Памятка для проведения исторического исследования
методическая разработка по истории (10, 11 класс)

В рамках проектной работы учащиеся старшей школы выбирают написание исследовательской работы по истории. Памятка содержит основные этапы исследовательской работы, а так же необходимый на каждом этапе результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_pamyatka_k_issledovaniyu.docx454.49 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка учащимся для выполнения исследовательской работы

Структура работы

  • Титульный лист
  • Оглавление (содержание)
  • Введение (актуальность, гипотеза, цели, задачи, объект, предмет, методы исследования)
  • Основная часть (литературный обзор, практическая часть согласно плану, задачам)
  • Заключение (результаты, выводы)
  • Библиографический список
  • Приложения (рисунки, схемы, графики, фото, таблицы…)

Выбор темы

  • Желательно, чтобы формулировка темы начиналась со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление…
  • Тема должна быть созвучна с целью работы и ее задачами.
  • Важно учитывать различие художественной и научной работы. Тема не должна быть рекламным слоганом. Тема должна отражать суть проделанной работы, конкретные условия.

Изучение литературы по теме

  • Что сделано до Вас в этой области? Желательно изучить имеющиеся труды по изучаемой теме.
  • Необходимо проверить, может, подобная работа уже сделана?

Выдвижение гипотезы

В качестве гипотезы возможны предположения:

  • О существовании или отсутствии какого-либо феномена.
  • Об условиях его возникновения и проявления.
  • О взаимосвязи между явлениями.
  • О наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта.

Постановка цели

  • При определении цели необходимо ответить на вопрос «Какой результат предполагается получить?»
  • Цель должна быть направлена на:
  1. Выявление особенностей объекта (выявить…..).
  2. Объяснение установленных фактов (объяснить…..).
  3. Проверка гипотез о зависимостях между определенными характеристиками.
  4. Обнаружение условий, способствующих или препятствующих развитию объекта.
  5. Прогнозирование дальнейшего развития объекта.

Задачи исследования

Задачи – это шаги, способствующие достижению поставленной цели

  • 1-я задача – анализ научной литературы по изучаемой проблеме.
  • Задач не должно быть много (не более 5).
  • Задачи должны быть решены в ходе исследования (отсутствие результата – тоже результат).

Определение объекта и предмета исследования

  • Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.  «Что рассматривается?»
  • Предмет исследования.  «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Методы исследования

Выбрать адекватные предмету и задачам методы исследования:

  • наблюдение                                                 -  сравнение
  • измерение                                                    -  эксперимент
  • анализ                                                           -  синтез
  • моделирование                                            -  прогнозирование
  • беседа                                                           -  обобщение

Описание фактов

  • Описывая результаты, обращать внимание на все факты, в том числе противоречащие гипотезе.
  • Отдельные моменты разъяснять более подробно (описание самого хода эксперимента, подробные результаты).
  • Сложить целостную картину полученных результатов, обнаружив взаимосвязь отдельных фактов.

Результаты, выводы

  • На каждую задачу – результат. Количество задач соответствует количеству результатов.
  • Вывод к работе должен быть 1 (максимум 2), конкретно вытекающий из поставленной цели исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для анализа исторической информации

Памятки для анализа исторической информации(при необходимости учитель может адаптировать памятки для той или иной параллели)...

Проведение психологического исследования и составление экспертного заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»

Проведение психологического исследования и составление экспертного  заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»...

рабочая программа историческое исследование в школе

рабочая программа историческое исследование в школе...

Памятки для проведения топонимических исследований

Памятки для проведения топонимических исследований...