История 10 кл
рабочая программа по истории (10 класс)
Программа позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_ist.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе:
УМК: История России. 10 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2020; Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – 15-е издание - М.: Просвещение, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
Содержание
10 класс Россия в годы «великих потрясений» (5 часов)
(НРЭО:1.Республика Адыгея в период революции
2.Военный коммунизм в Республике Адыгея
3.Республика Адыгея в период гражданской войны
4.Идеология адыгов в период гражданской войны
5.Экономика в период нэпа в Республике Адыгея
6.Национальная политика в Республике Адыгея
7.Развитие Адыгеи в 1920 г.
8.Культура Республики Адыгея в 1920-е.
9.Индустриализация в Республике Адыгея.
10.Коллективизация в Республике Адыгея.
11.Культура Адыгеи в 1930 –е гг.)
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.
Советский союз в 1920—1930-х гг. (10 часов)
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (5 часов)
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (17 часов)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСРАвгустовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Российская Федерация (8 часов)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России
Новейшая история. Первая половина XXв.(11 часов)
Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального
Вторая мировая война и ее уроки
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXIв.(16 часов)
(НРЭО:1.Межнациональные отношения в Республике Адыгея
2.Адыги в Первой мировой войне
3.Культура АдыгеиXX - ого века.
4.Послевоенное экономическое развитие Республики Адыгея.
6.Послевоенное политическое развитие Республики Адыгея. )
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.
Тематическое планирование
10класс
№ | Название глав (разделов) | Количество часов |
Россия в годы «великих потрясений» | 5 | |
Советский Союз в 1920-1930-х гг. | 10 | |
Великая Отечественная война. 1941-1945 | 5 | |
Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 | 17 | |
Российская Федерация | 6 | |
Новейшая история. Первая половина XXв. | 11 | |
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXIв. | 16 | |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
Предмет «История», 10 класс, 70 часов
№ | Кол-во часов | Дата | Темы разделов, уроков | Планируемые результаты (УДД) | Тип урока | Осн.виды деят-ти учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия в годы «великих потрясений» (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. Российская империя в Первой мировой войне. | Тройственный союз, Антанта, аннексия, битва при Гумбиннене, Галицинская операция, Сарыкамышская операция, позиционный характер войны | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1 | Великая российская революция: февраль 1917 г. Великая российская революция: октябрь 1917 г. Республика Адыгея в период революции | Регент, Учредительное собрание, Временное правительство, РСДРП (б), «Апрельские тезисы», СНК | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Военный коммунизм в Республике Адыгея | Декреты о мире и о земле, аннексия, контрибуция, сепаратный мир, Конституция России 1918 года, комбеды, продразверстка | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Гражданская война. Республика Адыгея в период гражданской войны | Эскалация | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Урок-путешествие | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1 | Идеология и культура периода Гражданской войны. Идеология адыгов в период гражданской войны | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Советский Союз в 1920-1930-х гг. (10 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. Экономика в период нэпа в Республике Адыгея | Продналог, кооперация, совзнак, червонец, плановое хозяйство | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Национальная политика в Республике Адыгея | Суверенитет | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Политическое развитие в 1920-е гг. Развитие Адыгеи в 1920 г | Оппозиция | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | Генуэзская конференция, «полоса признания», Коминтерн | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Культура Республики Адыгея в 1920-е. | Сменовеховство, конструктивизм | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 1 | «Великий перелом». Индустриализация. Индустриализация в Республике Адыгея. | Индустриализация | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 1 | Коллективизация сельского хозяйства. Коллективизация в Республике Адыгея | Коллективизация, раскулачивание | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Урок-путешествие | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Политическая система СССР в 1930-е гг. Советская национальная политика в 1930-е гг. | Конституция 1936г., репрессии, НКВД, ВЦСПС, ВЛКСМ | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 1 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. Культура Адыгеи в 1930 –е гг | Культурная революция, Лига Наций, договор о ненападении | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 1 | Контрольная работа по теме: Россия в 1914-1930-х гг. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Контр | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 1 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). | «Барбаросса», битва за Москву, оборона Ленинграда | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Сталинградская битва, битва за Кавказ, антигитлеровская коалиция | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Контрольный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 1 | Человек и война: единство фронта и тыла. | Местоблюститель | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.). | Битва на Курской дуге, битва за Днепр, Тегеранская конференция | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 1 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | «Десять сталинских ударов», Крымская конференция, битва за Берлин, Потсдамская конференция | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 (17 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. | «Холодная война», денежная реформа 1947г. | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 (17 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 1 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | КПСС | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 1 | Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | Корейская война | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 1 | Смена политического курса. | Реабилитация, «волюнтаризм и субъективизм» | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 1 | Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | Совнархоз, НТР | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным знаниям. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1 | Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. | Страны третьего мира | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 1 | Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | Коррупция, «теневая экономика», Конституция СССР 1977 | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 1 | Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | Аграрная реформа 1965г., Косыгинская реформа, национальные движения | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным знаниям. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Урок-путешествие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | 1 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 1 | Повторно-обобщающий урок по теме: Россия в 1945 – первой половине 1980-х гг. | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 1 | Политика разрядки международной напряжённости. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | КГБ, ГРУ, СЭВ, | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным знаниям. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 1 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | Антиалкогольная кампания, закон о государственном предприятии, кооператив, инфляция, программа «500 дней», приватизация | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | 1 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы. | Реабилитация, Съезд народных депутатов, многопартийность | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 1 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | Разоружение | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | 1 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. | Распад СССР | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | 1 | Повторно-обобщающий урок по теме: Россия во второй половине 1980-х гг. – 1991 гг. | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 1 | Контрольная работа по теме: Россия в 1945 – 1991 гг. