Рабочая программа по истории России 7 кл.
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории России 7 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rbachaya_programma_po_istorii_rossii_7_kl.docx | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России разработана на основе программы к учебнику Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова /. М.: Русское слово. 2019 г. Программа подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
- Приказ МоиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189
- Положение о рабочей программе МБОУ «Большекуналейская СОШ им.Гуслякова Г.И.»
Место учебного предмета «Истории России» в образовательном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 40 часа (из расчета два учебных часа в неделю).
УМК
Для работы по данной программе используется учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI—XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова /. М.: Русское слово. 2017 г.
Воспитательный аспект учебного предмета
Воспитательные аспекты при изучении истории реализуются через воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ часть мировой цивилизации.
Исходя из концепции исторического образования в школе на первое место ставится гуманизация. Преподавание истории в школе способствует формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времён с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников. Курс истории призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
Требования к результатам обучения освоения содержания учебного предмета «Истории России».
Личностными результатами освоения, обучающимися курса истории России в 7 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися курса являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI—XVII вв.» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы (40 ч)
Введение (1 ч)
Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв. Основные понятия и термины: исторический источник.
Раздел I. Создание Московского царства (12 ч) Завершение объединения русских земель.
Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов.
Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы. Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после. присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири. Основные понятия и термины: засечная черта, ясак. Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский.
Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей.
Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины.
Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г. Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей. Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.
Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов.
Русская православная церковь в XVI в.
Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.
Русская культура в XVI в.
Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в. Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль. Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.
Раздел II. Смутное время (7 ч) В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор. Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.
Лжедмитрий I.
Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I. Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы. Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.
Правление Василия Шуйского.
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения.
Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре. Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.
Лжедмитрий II. Вторжение.
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства.
Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.- П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками. Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты». Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.
Междуцарствие (1610—1613).
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III.
Второе ополчение и освобождение Москвы.
Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г.
Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор. Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.
Раздел III. Россия при первых Романовых (20 ч) Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России.
Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение». Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право. Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства. Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения. Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.
Присоединение Украины к России
Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и еѐ результаты. Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие. Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский.
Раскол в Русской православной церкви
Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров.
Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря. Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол. Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Народные волнения в 1660—1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670— 1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания. Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма». Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г. Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой. Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства.
Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнѐва.
Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем. Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор. Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнѐв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора. Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр. Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.
Искусство XVII в.
Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в.
Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно- прикладного искусства. Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец. Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда. Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чѐботы.
Обобщающее повторение (1 ч)
Тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | часы |
1 | Вводный урок к курсу истории России. 1 ч | |
Раздел I. Создание Московского царства. 12 час | ||
2 | Завершение объединения русских земель | 1 |
3 | Общественный строй и новая идеология | 1 |
4 | Иван Грозный — первый русский царь | 1 |
5 | Внешняя политика Ивана IV: присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири | 1 |
6 | Внешняя политика Ивана IV: Ливонская война | 1 |
7 | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | 1 |
8 | Итоги и историческая оценка личности и правления Ивана Грозного | 1 |
9 | Русская православная церковь в XVI в. | 1 |
10 | Русская письменность, книжность и литература XVI в. | 1 |
11 | Искусство, наука и техника в XVI в. | 1 |
12 | Искусство, наука и техника в XVI в. | 1 |
13 | Обобщение по теме «Создание Московского царства» | 1 |
Раздел II Смутное время -7 ч. | ||
14 | В преддверии Смуты | 1 |
15 | Лжедмитрий I | 1 |
16 | Правление Василия Шуйского | 1 |
17 | Лжедмитрий II. Вторжение | 1 |
18 | Междуцарствие (1610—1613) | 1 |
19 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 1 |
20 | Обобщение по теме «Смутное время» | 1 |
Раздел III Россия при первых Романовых – 20 ч. | ||
21 | Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645) | 1 |
22 | Правление Алексея Михайловича (1645— 1676) | 1 |
23 | Россия в XVII в | 1 |
24 | Русская деревня в XVII в. | 1 |
25 | Присоединение Украины к России | 1 |
26 | Раскол в Русской православной церкви | 1 |
27 | Раскол в Русской православной церкви: никониане и старообрядцы | 1 |
28 | Народные волнения в 1660— 1670-е гг. | 1 |
29 | Наследники Алексея Михайловича | 1 |
30-31 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | 2 |
32 | Просвещение, литература и театр в XVII в. | 1 |
33-34 | Искусство XVII в | 2 |
35 | Жизнь и быт различных сословий | 1 |
36 | Обобщение по теме «Россия при первых Романовых» | 1 |
37-38 | Обобщающее повторение по курсу «История России. .» XVI— XVII вв | 2 |
39-40 | Урок-резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...