Обобщение опыта
опыты и эксперименты по истории
Обобщение опыта работы по теме :«Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Габитова Гульназ Каримовна
1. Информационная карта учителя…………………………………………………………...2
2.Условия возникновения опыта............................................................................................. 7
3. Актуальность опыта ............................................................................................................. 7
4. Теоретическое обоснование опыта ......................................................................................7
5. Ведущая педагогическая идея опыта. Новизна...................................................................8
6. Адресная направленность…………………………………………………………………..9
6. Технология опыта..................................................................................................................10
- цели и задачи педагогического опыта.........................................................................10
- основные направления по реализации опыта патриотического воспитания учащихся школы..............................................................................................................................10
- педагогические технологии, используемые на уроке истории, внеклассных мероприятиях.................................................................................................................10
- используемые методы...................................................................................................10
- формы занятий...............................................................................................................11
7. Основные факторы патриотического воспитания.............................................................11
8. Педагогические средства формирования патриотизма у современных школьников…..13
9. Основные этапы работы над темой педагогического опыта……………………………..20
10. Результативность…………………………………………………………………………..23
Заключение .................................................................................................................................26
Литература……………………………………………………………………………………...27
Приложения
Информационная карта передового педагогического опыта учителя
№ п/п | Параметры информации | Содержание информации |
1. Данные об авторе передового педагогического опыта | ||
1.1 | Фамилия, имя, отчество автора опыта | Габитова Гульназ Каримовна |
1.2 | Преподаваемые предметы | история |
1.3 | Должность | учитель |
1.4 | Образование, когда и что закончил | Высшее, 1998г, СГПИ. |
1.5 | Педагогический стаж | 23 |
1.6 | Полное наименование образовательного учреждения | МОБУ СОШ с.Старосубхангулово МР Бурзянский район РБ |
1.7 | Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом | 453580. Бурзянский р-н, с.Старосубхангулово, ул.Ленина,53 |
1.8 | Телефон / факс | 8 (347 55) 3-63-86 |
2. Данные о руководителе образовательного учреждения | ||
2.1 | Фамилия, имя, отчество | Юмагулов Гарей Миндигалиевич |
2.2 | Телефон / факс | 3-63-86 |
2.3 | Е-mail | |
3. Данные о масштабе передового опыта | ||
3.1. | Масштаб опыта | муниципальный |
3.2. | Приказ об обобщении передового педагогического опыта | |
3.3 | Опыт обобщен в рамках крупного проекта, эксперимента, конкурса и т. п. | В рамках проекта |
3.4 | Ступени обучения, на которых осуществляется обобщение опыта | 5-11 классы |
4. Данные о содержании опыта | ||
4.1 | Направление | История |
4.2 | Тема | «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время» . |
4.3 | Источники изменений | Противоречия. Школа занимает большую часть жизни детей и подростков. Однако, в настоящее время, в школе нет того идеала, на котором могли бы воспитываться ценностные ориентации школьников, гражданственность, патриотизм, любовь к Малой Родине. Раньше это была пионерия, комсомол. И пусть не всегда все было гладко и правильно, все же у учеников был стимул хорошо учиться, к чему-то стремиться. Сейчас в школах, конечно, создаются молодежные организации, но не все хотят в них вступать и участвовать в школьной общественной жизни. Ученики находят себя в другом. А младшие школьники вообще изолированы от общей школьной жизни, как правило, учась в одном кабинете на одном этаже. |
4.4 | Идея изменений и ее содержание | Выработка системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения. Использование разнообразных технологий; формирование мотивации учащихся в обучении истории и обществознания через взаимосвязь урочных и внеклассных занятий, патриотическое воспитание. |
4.5 | Концепция изменений | Воспитание патриотизма, формирование толерантного сознания; применение на уроках и внеклассных мероприятиях элементов дискуссий, диспутов, лабораторно-практических занятий в работе с документами; участие в мероприятиях по предметам в школе, районе, республике. |
4.6 | Новизна | Многоступенчатая система работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию страны, района, использовании мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентации необходимых учебных умений и навыков |
4.7 | Трудоемкость, риски и ограничения | Большое количество объективных и субъективных причин (школа, семья, окружение в целом) влияет на развитие личности и усложняет целенаправленное воспитание; напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, понижение уровня общей культуры в обществе. Таким образом, преподавание истории и обществоведческих дисциплин в школе требует наполнения программы историческим содержанием, активного применения методик творческого характера с целью формирования ценностного отношения к историческому и культурному наследию, с целью воспитания гражданственности и патриотизма. |
4.8 | Сроки ведения работы над темой (по приказу) | 2017-2022 |
