Урок "Великие Реформы"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Кокорина Любовь Николаевна

изучение реформ Александра II.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Великие реформы27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Образец технологической карты

ФИО: Кокорина Л.Н.                 Предмет: история          Класс: 9          Тип урока: Уроки построения системы знаний          (общеметодологической направленности).

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1.Организационный. Мотивация учебной деятельности.

Приёмы: 

Словесные, наглядные

Форма: фронтальная, групповая

 Проверка готовности к уроку. Создание положительной атмосферы.

 Самопроверка готовности к уроку.

 Регулятивные: самоконтроль

 

2.Актуализация знаний

Беседа

От проблемной ситуации  к цели

Сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд2) О каких реформах Александра II вы уже знаете? почему он вошел в историю как царь Освободитель?

2) Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Главный вопрос урока. Почему реформы, проведенные Александром II, называют Великими? Слова Реформа. Что это?

Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5):

Запишем д/з:  параграф 18, читать, в. С.142-143

Проверяем таблицу

  1. Земская реформа 1864 г. - Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.  
  2. Городскаяреформа-1870- Деятельность (1870 г.) реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Городского самоуправления контролировалась государством.
  3. Судебная реформа 1864-
  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8); 2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз; 3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт. б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников; 4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9); 5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система; 6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .
  1. Военная реформа 1874 г.- . Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас? Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11). Назовите основные направления реформы, направления изменений в армии.  русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было. факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14). - изменение порядка комплектования армии. Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота

Реформы Их значение    Их недостатки

 

Личностные: осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала

3.Поисково-исследовательский

Словесный, наглядный,

групповая

Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы .

Осталась ещё одна реформа. Какая?

Реформа просвещения, народного образования

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования. возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность. Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании

Ответы записываются в таблицу. Работа в группах. 1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19). Отвечает на вопросы: 1. Какие учебные заведения создавались данным Положением? 2. Что изучалось в народных училищах? 3. Кто принимался в народные училища? 4. Как решался вопрос об оплате за обучение? 2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20). Отвечает на вопросы: 1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они

различались? 2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях? 3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех? 3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21). Отвечает на вопросы: 1. Кто осуществлял управление университетом? 2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета? 3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции? 4. Кто мог стать студентом университета? 5. Каковы преимущества университетов? Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22). Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается(Слайд 23):

Регулятивные:

Умение планировать деятельность на

различных этапах работы,

использовать отведенное время для

решения поставленной задачи

Целеполагание –постановка учебной

задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимися, и

того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное

выделение и формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные:

доказательство - установление

причинно-следственных связей,

построение логической цепи

рассуждений,

доказательство

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

4.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала.

Фронтальная

Какое значении и какие недостатки были у реформ 60-70гг. XIX века в реформы (Слайд 22)

Реформы Их значение Их недостатки Крестьянс кая (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя Сохранила крепостническ ие пережитки

эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки) Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Городская Как и земская Деятельность (1870 г.) реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. городского самоуправления контролировалась государством. Судебная (1864 г.) Самая передовая то время судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды). Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному Просчеты в системе организации и вооружения войска. диалог, а также участвовать в В области просвещен ия (1863-1864 гг.)Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

Личностные: умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи Регулятивные: планирование и коррекция ученическоготруда, прогнозирование. . Познавательные: Структурирование своих знаний.

Рефлексивно-

оценочный

Фронтальная

беседа

Оцените историческое значение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. Объясните свою оценку

Фронтальный опрос учащихся, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Регулятивные:прогнозирование, пред восхищение результата и уровня усвоения; оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

5.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Подведение итогов работы учащихся.  Коммуникативные: Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающие с собственной. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом.

Коммуникативные: Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающие с собственной. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом.

Личностные: умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции.

Положение о начальных народных училищах (1864 г.)

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять

первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с

пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

Ведомства министерства народного просвещения:

а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и

б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.

Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.

Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:

а) закон божий … и священная история;

б) чтение по книгам гражданской и церковной печати;

в) письмо;

г) первые четыре действия арифметики и

д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех состояний, без различия вероисповедания.

Ст. 8. Установление платы за учение и освобождение от оной зависят от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ, частных лиц, на счет которых училища содержатся.

Вопросы 1 ряд:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?

 2. Что изучалось в народных училищах?

3. Кто принимался в народные училища?

4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.)

1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными

заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения, гимназии разделяются на  классические и реальные.

3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

9. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3 и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6 и 7) физика и  космография (краткие сведения из астрономии, геодезии, физической географии и метеорологии), 8) история, 9) география, 10) естественная история … 11 и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.

40. В реальных гимназиях преподаются:

а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5) чистописание; 6) в большем объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8 и 9) физика и космография, 10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

59. Все ученики гимназии и прогимназии обязаны вносить плату за ученье пополугодно вперед, в течение первых двух месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения, но, по внесении платы, могут быть вновь приняты.

2 ряд:

Вопросы:   1. Какие виды гимназий создавал Устав?

                    2.Чем они различались?

                    3. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?

                    4. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

Основные положения Университетского устава 1863 г.

Глава 1. Основные положения

Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору.

Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и  Проректором или инспектором

Глава 2. О факультетах

… Каждый факультет имел свое Собрание под председательством декана. Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель …

Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года.

Глава 4. О ректоре

Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом.

В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком, делать выговоры и замечания, награждать отличившихся.

Глава 5. О Совете, Правлении, Суде и Канцелярии университета

Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был  принадлежать к юридическому факультету.

Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями.

Глава 8. Об учащихся

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение.

В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело  переходит в суд по уголовным делам.

Глава 12. Права и преимущества университетов

Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских.

Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин, и они не подлежали цензуре.

Вопросы: 1.Кто осуществлял управление университетом?

2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?

3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?

4. Кто мог стать студентом университета?

5. Каковы преимущества университетов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...

Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".

Материал поможет при подготовке  и в проведении урока по указанной теме. Учебник:   Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России.  М, "Просвещение".2011г....

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."

     Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...

Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.

Элективный курс  по истории расчитан на  17 чсаов и предназначен  для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....