Рабочая программа по истории России 9 кл.
рабочая программа по истории (9 класс)

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Рабочая программа по истории России 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_rossii_9_kl.docx250.16 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Users10\User\Documents\Scanned Documents\тит история 9.jpeg

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России разработана на основе программы к учебнику К.А. Соловьёв, А.П. Шевыряв История России. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций «Русское слово», 2018г. Программа подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства   образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  • Приказ МоиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)
  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного   врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Большекуналейская СОШ им.Гуслякова Г.И.»

Место учебного предмета «Истории России» в образовательном плане.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 46 часа (из расчета два учебных часа в неделю).

УМК

Для работы по данной программе используется учебник: Соловьёв К.А., Шевырёв А.П.  История России. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных. организаций; под ред. Петрова Ю.А. - М.: ООО "Русское слово"2018

Воспитательный аспект учебного предмета

Воспитательные аспекты при изучении истории реализуются через воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ часть мировой цивилизации.

Исходя из концепции исторического образования в школе на первое место ставится гуманизация. Преподавание истории в школе способствует формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времён с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников. Курс истории призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

Требования к результатам обучения освоения содержания учебного предмета «Истории России».

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

    Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Раздел 1: Россия на пути к реформам (1801–1861) (17 ч).

Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город. Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

       Раздел 2: Россия в эпоху реформ (14 часов)

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

           Раздел 3: Кризис империи в начале ХХ века (13 часов)

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

№ урока п/п

Тема урока

часы

Раздел 1: Россия на пути к реформам (1801–1861) -   17 ч.

1

Вводный урок. Российское общество в первой половине XIX в.  Деревня

1

2

Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине XIX века

1

3

Государственный либерализм: Александр I и его реформы

1

4

Внешняя политика России в начале XIX в

1

5

Отечественная война 1812 г.

1

6

От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпох

1

7

Движение декабристов. Декабристы и Сибирь.

1

8

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

1

9

Экономическая и социальная политика Николая I

1

10

Обобщение по теме «Россия на пути к реформам»

1

11

Общественная и духовная жизнь в 1830— 1850-х гг.

1

12

Народы России в первой половине XIX в.

1

13-14

Внешняя политика Николая I. Крымская война (1853— 1856)

2

15-16

Культурное пространство России в первой половине XIX в.

2

17

Итоговое повторение

1

Раздел 2: Россия в эпоху реформ – 14 ч.

18

Отмена крепостного права

1

19-20

Великие реформы 1860— 1870-х гг.

2

21

Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность

1

22

Народное самодержавие Александра III

1

23-24

Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.

2

25-26

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в.

2

27

Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия

1

28

Народы Забайкалья в XIX в.: хозяйственный уклад и культура

1

29-30

Общественная жизнь России в 1860— 1890-х гг

2

31

Обобщение по теме «Россия в эпоху реформ»

1

Раздел 3: Кризис империи в начале ХХ века – 13 ч.

32

На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития

1

33

Российское общество в условиях модернизации

1

34

Накануне первой российской революции 1905— 1907 гг.

1

35-36

Начало первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г.

2

37

Формирование политических партий. Революционные события

конца 1905 г.

1

38

Становление российского парламентаризма

1

39

Общество и власть после революции

1

40-41

Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны

2

42

Серебряный век русской культуры

1

43

Просвещение и наука в начале ХХ в.

1

44

Обобщение по теме «Кризис империи в начале ХХ в.»

1

45-46

Обобщающее повторение по курсу «История России. 1801—1914»

2

Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

            Региональный компонент (2 часа) при изучении соответствующих разделов.

Бурятия в XIX веке: «Декабристы и Сибирь», «Народы Забайкалья в XIX в.: хозяйственный уклад и культура»

             Итоговое повторение (2 час).

Тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...