Мусульманское просветительство в Кабарде в начале XX века.
статья по истории
В конце ХIХ в. мусульманская система образования получает в Кабарде широкое распространение, а медресе становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения. Медресе создавались во всех селениях. Ученики, обучавшиеся в медресе, именовались сохстами. Обучение начиналось с заучивания арабских букв, потом постепенно переходили к изучению священной книги- Корана. Попечителем их был сельский мулла. Мусульманская образованность основной части эфендиев, как правило, ограничивалось элементарными знаниями шариата, мусульманской экзегетики, арабской письменности, необходимыми для выполнения их обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Кишуева А. В.
«….Главная причина, из-за которой пропало большое
адыгское племя,- это непросвещенность. Точно
также его восстановит просвещение, учеба… Если
мы прилежно потрудимся на наш народ, душа к
нему вернется….».
Нури Цагов.
В конце ХIХ в. мусульманская система образования получает в Кабарде широкое распространение, а медресе становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения. Медресе создавались во всех селениях. Ученики, обучавшиеся в медресе, именовались сохстами. Обучение начиналось с заучивания арабских букв, потом постепенно переходили к изучению священной книги- Корана. Попечителем их был сельский мулла. Мусульманская образованность основной части эфендиев, как правило, ограничивалось элементарными знаниями шариата, мусульманской экзегетики, арабской письменности, необходимыми для выполнения их обязанностей.
Однако примерно десятую часть религиозных деятелей составляла группа, прошедшая через престижные исламские университеты- Османский университет в Стамбуле, Каирский аль-Азхар и образовательные центры Дагестана, Казани, Уфы. Именно они оказали наиболее существенное влияние на все слои адыгского общества.
Среди тех, кто получил в те времена мусульманское высшее образование, можно назвать имена таких деятелей адыгской интеллигенции, как Н. Цагов, А. Дымов, И. Купов, И. Тлегуров, Т. Губашиев, А. Хапцев и др.
Благодаря их деятельности просветительское движение поднялось на новую ступень. Именно они, баксанские просветители в начале XX создали азбуку родного языка, открыли новометодное медресе с преподаванием научных дисциплин, основали книжное издательство и газету «Адыгэ макъ».
Успеху Баксанской семинарии содействовали авторитет и состояние Габдул-Гафара Дымова. С его разрешения и благословения его сын Адам, окончивший медресе и Нальчикскую горскую школу, открыл собственную начальную школу с обучением на родном языке. Сам основатель и пока что единственный преподаватель этой школы ходил по селению и упрашивал односельчан отдать ему своих сыновей на обучение: «Все народы мира учатся на родном языке, почему мы должны быть исключением? Дети быстрее и лучше поймут и Коран, и арабский язык, если обучать их на понятном языке — ведь пока посредством зубрежки одолеют чуждый им арабский, уходит драгоценное время, что отпущено для умственного развития».[1] Как отмечает З. М. Налоев, «это было пугающе ново, люди плохо понимали, как можно вместо языка Аллаха учить детей мусульман Корану на «домашнем кабардинском языке, на котором обсуждают крестьянские дела и ругаются пастухи». [2]
Религиозное просвещение в Кабарде приобретает новое качество с возвращением из Турции Нури Цагова, который совместно с Адамом Дымовым возглавил религиозно-просветительское движение.
В Баксане тех лет, наряду с дымовским медресе, существовало и медресе-али (которое по назначению и структуре могло быть названо «учительской семинарией»), функционировавшее под руководством и на средства попечительского совета.
- [ Налоев З. М. Адаб баксанского культурного движения. -Нальчик, 1991.-с.16.]
- [Там же.- с.16.]
По сведениям З. М. Налоева, Х. У. Эльбердов говорил, что это учебное заведение было открыто Махмуд-Хаджи Гуговым, он и являлся председателем попечительского совета. Махмуд-хаджи Гугов был первым, кто сломал традиционную систему обучения и создал медресе по новому принципу. Учебное заведение было организовано как своеобразный интернат — имелись общежития для сохст, столовая с бесплатным трехразовым питанием. Расходы на оплату помещения, на отопление, питание учащихся, зарплату учителям покрывались из общественной суммы, которая складывалась из частных пожертвований. Учебный процесс организовывался по классно-урочной системе с твердым расписанием уроков. Медресе должно было давать своим сохстам среднее богословско-педагогическое образование, и, естественно, в системе его дисциплин главное место отводилось богословским предметам. На обучение принимались выпускники приходских медресе, выдержавшие приемные испытания. Медресе Дымова просуществовало три года. После его закрытия Цагов переходит в гуговское медресе-али на должность преподавателя научных дисциплин и родного языка. Это учебное заведение было построено на прогрессивных для Кабарды того времени новых принципах. Не во всех вопросах образования баксанские просветители были единомышленниками. Из-за разногласий с Гуговым Цагов покидает и это учебное заведение. В 1915 г. он открывает свою школу, названную «Цаговским университетом». Писатель Теунов так отзывался о цаговском университете: «Муллы и князья вкладывали в эти слова злую насмешку, а люди простые –свое искреннее восхищение».[3] После годичного перерыва Цагов снова возобновляет свою преподавательскую деятельность в Баксанской духовной семинарии. Возвращение Цагова, привлечение к преподаванию родного языка и истории Хасана Эльбердова,
- [Х. Теунов. Литература и писатели Кабарды. -Нальчик, 1955.-с.257.]