5.1 | Характеристика полученных результатов с позиций их эффективности | Результативность опыта по теме «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время» предусматривает следующее: • Вернуть из небытия имена и судьбы «без вести павших» защитников Отечества, чтобы имя каждого участника Великой Отечественной войны было увековечено; • Воспитать граждан, готовых духовно и физически к защите Отечества; • повышение уровня патриотической культуры • реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта); • повышение количества учащихся, регулярно участвующих в поисковой, исследовательской работе. |
•повышение уровня реализации творческого потенциала молодого поколения в области патриотического воспитания; Через систему патриотической работы, предполагается воспитать в будущем гражданине России: - чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; - высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно; - чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; - физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни. строить свою жизнь гармонично и нравственно; - чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; - физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни. | ||
5.2 | Где осуществлялись апробация или внедрение полученных результатов | МОБУ СОШ с. Старосубхангулово |
5.3 | Перечень полученных тиражируемых продуктов (модель школы, ступени Обучения; нормативные документы; образовательная программа, учебно-методический комплекс учебная программа, компьютерная программа, технология и т. п.) |
|
5.4 | Специальные условия использования продукта | Изученный материал используется на уроках, внеклассных мероприятиях и при проведении районных мероприятий. |
5.5 | Кому принадлежат права на использование продукта | Права на использование продукта принадлежат автору. |
6. Экспертное заключение | ||
7.1 | Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | |
7.2 | Содержание экспертного заключения |
Название проблемы: «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
Условия возникновения опыта:
В последнее время вследствие кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, особенно это связано с событиями на Украине. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.
В связи с этим патриотическое воспитание охватывает все классы.
Актуальность опыта.
Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.
Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения.
Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, фашизм, ксенофобия, наркомания.
Теоретическое обоснование опыта.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Государственная программа
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 год.
- План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Башкортостан на 2012 - 2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
- План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в Бурзянском районе;
- Программа патриотического воспитания в МОБУ СОШ с.Старосубхангулово.
Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Я. А. Коменского, Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание
является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Новизна опыта заключается в интегративном подходе автора, который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию России, Башкортостана, Бурзянского район, с. Старосубхангулово, использовании мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентации необходимых учебных умений и навыков.
Адресная направленность
Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт может быть использован учителями истории, ОБЖ, классными руководителями, частично - преподавателями других предметов. Применение данного опыта имеет большое значение в повышении качества образования, повышения уровня воспитанности учащихся. Главное требование – это профессиональная подготовленность учителя, заинтересованность в своей работе, любовь к своей Родине.
Технология опыта
Основная цель работы автора опыта - выявить организационно - педагогические условия воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории, во внеурочное время путем привлечения исторического и краеведческого материала.
Задачи:
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
- формирование у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине;
- развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;
- доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
- воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.
Основные направления по реализации опыта патриотического воспитания учащихся школы
- Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
- Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
- Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного музея.
- Исследовательская деятельность.
- Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
- Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
- Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по своему селу, району, республике, по городам-героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ;
- Освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории, внеклассных мероприятиях:
1. технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
2. технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
3. технология «Имя в истории» - обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
4. технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
5. технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
6. технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
7. технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Для решения этих задач используются как традиционные методы обучения, так и инновационные:
• технологию модульного обучения, которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности,
• технологию организации самостоятельной работы обучающегося, особенно на старшей ступени образования,
• исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний,
• проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целю расширения и обогащения его жизненного опыта,
• технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности,
• технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся,
• педагогическая мастерская.
