люди! Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 865-летию Москвы " Россия начинается с Москвы "

Сценарий вечера, посвящённого 865-летию Москвы,  содержит фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Асеева, В. Фирстова, М. Луконина и может быть использован как вместе с презентацией, так и ...

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...