постоянная забота со стороны Адама Дымова способствовали превращению Баксанской духовной семинарии в культурный центр Кабарды. Она воспитала основоположника кабардинской литературы Али Асхадовича Шогенцукова, активного участника гражданской войны, ответственного работника ВЦИК СССР Назира Адильгериевича Катханова и др.
В 1917г. в Казани Цаговым и Дымовым была издана книжка «Тхыбзэ». В творческом содружестве они выпустили несколько небольших работ. Среди них: «Алыфбей» («Азбука»), «Тухват-уль-Атфаль» («Ключ к детям»), «ПсалъэфI» («Доброе слово»), «Щэнгъасэ» («Воспитание характера») А.Г.Дымова, «Тхыбзэ» («Букварь») А. Г. Дымова и Н. А. Цагова, «Жеография» («География»), «Хьисап» («Арифметика»), «Муслъымэн тхыдэ» («История мусульманской письменности») Н. А. Цагова.
Вершиной их творческого содружества было издание первой кабардинской газеты «Адыгэ макъ» ( «Голос адыгов»), вышедшей в типографии Дымовых в 1917г. Зная, что 4-й номер газеты вышел в четверг 10 декабря 1917 г, а выходила она 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам, можно высчитать, что первый номер ее вышел 29 ноября 1917г. Появление газеты на родном языке было встречено подавляющим большинством населения с радостью и энтузиазмом. Один из первых ее читателей Харун Ласроков писал: « Когда я увидел «Адыгэ макъ», во мне затрепетало все. Я вновь молодо ожил, сердце мое наполнилось радостным биением, душа моя встрепенулась к свету, разум мой поднялся ввысь». [4]
К большому сожалению, мы не располагаем всеми номерами газеты. У нас есть лишь несколько выпусков. И все же по ним можно составить представление о направлении газеты, об ее идейно- политических устремлениях, художественно- эстетических устоях, об отношении газеты к истории, этнографии, фольклору кабардинцев. Газета не принадлежала определенной партии или фракции, она призналась общеадыгской газетой « либерального толка».
4. [Шортанов А. Голос адыге// Кабардино- Балкарская правда, 1967.15 сентября.]
Ее политическим курсом никто не руководил из партийных групп того времени. Однако было бы опрометчиво, не видеть и теневых сторон этой газеты. Она проявляла определенный интерес к религии ислама. Немало статей посвящала газета мусульманским канонам, установлениям, шариатским законоположениям, некоторые вопросы освещались ею с позиции религиозных догм ислама. Например, говоря об истории адыгов, газета явно придерживалась « аравийской теории» о происхождении адыгских племен. Можно понять такую позицию газеты еще потому, что «Адыгэ макъ» печаталась на арабском шрифте и читалась она людьми, владеющими арабской грамотой. В угоду им и верующим, а также для того, чтобы привлечь еще большее количество читателей, газета по всей вероятности, и вынуждена была частенько освещать вопросы религии ислама и его ритуалы. В ней скупо пересказываются отдельные положения при соблюдении поста, совершении омовения, намаза - и только. Много внимания уделяет «Адыгэ макъ» народному образованию, грамотности горцев.
В 3-м номере газеты писалось: «Единственным исцелением для обескровленного, обессиленного, стоящего на грани вымирания народа может быть лишь учение, наука. Только с учением человек познает свой народ и достигает высших благ, через него лежит путь к богатству и благополучию. Если еще есть в нашей среде люди, не осознавшие, что нет пути без учения и ремесел, то надо таких людей пробуждать пером и устным словом: надо детей их привлекать, настраивать на путь образования». [5]
_________________________________________________________________
5.[Соблиров М. З. Просветительское движение в Кабарде и Балкарии в начале XX в. -Нальчик, 1971. -с.183]
Из этого можно сделать вывод, что « Адыгэ макъ» в вопросах народного образования следует за просветителями XIX века. Газета считает, что все беды проистекают от неграмотности народа, что стоит только взяться за просвещение масс, сделать их грамотными, и все « наладится само собой, люди будут жить в достатке и культурно».[6] « Адыгэ макъ» не видит здесь социальных мотивов, классовых противоречий. Под « массой» подразумеваются все, адыги, без различия их классовой принадлежности и социальных интересов.
