Статья "Ислам в административно- политической системе Кабарды во II половине XIX - начале XX века"
статья по истории
В ХIХ в. под властью Российской империи оказались значительные территории на Северном Кавказе, которые были населены мусульманами. Для того чтобы привлечь духовенство на свою сторону, царизм старался не вступать в споры со священнослужителями. Внешне, поддерживая их, они хотели ослабить его влияние в народе и поднять значение местных адатов. Поэтому кавказская администрация большое внимание стало уделять изучению обычного права. Нормы обычного права были положены российскими властями в основу системы военно- народного управления. Это должно было сократить, как предполагалось, применение норм шариата и тем самым уменьшить влияние мусульманского духовенства на местное население. Поэтому принцип « адат против шариата» получил во 2-ой пол. ХIХ в. официальную поддержку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Кишуева А.В.
В ХIХ в. под властью Российской империи оказались значительные территории на Северном Кавказе, которые были населены мусульманами. Для того чтобы привлечь духовенство на свою сторону, царизм старался не вступать в споры со священнослужителями. Внешне, поддерживая их, они хотели ослабить его влияние в народе и поднять значение местных адатов. Поэтому кавказская администрация большое внимание стало уделять изучению обычного права. Нормы обычного права были положены российскими властями в основу системы военно- народного управления. Это должно было сократить, как предполагалось, применение норм шариата и тем самым уменьшить влияние мусульманского духовенства на местное население. Поэтому принцип « адат против шариата» получил во 2-ой пол. ХIХ в. официальную поддержку». (1)
Царизм стремился установить российскую систему управления, которая ограничивала права и привилегии духовенства. Хан - Гирей осуждал военно- феодальные методы колониальной политики царизма. Он подробно описывает устройство духовных правлений, обязанности и права муфтиев, мулл и эфендиев. Сущность его предложений сводилась к требованию предоставления адыгам свободы вероисповедания; разбора гражданских дел на основе обычного права и шариата; предоставления некоторых прав мусульманскому духовенству с тем, чтобы сделать его « несколько просвещенным и воспитанным в чувствах преданности русскому правительству». (2)
В Кабарде и Горских обществах всеми религиозными делами ведали так называемые Народные кадии. Они являлись шариатскими судьями при Нальчикском словесном суде, были экзаменаторами при проверке сельских духовных лиц. Кадии избирались на Съезде доверенных сельских обществ Кабарды и пяти Горских обществ сроком на три года. Одного из них избирали от кабардинского населения, а другого — от балкарского. Являясь членами Окружного суда по штату, они участвовали в заседаниях соответствующих его отделений. Народными кадиями во второй половине ХIХ – нач ХХ в. были: Жемурзо Варитлов 1857- 1859 гг.,(3) Увжуко Жамбиков 1892г.,( 4) Кономат Шогенов 1897г., (5) Ахмед Канкулов 1901-1902гг.,(6)Хаджи – Алихан Шогенов 1912г.(7)
В подчинении окружных кадиев находились сельские эфенди и квартальные муллы, количество которых в 1912 году превышало 200 человек. (8)
Сельские эфенди и квартальные муллы являлись в основном выборными. Эфенди являлись должностными лицами, направляющие религиозную жизнь всего села, а муллы – находились в подчинении эфенди и имели более ограниченную сферу деятельности. « Класс эфендиев на Кавказе есть именно тот, от привлечения которого произойти может польза, если не большая, то не меньшая…- писал шеф жандармов Бенкендорф. ( 9) Представители духовенства заседали в окружных и сельских судах. Сельский эфенди был обязан присутствовать на заседаниях местного суда, вести учет родившихся и умерших, собирать сведения о бракосочетавшихся и разводящихся, контролировать сбор и распределять закят. Если эфенди по состоянию здоровья или по другим причинам не имел возможности присутствовать на заседаниях сельского суда, то его освобождали от этой должности. (10)
