Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме
Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК А.В. Торкунова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_batyevo_nashestvie_na_rus.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Батыево нашествие на Русь | 2 урок из 10 в разделе «Русские земли в середине XIII – XIV вв.» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок усвоения новых знаний | Форма урока: урок - исследование. Форма учебной деятельности: - фронтальная; - групповая. Метод обучения: частично-поисковый. |
Цель урока | Задачи урока |
Выяснить причины завоевания Руси монголами и оценить героизм и мужество русского народа в борьбе с ними, используя учебник, исторические карты и Интернет источники. | - самостоятельно изучить материал учебника, дополнительных и Интернет источников; - определить причины завоевания Руси монголами; - оценить чувства автора документа. |
Предполагаемый результат | |
Предметный результат | УУД |
Научатся определять термины: нойон, фураж, стан. Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголов, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя. | Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. Познавательные: совершенствовать навыки поисковой, исследовательской деятельности; выделять главную информацию в тексте; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология проблемного обучения. | Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник История России, 6 класс, под ред. А.В. Торкунова, М., Просвещение, 2016. |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
I. Организационный момент – время | |||
Проверяет готовность учащихся к уроку; создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу. | Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. |
II. Создание проблемной ситуации, целеполагание | |||
Создает условия для формулирования цели урока, обеспечивает мотивацию учения: «В первой половине XΙΙΙ в. новая опасность нависла над Русью, из Забайкальских степей к границам Руси подошли племена монголами». Почему Русские княжества, успешно боровшиеся со степными кочевниками, потерпели поражение в борьбе с монголами?» | Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке. Тема: «Нашествие с востока». Цель: «Выяснить причины завоевания Руси монголами, используя исторические карты и Интернет источники и создать опорную таблицу по теме урока». (слайд 1) | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - строить рассуждения; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - принимать и сохранять учебную цель и задачи. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. Фронтальный опрос. |
III. Первичное усвоение новых знаний | |||
Организовывает деятельность групп учащихся по открытию нового знания, побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности (группы формируются учителем заранее, с учётом уровня развития познавательных интересов участников, их межличностных интересов): «Работая в группах, выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы, оцените свою работу» (слайд 2) | Выполняют задания. (см. Приложение I) Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. Работают с учебником, Интернет источниками, историческими картами – заполняют в маршрутный лист. Отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные УУД: - формировать навык поисковой, исследовательской деятельности; - осуществлять поиск информации; - выделять главную информацию в тексте; - анализировать и синтезировать информацию. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять анализ учебного материала. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. Фронтальный опрос. |
IV. Первичная проверка понимания | |||
Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового знания, выявляет причины ошибок и исправляет их. Проверяет правильность заполнения маршрутных листов. | Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Первая группа: «» Вторая группа: «» Третья группа: «» Четвертая группа: «» Пятая группа: «» | Коммуникативные УУД: - презентовать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД: - определять правильность выполненного задания на основе сравнения различных образцов. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. Фронтальный опрос. |
V. Первичное закрепление - | |||
1. Организует самостоятельное выполнение каждым учащимся задания на применение новых знаний: «Изучите дополнительный материал. Ответьте на вопрос: в чем причины завоевания Руси монголами?» 2. Организует ситуацию формулирования проблемы следующего урока (Гиперссылка схема). | 1. Самостоятельно выполняют задание. Изучают предложенный дополнительный материал. Используют приобретенные знания в практической деятельности. Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии». (гиперссылка «Причины») | Познавательные УУД: - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - формировать умения смыслового чтения; - оформлять свои мысли в устной форме; - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; - осуществлять работу в группе. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - ориентироваться в содержании предмета; - контролировать и корректировать свою деятельность. | Оценивание успешности своей деятельности Устные высказывания. Оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению* - | |||
Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Объявляет критерии оценки домашнего задания. | Фиксируют задания в дневнике, задают уточняющие вопросы. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое. Коммуникативные УУД: - слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: - соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; - объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание; - способность организовать собственную деятельность. | Устные высказывания. |
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) - | |||
Создаёт ситуацию для осмысления всей работы на уроке: «С помощью таблицы «Критерии самооценки деятельности ученика на уроке» заполните, пожалуйста, оценочный лист и определите свою отметку за урок». | Анализируют и оценивают успешность достижения цели. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Устные высказывания. Оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива. |
Приложение I.
Маршрутный лист 1
- Изучите § 16 п.1 с. 12 – 13, дополнительный материал.
- Подготовьте ответ на вопросы: Когда Батый вторгся в Рязанское княжество? Что потребовал Батый от рязанцев? Приведите примеры героизма защитников Рязанского княжества?
- Представьте результат работы классу.
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
Маршрутный лист 2
- Изучите §16 учебника пункт 2 с. 14 – 15, дополнительный материал.
- Подготовьте ответ на вопросы: Когда войско Батыя подошло к Владимиру? Что использовали монголы во время штурма города? Каковы были действия владимирского князя Юрия Всеволодовича?
- Представьте результат работы классу.
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
Маршрутный лист 3
- Изучите дополнительный материал «Из исторического произведения», материал учебника на с. 15.
- Подготовьте ответ на вопросы:
В чем причины того, что монголы не дошли 100 верст до Новгорода и повернули назад? Почему Козельск назвали «злым городом»?
- Представьте результат работы классу.
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
Маршрутный лист 4
- Изучите §16 учебника пункт 2 с. 14 – 15
- Подготовьте ответ на вопросы: Когда Батый совершил поход на Южную Русь? В чем проявился героизм киевлян?
- Выполните задание 1 на с. 19 учебника (думаем, сравниваем, размышляем).
- Подготовь свой вариант ответа на вопрос: Почему русские княжества, успешно боровшиеся со степными кочевниками, потерпели поражение в борьбе с монголами?»
- Представьте результат работы классу.
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
Маршрутный лист 5
- Работа с контурной картой: обозначьте стрелками направление нашествия монголов, обозначьте первыми буквами названия городов Рязань, Владимир, Москва, Торжок, Новгород, Козельск, обозначь место сражения на р. Сити.
- Представьте результат работы классу.
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС
Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина Л. Г....
Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...
Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.
Описание проекта урока1. Предмет: история России2. Класс: 63. Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Нашествие с Востока"
Данная технологическая карта урока предлагает один из вариантов изучения темы "Нашествие с Востока", в ходе которого обучающиеся узнают о нашестви Орды на Русь и выясненяют причины пор...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV
Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ (дистанционный урок) по теме: "Окончание Смуты. Новая династия."
Урок разработан по технологии критического мышления. Использование различных интернет - сервисов дает возможность разрабатывать задания, направленные как на развитие познавательного интереса к п...