Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 8 классе
Тема урока: Реформы М.М.Сперанского.
Цели и задачи:
- познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований; определить причины отставки;
- развивать навыки анализа исторических источников, постановки и разрешения проблем;
- развивать умение оценивать исторических личностей через категории гуманности, непредвзятости.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации и документы учебника.
Основные понятия и даты: реформа, консерватизм,1810-образование Государственного совета, 1809-проект Сперанского «Введение к уложению государственных законов».1812-отставка Сперанского.
План урока:
- Биография Сперанского
- Проект реформ Сперанского: замыслы и результаты
- Отставка Сперанского
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка д/з. Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.»
1. Период правления Александра I:
- 1796-1801 гг.
- 1801-1825 гг.
- 1807-1826 гг.
- 1825-1855 гг.
2.Министерская реформа 1802 г. предусматривала:
- ликвидацию петровских коллегий
- передачу министерствам высшей судебной власти
- ослабление централизации и усиление местных начал
- выборность чиновников высшего и среднего звена
3.Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал:
- отмену крепостного права
- ликвидацию рекрутских наборов
- освобождение крестьян за выкуп с землёй с согласия помещика
- переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины
4. О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского?
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.
5.Один из воспитателей Александра I, швейцарский политик Ф. С. Лагарп был приверженцем идей:
- консерватизма
- либерализма
- сильной самодержавной власти
- социализма
6.Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.:
- война со Швецией за побережье Балтийского моря
- присоединение Камчатки и Приморья
- поддержка национально-освободительной войны польского народа
- возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время
7. Итогом военной кампании 1807 г. стало:
- присоединение Финляндии
- окончание русско-турецкой войны
- вступление русских войск в Париж
- заключение Тильзитского мира между Россией и Францией
8.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Событие | Значение события |
1. Сражение под Аустерлицем | А. Создание герцогства Варшавского |
2. Русско-иранская война 1804-1813 гг. | Б. Присоединение к России территории Закавказья |
3. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. | В. Распад третьей антифранцузской коалиции |
Г. Присоединение к России Бессарабии |
9. Вставьте пропущенное слово.
Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады.
3. Изучение нового материала.
Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский.
Читаем документ учебника о биографии Сперанского.
Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту?
А теперь попробуем разобраться в главных идеях и составить схему государственного управления по Сперанскому.
Император
Государственный Совет
(Законосовещательный орган)
Государственная Дума
(законодательный орган)
Министерства
(исполнительный орган
Сенат
(судебный орган)
Оцените положительные стороны проекта, которые сближают Россию с Европейскими странами.
- Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав
Назовите негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.
- Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.
Как же развиваются события дальше?
С 1807 по 1812 год его круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписывалось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был строг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 он был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.
Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему
- В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества?
- В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского?
Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.
- Обобщение нового материала.
Тестовое задание
1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся:
- высшим судебным органом
- законосовещательным органом при императоре
- главным органом исполнительной власти
- законодательным органом власти
2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в:
- 1803 г.
- 1805 г.
- 1809 г.
- 1811 г.
3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»:
- управление государством должно осуществляться на основе разделения властей
- вся полнота власти должна принадлежать только императору
- исполнительную власть осуществляет Сенат
- законодательная власть принадлежит министерствам
4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского:
- либералы
- консерваторы
- крепостные крестьяне
- рабочие
5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв):
Идеи | Авторы |
1) Ограничение самодержавной власти царя и ликвидация крепостного права | А) Негласный комитет |
2) Сохранение и упрочение самодержавия как единственного пути в развитии государственности России | Б) М. М. Сперанский |
3) Предоставление помещикам возможности освобождать своих крестьян за выкуп с землёй | В) Н. М. Карамзин |
5.Домашнее задание. П.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса
Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...
Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах
При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников - 12 – 14 человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...