Эфенди также приводил к присяге должностных лиц аульного правления. Клятва произносилась на Коране. По архивным данным это проходило так: « Мы нижепоименованные пред Алкораном Всемогущего не имеющего себе равного Великого Бога, клянемся и обещаемся, что при предлежащем выборе нас в должности казначея и кандидата к нему на настоящий 1893 г., для отправления возможности на нас обязанности и других дел, обязуемся по долгу принятой нами присяги, исполнять по чистой своей совести и чести, без пристрастия и корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы, дабы на страшном суде всеобщего воскресения пред самим Всемогущим Богом с чистым лицом возмогли дать ответ в оной. Воллаги, Белляги, Таллаги о Господи миров. Аминь».(11) По сему клятвенному обещанию присягу приняли казначей селения Лафишева Шамиль Асланов и кандидат к нему Ибрагим Хуранов. К присяге приводил эфендий селения Лафишева Адильгери Котханов. (12) Кроме всего этого эфенди скреплял своей подписью общественные приговоры и решения медиаторских судов.(13)
Квартальный мулла должен был содействовать сельскому эфенди в исполнении вышеперечисленных обязанностей. Он также являлся духовным наставником жителей своего квартала. Аульный мулла царской администрацией рассматривался в первую очередь как фискальная должность. « Мулла в тех аулах, где главный старшина неграмотный исполняет при нем обязанность мирзы т. е. прочитывает ему получаемые им бумаги от участкового начальника и других лиц, и пишет лолтаковых, как от него так и по другим делам разбираемым в аульном правлении».(14) Мулла избирался из «людей наиболее преданных правительству, известных своим умом, честностью и справедливостью, а также знанием правил шариата. Он избирался начальником округа и по представлению его утверждался в этой должности начальником отдела.»(15) В квартальной мечети он возглавлял каждодневное исполнение всеми людьми тех ритуалов, которые вытекали из мусульманского вероисповедания. В случае смерти кого-либо из жителей квартала мулла возглавлял исполнение всех религиозных обрядов и ритуалов, связанных с похоронами и поминками умершего.
Мулла одного квартала не имел права вмешиваться в дела жителей других кварталов. Виновный в таком нарушении мулла мог быть подвергнут денежному штрафу в сумме двухсот рублей или удалению из общества сроком на три года. (16) В 1911г. областное правление требовало доносить подробные сведения о всех имеющихся в округе муллах, а именно: « 1)Какое и где именно получил каждый из них духовное или богословское образование; 2) какого именно подданства; 3) не наблюдается ли за ними склонность к мусульманскому движению и религиозно- племенной агитации; 4)благонадежны ли в политическом отношении; ». (17) Такие проверки объяснялись тем, что царское правительство боялось, что мусульманское духовенство, агитируемая Турцией будет распространять среди верующих антирусские настроения.
Мусульманские духовные лица должно были: неуклонно и с особым усердием исполнять возложенные на них положением обязанности; по мере возможности и силы стараться распространять догматы религии между своими единоверцами и поощрять в них чувство уважения к ней; объяснять мусульманам дозволенные и недозволенные шариатом предметы, отправлять совместно с ними пятикратные молитвы, внушать им условия истинной веры: необходимость поста, намаза, поездки в Мекку, закята и проч.; в пятницу и праздничные дни читать проповеди и делать добрые и полезные наставления; направлять народ на путь истины, стараясь вселять в него отвращение от предосудительных поступков в роде убийства, грабежа, воровства и захвата чужих имуществ и склонять его к возведению в каждой деревне мечети и устройству разных богоугодных заведений; избегать действий и слов, могущих иметь дурные последствия и, придерживаясь прямых указаний шариата, вразумлять и отклонять массу населения от доверия лицам, заявляющим себя «боговдохновленными и обладающими сверхъестественными силами».(18 ) Такие личности никогда не были свободны от честолюбивых и эгоистических целей. Благовидные действия их, склоняющиеся лишь к достижению личных целей, причиняют народу вред и убытки. Лица эти не включены в число признанных правительством в положении должностных лиц. Они именуются: «шейхами, софитами, дервишами и зачидами». (19) Все это было формально, потому что практическая реализация предписанных им норм нередко расходилась с официальным регламентом.