Редакция газеты проводила определенную работу по сбору устного народного творчества, организовывала конкурсы среди читателей, призывала их присылать фольклорные материалы в газету. В ней публикуются сказания «О Пщы Бадиноко», «Наринэрэ, Рыдадэрэ», «Нарт Сосрыкъуэ и пшыналъэ», «Псалъэжьхэр», «Адыгэ псалъэжь», «Япон уэрэд» и так почти в каждом номере публикуются героические нартские сказания и песни, пословицы и поговорки, загадки и сказки. Газета проводила работу по пропаганде литературы, изданной на родном языке, по ознакомлению с нею широких кругов читателей. Она постоянно публиковала список книг на кабардинском языке, вышедших из печати или готовящихся к выходу.
Часто в газету писали: Гукежев Кырым-Султан, Гуанов Зулкарней, Гухажев Исмаил, Тхамоков Хабас,Фашмухов Мухамед, Курашев Мухамед, Каздохов Кайтуко и многие другие. Можно с уверенностью сказать, что газета очень быстро завоевала популярность и признание у населения. В нее писали не только друзья и ученики Адама Дымова, но и все, кто хотел поднять тот или иной сколько-нибудь важный для населения вопрос.
И газета, как и обещала населению, живо откликалась на запросы народа, старалась опубликовать все, что писали люди с разных концов Кабарды.
В заметке « Наше племя» Цагов и Дымов писали: «Теперь новая письменность возникла, счастье к нам снова повернулось, будем учиться, будем стараться; народы, ставшие мудрыми, догоним».
6. [Шортанов А. Голос адыге// Кабардино- Балкарская правда, 1967.15 сентября.]
Однако эти правильные суждения, по их мнению могли осуществить при поддержке всевышнего- «Аллах если даст!».[7]
Нет сомнения в том, что газета сыграла положительную роль в развитии культуры кабардинцев. Ее программа носила, главным образом, либерально- просветительный характер с примесью народно- демократических тенденций. « Адыгэ макъ» положила начало тем замечательным просветительским, гуманистическим традициям, которые в полной мере раскрывались в последующих периодических изданиях Кабардино- Балкарии.
В целом, надо сказать, что баксанские просветители внесли серьезный вклад в развитие культуры Кабарды. Они сумели возродить и развить дальше начатое К. Атажукиным издание школьных учебников и популярных переводных книжек. Величайшей их заслугой является создание типографии и издание первой кабардинской газеты. Являясь представителями мусульманского просветительства, они не жалели сил и средств, чтобы поставить свой народ на путь серьезных культурных преобразований.
7.[Кумыков Т. Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро- карачаевцев в XIX- начале XX в. -Нальчик, 2002. -с.393]
Литература
1. Кауфов Х. В зеркале социальной жизни. Нальчик, 1980. 2.Кумыков Т. Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро- карачаевцев в XIX- начале XX в. Нальчик, 2002. 3.Налоев З. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. 4.Налоев З. М. Адаб баксанского культурного движения. Нальчик, 1991. 5.Налоев З. М. К типологии баксанского адаба// Вопросы кавказской филологии и истории: К 80- летию доктора филологических наук Г. Ф. Турчанинова. Нальчик, 1982. 6.Ошнокова Ф. Ш. Из истории кабардинской журналистики// Вестник КБНИИ, Нальчик, 1972. 7. Соблиров М. З. Просветительское движение в Кабарде и Балкарии в начале XX в. Нальчик, 197. 8.Х. Теунов. Литература и писатели Кабарды. Нальчик, 1955. 9.Тресков И. В. Адыгские просветители и писатели XIX в.// Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. 9.Хажхожева Р. Х. Адыгские просветители второй половины XIX- начала XX в. Нальчик, 1983.
10.Шортанов А. Голос адыге// Кабардино- Балкарская правда, 1967.15 сентября. 11.Яфаунов А. М. О газете «Адыгэ макъ» А. Дымова и Н. Цагова// Общественно- политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX- началеXX в. Нальчик, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
российская империя в начале XX века
Презентация позволяет истользовать зрительные образы для изучения темы, учиться анализировать диаграммы, способствует лучшему усвоению учебного материала....
«Россия в начале XX века» 9 класс
Тема урока: «Россия в начале XXвека» Цель: повторить, систематизировать и проверить знания учебного материала об историческом развитии России в начале XX века.Задачи:...
обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...
Проверочная работа для 6 класса по истории России. Тема "Русь в IХ веке — начале XIII века"
Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 6 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...
Статья "Ислам в административно- политической системе Кабарды во II половине XIX - начале XX века"
В ХIХ в. под властью Российской империи оказались значительные территории на Северном Кавказе, которые были населены мусульманами. Для того чтобы привлечь духовен...
Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").
Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...