Формы занятий:
- Уроки истории
- Лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
- Практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
- Ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);
- Моделирование хода событий;
- Диспуты;
- «Круглые столы»;
- Дискуссии (командные, проекты, групповые).
- Экскурсии, связанные с историей страны, республики, района;
- Поисковая и исследовательская работа;
- Уроки Мужества;
- Внеклассные мероприятия;
- Классные часы и т.п.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Процесс патриотического воспитания историей на уроках и во внеклассной работе включает, в первую очередь, воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к врагам и недоброжелателям России.
Патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого.
На рубеже XX-XXI вв. достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся высокий дух патриотизма. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, учитель, несомненно, прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.
Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания.
Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и разведчица Зоя Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. В локальных войнах, в специальных военных операциях последних лет мы увидели много примеров героизма наших солдат и оыицеров. Многие учащиеся стали свидетелями данных событий. Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
Патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств учащихся.
В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова, А.З.Валиди и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.
- Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, экологически, идеологически и т. гг. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя и в России - в северокавказских событиях, события в Сирии, на украине на рубеже XX-XXI вв.
Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной и внутренней жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает им, «кто есть кто», «с кем дружить, а с кем служить».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества.
Процветающее, стабильное общество - это общество, вдохновляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Отечеству, стремлением дать каждому гражданину высокий материальный достаток и т. д. Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков.
Изучение родословной имеет длинную историю. Башкиры с давних времен передавали из поколения в поколение родословную своей семьи -Шежэрэ.
В селах и деревнях Республики и Бурзянского района проводятся Праздники Шэжэрэ Байрам. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1) Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2) Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3) Использовать невостребованные возможности семьи.
4) С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана-вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т. д.).
- Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
- Освоить методику написания реферата по родословной.
- Помогать старшеклассникам успешно осваивать большие объемы учебного материала.
- Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке.
1-й этап. 5 класс. В 5 классе во вводном курсе истории можно рассмотреть такие темы:
1. «История моего имени» (экскурс в историю имени ребенка).
2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).
3. «История моих предков».
- «История моей улицы, моего дома».
- «История моих бабушек и дедушек».
- «История моих родителей».
- «Родословное древо».
Названия предложенных тем ориентировочные, так как дети сами могут додумывать их на уроке. К каждой теме составляется вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размышляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие - с помощью родных. Используют разные методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10-11 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи.
- Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка).
- Сформированы способность к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.
2-й этап. 8-11 классы. Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах. У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, желание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Готовность к исследовательской деятельности; эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами.
История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы.
Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. Темы рефератов:
- «Как встретили XX век мои предки».
- «Октябрьская революция в судьбах моих предков».
- «Колхозное строительство и моя семья».
- «Кем мы гордимся в нашей семье».
- «Семейные традиции».
Учителю, решившему включить родословие в курс отечественной истории, можно дать следующие методические советы:
- Школьники должны быть максимально вовлечены в учебный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.
- Школьники должны использовать при изучении родословия равные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, заинтересованных лиц, музейные и архивные материалы).
- Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.
- Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.
- Работа над родословной должна быть доступной и интересной.
- В процесс работы должны быть вовлечены родители, с которыми необходимо провести предварительную доверительную беседу.
Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
Патриотическое воспитание в процессе изучения истории родного края.
Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающих поколений.
Страницы истории родного края, города, поселка дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города-героя в те страшные годы. Им интересно узнавать, как изменился облик родного края в послевоенное время.
Дети принимают активное участие в подготовке и проведении тематических классных часов, викторин, посвященных памятным датам в истории своего села, и внеклассных мероприятий, посвященных отдельным страницам героической истории родного края. Ведется поисковая работа по ОБД «Мемориал», учащиеся участвуют в Бессмертном полке, участвуют в акциях «Ветеран живет рядом», ведут исследовательскую работу.
Формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества.
Необходимо более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.
1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер.Башкиры активно принимали участие в этой войне. Кутузов восхищался смелостью наших войнов и говорил: «Любезные вы мои , башкирцы». Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожарского...Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг. Интересным будет рассказ об участии башкир в Отечественной войне 1812 года. Рассказ будет более интересным если будет проходить у памятника участникам Отечественной войны, который был установлен на территории школы силами учителей истории, по итогам работы в архивах Санкт-Петербурга. Оренбурга и Уфы.
2. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны».
Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.
Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:
- эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
- использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение деятельности ума школьника;
- формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.
Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.
Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:
- Изучение ребенком истории своей семьи.
- Изучение истории родного края.
- Изучение героических страниц истории Отечества.
- Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:
- Культура Руси IX - первой половины XII в.
- Походы Батыя на Русь.
- Борьба русских земель с западными завоевателями.
- Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв.
- Русская культура XIV-XV, XVI вв.
• Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).
- Культура России XVII в.
- Преобразования Петра I.
- Внешняя политика Петра I.
- Развитие культуры в Петровскую эпоху.
- Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
- Культура XVIII в.
- Отечественная война 1812г.
- «Северные Амуры»
- Крымская война.
- Культура первой половины XIX в.
- Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Русская культура во второй половине XIX в.
- Культура в начале XX в.
- Россия в Первой мировой войне.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Послевоенное восстановление хозяйства и др.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО теме педагогического опыта:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагнос-тический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017-2018 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2. Изучение литературы.
3. Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла. |
Прогнос-тический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2017-2018 | 1. Составление прогноза |
Практи-ческий | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2017-2022 | 1. Открытые уроки, внеклассные мероприятия: на муниципальном уровне. («Страницы истории», «Древняя Спарта», «Нашествие с Востока», «Компьютер: за и против», «Олимпийские игры», «Отечественная война 1812 года. Техника декупаж» (комбинированный урок), «Гражданином быть обязан» на школьном уровне («Золотой век русской культуры», «Первая мировая война», «Отечественная война 1812 года. Техника декупаж», «Олимпийские игры», «Моя Малая Родина», «Блокада Ленинграда», «25 лет выводу советских войск из Афганистана» (урок-встреча), «1937» (урок –встреча) Торжественные линейки: «Моя Республика» «Сталинградская битва», «Курская дуга» 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Всероссийские конкурсы: «Служение Отечеству: события имена», «Растим патриотов». Республиканский Образовательный форум «Образование. Наука. Карьера-2014» Районные конкурсы: «Отражение событий 1812 года в научной и художественной литературе, искусстве народов Башкортостана», «70 лет Сталинградской битве», «Курская дуга». 3.Исследовательская, поисковая, проектная работа с учащимися: Республиканский, районный конкурс исследовательских работ в рамках МАН, «Старт в науку», всероссийский конкурс «Служение Отечеству: события имена», «Ломоносовские чтения» 4. Создать электронную почту для контакта с едино-мышленниками: gulgabitova@rambler.ru, Dnevnik.ru. 5. Подбор материалов для формирования банка дидактических разработок. 6.Участие в профессиональных конкурсах («Учитель года», конкурс методических разработок по проведению Уроков Мужества, классных часов и внеклассных мероприятий, конкурс докладов «Традиции и новации в преподавании истории» 7.Публикации на сайтах педагогических сообществ и на сайте школы. 8.Публикации работ учащихся в СМИ: «Старт в науку» ( Хакимова Л.Р. «Система школьного образования в странах БРИКС»), «Ломоносовские чтения» (Хакимов А.Р. «Летопись села Старосубхангулово» 8.Разработка личного сайта : http://www.proshkolu.ru ; http://nsportal.ru/; ) 9. Проведение тематических классных часов(регулярно) |
Обобща-ющий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2021-2022 | 1.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 2.Мастер-класс «Кейс технологии» 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 4.Пополнение личных сайтов: http://www.proshkolu.ru ; http://nsportal.ru/
|
Внедрен-ческий | Распространение опыта работы. | 2017-2022 | 1.Принять участие в работе КМО, РМО 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте и на страницах http://www.proshkolu.ru ; http://nsportal.ru/ |
Результативность опыта
Хотя результаты гражданско-патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к истории, к краеведению, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать подростков историей страны, историей родного села, и результаты говорят сами за себя.(Приложение)
В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:
1) повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся;
2) ребята стали более активно работать на уроках;
3) во время работы на уроках с историческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания, учащиеся достигают лучших результатов;
4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.