Количество мулл в селениях зависело от количества кварталов. Так, например, в 1912 году в сел. Жанхотово кроме сельского эфенди были еще три квартальных муллы, а в Нижне-Кожоковском — четыре. (20) Были случаи, когда один и тот же человек в течение нескольких десятков лет оставался в должности сельского эфенди и квартального муллы. Срок службы сельских эфенди был менее продолжительным, чем квартальных мулл. Это можно объяснить тем, что претендентов на должность сельского эфенди было больше, чем на должность квартальных мулл, потому что она была более престижной и располагала большей властью, и притом в масштабе всего селения. Как показывают архивные документы, между сельскими муллами шла борьба, чтобы занять должность сельского эфенди. Духовные лица утверждались и увольнялись от должности по распоряжению начальника округа. Кроме него никто не имел право увольнять и назначать эфендиев и мулл. Но и бывало такое, что сельские общества не подчинялись властям и сами назначали мулл и эфендиев.
Мусульманское духовенство было освобождено от всяких повинностей и налогов. В их пользу поступала плата за исполнение ритуальных услуг при похоронах и заключении брачных договоров. Помимо этого, каждый из них получал вознаграждение за службу в мечети в виде жалованья. Размер жалованья эфенди и мулл зависел от количества дворов, обслуживаемых ими. Деньги собирали с населения, обычно один рубль с каждого двора. Были случаи, когда недовольные деятельностью сельского эфенди или муллы односельчане отказывались платить причитающуюся с них плату. Подобные конфликты иногда доходили до судебного разбирательства.
Еще в 50-х гг. XIX в. мусульманские духовные лица Кабарды были поставлены под контроль российских военных чиновников и в качестве одного из структурообразующих элементов включены в административную систему Империи на Северном Кавказе.(21)А уже в пореформенный период царизм обязал служителей культа в точности исполнять предписанные им распорядки. Администрация обязывала эфенди и мулл и их прихожан строго соблюдать предписанный регламент. (22) Она периодически собирала Съезды сельских эфенди и квартальных мулл, где устанавливали или вносили изменения в порядок и формы исполнения религиозных обрядов. 21 января 1912 г. администрация обращаясь к старшинам туземных селений, просило предоставить список сельских и квартальных эфендиев с отметкой: кто отправляет должность сельского эфендия и заседает в сельском суде, а также с какого времени отправляет обязанности сельских и квартальных эфендиев и когда именно утверждены. Указать число, месяц, год.(23)
В 1913 г начальник Нальчикского округа сообщал: «в виду того, что в тех селениях где имеется несколько кварталов, весьма часто происходят недоразумения между муллами и нередко бывают случаи различного толкования чисто религиозных вопросов, отчего в глазах темной массы народа падает значение самих мулл, как духовных наставников, а также и значение религии и по причине неурядиц между муллами, страдают также все разрешаемые на местах в селениях мелкие шариатские дела. В особенности муллами не ведутся метрические книги о родившихся, умерших, бракосочетавшихся и состоявшихся разводов между супругами, а если книги эти и ведутся в некоторых селениях, то очень небрежно.»(24) В устранение этих ненормальных явлений, начальник округа предложил Народному Кадию Хаджи Алихану Шогенову созвать некоторых сельских эфендиев и обсудив означенные вопросы, выработать правила для руководства сельских эфендиев и мулл. В 1913 г. на съезде эфендиев Нальчикского округа с участием Народного Кадия Шогенова были выработаны следующие правила:
1) В каждом селении должен быть избран один старший эфендий, которому должны подчиняться все квартальные муллы; при чем все дела разрешаемые по шариату на местах, в каком бы квартале не возникли, должны быть разрешаемы с участием старшего эфендия, который должен присутствовать в заседаниях сельского суда при разрешении возникающих шариатских дел. Метричекие книги о родившихся, умерших, бракосочетавшихся и состоявшихся разводах между супругами по всему селению обязан вести старший эфендий для чего квартальные муллы должны давать своевременно точные сведения о родившихся и состоявшихся разводов в каждом квартале; 2)Закят, т.е. ежегодный благотворительный сбор с урожая хлебов и другого имущества, установленный шариатом, должен быть собираем в каждом квартале особо назначенным лицом под наблюдением квартального муллы. По сбор закята квартальные муллы обязаны дать старшему эфендию точные сведения, как о количестве собранного закята, так и о тех лицах, которые в каждом квартале заслуживают пособия из закята. Закят между лицами имеющими право на получении его, согласно шариату распределяется старшим эфендием при участии квартальных мулл. Остаток от закята должен сохраняться и расходоваться на богоугодные дела с разрешения старшего эфендия; 3)При похоронах и поминках умерших старший эфендий обязан следить за тем, чтобы в этих случаях исполнялись только те обряды, которые предусмотрены шариатом, а не те вредные установившиеся обычаем, вопреки шариата и неимеющие душеспасительного значения. В случаях недоразумений старший эфендий обязан испросить указания Народного Кадия и решение его должно быть обязательно для всех».(25) Одобрив изложенные правила выработанные съездом эфендиев с участием Народного Кадия, зам. начальника округа капитан Петров предлагал старшинам селений принять правила эти к точному и неуклонному исполнению, а также предложить их для неуклонного исполнения сельскими эфендиями и квартальными муллами.(26) Областное правление решало, что к занятию должностей приходских мулл допускаются, в большинстве случаев, лица выдержавшие экзамен лишь у окружного кадия и утверждаются в них местным начальством, и поэтому предписывало на будущее время при избирании лиц на должности приходских мулл строго исполнять требования «ст. 1431-1436 устава духовных дел иностранных исповеданий т.XI. ч.I ». (27) Для этого созывалась комиссия в составе, которой должны находиться Народный Кадий Нальчикского горского суда и временного отделения того же суда, а также 3-6 человек сельских эфендиев. (28) В 1912г. областное правление предписывало начальнику Владикавказского округа: «для проверки знаний мулл приходов III участка вверенного вам округа в знании ими учения магометанской веры, а равно и законов Корана и шариата командировать их в Нальчикский горский суд для означенной цели. О результате с представлением списка лиц, которые выдержат установленный экзамен и будут признаны достойными к занятию должности муллы, а равно и экзаменационного листа на утверждение».(29) А если они успешно сдавали экзамены, то получали письменное свидетельство о том, что они соответствуют тем должностям, на которые они избраны, а потом утверждались начальником Нальчикского округа. Бывало и такое, что на одно место претендовали два человека, из них утверждался тот, кто более успешно выдерживал проверку. Однако при утверждении сельских эфенди и мулл мнение сельского старшины являлось решающим, так как он представлял их после экзаменов на утверждение в Окружном правлении.(30) Отсюда видно, что мусульманское духовенство в Нальчикском округе полностью зависело от администрации. Начальник округа, пользуясь правом утверждения, имел возможность с помощью сельских старшин подбирать на должности эфенди и мулл только угодных ему людей.
Организовывая систему « государственного присмотра» над «мусульманством» С. К. административные круги империи стремились к непосредственному достижению конкретных политических целей, включающих в себя: контроль за действиями лиц, которые могли разжигать в мусульманской среде « враждебный дух неповиновения»; препятствия формированию в среде « мусульманского духовенства» вредной государственным интересам « излишней корпоративности»; недопущение воздействия на кавказских мусульман « чужеземных духовных лиц, особенно против нас настроенных»; постановка имеющий влияние части «мусульманского духовенства» в непосредственную заинтересованность от правительства, объединение его материальных интересов со служением правительству; надзор над мусульманскими учебными заведениями.(31) Очевидно, что подобная целевая направленность административных царских структур не могла не повлиять на формирование « обыденного» религиозного сознания, закрепление вероисповедания на « фольклорном», бытовом уровне.