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. . | Поиски и решение исторических задач | контр | Работа с тестами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российская Федерация( 7 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | 1 | Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | Приватизация, дефолт, Конституция 1993, парламентаризм | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | инм | Комбинированный урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | 1 | Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | Чеченская республика | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Комбинированный урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | 1 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | НАТО | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | 1 | Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в. | Терроризм, судебная реформа, внешний долг, ВВП, ВНП | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. | Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Комбинированный урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | 1 | Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI в. Россия в 2008— 2018гг. | Военный конфликт в Закавказье, выборы в Государственную Думу, выборы Президента | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива). | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43-44 | 2 | Итоговая контрольная работа | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. | Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | контр | Работа с тестами |
Новейшая история. Первая половина XXв. (11 часов) | ||||||||||||||||||||||
45 | 1 | Индустриальное общество в начале XXв. Политическое развитие в начале XXв. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | Промышленно-технологическая революция, промышленные товары, антимонопольная политика, конкуренция, миграция, всеобщее избирательное право, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, протекционизм | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование уважительного отношения к труду | вводный | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
46 | 1 | Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. Адыги в Первой мировой войне | Антанта, Тройственный союз, план Шлифена, битва на Марне, «Верденская мясорубка», битва на Сомме, Брусиловский прорыв, Ютландскоесражение, Брестский мир, Парижская мирная конференция, Лига Наций | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
47 | 1 | Последствия войны: революция и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | План Дауэса | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
48 | 1 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода | Демократический режим, авторитаризм, тоталитаризм | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
49 | 1 | США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930-е гг. | Вестминстерский статут, Народный фронт | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
50 | 1 | Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | Фашизм, корпоративизм, нацизм, тоталитарная диктатура, милитаризация | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
51 | 1 | Восток и Латинская Америка в первой половине XX века. | Гандизм | слушать и слышать друг друга. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование уважительного отношения к труду | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
52 | 1 | Международные отношения в 30-е годы. | Чехословацкий кризис, Мюнхенский сговор | Устанавливать рабочие отношения. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
53 | 1 | Вторая мировая война. | План «Барбаросса», Атлантическая хартия | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Контрольный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
54 | 1 | Повторно-обобщающий по теме: «Мир в первой половине XX в.». | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | контр | Работа с тестами | ||||||||||||||
55 | 1 | Контрольная работа по теме: «Мир в первой половине XX в.». | достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование уважительного отношения к труду | контр | Работа с тестами | ||||||||||||||
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXIв. (14 часов) . | Урок-путешествие | |||||||||||||||||||||
56 | 1 | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». | ООН, План Маршалла, Организация Варшавского договора (ОВД), двухполюсный, биполярный | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | инм | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
57 | 1 | Послевоенное экономическое развитие. Послевоенное экономическое развитие Республики Адыгея. | Европейской экономическое пространство, индустриальное общество, индивидуализация производства, потребления, труда | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
58 | 1 | Послевоенное политическое развитие. Послевоенное политическое развитие Республики Адыгея. | Интернационал, правый экстремизм, национализм, демократизация | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
59 | 1 | США во второй половине XX в. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||
60 | 1 | Великобритания и Франция во второй половине XX в. | «Политический маятник», «консервативная революция» | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование уважительного отношения к труду | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
61 | 1 | Италия и Германия во второй половине XX в. | Центризм, ФРГ, ГДР | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Контрольный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
62 | 1 | Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | «Шоковая терапия» | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | комб | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
63 | 1 | Латинская Америка во второй половине XX в. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | комб | Работа с текстом учебника, документами | ||||||||||||||
64 | 1 | Страны Азии и Африки, Япония, Китай и Индия в современном мире. | Азиатско-Тихоокеанский регион | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Урок-путешествие | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
65 | 1 | Культура XX - ого века. Культура АдыгеиXX - ого века. | Модернизм, символизм, гиперреализм, концептуализм, оп-арт, кинетическое искусство | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
66 | 1 | Международные отношения. Межнациональные отношения в Республике Адыгея | ОБСЕ | слушать и слышать друг друга; | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование уважения | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, документами | |||||||||||||
67-68 | 2 | Повторно-обобщающий по теме: «Мир в XX – начале XXІ в.» | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование уважительного отношения к труду | контрольный | Работа с тестами | ||||||||||||||
69-70 | 2 | Итоговая контрольная работа «Мир в XX – начале XXІ в.» | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | конт | Работа с тестами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биологии 10кл/35ч Н.И.Сонин базовый уровень
Программа составлена для 35ч/год и 1 ч/нед в соответствии с авторской программой (Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.) 2010г, допущенной Министерством образования РФ. Содержит пояснительную за...
Урок химии в 10кл. ГИДРОКСИДЫ: ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).
Урок направлен на изучение класса оснований и химических свойств, областей применения и классификации....
Открытый урок по теме" Показательные уравнения" 10кл.(2ч.)
Урок-обобщения знаний и способов решения показательных уравнений.На уроке использованы технология дифференцированного и разно-уровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-г...
методическая разработка урока в 10кл к учебнику М.З.Биболетова
Урок английского языка по теме "Progress and Development" в 10 классе с использованием интернета...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч
Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...
Календарно-тематическое планирование 10кл.
Календарно-тематическое планирование по технологии для 10 класса на 2012-2013 учебный год....