Значимость данного опыта заключается в следующем:
— определены возможности урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию для гражданско-патриотического воспитания школьников;
— создана система гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории и обществознания;
— выявлены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе изучения истории и обществознания.
Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.
Достижения учащихся
№ | Название конкурса, работы | ФИО ученика | Название работы | Результат |
1 | «Служение Отечеству: события имена», | Муратшина А | Сертификат участника | |
2 | Конкурс исследовательских «Ломоносовские чтения». | Хакимов А.Р. | «Летопись села Старосубхангулово» | Участник. (работа издана в сборнике) |
3 | Конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Альхамова Д | «Не забыты их имена» | Диплом участника |
4 | Образовательный форум «Образование. Наука. Карьера-2014» | Альхамова Д.Ф | «Не забыты их имена» | Участник |
5 | Конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Хакимова Л.Р. | «Система школьного образования в странах БРИКС» | Почетная грамота, участник |
6 | Научно-практическая конференция «Старт в науку» | Хакимова Л.Р. | «Система школьного образования в странах БРИКС» | Участник, (работа издана в сборнике) |
7 | Конкурс исторических сочинений на тему «Отражение событий Отечественной войны 1812 года в научной и художественной литературе, в искусстве народов Башкортостана» | Билалова Н | Сочинение | Призер |
8 | Конкурс стенгазет, посвященный 70-летию Сталинградской битвы | Габитов Ш. Мазинова Н | 2 место 3 место | |
9 | Конкурс презентаций, посвященный 70-летию Сталинградской битвы | Даутова А Хабибуллин А | 1 место 3 место | |
10 | Конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Баймуратова Л | «История одной семьи в истории страны» | участник |
11 | Конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Баймуратова Л.Ф | Проект детской площадки | Победитель |
12 | Конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Хакимова Л.Р. | «Система школьного образования в странах БРИКС» | Участник |
13 | Олимпиада по истории | Галина А. | Победитель | |
14 | Сафина Ю | Призер | ||
15 | Даутова А | Победитель | ||
16 | Колеганова В. | Призер | ||
17 | Сафина Ю | Победитель |
Достижения учителя
№ | Название | Результат |
1 | Конкурс «Учитель года» | Номинация «Стремление к новизне» |
2 | Международная научно –практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» | Материалы изданы в сборнике трудов |
3 | Научный руководитель проекта участника республиканского конкурса исследовательских работ в рамках МАН | Благодарственное письмо Мин-ва Образования РБ |
4 |
Заключение.
В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории по теме «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы и формы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников школы, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков,внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации учащихся, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
- используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота;
- ученики проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
- воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М. Карамзин
Литература :
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 год.
- План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Башкортостан на 2012 - 2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
- План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в Бурзянском районе;
- Программа патриотического воспитания в МОБУ СОШ с.Старосубхангулово.
- Л.А.Альшевская «Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы».
- Ипполитова Н.В. «Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся»
- Луговинов В. А. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня;
Педагогика. - 2006 (№52)
- Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. - М., 1987.
- Степанишев А. Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие в 2 ч. - М., Гуманитарный Издательский Центр ВОАДОС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...