1.Матвеев В.А. Государственно – политическая централизация и местное самоуправление на северо- кавказских рубежах России до 1917 г.// Российский выбор. 1998. №1 с. 41. 2. Касумов А. Х. К вопросу о взглядах общественно - политических деятелей на роль ислама в истории адыгов XIX – начала XX века // Общественно- политическая мысль адыгов, балкарцев, карачаевцев в XIX- начале XX в. Нальчик, 1976.с. 257. 3. ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 908, л. 8. 4.ЦГА КБР, ф. 6, оп .1, д. 271, л. 48. 5.ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 419, л. 51. 6.ЦГА КБР, ф. 6, оп.1, д. 569, л. 6. 7.ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 841, л .154. 8. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии в конце XVIII - начале XX вв. Нальчик, 1995. с.87 9.Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973. с.38. 10. Калмыков Ж.А. Указ. соч. с. 91 11. ЦГА КБР, ф.6, оп.1, д. 271, л. 59. 12. Там же, л. 59. 13. Битова Е. Г. Модернизующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация// Республика. Вып. 1. 2000. с. 176. 14. ЦГА КБР, ф. 2, оп.1, д. 656, л.12. 15 ЦГА КБР, ф. 6, оп.1, д.271, л.3. 16.Калмыков Ж. А. Указ. соч. с.121 17.Там же. с.88 18. ЦГА КБР, ф.2, оп. 1, д. 1503, л. 2 об. 19.Там же с. 2 об. 20. Калмыков Ж. А. Указ. соч. с. 88 21.Кажаров В. Х Адыгская вотчина. Нальчик , 1993. с.122 22.Прасолов Д.Н. Ислам м служители культа в пореформенной сельской общине в Кабарде.( на кабардинском яз.)// Ошхамахо. 2001. №2. с.94. 23.ЦГА КБР, ф.6, оп. 1, д. 271, л.25. 24.ЦГА КБР, ф.6, оп.1, д. 841, л. 154. 25.Там же, л. 155. 26. Там же, л. 155 27.Там же, л. 22-22об 28. ЦГА КБР, ф. 6, оп.1, д. 854, л.11. 29.Там же, л. 3. 30.Калмыков Ж. А. Указ. соч. с.88 31.Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России ( 1917 г. ) // Ислам в Российской империи. М., 2001 с. 273.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"
Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...
Общественно - политическая жизнь Кубани во второй половине 19 века.
Данная презентация посвящена общественно - политической жизни Кубани во второй половине 19 века.Начиная с 60-х годов XIXв. критически мыслящие представители интеллигенции Кубани и Черноморья постепенн...
Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX века
урок по кубановедению. Цель урока: изучить общественно-политическую жизнь Кубани во второй половине XIX века, общественные движения и социальные эксперименты. В ходе урока изучают деятельн...
Презентация - Торговля в России во второй половине 19 начале 20 веков. 8 - 9 классы.
В этой презентации говорится о купцах , торговле и экономическом развитии в России в к. 19 начале 20 века....
Контрольный тест Страны Европы и США во второй половине 19-начале 20 века. 9 класс
Контрольный тест по Всеобщей истории. Тема "Страны Европы и США во второй половине 19-начале 20 века". 9 класс. 4 глава в 2-х вариантах. Включает вопросы базового (выбор одного ответа) и пов...
Мусульманское просветительство в Кабарде в начале XX века.
В конце ХIХ в. мусульманская система образования получает в Кабарде широкое распространение, а медресе становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего п...
Тесты для 9 класса Латинская Америка во второй половине XIX -начале XX века к учебнику Н.В.Загладина издательство "Русское слово"
Тесты для 9 класса Латинская Америка во второй половине XIX -начале XX века к учебнику Н.В.Загладина издательство "Русское слово" предназначены для проверки домашнего задания...